Роль образования как базового социального института в социализации личности
29.03.2022
Коростелева Ю.Е.
Роль образования как базового социального института
в социализации личности (на примере традиционных семейных ценностей)
Актуальность темы исследования обусловлена духовным кризисом, которым охвачены все сферы общества. Духовный кризис проявляется в дисфункциональных изменениях: в сфере образования – это остаточное финансирование, отсутствие заинтересованных студентов и преподавателей, отсталое финансирование; в семье – рост разводов, падение рождаемости, гендерная асимметрия; в религии – утилитарное толкование веры, категория «примкнувших верующих», «личностный смысл» в вопросах веры.
Основанием духовного кризиса является кризис традиционных семейных ценностей таких, как «умение жить всей семьёй вместе», «обычай совместно проводить время, обедать, ужинать, праздновать совместные праздники, совместно трудиться, совместно отдыхать»; «бережное хранение семейных реликвий – святынь, через которые особенно явно ощущается живая связь поколений»; «традиция – воспитание детей; взаимная помощь и взаимная моральная поддержка её членов, непререкаемый авторитет мужчины как главы семейства; ухаживание старших детей за младшими в многодетной семье; «в правилах выбирать жениха и невесту, присматриваясь к будущей родне; соблюдение девической чистоты, целомудрия». [1]
Необходимость традиционных семейных ценностей в жизни человека обусловлена, прежде всего, мировоззренческим аспектом (смыслом жизни), так как традиционные ценности позволяет человеку смотреть на себя и на свою жизнь с точки зрения вечных ценностей. Русский философ и мыслитель И.А. Ильин писал по этому поводу: «В современном мире есть большая беда, а именно: оторванность человека от корней… Отрыв от корней – большая опасность в современном мире: потерявшая корни жизнь становится противоестественной; лишенная корней – безбожной. Затем наступает развязка человечество разрушается» [2. – С. 110, 115].
Сегодня система образования как социальный институт ставит главной задачей подготовку учащейся, студенческой молодёжи к активному участию в социальной жизни. Образование выполняет функции социализации личности, социально-экономическую, социально-политическую, социально-дифференцирующую, подготовку к семейной жизни. Все вышеперечисленные функции в той или иной мере выполнялись и выполняются в системе образования, за исключением функции подготовки к семейной жизни. В настоящее время система образования пытается восполнить этот пробел в формировании и транслировании традиционных семейных ценностей.
Так, в 90-е гг. в учебный курс средних школ был введён предмет «Этика и психология семейной жизни». Но в связи с тем, что отсутствовал профессорско-преподавательского состав и учебно-методические пособия, данный курс был дискредитирован. В настоящее время у данного курса – достойная замена, «второе рождение». Функция подготовки к семейной жизни реализуется в рамках курсов «ОРКСЭ», 4-5 кл. и «Нравственные основы семейной жизни», 10-11 кл. Рассмотрим каждый курс в отдельности.
В августе 2009 г. по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент РФ издал указ от 2 августа 2009 г. о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики. В сентябре 2012 г. данный курс вводится в учебный процесс общеобразовательных школ 4-5 классов во всех субъектах Федерации.
Учёными, священнослужителями и специалистами в области религии, привлечёнными Минобрнауки России, разрабатывается для школ комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Курс ОРКСЭ имеет культурологический статус: у всех модулей единая методическая и методологическая основа, преподают учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку. Целью комплексного курса является формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание уважения к иной культуре и умение вести диалог на равных, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения. Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для школьников 4-5 классов.
Курс ОРКСЭ рассчитан только в 4 и 5 классах на две школьные четверти: последнюю четверть 4 класса и первую четверть 5 класса. Курс преподаётся 2 часа (урока) в неделю (суммарно на 2 четверти – 34 часа), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.
Учебные пособия для школьников по курсу ОРКСЭ – это комплект из 6 книг, рассчитанных для обучения в 4-ом (1-ая часть) и 5-ом (2-ая часть) классе каждая. Учитывая возрастные возможности школьников 10-11-летнего возраста, учебные пособия по курсу нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, включают обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы.
