РОЛЬ МУЗЕЙНЫХ ЗАНЯТИЙ И ЭКСКУРСИЙ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ ОРЕНБУРГСКОГО КАЗАЧЕСТВА
07.01.2023
Фурцев А.А.
МУ «Верхнеуральский районный краеведческий музей», г. Верхнеуральск
РОЛЬ МУЗЕЙНЫХ ЗАНЯТИЙ И ЭКСКУРСИЙ В ИЗУЧЕНИИ
ИСТОРИИ ОРЕНБУРГСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Аннотация. Статья обобщает большой опыт работы Верхнеуральского районного краеведческого музея при изучении истории оренбургского казачества, а также роль музейных занятий при воспитании молодого поколения в сегодняшних непростых реалиях.
Ключевые слова: Верхнеяицкая пристань, Верхнеяицкая крепость, Оренбургская губерния, Верхнеуральский уезд, оренбургское казачество, музейная педагогика, музейные предметы.
Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из самых острых в современной жизни. На что ориентировать молодёжь? На каких нравственных ценностях растить молодое поколение? Одной из важных задач гражданского общества является воспитание юношей и девушек настоящими патриотами своей страны и любимого края.
Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания молодёжи является использование культуры и традиций казачества. Обращаясь к истории России и её народа, подросток, либо молодой человек начинает понимать всё величие Родины, в нём растёт потребность стать творцом и полноценным гражданином российского общества.
В настоящее время в Верхнеуральске одним из важнейших центров сохранения истории и культуры оренбургского казачества является районный краеведческий музей.
За долгие годы в основном фонде музея собран немалый исторический и этнографический материал по истории и культуре оренбургского казачества: одежда, оружие, предметы быта и орудия труда, фотоматериалы.
Из истории мы знаем, что Верхнеуральск самый старый и маленький город Челябинской области [1, с. 8]. Своё начало Верхнеуральск получил от Верхнеяицкой пристани, которая была заложена в марте 1735 г.
[2, с. 51]. Через два года здесь начала строиться крепость, которая смогла устоять и уцелеть даже во время Пугачёвского бунта [3, с. 6]. В 1781 г. Верхнеяицкая крепость получила статус города и центра одноимённого уезда [4, с. 15]. В июне 1782 г. утверждается герб города.
К концу XIX в. Верхнеуральский уезд становится самым большим по площади (занимал 27% территории) и численности населения в Оренбургской губернии [5, с. 119]. На территории уезда находят рассыпное золото, строятся чугунолитейные и железоделательные заводы. Однако основная масса жителей занимается сельским трудом, в том числе и оренбургские казаки. Оренбургское казачье войско (далее ‒ ОКВ) ведёт своё начало от самарских казаков с 1574 г., но собственное название как Оренбургское оно получило только в 1748 г. [6, с. 20]. К середине XIX в. ОКВ стало делиться на три отдела: центром I отдела являлся Оренбург, центром II отдела по началу был Орск, а с 1877г. стал Верхнеуральск, штаб III отдела находился в Троицке. Почти все земли в Верхнеуральском уезде были войсковыми. Оренбургское казачество уникально по своим функциям – это и военные служивые люди и в тоже время, крестьяне, занятые обыкновенным сельским трудом.
С верхнеуральской земли вышли великие военачальники. Основатель легендарной династии генералов Иван Никитич Скобелев, который был главным адъютантом у Михаила Кутузова, закончил Верхнеуральское военно-сиротское отделение. Генерал-майор ОКВ Фёдор Митрофанович Стариков, участник многих военных кампаний и сражений, один из первых историков ОКВ [7, с. 17].
Любовь к Родине, дорогому краю, дому, семье – это одно из самых благородных чувств человека, которое необходимо неизменно воспитывать. Значительную роль в воспитании патриотических чувств играет изучение истории средствами музея. Обучающие программы музея реализовываются в форме экскурсий, занятий, уроков, викторин, встреч, лекций, выставок, а также краеведческих конференций.
Разнообразие и подлинность музейных предметов, а также общение с экскурсоводами музея дают максимальную вероятность реализовать потребности обучающихся в наглядных формах обучения и развивать их интерес к организации жизни и быта оренбургских казаков.
