РОЛЬ МАГНИТОГОРСКОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ИЗУЧЕНИИ ПРАВОСЛАВИЯ В СТАНИЦЕ МАГНИТНОЙ И ГОРОДЕ МАГНИТОГОРСКЕ
15.01.2024
Старикова Г.И.
Магнитогорский историко-краеведческий музей, г. Магнитогорск
РОЛЬ МАГНИТОГОРСКОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ИЗУЧЕНИИ ПРАВОСЛАВИЯ В СТАНИЦЕ МАГНИТНОЙ И ГОРОДЕ МАГНИТОГОРСКЕ
Аннотация: Статья посвящена вопросу изучения православной истории станицы Магнитной и города Магнитогорска в Магнитогорском историко-краеведческом музее. Автор рассказал о формировании православных фондов музея, об артефактах, хранящихся в музее сегодня. Речь также идет о сложностях разработки данной темы в советский период, об основных принципах современной работы и о сотрудничестве с православной церковью. В статье подчеркивается важность изучения источников в комплексе (письменные, устные, фотографические, вещественные), общения с очевидцами, родственниками (даже далекими потомками), сотрудничества с историками, краеведами, а также священниками и прихожанами. Приведены примеры исследовательской работы по восстановлению конкретных страниц локальной истории православия через судьбы священников Александра Добролюбова (1895–1921) и Владимира Рожкова (1900–1966), события и артефакты.
Ключевые слова: музей, фонды, православие, выставки, епархия.
Магнитогорский краеведческий музей был основан в 1944 году как музей истории социалистического города Магнитогорска и металлургического комбината. Перед руководством была поставлена конкретная задача: воссоздать историю Магнитогорска и отобразить его роль и значение для нашей Родины. Многие темы до 80-х годов XX века оказались под запретом (голод, спецпереселенцы на Магнитострое, религия) или раскрывались односторонне (гражданская война) и имели определенную идеологическую окраску. Даже интерес к предметам досоветского времени не поощрялся, так среди критических замечаний в адрес музея были такие: «Музей Сталинской Магнитки превращен в хранилище предметов старины, здесь слишком увлекаются сбором предметов старины…». [1]
Несмотря на идеологические запреты, сотрудники музея собирали материалы по дореволюционной истории края и станицы Магнитной. Тема религиозных конфессий, и в частности православия, практически не поднималась, но предметы в музей поступали. Прежде всего, от отдельных людей – книги, иконы. А в 1961 году фонд музея пополнился несколькими десятками культовых предметов (иконы, книги, одеяния священнослужителей и даже нательные крестики и свечи из церковной лавки) из закрытого Свято-Никольского храма. Предметы бережно хранились в фондах музея, недоступные ни для посетителей, ни для сотрудников. В 1991 году практически все предметы были возвращены во вновь открытый храм, немногие, по договоренности с иереем Василием Сапрыкиным, были оставлены в музее.
Весь советский период православие, являвшееся на протяжении веков важнейшей частью жизни людей, оказалось за бортом музейных экспозиций (кроме музея религии и атеизма в городе Ленинграде). Первая выставка «Православие в городе Магнитогорске» состоялась в год 2000-летия Рождества Христова, на ней впервые в городе и музее прозвучала тема православия. В последующие годы было проведено еще 5 выставок, почти все совместно с РПЦ.
Планомерный сбор материалов и информации об истории религиозных организаций города, о храмах и священнослужителях начинается только с 1990 года научным сотрудником Г.И. Перегрюмовой (Стариковой). В настоящее время в фондах более 2 тысяч артефактов, относящихся к разделу «Религия». Многие материалы (документы, фотографии) находятся в стадии изучения и обработки.
В музее хранится более 60 икон, среди которых три («Спас Вседержитель», «Святой Пантелеймон» и «Троица»), с большой долей вероятности, из Свято-Троицкого храма станицы Магнитной. Кроме того, в 2000-е годы в музей из храмов города были переданы иконы и иконостас, созданные священником Мисаилом Адеговым. В 2021 году епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Зосима (Балин) передал в музей икону «Праотец Завулон». В музее также имеется интересная коллекция медных крестов, икон и складней.
Хранятся в музее и православные книги, среди них уникальные издания, такие как «Псалтирь» (1678 г.), «Евангелие напрестольное» (1696 г.), «Поучения преподобного Е. Сирина и св. Доротея» (1791 г.), «Страсти Христовы» (1906 г.) и другие. Имеются и облачения священнослужителей: священника и диакона из Свято-Никольского храма, а также епископов, переданные епископом Феофилактом (Курьянов) и епископом Иннокентием (Васецкий).