В рамках курса регламентируются права родителей и учителей. Так, родители (законные представители школьников), самостоятельно руководствуясь собственными взглядами без рекомендации учителя могут выбрать один из модулей для обучения своего ребенка. Также родителям, настоятельно рекомендуется внимательно изучить учебные пособия по каждому модулю, которые выложены в Интернете и ответить для себя на вопрос: «какой модуль, а если быть точным учебник, по вашему мнению, будет содействовать формированию мотивации осознанного нравственного поведения, а именно сформирует личность (хорошего человека) в вашем ребёнке, знающую, думающую, способную вести диалог на равных, уважающую как собственную, так и иную культуру, умеющую видеть личностный смысл в любом виде деятельности, хранящую и передающую из поколения в поколение традиции российской государственности, традиционной семьи, в которой «мама, папа и я – дружная семья», уважающую старших, откликающуюся на проблемы обездоленных граждан РФ, внимательно относящейся как к глобальным проблемам, так и проблемам своей Родины?»
Что касается регламентации учительских прав, то учитель имеет право: в ходе подготовки к курсу проводить встречи с представителями религиозных организаций; предусмотреть организацию учебных групп школьников по тому или иному модулю курса из нескольких классов на базе одной школы и даже из нескольких классов ближайших по территориальному расположению школ; проводить занятия, имея соответствующую квалификацию, прошедшие соответствующую подготовку; при согласии родителей в учебных целях посещений культовых сооружений, например, храмов; последние уроки могут быть отведены для проведения школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», приуроченного к государственному празднику – Дню национального единства, проводимому 4 ноября.
По усмотрению образовательного учреждения школьно-семейный праздник может быть проведен в рамках внеучебной деятельности; в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое). Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются
Кроме того, образовательному учреждению рекомендуется не разделять учеников одного класса на группы на 1-м, 30-м и последующих уроках. Содержание 1-го и 30-го уроков – общее для всех модулей. На 31 – 34-м уроках рекомендуется провести презентацию творческих работ учащихся перед одноклассниками и родителями. Это позволит каждому ученику узнать о тех духовных, этических традициях, которые изучали его одноклассники, будет способствовать формированию у него уважительного отношения к другим взглядам и ценностям, к людям другого мировоззрения. Вместе с тем, учитель не имеет права определять за родителей (законные представители школьников), один из модулей для обучения ребенка.
Второй курс, в рамках которого осуществляется подготовка молодёжи к семейной жизни, это курс «Нравственные основы семейной жизни», 10-11 кл. Авторы курса – Иерей Дмитрий Моисеев, священник храма Рождества Христова, г. Екатеринбург, руководитель и духовник Центра защиты материнства «Колыбель», кандидат биологических наук; – Монахиня Нина (Надежда Николаевна Крыгина), насельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», кандидат психологических наук. [3]
Актуальность курса обусловлена тем, что «в настоящее время в России отмечается разрушение традиционных семейных ценностей у молодых людей и вследствие этого – высокое число разводов, абортов, низкая рождаемость. Данный учебный курс призван решить проблему трансляции традиционной для нашей культуры системы ценностей (ценность материнства, отцовства, пожизненного брака и др.), восстановить прерванные духовно-нравственные традиции семейного воспитания».
«Нравственные основы семейной жизни» представляют собой учебный курс, объединяющий знания о семье из разных научных областей: культурологии, психологии, социологии, медицины и теологии, философии.
Цель курса заключается в укреплении основ семейной жизни в российском обществе (представить учащимся знания и навыки, необходимые для создания крепкой, многодетной, счастливой семьи).
Задачи курса: «познакомить учащихся с основными понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни; сформировать первоначальные представления о семейной жизни с позиций психологии, культурологии и этики; способствовать пробуждению у учащихся желания создать крепкую, многодетную, счастливую семью; снизить или предотвратить риски на пути к созданию старшеклассниками в будущем крепкой, многодетной, счастливой семьи; познакомить учащихся со средствами решения потенциальных семейных проблем; научить старшеклассников основам психологической, культурологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений; помочь старшеклассникам задуматься о смысле жизни. Методы и формы учебной работы могут быть представлены беседами и лекциями; семинарскими занятиями и диспутами; анкетированием и тестированием; просмотром видеофильмов и прослушиванием аудиозаписей по темам занятий; написанием и защитой рефератов и творческих работ и др.».
