Задать вопрос
Статьи

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

28.12.2024
УДК 376
Андреева О. Р.,
МДОУ «Детский сад № 54», г. Петрозаводск

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Аннотация. В данной статье нами отражена суть метода музыкальной терапии, его виды, польза музыкально-терапевтического подхода в работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Автор сообщает о роли музыки в жизни человека, об учёных, освящающих проблемы развития музыкальной терапии в своих исследованиях, о видах музыкальной терапии и техническом оснащении, необходимом для её реализации, в каких дидактических ситуациях и при каких нарушениях развития музыкальная терапия оказывается эффективной, какие условия имеют значение при определенном виде музыкальной терапии, какие методы и приёмы музыкальной терапии являются наиболее значимыми при различных особенностях развития, а также о влиянии создаваемых педагогом ситуаций успеха ребёнка на его социально-коммуникативное развитие.
Ключевые слова: музыкальные инструменты, музыкальная терапия, дидактическая иг-ра, коррекционная работа, нозология.
THE ROLE OF MUSIC THERAPY IN THE CORRECTIONAL
AND EDUCATIONAL WORK OF DEFECTOLOGIST TEACHER
Annotation. In this article, we reflect the essence of the method of music therapy, its types, the benefits of a musical therapeutic approach in the work of a speech pathologist teacher with children with special educational needs. The author reports on the role of music in human life, about scientists who consecrate the problems of the development of music therapy in their research, about the types of music therapy and the technical equipment necessary for its implementation, in which didactic situations and in which developmental disorders music therapy is effective, what conditions are important for a certain type of music therapy, what methods and the techniques of music therapy are the most significant for various developmental features, and also about the impact of the child's success situations created by the teacher on his social and communicative development.
Keywords: musical instruments, music therapy, didactic game, correctional work, nosology.