Имеются и личные коллекции священнослужителей: Корнилия Корепанова, Флора Бондеко, Мисаила Адегова, Владимира Осеннего и других.
Однако, музейная работа – это не только поиски предметного материала для экспозиций, создание выставок, но и исследовательская работа по истории православной жизни как в станице Магнитной, так и в городе Магнитогорске. Философ Николай Федоров писал, что «музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь, а не отнимать ее». Главная задача музея – это возвращение имен и судеб конкретных людей. Не просто сохранение предметов, но изучение, исследование, поиски новых фактов и интерпретаций. И, конечно, рассказ о людях, их жизни и наших исследованиях на выставках, лекциях, праздниках. За годы работы по данной теме удалось открыть имена многих священнослужителей и мирян. Более того, в некоторых случаях мы приоткрыли завесу над их повседневной жизнью, привычками, подвигами и страданиями. Прежде всего, это результат поиска в архивах. Огромная благодарность архивистам Оренбургской, Свердловской, Челябинской области, Государственного архива РФ. И, несомненно, сотрудникам Магнитогорского городского архива, где хранятся и метрические книги Свято-Троицкого храма станицы Магнитной (с 1852 по 1917 гг.), и документы советского периода, начиная с 20-х годов XX века. Важную роль играет и изучение справочной литературы, «Оренбургских епархиальных ведомостей» и других источников. Очень важно понимать, что мы не одиноки в своих исследованиях, изучать работы историков и краеведов, лично общаться с коллегами. Новые факты часто сообщают очевидцы событий, родственники и потомки священнослужителей. Кроме документальных и фотоматериалов, собраны и аудиозаписи (например, с дочерью священника Иоанна Щербатова, прихожанками Свято-Никольского храма).
Очень важным в восстановлении истории православия является понимание и поддержка епископов, священников и прихожан Магнитогорской и Верхнеуральской епархии. Особая благодарность доброму другу музея иконописцу Льву Попеленкову (Любимову).
Результатом многолетней работы по истории православия станицы Магнитной, стала книга Г.И. Стариковой «Будь верен до смерти» (2017 год). Архивные изыскания позволили раскрыть забытые события, восстановить имена священников и священнослужителей, подробнее рассказать о жизни казаков крепости и станицы Магнитной в конце XVIII – начале XX вв.
Было выявлено 37 новых имен (было известно лишь 10) священников и священнослужителей крепости и станицы Магнитной, таким образом, в настоящее время мы знаем практически всех, кто, так или иначе, был причастен к храмам станицы. Уже после издания, Г.И. Стариковой удалось найти новые архивные документы, неизвестные ранее фотографии станицы, Свято-Троицкой церкви и священников, интересные артефакты.
В настоящее время готовится книга по советскому периоду: об отношении к верующим в первые годы советской власти в Магнитном районе, о жизни в атеистическом Магнитогорске, открытии храмов после Великой отечественной войны, о священниках города Магнитогорска, периоде 90-х и начале 2000-х годов, современной истории Магнитогорской и Верхнеуральской епархии.
Одна из самых ярких личностей в истории православия нашего края – протоиерей Александр Добролюбов (1895–1921). В его судьбе отразились и проблемы православия конца XIX – начала XX века, и трагическая судьба священства в 20-30е гг. XX века в России.
Добролюбов Александр Васильевич родился в 1864 г. в семье псаломщика, окончил Костромскую духовную семинарию. Его биографию мы можем проследить и по архивным документам, и по упоминанию в ОЕВ, например, о его активном участии в работе Челябинского духовно-училищного окружного съезда как депутат XXIV благочиннического округа (1890–1891 гг.). С 1895 года служил в станице Магнитной. В станице Магнитной о. Александр активно занимался школьным делом, отличился и в миссионерстве – в метрических книгах сохранились записи о присоединении из раскола нескольких казаков. При отце Александре был построен новый Свято-Троицкий храм, закрытый в 1931 году, а через 6 лет затопленный, вместе с большей частью станицы.
В 1917 году Александру Васильевичу исполнилось 53 года. Умерла жена (в 1902 году при родах), выросли дети. Произошла революция. Как он жил в годы гражданской войны, как относился к происходящим изменениям в стране? В документах 20-х годов о. Александр не упоминается, последняя запись о совершении им треб относятся к 1917 году. О последующей его судьбе мы долгое время имели лишь разрозненные и часто противоречивые сведения, не были известны ни обстоятельства, ни дата его смерти. Однако было несомненно, что обстоятельства эти трагичны, что породило несколько версий. Даже не будучи достоверными, они раскрывают перед нами характер священника – его преданность православной церкви, смелость.