По мнению экспертов, в частности Слободчикова Виктора Ивановича, доктора психологических наук, члена–корреспондента Российской Академии Образования: «…пособие соответствует требованиям, предъявляемым к учебным пособиям для старших классов общеобразовательной школы, содержательно и стилистически адаптировано к возрасту, достаточно полно иллюстрировано, дидактически выстроено, снабжено богатым материалом в мультимедийном сопровождении…».
Филиппов Борис Алексеевич, кандидата исторических наук, профессора кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ, утверждает: «… Авторское содружество профессионального психолога и священника позволяет создать уникальное по своему содержанию и необходимое современной школе учебное пособие. Психолог знакомит учащихся с современным уровнем научного знания о проблемах формирования и развития семьи, а священник – с не менее важной для учащихся, духовной составляющей семейной жизни. …Рецензируемое пособие в полной мере отвечает потребности воспитания у молодежи ответственного отношения к семье и родительству…»
Перечислим области применения курса «Нравственные основы семейной жизни». Первая группа рекомендаций к Министерству образования и науки (школы): учащимся, учителям, родителям. Во-первых, курс полезен для решения личностных проблем всех участников образовательного процесса. Изучение курса для молодых людей создаёт возможность просвещения в вопросах семейного образа жизни их родителей и учителей. Во-вторых, способствует формированию в процессе обучения со-бытийной среды. Преподавание семейного курса создаёт ситуацию, когда педагоги могут работать с семьями, в т.ч. и трудными.
Вторая группа рекомендаций к Министерству социальной защиты. Во-первых, укрепление института семьи; снижение числа неполных семей, матерей одиночек, воспитывающих детей и т.д. Во-вторых, улучшение социального климата в семьях. Оптимизация поло-ролевого и межпоколенного взаимодействия в семьях. В-третьих, эффективное использование внутренних ресурсов семьи по эмоциональной, психологической и социальной поддержке пожилых людей и инвалидов за счёт воспитания у молодёжи бережного отношения к ним. В-четвёртых, использование материалов учебного комплекса на курсах повышения квалификации и в социальных учреждениях работающих с детьми и молодёжью.
Третья группа рекомендаций к Министерству образования и науки (ВУЗы): ректорам, проректорам по воспитательной работе, преподавателям. Во-первых, социальный заказ на профессиональные кадры. В связи с возрастающим запросом на преподавание семейного курса в школе возрастает потребность в подготовке педагогических и научных кадров по семейной проблематике. Во-вторых, содержательное наполнение воспитательной работы со студентами в сфере семейных отношений. В-третьих, использование материалов курса в беседах со студентами и при преподавании предметов гуманитарной направленности.
Четвёртая группа рекомендаций Министерству здравоохранения. Во-первых, профилактика заболеваний передающихся половым путём, снижение числа подростковых абортов и ранних беременностей, сохранение репродуктивного здоровья молодёжи. Содержание курса можно рекомендовать для позитивного наполнения работы по сохранению репродуктивного здоровья подростков. Во-вторых, профилактика отказа родителей от детей.
Пятая группа рекомендаций к администрации (Федеральным, региональным, муниципальным уровням власти). Во-первых, снижение социальной напряжённости в обществе за счёт гармонизации семейных отношений, как в сфере супружеских, так и детско-родительских отношений. Необходимо учитывать, что подростковая среда из всех возрастных групп бывает наиболее агрессивна. Это во многом зависит от взаимодействия подростков с родителями. Во-вторых, улучшение демографической ситуации в плане: увеличения рождаемости; укрепления института брака; увеличения числа многодетных семей.
Кроме того, значимость курса определяется в первую очередь заинтересованностью самих учащихся курса, например: «Наконец с нами в школе стали говорить о жизни». Цитата из итогового анкетирования старшеклассника 10 класса 176 Еврогимназии г. Екатеринбурга после изучения курса «Нравственные основы семейной жизни».
Действительно, в учебный процесс вводится курс мировоззренческого характера, что крайне важно для старшеклассников. «В рамках его впервые речь идёт не столько о формировании понятий, сколько о смыслах и ценностях. Преподавание курса предполагает отношение к ребёнку не как к копилке знаний, а как к реальному, живому человеку, которому предстоит большая жизнь».