С древнейших времён человека окружали звуки. Сначала люди учились слышать музыку природы в шуме ветра, каплях дождя, в пении птиц, потрескивании древесины в костре. Позднее стали создавать первые музыкальные инструменты. В наши дни музы-кальных инструментов существует великое множество. Не все из нас профессионалы в игре на них, однако? музыкальное искусство стало доступным для каждого человека.
По мнению И. С. Константиновой, знакомство с миром музыки сегодня начинается ещё до нашего рождения, через композиции, которые слушает мать. Позднее ребёнок и сам начинает улавливать музыкальный ритм и производить хлопки в ладоши, притопы-вать ногой или качать головой, что свидетельствует о музыкальности, заложенной в нас природой [2, с. 11]. В дошкольном образовательном учреждении ребёнок приобщается к инструментам детского музыкального оркестра и, как сообщает в своих трудах О. Падынова, обретает первые навыки музицирования, учится петь, танцевать, постигает искусство выступлений [4].
В коррекционной работе существует понятие «музыкальная терапия». Музыкотерапия в коррекционной педагогике - метод, использующий музыку в качестве коррекционно-развивающего средства. В России исследованием проблем музыкально-терапевтических вмешательств в области коррекционного образования занимались такие учёные как: И. С. Константинова [2], В. Г. Колягина [1], Г. А. Праслова [3], О. П. Радынова [4] и др.
Выделяют четыре вида этого процесса. Остановимся на каждом из них подробнее.
Пассивная музыкотерапия предполагает прослушивание различных музыкальных композиций, в зависимости от психоэмоциональных потребностей объекта. Не требует никаких особых навыков и умений. Иными словами, музыка, по мнению В. Г. Колягиной, умеет, как успокоить, так и ободрить, заставить мечтать или наоборот, пробудить желание активных действий, вызвать улыбку или светлую грусть [1, с. 51]. К пассивной музы-котерапии относятся: прослушивание музыки дома, посещение концертов, в условиях детского сада это слушание музыки на занятиях, будь то исполнение взрослым на инструменте или фонограмма. При проведении коррекционно-развивающих занятий педагог может интонировать мотив песни об изучаемом объекте окружающего мира или явлении, а ребёнок в это время будет рассматривать картину или, например, манипулировать фигурками животных. Если позволяют его особенности здоровья, закрыть глаза и, слушая музыку, представить яркие образы.
Активная музыкотерапия, тот вид взаимодействия, при котором требуются определённые навыки обучающего и обучаемого. Предполагает активное участие в музыкальном процессе. Сюда входит пение, танец, игра на фортепиано и других инструментах. На этом этапе будет необходим наставник-профессионал. Так, например, в период до обучения нотной грамоте мы можем прикасаться к инструменту и слышать, как он звучит. В коррекционной работе инструмент выступает, как средство развития воображения, памяти, внимания, способности анализировать и находить сходства и различия. Ребенок, про-буя извлекать звук, отвечает на вопросы: «Как поёт птица, как топает медведь, как поют песню дети? Что будет, если погладить клавишу ласково? А если ударить по ней со всей силы? А что чувствуешь ты, когда мама гладит тебя по голове? А когда толкнул мальчик на прогулке? Как думаешь, что «чувствует» инструмент, когда с ним обращаются бережно?» Так музыкальное занятие может перерасти в беседу об эмоциональном интеллекте.
Всё, чему учится ребёнок, он может представить на специально организованном мероприятии: рассказать стихотворение под музыкальное сопровождение, исполнить песню или сыграть на инструменте. Побывав в ситуации успеха, почувствовав свою значимость в общем деле, ученик обретёт уверенность на сцене, а значит и в жизни.
Смешанная музыкальная терапия предполагает синтез двух предыдущих видов. Она представляет собой участие в музыкальном процессе, но без освоения профессиональных навыков. Г. А. Праслова констатирует, что в детском саду это участие в оркестре и игра на детских музыкальных инструментах, а также слушание других оркестрантов [3]. Это не то же самое, что деятельность профессионального музыканта, однако учит быть внимательным, развивает мелкую моторику и слух, совершенствует способность к соблюдению последовательностей «сначала-потом», «до и после», умение действовать по инструкции, ориентироваться во времени и пространстве.
Музыкотерапия, при которой музыка тесно соприкасается с другими видами ис-кусств, носит название интегративной: так мы можем сочетать игру и пение, тем самым развивая фонематический слух и совершенствуя координацию, лепить, рисовать под му-зыку, развивая пространственные представления, воображение, мышление, память, рас-сказывать сказку и петь песню персонажа, играя на металлофоне, тем самым тренируя речевой выдох и способности интонирования за счёт изображения разных голосов, соби-рать пазл по сказке под музыкальное сопровождение, осваивая понятие части и целого, а можем придумать различные игры на освоение фигур, форм, цвета, счёта и т. д.
Мы имеем возможность сочетать музыку и сенсорное оборудование, например балансир, представляя, что летим на самолете или нырять, как «рыбки» в сухой бассейн, классифицируя шарики по цвету и обогащая сенсорный опыт, заворачиваться в утяжелённое одеяло и раскачиваться под мелодию колыбельной песни, катать по ладошке Ко-лобка (тактильный мячик) или «лепить» пирожки, перекладывая из руки в руку тактильные мешочки. Все эти активности оказывают благотворное влияние на вестибулярную, проприоцептивную, зрительную, слуховую и другие системы организма, в конечном счете, повышая качество жизни ребенка.
Подводя итог, хочется отметить, что независимо от нозологии, каждому воспитан-нику является возможным подбор подходящих методов и приёмов воздействия средствами музыкальной терапии. Так детям с речевыми нарушениями будет особенно полезен вокал, тем, у кого есть моторные трудности и нарушения опорно-двигательного ап-парата, помощь окажет участие в оркестре и танце, а дети с расстройствами аутистического спектра смогут найти свой язык общения с миром через игру на инструменте, композицию, импровизацию.
Список литературы
1. Колягина В. Г. Музыкотерапия в специальном образовании: учебно-методическое пособие. Москва : Прометей, 2019. 108 с.
2. Константинова И. С. Музыкальные занятия с особым ребенком: взгляд нейропсихолога. Изд. 3-е испр. и доп. Москва : Теревинф, 2018. 392 с.
3. Праслова Г. А. Инструментальное музицирование, как средство активной музы-котерапии. Музыкотерапия в музыкальном образовании: Матер. Первой Междунар. на-уч.-практ. конф. 5 мая 2008 г., Санкт-Петербург / сост. и науч. ред. проф. А. С. Клюев. Санкт Петербург : Астерион, 2008. 168 с.
4. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания высших и средних педагогических учебных заведений. Москва : Издательский центр «Академия», 1998. 240 с.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.