По версии В.П. Баканова: «Подгулявшие красноармейцы встали на пути, когда он шел на богослужение. Диалог был коротким: „Поп, сегодня службы не будет, и вообще перестань дурманить народ своим опиумом!“ – „Я не могу не служить, меня верующие ждут…“. Отец Александр решительно отстранил солдата, заступившего ему дорогу, и широко зашагал к церкви. Перед входом остановился, истово перекрестился на икону Святой Троицы. В этот момент кто-то из красноармейцев выстрелил ему в спину». [Баканов, 2]
Писатель В. Машковцев предлагает другую версию: «30 августа 1919 года бойцы доблестной Красной Армии выволокли на суд священника – Александра Добролюбова. Его долго били принародно рукоятями револьверов и вопрошали строго: в кого веришь? В бога или в советскую власть? В бога веришь или в Ленина? Служитель религиозного культа упрямо отвечал, что он верит в бога. Батюшку заставили замолчать четырьмя выстрелами в упор из револьвера». [Машковцев, 3]
В 2015 году два почти одновременных и независимых друг от друга события помогли выяснить истину о его гибели. Благодаря помощи верхнеуральского краеведа Василия Ашиткова, удалось найти внучку о. Александра – Фаину Васильевну Смирнову. В результате этого знакомства у нас появились фотографии и самого о. Александра и его семьи. И еще один счастливый случай – среди старых бумаг в верхнеуральском храме нашли тетрадь акафистов дочери о. Александра Сиры. На первой странице написано посвящение: «В память покойного дорогого отца протоиерея Александра Васильевича Добролюбова, последний раз мной виденный 29 ноября 1920 года, смерть его последовала 26 марта 1921 года». Фаина Васильевна со слов мамы рассказала об обстоятельствах смерти о. Александра: «Невинного человека забрали и увели в тюрьму. Посадили в общую камеру и когда на Пасху он начал службу, его вывели на тюремный двор и расстреляли». Жительница станицы Магнитной А.М. Коробова-Ефимова (1912–2006) вспоминала: «Когда я училась в школе, то дочь священника Сира Александровна Добролюбова, работала там учительницей. Однажды, во время урока пришла почтальонша и подала Сире Александровне телеграмму. Она прочитала и сразу упала в обморок. В ней было написано: «Ваш отец скончался. Поминайте его». Дома мама сказала: это подлецы – комсомольцы просили крест у отца Александра, чтобы играть спектакль. Он им не дал, и за это его арестовали и увезли в Верхнеуральск в тюрьму. Ну вот, а теперь расстреляли». [Серов, 4]
25 лет прослужил священник Александр Добролюбов в Свято-Троицком храме станицы Магнитной и прочно вошел в ее историю. Это, несомненно, был очень колоритный и достойный человек. Его трагическая гибель в Верхнеуральской тюрьме отразила трагедию и подвиг всего православного священства советской России. Возможно, и рассказы В.П. Баканова и В.И. Машковцева также правдивы, но касаются гибели другого священника.