Авторы курса (Дмитрий Моисеев и Надежда Николаевна Крыгина) предлагают следующие варианты внедрения.[3] Во-первых, возвращение семейного курса, бывшего «Этикой и психологией семейной жизни» в базисный учебный план для старших классов (в перспективе). Преподавание в рамках классных часов (подобно «Уроку семьи» 1 сентября 2012 г.). В-вторых, преподавание в рамках регионального компонента (например, в предметной линии «Истоки» – для 10 и 11 классов). В-третьих, преподавание семейного курса в рамках школьного компонента. В-четвёртых, комплектация учебниками школьных библиотек для внедрения модулей в различные школьные дисциплины (литература, история, обществоведение, биология и др.). Уровни преподавания: Федеральный компонент. Региональный компонент. Школьный компонент.
В настоящее время курс проходит апробацию в ряде регионов России. Например, в г. Екатеринбурге и Свердловской области он преподаётся в десятках школ. 25 из них имели статус экспериментальных площадок Уральского отделения Российской Академии образования. Преподавание курса проходит также в Оренбургской, Калужской и Калининградской областях, в ряде школ Санкт-Петербурга, Челябинской, Костромской, Курганской областей, в Чувашской республике, на Дальнем Востоке.
Таким образом, в современных условиях на систему образования как на базовый социальный институт возлагается почётная миссия социализации личности, т.е. формирование и транслирование традиционных семейных ценностей. Данная цель может быть реализована с помощью курсов «ОРКСЭ», 4-5 кл. и «Нравственные основы семейной жизни»,10-11 кл. В связи с чем, возрастает роль личностного фактора в преподавании традиционных семейных ценностей, а именно педагоги школ и вузов России должны объединиться и приложить все силы к возрождению семейных ценностей в российском обществе.
Библиографический список
1. Моисеев Д., Крыгина Н.Н. Традиции семьи, рода и народа // Нравственные основы семейной жизни... – Екатеринбург; Ульяновск, 2010 г.
2. Ильин И.А. Книга раздумий и созерцаний. – М.: Альта-Принт, 2006.
3. Презентация курса «Нравственные основы семейной жизни, 10-11 кл. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravobraz.ru/wp-content/uploads/2014/02/5.
Роль образования как базового социального института
в социализации личности (на примере традиционных семейных ценностей)
Актуальность темы исследования обусловлена духовным кризисом, которым охвачены все сферы общества. Духовный кризис проявляется в дисфункциональных изменениях: в сфере образования – это остаточное финансирование, отсутствие заинтересованных студентов и преподавателей, отсталое финансирование; в семье – рост разводов, падение рождаемости, гендерная асимметрия; в религии – утилитарное толкование веры, категория «примкнувших верующих», «личностный смысл» в вопросах веры.
Основанием духовного кризиса является кризис традиционных семейных ценностей таких, как «умение жить всей семьёй вместе», «обычай совместно проводить время, обедать, ужинать, праздновать совместные праздники, совместно трудиться, совместно отдыхать»; «бережное хранение семейных реликвий – святынь, через которые особенно явно ощущается живая связь поколений»; «традиция – воспитание детей; взаимная помощь и взаимная моральная поддержка её членов, непререкаемый авторитет мужчины как главы семейства; ухаживание старших детей за младшими в многодетной семье; «в правилах выбирать жениха и невесту, присматриваясь к будущей родне; соблюдение девической чистоты, целомудрия». [1]
Необходимость традиционных семейных ценностей в жизни человека обусловлена, прежде всего, мировоззренческим аспектом (смыслом жизни), так как традиционные ценности позволяет человеку смотреть на себя и на свою жизнь с точки зрения вечных ценностей. Русский философ и мыслитель И.А. Ильин писал по этому поводу: «В современном мире есть большая беда, а именно: оторванность человека от корней… Отрыв от корней – большая опасность в современном мире: потерявшая корни жизнь становится противоестественной; лишенная корней – безбожной. Затем наступает развязка человечество разрушается» [2. – С. 110, 115].
Сегодня система образования как социальный институт ставит главной задачей подготовку учащейся, студенческой молодёжи к активному участию в социальной жизни. Образование выполняет функции социализации личности, социально-экономическую, социально-политическую, социально-дифференцирующую, подготовку к семейной жизни. Все вышеперечисленные функции в той или иной мере выполнялись и выполняются в системе образования, за исключением функции подготовки к семейной жизни. В настоящее время система образования пытается восполнить этот пробел в формировании и транслировании традиционных семейных ценностей.