Музейная педагогика доставляет возможность объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах, организовать интересные встречи с казаками, ветеранами войны и труда, почётными жителями города и района, вести исследовательскую работу, используя материалы, как из основного, так и библиотечного фондов музея.
Для лучшего восприятия достаточно объёмной текстовой информации из истории оренбургских казаков и с биографиями некоторых из них, а также информации о казачьих обычаях и традициях разнообразные музейные мероприятия всегда сопровождают интерактивными моментами: для ребят приводят в пример казачьи пословицы и поговорки, школьников и студентов знакомят с играми и забавами казаков. Благодаря таким интерактивным моментам музейные занятия делаются увлекательными и не сильно перегруженными историческими материалами. Кроме того, в музее учащихся знакомят с оригиналами фотографий либо их копиями, например, фотографией Георгиевской церкви, существовавшей в начале 20 века на территории Верхнеуральской станицы. Данная церковь была построена по инициативе Дмитрия Ивановича Каширина, станичного атамана с 1891 по 1918 гг. и отца братьев Кашириных [8, с. 126-127]. Два первых сына Д.И. Каширина – Николай и Иван стали Героями Гражданской войны. На музейных уроках детей знакомят с темой: «Генеалогическое древо моей семьи» на примере древа семьи Кашириных, а ещё с ребятами разбирают такие понятия, как «казак», «казачья шашка», «казачья пика» и другие.
Главная цель этих мероприятий в музее заключается в том, чтобы познакомить кадетов, студентов и школьников с биографиями славных земляков, побудить их к изучению истории родного города и в то же время развить интерес к истории своей семьи.
В течение года музейные сотрудники участвуют в праздновании памятных дат и дней воинской славы, а также в проведении тематических выставок, конкурсов, просмотре документальных фильмов. На базе музея проводят: часы истории, лекции, уроки мужества, встречи с ветеранами локальных войн и конфликтов, а также с людьми категории «Дети войны» и «Узники концлагерей».
Далее приведу конкретные примеры музейных мероприятий.
Уже много лет мы тесно сотрудничаем с Верхнеуральской детской школой искусств и совместно с её преподавателями организуем выставки и занятия, посвящённые Фёдору Митрофановичу Старикову – этнографу, историку, генерал-майору, атаману 2-го военного отдела Оренбургского казачьего войска [4, с. 255], действительному члену Русского географического общества и Оренбургской учёной архивной комиссии. Жизнь Ф.М. Старикова была тесным образом связана и с Верхнеуральском. Он был почётным казаком станиц Челябинской и Верхнеуральской. Стариков проживал в городе Верхнеуральске – в доме, где ныне расположена Детская школа искусств. В постоянной экспозиции музея есть информационный стенд, посвящённый Ф.М. Старикову. 13 июня 2017 г. в Детской школе искусств размашисто отметили 175-й юбилей генерал-майора, тогда же в самой школе возник исторический уголок, посвящённый знатному земляку. В этом году верхнеуральцы также широко отметили 180-летие казачьего генерала Старикова.
9 октября 2016 г. в Верхнеуральском доме культуры прошёл областной фестиваль казачьей культуры «Родники золотой долины». Сотрудниками краеведческого музея была организована выставка, посвящённая казачеству. Были выставлены экспонаты, книги и планшеты с фотографиями казаков Верхнеуральского уезда, а также размещены старинные фотографии казаков, хранящиеся в фондах краеведческого музея.
28 октября 2016 г. в выставочном зале краеведческого музея прошло открытие выставки «Родники золотой долины». Выставка стартовала в рамках XIII областного фестиваля традиционной казачьей культуры.
19 апреля 2013 г. в выставочном зале верхнеуральского музея, состоялось открытие экспозиции, посвящённой 150-летнему юбилею Николая Петровича Мальцева, который был уроженцем Верхнеуральска. Коля Мальцев появился на свет в 1863 г. [4, с. 226]. Именитый казак дослужился до больших чинов и в апреле 1917г. был первым демократически избранным атаманом ОКВ. Сотрудники музея, краеведы, родственники, городская общественность и муниципальная власть приняли совместное решение об увековечивании памяти о знатном верхнеуральце. Распоряжением Главы района была создана рабочая группа по подготовке мероприятий, посвящённых организации празднования юбилея Н.П.
Мальцева. Были проведены краеведческие изыскания, подготовлены и опубликованы газетные материалы, подготовлены доклады и сообщения на районной краеведческой конференции.