Насколько реально увидеть события православной жизни Магнитогорска глазами современников? Основной источник информации о 60-х годах XX века – докладные записки и отчеты уполномоченных Совета по делам русской православной церкви при Совете министров СССР по Челябинской области. Значение этих документов трудно переоценить, однако, это официальная внешняя точка зрения. К счастью, сохранились воспоминания протоиерей Владимира Рожкова, который в 1959–60 годах был настоятелем Свято-Никольского храма Магнитогорска. Протоиерей Владимир Рожков оставил очень интересные мемуары, опубликованные в журнале «Вестник церковной истории» (2013г.) Готовил воспоминания к публикации архимандрит Макарий Веретенников. Отец Макарий родился в городе Магнитогорске в верующей семье и был лично знаком с автором воспоминаний. В книге несколько страниц посвящены воспоминаниям о магнитогорском периоде. Интересны воспоминания о внутренней жизни прихода, о священниках и прихожанах, взаимоотношениях с властями. Очень показателен рассказ священника о пасхальной ночи 1960 года. В этом году Пасха отмечалась 17 апреля. Приготовления к Пасхе начались заранее. Прихожанки сшили облачение на Престол, жертвенник и на аналои из белого шелка. Резчик вырезал два новых киота для икон. В марте настоятель получил анонимное письмо с угрозами, что «атаман нашей шайки решил на Пасху в вашем храме из старины сделать котлеты и лучше тебе убраться пока не поздно». На Страстной неделе протоиерея Владимира Рожкова вызвали в райисполком и сообщили, что милиция охранять храм на Пасху в этом году не будет. Пришлось самим прихожанам взять на себя обеспечение порядка, хотя в пасхальную ночь наряд милиции в штатском у храма все-таки присутствовал. Давайте послушаем рассказ самого настоятеля о пасхальной ночи 1960 года (с сокращением). «В начале двенадцатого я пошел в храм. Двор был заполнен народом, толпы стояли за оградой. Закончилась полунощница. Мы вышли из храма с крестным ходом. Толпа, стоящая за оградой, прильнула к решеткам. Раздались свистки, крики. Заиграли на гармошках и гитаре. Что-то вспыхивало и гасло. Диакон наклонился ко мне и шепнул: «Бросают зажигалки, ломают ограду». Обойдя храм, мы поднялись на паперть. Сдерживая себя, я старался не оглядываться назад, но чувствовал, что там идет борьба. Какие-то молодцы, расталкивая людей, стараются лезть на паперть, к нам, а охраняющие нас прихожане сталкивают их вниз. К концу утрени мне передали записку. Просили не выходить на освящение куличей, так как известно, что хулиганы намереваются на нас напасть, избить, срезать волосы и храм ограбить». Все угрозы и хулиганские действия, однако, не смогли испортить праздник. Очень волнительно читать описание богослужения: «Оно шло торжественно. Над Царскими Вратами переливались разноцветными огнями неоновые трубки, образующие слова «Христос Воскресе!» горели все люстры и канделябры. Хор, расположенный на втором этаже, звучал сильно и пел с исключительным подъемом. Евангелие читали на трех языках: диакон – на славянском, отец Николай – на русском, а я на нагайбацком, понятном значительной части наших прихожан. Исключительная тишина стояла в храме. Молодые люди прекратили свои попытки прорваться к амвону» [Рожков, 5]. Одна из прихожанок услышала разговор о том, что ограбить храм не удастся. Милиция в эту ночь задержала у храма 15 хулиганов. Документы не в состоянии заменить живые воспоминания, передать эмоции.
Эти два примера показывают, насколько подробно мы можем восстановить далекие от нас события. Для изучения локальной истории православия важно использовать комплекс источников (письменных, устных, фотографических, вещественных), общаться с очевидцами, родственниками (даже далекими потомками), изучать исследования историков и краеведов, сотрудничать со священниками и прихожанами. Очень важно проверять все факты, независимо от того из какого источника они поступили. Будем надеяться, что церковное краеведение в нашем городе состоится.
Библиографический список
1. Гагарин П. Краеведческий музей на ложном пути // Магнитогорский рабочий, 15 сентября 1950 г.
2. Баканов В.П. Испытание Магниткой. Магнитогорск, 2001. С. 26
3. МашковцевВ.И. История Магнитки. Магнитогорск, 1999. С. 43
4. Серов А.Г. Воспоминания старожилов станицы Магнитной. Магнитогорск, 2013. С. 122
5. Рожков В. Записки священника//Вестник церковной истории. 2013. №3-4. С.210
Магнитогорский историко-краеведческий музей, г. Магнитогорск
РОЛЬ МАГНИТОГОРСКОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ИЗУЧЕНИИ ПРАВОСЛАВИЯ В СТАНИЦЕ МАГНИТНОЙ И ГОРОДЕ МАГНИТОГОРСКЕ
Аннотация: Статья посвящена вопросу изучения православной истории станицы Магнитной и города Магнитогорска в Магнитогорском историко-краеведческом музее. Автор рассказал о формировании православных фондов музея, об артефактах, хранящихся в музее сегодня. Речь также идет о сложностях разработки данной темы в советский период, об основных принципах современной работы и о сотрудничестве с православной церковью. В статье подчеркивается важность изучения источников в комплексе (письменные, устные, фотографические, вещественные), общения с очевидцами, родственниками (даже далекими потомками), сотрудничества с историками, краеведами, а также священниками и прихожанами. Приведены примеры исследовательской работы по восстановлению конкретных страниц локальной истории православия через судьбы священников Александра Добролюбова (1895–1921) и Владимира Рожкова (1900–1966), события и артефакты.
Ключевые слова: музей, фонды, православие, выставки, епархия.