Так, в 90-е гг. в учебный курс средних школ был введён предмет «Этика и психология семейной жизни». Но в связи с тем, что отсутствовал профессорско-преподавательского состав и учебно-методические пособия, данный курс был дискредитирован. В настоящее время у данного курса – достойная замена, «второе рождение». Функция подготовки к семейной жизни реализуется в рамках курсов «ОРКСЭ», 4-5 кл. и «Нравственные основы семейной жизни», 10-11 кл. Рассмотрим каждый курс в отдельности.
В августе 2009 г. по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент РФ издал указ от 2 августа 2009 г. о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики. В сентябре 2012 г. данный курс вводится в учебный процесс общеобразовательных школ 4-5 классов во всех субъектах Федерации.
Учёными, священнослужителями и специалистами в области религии, привлечёнными Минобрнауки России, разрабатывается для школ комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Курс ОРКСЭ имеет культурологический статус: у всех модулей единая методическая и методологическая основа, преподают учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку. Целью комплексного курса является формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание уважения к иной культуре и умение вести диалог на равных, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения. Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для школьников 4-5 классов.
Курс ОРКСЭ рассчитан только в 4 и 5 классах на две школьные четверти: последнюю четверть 4 класса и первую четверть 5 класса. Курс преподаётся 2 часа (урока) в неделю (суммарно на 2 четверти – 34 часа), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.
Учебные пособия для школьников по курсу ОРКСЭ – это комплект из 6 книг, рассчитанных для обучения в 4-ом (1-ая часть) и 5-ом (2-ая часть) классе каждая. Учитывая возрастные возможности школьников 10-11-летнего возраста, учебные пособия по курсу нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, включают обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы.
В рамках курса регламентируются права родителей и учителей. Так, родители (законные представители школьников), самостоятельно руководствуясь собственными взглядами без рекомендации учителя могут выбрать один из модулей для обучения своего ребенка. Также родителям, настоятельно рекомендуется внимательно изучить учебные пособия по каждому модулю, которые выложены в Интернете и ответить для себя на вопрос: «какой модуль, а если быть точным учебник, по вашему мнению, будет содействовать формированию мотивации осознанного нравственного поведения, а именно сформирует личность (хорошего человека) в вашем ребёнке, знающую, думающую, способную вести диалог на равных, уважающую как собственную, так и иную культуру, умеющую видеть личностный смысл в любом виде деятельности, хранящую и передающую из поколения в поколение традиции российской государственности, традиционной семьи, в которой «мама, папа и я – дружная семья», уважающую старших, откликающуюся на проблемы обездоленных граждан РФ, внимательно относящейся как к глобальным проблемам, так и проблемам своей Родины?»
Что касается регламентации учительских прав, то учитель имеет право: в ходе подготовки к курсу проводить встречи с представителями религиозных организаций; предусмотреть организацию учебных групп школьников по тому или иному модулю курса из нескольких классов на базе одной школы и даже из нескольких классов ближайших по территориальному расположению школ; проводить занятия, имея соответствующую квалификацию, прошедшие соответствующую подготовку; при согласии родителей в учебных целях посещений культовых сооружений, например, храмов; последние уроки могут быть отведены для проведения школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», приуроченного к государственному празднику – Дню национального единства, проводимому 4 ноября.
По усмотрению образовательного учреждения школьно-семейный праздник может быть проведен в рамках внеучебной деятельности; в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое). Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются
Кроме того, образовательному учреждению рекомендуется не разделять учеников одного класса на группы на 1-м, 30-м и последующих уроках. Содержание 1-го и 30-го уроков – общее для всех модулей. На 31 – 34-м уроках рекомендуется провести презентацию творческих работ учащихся перед одноклассниками и родителями. Это позволит каждому ученику узнать о тех духовных, этических традициях, которые изучали его одноклассники, будет способствовать формированию у него уважительного отношения к другим взглядам и ценностям, к людям другого мировоззрения. Вместе с тем, учитель не имеет права определять за родителей (законные представители школьников), один из модулей для обучения ребенка.