Начиная с 2017 г., музей принимает участие в ежегодной акции «День российских кадет в музее». В этот день верхнеуральский музей бесплатно посещают кадеты, патриоты и юнармейцы школ города и района. Для этого заранее специалисты музея разрабатывают необычные программы: тематические экскурсии и выставки, уроки мужества и встречи с интересными людьми. Также верхнеуральские кадеты каждый год становятся участниками международных и всероссийских акций «Ночь музеев», которая проходит в мае и «Ночь искусств» (проводится в начале ноября).
В 2018 г. в выставочном зале музея состоялась выставка Галины Ивановны Гончаровой, заведующей музеем истории МГТУ имени Носова «Наше наследие», которая была посвящена казачьему быту и одежде казаков. Жители Верхнеуральска с интересом познакомились с уникальными предметами старины, коллекцией фотографий и документов станицы Магнитной, среди которых можно было встретить документы и фото верхнеуральцев.
Ежегодно, начиная с 2020 г., школьники и педагоги общеобразовательных школ города и района становятся участниками краеведческой конференции имени Р.А. Мухамедьянова, которая проводится на площадке краеведческого музея.
Сотрудники музея постоянно участвуют в выездных выставках совместно с казаками Верхнеуральской станицы. К примеру, в 2021 г. музей принял участие в мероприятии, посвящённом 30-летию возрождения казачества в России. Данная выставка, смонтированная музейщиками, познакомила горожан и гостей города с казачьим бытом и традициями казаков.
Краеведческий музей на постоянной основе и долгие годы сотрудничает с Верхнеуральским агротехнологическим техникумом-казачьим кадетским корпусом. Студенты техникума и кадеты активно участвуют в музейных мероприятиях разной тематической направленности.
Многолетняя совместная работа сотрудников музея с учителями и преподавателями города и района не оставляет детей равнодушными к истории и культуре российского народа и их малой родины. Специалистами музея разработан цикл уроков и занятий для младших школьников на тему: «Казачья изба», «Жили – были», «Сказки на ночь».
Особенно занимательно проходят театрализованные уроки и занятия с участием ребят из школ и детских садов. Дети рассаживаются в казачьей горнице, где им рассказывают о предметах старины. Ребята с трепетом трогают старинный рубель, жернова, прялку и многое другое. Всё это делает жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культурный уровень, развивает интеллект.
Музей – это кладезь знаний для каждого дошкольника, ученика, студента, а мы, сотрудники музея, должны использовать возможности фондов и экспозиции музея, накопленные многими поколениями верхнеуральцев для того, чтобы воспитать у учащихся элементы исторического сознания и сформировать у них конкретные знания в области истории, формировать у ребят чувства национального самосознания и любви к истории родного края. Музей – это машина времени, которая помогает перенестись в прошлое всякому человеку, ведь у любой казачьей семьи есть историческое прошлое.
Знать личную историю – значит твёрдо стоять на дорогой земле, гордиться её героическим прошлым, быть достойным её славного будущего. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», – эти слова А.С. Пушкина актуальны и сегодня.
Библиографический список
1. Федосихин В.С., Лосев В.Д. Верхнеуральск. Патриарх городов Южного Урала. Магнитогорск: ООО «Южно-Уральская полиграфическая ассоциация», 2007. 200 с.
2. Фонтов М.С. Между Европой и Азией. Челябинск: ЧПО «Книга», 2014. 256 с.: ил.
3. Старый Верхнеуральск в слове современников. Собрание текстов и материалов / сост: В.С. Боже, И.В. Купцов. Челябинск: Абрис, 2009. 308 с.
4. Мухамедьянов Р.А. Верхнеуральский край: Земля и люди. Челябинск: Абрис, 2014. 336 с.
5. Мухамедьянов Р.А. На Урал-реке. Челябинск: Рифей, 1999. 388 с.: ил.
6. Шибанов Н.С. Оренбургское казачество XVIII-XIX века. Часть II. Книга для учащейся казачьей молодёжи. Челябинск, 2003. 288 с.
7. Стариков, Ф.М. Избранные труды по истории Оренбургского казачьего войска. Челябинск: АванТитул, 2016. 360 с.
8. Мухамедьянов Р.А. Каширины. Магнитогорск: Магнитогорский дом печати, 2017. 464 с.
МУ «Верхнеуральский районный краеведческий музей», г. Верхнеуральск
РОЛЬ МУЗЕЙНЫХ ЗАНЯТИЙ И ЭКСКУРСИЙ В ИЗУЧЕНИИ
ИСТОРИИ ОРЕНБУРГСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Аннотация. Статья обобщает большой опыт работы Верхнеуральского районного краеведческого музея при изучении истории оренбургского казачества, а также роль музейных занятий при воспитании молодого поколения в сегодняшних непростых реалиях.
Ключевые слова: Верхнеяицкая пристань, Верхнеяицкая крепость, Оренбургская губерния, Верхнеуральский уезд, оренбургское казачество, музейная педагогика, музейные предметы.
Проблема воспитания подрастающего поколения является одной из самых острых в современной жизни. На что ориентировать молодёжь? На каких нравственных ценностях растить молодое поколение? Одной из важных задач гражданского общества является воспитание юношей и девушек настоящими патриотами своей страны и любимого края.
Сегодня одним из основных направлений патриотического воспитания молодёжи является использование культуры и традиций казачества. Обращаясь к истории России и её народа, подросток, либо молодой человек начинает понимать всё величие Родины, в нём растёт потребность стать творцом и полноценным гражданином российского общества.
В настоящее время в Верхнеуральске одним из важнейших центров сохранения истории и культуры оренбургского казачества является районный краеведческий музей.
За долгие годы в основном фонде музея собран немалый исторический и этнографический материал по истории и культуре оренбургского казачества: одежда, оружие, предметы быта и орудия труда, фотоматериалы.
Из истории мы знаем, что Верхнеуральск самый старый и маленький город Челябинской области [1, с. 8]. Своё начало Верхнеуральск получил от Верхнеяицкой пристани, которая была заложена в марте 1735 г.
[2, с. 51]. Через два года здесь начала строиться крепость, которая смогла устоять и уцелеть даже во время Пугачёвского бунта [3, с. 6]. В 1781 г. Верхнеяицкая крепость получила статус города и центра одноимённого уезда [4, с. 15]. В июне 1782 г. утверждается герб города.
К концу XIX в. Верхнеуральский уезд становится самым большим по площади (занимал 27% территории) и численности населения в Оренбургской губернии [5, с. 119]. На территории уезда находят рассыпное золото, строятся чугунолитейные и железоделательные заводы. Однако основная масса жителей занимается сельским трудом, в том числе и оренбургские казаки. Оренбургское казачье войско (далее ‒ ОКВ) ведёт своё начало от самарских казаков с 1574 г., но собственное название как Оренбургское оно получило только в 1748 г. [6, с. 20]. К середине XIX в. ОКВ стало делиться на три отдела: центром I отдела являлся Оренбург, центром II отдела по началу был Орск, а с 1877г. стал Верхнеуральск, штаб III отдела находился в Троицке. Почти все земли в Верхнеуральском уезде были войсковыми. Оренбургское казачество уникально по своим функциям – это и военные служивые люди и в тоже время, крестьяне, занятые обыкновенным сельским трудом.
С верхнеуральской земли вышли великие военачальники. Основатель легендарной династии генералов Иван Никитич Скобелев, который был главным адъютантом у Михаила Кутузова, закончил Верхнеуральское военно-сиротское отделение. Генерал-майор ОКВ Фёдор Митрофанович Стариков, участник многих военных кампаний и сражений, один из первых историков ОКВ [7, с. 17].
Любовь к Родине, дорогому краю, дому, семье – это одно из самых благородных чувств человека, которое необходимо неизменно воспитывать. Значительную роль в воспитании патриотических чувств играет изучение истории средствами музея. Обучающие программы музея реализовываются в форме экскурсий, занятий, уроков, викторин, встреч, лекций, выставок, а также краеведческих конференций.
Разнообразие и подлинность музейных предметов, а также общение с экскурсоводами музея дают максимальную вероятность реализовать потребности обучающихся в наглядных формах обучения и развивать их интерес к организации жизни и быта оренбургских казаков.
Музейная педагогика доставляет возможность объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах, организовать интересные встречи с казаками, ветеранами войны и труда, почётными жителями города и района, вести исследовательскую работу, используя материалы, как из основного, так и библиотечного фондов музея.