Второй курс, в рамках которого осуществляется подготовка молодёжи к семейной жизни, это курс «Нравственные основы семейной жизни», 10-11 кл. Авторы курса – Иерей Дмитрий Моисеев, священник храма Рождества Христова, г. Екатеринбург, руководитель и духовник Центра защиты материнства «Колыбель», кандидат биологических наук; – Монахиня Нина (Надежда Николаевна Крыгина), насельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», кандидат психологических наук. [3]
Актуальность курса обусловлена тем, что «в настоящее время в России отмечается разрушение традиционных семейных ценностей у молодых людей и вследствие этого – высокое число разводов, абортов, низкая рождаемость. Данный учебный курс призван решить проблему трансляции традиционной для нашей культуры системы ценностей (ценность материнства, отцовства, пожизненного брака и др.), восстановить прерванные духовно-нравственные традиции семейного воспитания».
«Нравственные основы семейной жизни» представляют собой учебный курс, объединяющий знания о семье из разных научных областей: культурологии, психологии, социологии, медицины и теологии, философии.
Цель курса заключается в укреплении основ семейной жизни в российском обществе (представить учащимся знания и навыки, необходимые для создания крепкой, многодетной, счастливой семьи).
Задачи курса: «познакомить учащихся с основными понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни; сформировать первоначальные представления о семейной жизни с позиций психологии, культурологии и этики; способствовать пробуждению у учащихся желания создать крепкую, многодетную, счастливую семью; снизить или предотвратить риски на пути к созданию старшеклассниками в будущем крепкой, многодетной, счастливой семьи; познакомить учащихся со средствами решения потенциальных семейных проблем; научить старшеклассников основам психологической, культурологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений; помочь старшеклассникам задуматься о смысле жизни. Методы и формы учебной работы могут быть представлены беседами и лекциями; семинарскими занятиями и диспутами; анкетированием и тестированием; просмотром видеофильмов и прослушиванием аудиозаписей по темам занятий; написанием и защитой рефератов и творческих работ и др.».
По мнению экспертов, в частности Слободчикова Виктора Ивановича, доктора психологических наук, члена–корреспондента Российской Академии Образования: «…пособие соответствует требованиям, предъявляемым к учебным пособиям для старших классов общеобразовательной школы, содержательно и стилистически адаптировано к возрасту, достаточно полно иллюстрировано, дидактически выстроено, снабжено богатым материалом в мультимедийном сопровождении…».
Филиппов Борис Алексеевич, кандидата исторических наук, профессора кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ, утверждает: «… Авторское содружество профессионального психолога и священника позволяет создать уникальное по своему содержанию и необходимое современной школе учебное пособие. Психолог знакомит учащихся с современным уровнем научного знания о проблемах формирования и развития семьи, а священник – с не менее важной для учащихся, духовной составляющей семейной жизни. …Рецензируемое пособие в полной мере отвечает потребности воспитания у молодежи ответственного отношения к семье и родительству…»
Перечислим области применения курса «Нравственные основы семейной жизни». Первая группа рекомендаций к Министерству образования и науки (школы): учащимся, учителям, родителям. Во-первых, курс полезен для решения личностных проблем всех участников образовательного процесса. Изучение курса для молодых людей создаёт возможность просвещения в вопросах семейного образа жизни их родителей и учителей. Во-вторых, способствует формированию в процессе обучения со-бытийной среды. Преподавание семейного курса создаёт ситуацию, когда педагоги могут работать с семьями, в т.ч. и трудными.
Вторая группа рекомендаций к Министерству социальной защиты. Во-первых, укрепление института семьи; снижение числа неполных семей, матерей одиночек, воспитывающих детей и т.д. Во-вторых, улучшение социального климата в семьях. Оптимизация поло-ролевого и межпоколенного взаимодействия в семьях. В-третьих, эффективное использование внутренних ресурсов семьи по эмоциональной, психологической и социальной поддержке пожилых людей и инвалидов за счёт воспитания у молодёжи бережного отношения к ним. В-четвёртых, использование материалов учебного комплекса на курсах повышения квалификации и в социальных учреждениях работающих с детьми и молодёжью.