Для лучшего восприятия достаточно объёмной текстовой информации из истории оренбургских казаков и с биографиями некоторых из них, а также информации о казачьих обычаях и традициях разнообразные музейные мероприятия всегда сопровождают интерактивными моментами: для ребят приводят в пример казачьи пословицы и поговорки, школьников и студентов знакомят с играми и забавами казаков. Благодаря таким интерактивным моментам музейные занятия делаются увлекательными и не сильно перегруженными историческими материалами. Кроме того, в музее учащихся знакомят с оригиналами фотографий либо их копиями, например, фотографией Георгиевской церкви, существовавшей в начале 20 века на территории Верхнеуральской станицы. Данная церковь была построена по инициативе Дмитрия Ивановича Каширина, станичного атамана с 1891 по 1918 гг. и отца братьев Кашириных [8, с. 126-127]. Два первых сына Д.И. Каширина – Николай и Иван стали Героями Гражданской войны. На музейных уроках детей знакомят с темой: «Генеалогическое древо моей семьи» на примере древа семьи Кашириных, а ещё с ребятами разбирают такие понятия, как «казак», «казачья шашка», «казачья пика» и другие.
Главная цель этих мероприятий в музее заключается в том, чтобы познакомить кадетов, студентов и школьников с биографиями славных земляков, побудить их к изучению истории родного города и в то же время развить интерес к истории своей семьи.
В течение года музейные сотрудники участвуют в праздновании памятных дат и дней воинской славы, а также в проведении тематических выставок, конкурсов, просмотре документальных фильмов. На базе музея проводят: часы истории, лекции, уроки мужества, встречи с ветеранами локальных войн и конфликтов, а также с людьми категории «Дети войны» и «Узники концлагерей».
Далее приведу конкретные примеры музейных мероприятий.
Уже много лет мы тесно сотрудничаем с Верхнеуральской детской школой искусств и совместно с её преподавателями организуем выставки и занятия, посвящённые Фёдору Митрофановичу Старикову – этнографу, историку, генерал-майору, атаману 2-го военного отдела Оренбургского казачьего войска [4, с. 255], действительному члену Русского географического общества и Оренбургской учёной архивной комиссии. Жизнь Ф.М. Старикова была тесным образом связана и с Верхнеуральском. Он был почётным казаком станиц Челябинской и Верхнеуральской. Стариков проживал в городе Верхнеуральске – в доме, где ныне расположена Детская школа искусств. В постоянной экспозиции музея есть информационный стенд, посвящённый Ф.М. Старикову. 13 июня 2017 г. в Детской школе искусств размашисто отметили 175-й юбилей генерал-майора, тогда же в самой школе возник исторический уголок, посвящённый знатному земляку. В этом году верхнеуральцы также широко отметили 180-летие казачьего генерала Старикова.
9 октября 2016 г. в Верхнеуральском доме культуры прошёл областной фестиваль казачьей культуры «Родники золотой долины». Сотрудниками краеведческого музея была организована выставка, посвящённая казачеству. Были выставлены экспонаты, книги и планшеты с фотографиями казаков Верхнеуральского уезда, а также размещены старинные фотографии казаков, хранящиеся в фондах краеведческого музея.
28 октября 2016 г. в выставочном зале краеведческого музея прошло открытие выставки «Родники золотой долины». Выставка стартовала в рамках XIII областного фестиваля традиционной казачьей культуры.
19 апреля 2013 г. в выставочном зале верхнеуральского музея, состоялось открытие экспозиции, посвящённой 150-летнему юбилею Николая Петровича Мальцева, который был уроженцем Верхнеуральска. Коля Мальцев появился на свет в 1863 г. [4, с. 226]. Именитый казак дослужился до больших чинов и в апреле 1917г. был первым демократически избранным атаманом ОКВ. Сотрудники музея, краеведы, родственники, городская общественность и муниципальная власть приняли совместное решение об увековечивании памяти о знатном верхнеуральце. Распоряжением Главы района была создана рабочая группа по подготовке мероприятий, посвящённых организации празднования юбилея Н.П.
Мальцева. Были проведены краеведческие изыскания, подготовлены и опубликованы газетные материалы, подготовлены доклады и сообщения на районной краеведческой конференции.
Начиная с 2017 г., музей принимает участие в ежегодной акции «День российских кадет в музее». В этот день верхнеуральский музей бесплатно посещают кадеты, патриоты и юнармейцы школ города и района. Для этого заранее специалисты музея разрабатывают необычные программы: тематические экскурсии и выставки, уроки мужества и встречи с интересными людьми. Также верхнеуральские кадеты каждый год становятся участниками международных и всероссийских акций «Ночь музеев», которая проходит в мае и «Ночь искусств» (проводится в начале ноября).
В 2018 г. в выставочном зале музея состоялась выставка Галины Ивановны Гончаровой, заведующей музеем истории МГТУ имени Носова «Наше наследие», которая была посвящена казачьему быту и одежде казаков. Жители Верхнеуральска с интересом познакомились с уникальными предметами старины, коллекцией фотографий и документов станицы Магнитной, среди которых можно было встретить документы и фото верхнеуральцев.
Ежегодно, начиная с 2020 г., школьники и педагоги общеобразовательных школ города и района становятся участниками краеведческой конференции имени Р.А. Мухамедьянова, которая проводится на площадке краеведческого музея.
Сотрудники музея постоянно участвуют в выездных выставках совместно с казаками Верхнеуральской станицы. К примеру, в 2021 г. музей принял участие в мероприятии, посвящённом 30-летию возрождения казачества в России. Данная выставка, смонтированная музейщиками, познакомила горожан и гостей города с казачьим бытом и традициями казаков.
Краеведческий музей на постоянной основе и долгие годы сотрудничает с Верхнеуральским агротехнологическим техникумом-казачьим кадетским корпусом. Студенты техникума и кадеты активно участвуют в музейных мероприятиях разной тематической направленности.
Многолетняя совместная работа сотрудников музея с учителями и преподавателями города и района не оставляет детей равнодушными к истории и культуре российского народа и их малой родины. Специалистами музея разработан цикл уроков и занятий для младших школьников на тему: «Казачья изба», «Жили – были», «Сказки на ночь».
Особенно занимательно проходят театрализованные уроки и занятия с участием ребят из школ и детских садов. Дети рассаживаются в казачьей горнице, где им рассказывают о предметах старины. Ребята с трепетом трогают старинный рубель, жернова, прялку и многое другое. Всё это делает жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культурный уровень, развивает интеллект.
Музей – это кладезь знаний для каждого дошкольника, ученика, студента, а мы, сотрудники музея, должны использовать возможности фондов и экспозиции музея, накопленные многими поколениями верхнеуральцев для того, чтобы воспитать у учащихся элементы исторического сознания и сформировать у них конкретные знания в области истории, формировать у ребят чувства национального самосознания и любви к истории родного края. Музей – это машина времени, которая помогает перенестись в прошлое всякому человеку, ведь у любой казачьей семьи есть историческое прошлое.
Знать личную историю – значит твёрдо стоять на дорогой земле, гордиться её героическим прошлым, быть достойным её славного будущего. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», – эти слова А.С. Пушкина актуальны и сегодня.
Библиографический список
1. Федосихин В.С., Лосев В.Д. Верхнеуральск. Патриарх городов Южного Урала. Магнитогорск: ООО «Южно-Уральская полиграфическая ассоциация», 2007. 200 с.
2. Фонтов М.С. Между Европой и Азией. Челябинск: ЧПО «Книга», 2014. 256 с.: ил.
3. Старый Верхнеуральск в слове современников. Собрание текстов и материалов / сост: В.С. Боже, И.В. Купцов. Челябинск: Абрис, 2009. 308 с.
4. Мухамедьянов Р.А. Верхнеуральский край: Земля и люди. Челябинск: Абрис, 2014. 336 с.
5. Мухамедьянов Р.А. На Урал-реке. Челябинск: Рифей, 1999. 388 с.: ил.
6. Шибанов Н.С. Оренбургское казачество XVIII-XIX века. Часть II. Книга для учащейся казачьей молодёжи. Челябинск, 2003. 288 с.
7. Стариков, Ф.М. Избранные труды по истории Оренбургского казачьего войска. Челябинск: АванТитул, 2016. 360 с.
8. Мухамедьянов Р.А. Каширины. Магнитогорск: Магнитогорский дом печати, 2017. 464 с.