Третья группа рекомендаций к Министерству образования и науки (ВУЗы): ректорам, проректорам по воспитательной работе, преподавателям. Во-первых, социальный заказ на профессиональные кадры. В связи с возрастающим запросом на преподавание семейного курса в школе возрастает потребность в подготовке педагогических и научных кадров по семейной проблематике. Во-вторых, содержательное наполнение воспитательной работы со студентами в сфере семейных отношений. В-третьих, использование материалов курса в беседах со студентами и при преподавании предметов гуманитарной направленности.
Четвёртая группа рекомендаций Министерству здравоохранения. Во-первых, профилактика заболеваний передающихся половым путём, снижение числа подростковых абортов и ранних беременностей, сохранение репродуктивного здоровья молодёжи. Содержание курса можно рекомендовать для позитивного наполнения работы по сохранению репродуктивного здоровья подростков. Во-вторых, профилактика отказа родителей от детей.
Пятая группа рекомендаций к администрации (Федеральным, региональным, муниципальным уровням власти). Во-первых, снижение социальной напряжённости в обществе за счёт гармонизации семейных отношений, как в сфере супружеских, так и детско-родительских отношений. Необходимо учитывать, что подростковая среда из всех возрастных групп бывает наиболее агрессивна. Это во многом зависит от взаимодействия подростков с родителями. Во-вторых, улучшение демографической ситуации в плане: увеличения рождаемости; укрепления института брака; увеличения числа многодетных семей.
Кроме того, значимость курса определяется в первую очередь заинтересованностью самих учащихся курса, например: «Наконец с нами в школе стали говорить о жизни». Цитата из итогового анкетирования старшеклассника 10 класса 176 Еврогимназии г. Екатеринбурга после изучения курса «Нравственные основы семейной жизни».
Действительно, в учебный процесс вводится курс мировоззренческого характера, что крайне важно для старшеклассников. «В рамках его впервые речь идёт не столько о формировании понятий, сколько о смыслах и ценностях. Преподавание курса предполагает отношение к ребёнку не как к копилке знаний, а как к реальному, живому человеку, которому предстоит большая жизнь».
Авторы курса (Дмитрий Моисеев и Надежда Николаевна Крыгина) предлагают следующие варианты внедрения.[3] Во-первых, возвращение семейного курса, бывшего «Этикой и психологией семейной жизни» в базисный учебный план для старших классов (в перспективе). Преподавание в рамках классных часов (подобно «Уроку семьи» 1 сентября 2012 г.). В-вторых, преподавание в рамках регионального компонента (например, в предметной линии «Истоки» – для 10 и 11 классов). В-третьих, преподавание семейного курса в рамках школьного компонента. В-четвёртых, комплектация учебниками школьных библиотек для внедрения модулей в различные школьные дисциплины (литература, история, обществоведение, биология и др.). Уровни преподавания: Федеральный компонент. Региональный компонент. Школьный компонент.
В настоящее время курс проходит апробацию в ряде регионов России. Например, в г. Екатеринбурге и Свердловской области он преподаётся в десятках школ. 25 из них имели статус экспериментальных площадок Уральского отделения Российской Академии образования. Преподавание курса проходит также в Оренбургской, Калужской и Калининградской областях, в ряде школ Санкт-Петербурга, Челябинской, Костромской, Курганской областей, в Чувашской республике, на Дальнем Востоке.
Таким образом, в современных условиях на систему образования как на базовый социальный институт возлагается почётная миссия социализации личности, т.е. формирование и транслирование традиционных семейных ценностей. Данная цель может быть реализована с помощью курсов «ОРКСЭ», 4-5 кл. и «Нравственные основы семейной жизни»,10-11 кл. В связи с чем, возрастает роль личностного фактора в преподавании традиционных семейных ценностей, а именно педагоги школ и вузов России должны объединиться и приложить все силы к возрождению семейных ценностей в российском обществе.
Библиографический список
1. Моисеев Д., Крыгина Н.Н. Традиции семьи, рода и народа // Нравственные основы семейной жизни... – Екатеринбург; Ульяновск, 2010 г.
2. Ильин И.А. Книга раздумий и созерцаний. – М.: Альта-Принт, 2006.
3. Презентация курса «Нравственные основы семейной жизни, 10-11 кл. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravobraz.ru/wp-content/uploads/2014/02/5.