Магнитогорский краеведческий музей был основан в 1944 году как музей истории социалистического города Магнитогорска и металлургического комбината. Перед руководством была поставлена конкретная задача: воссоздать историю Магнитогорска и отобразить его роль и значение для нашей Родины. Многие темы до 80-х годов XX века оказались под запретом (голод, спецпереселенцы на Магнитострое, религия) или раскрывались односторонне (гражданская война) и имели определенную идеологическую окраску. Даже интерес к предметам досоветского времени не поощрялся, так среди критических замечаний в адрес музея были такие: «Музей Сталинской Магнитки превращен в хранилище предметов старины, здесь слишком увлекаются сбором предметов старины…». [1]
Несмотря на идеологические запреты, сотрудники музея собирали материалы по дореволюционной истории края и станицы Магнитной. Тема религиозных конфессий, и в частности православия, практически не поднималась, но предметы в музей поступали. Прежде всего, от отдельных людей – книги, иконы. А в 1961 году фонд музея пополнился несколькими десятками культовых предметов (иконы, книги, одеяния священнослужителей и даже нательные крестики и свечи из церковной лавки) из закрытого Свято-Никольского храма. Предметы бережно хранились в фондах музея, недоступные ни для посетителей, ни для сотрудников. В 1991 году практически все предметы были возвращены во вновь открытый храм, немногие, по договоренности с иереем Василием Сапрыкиным, были оставлены в музее.
Весь советский период православие, являвшееся на протяжении веков важнейшей частью жизни людей, оказалось за бортом музейных экспозиций (кроме музея религии и атеизма в городе Ленинграде). Первая выставка «Православие в городе Магнитогорске» состоялась в год 2000-летия Рождества Христова, на ней впервые в городе и музее прозвучала тема православия. В последующие годы было проведено еще 5 выставок, почти все совместно с РПЦ.
Планомерный сбор материалов и информации об истории религиозных организаций города, о храмах и священнослужителях начинается только с 1990 года научным сотрудником Г.И. Перегрюмовой (Стариковой). В настоящее время в фондах более 2 тысяч артефактов, относящихся к разделу «Религия». Многие материалы (документы, фотографии) находятся в стадии изучения и обработки.
В музее хранится более 60 икон, среди которых три («Спас Вседержитель», «Святой Пантелеймон» и «Троица»), с большой долей вероятности, из Свято-Троицкого храма станицы Магнитной. Кроме того, в 2000-е годы в музей из храмов города были переданы иконы и иконостас, созданные священником Мисаилом Адеговым. В 2021 году епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Зосима (Балин) передал в музей икону «Праотец Завулон». В музее также имеется интересная коллекция медных крестов, икон и складней.
Хранятся в музее и православные книги, среди них уникальные издания, такие как «Псалтирь» (1678 г.), «Евангелие напрестольное» (1696 г.), «Поучения преподобного Е. Сирина и св. Доротея» (1791 г.), «Страсти Христовы» (1906 г.) и другие. Имеются и облачения священнослужителей: священника и диакона из Свято-Никольского храма, а также епископов, переданные епископом Феофилактом (Курьянов) и епископом Иннокентием (Васецкий).
Имеются и личные коллекции священнослужителей: Корнилия Корепанова, Флора Бондеко, Мисаила Адегова, Владимира Осеннего и других.
Однако, музейная работа – это не только поиски предметного материала для экспозиций, создание выставок, но и исследовательская работа по истории православной жизни как в станице Магнитной, так и в городе Магнитогорске. Философ Николай Федоров писал, что «музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь, а не отнимать ее». Главная задача музея – это возвращение имен и судеб конкретных людей. Не просто сохранение предметов, но изучение, исследование, поиски новых фактов и интерпретаций. И, конечно, рассказ о людях, их жизни и наших исследованиях на выставках, лекциях, праздниках. За годы работы по данной теме удалось открыть имена многих священнослужителей и мирян. Более того, в некоторых случаях мы приоткрыли завесу над их повседневной жизнью, привычками, подвигами и страданиями. Прежде всего, это результат поиска в архивах. Огромная благодарность архивистам Оренбургской, Свердловской, Челябинской области, Государственного архива РФ. И, несомненно, сотрудникам Магнитогорского городского архива, где хранятся и метрические книги Свято-Троицкого храма станицы Магнитной (с 1852 по 1917 гг.), и документы советского периода, начиная с 20-х годов XX века. Важную роль играет и изучение справочной литературы, «Оренбургских епархиальных ведомостей» и других источников. Очень важно понимать, что мы не одиноки в своих исследованиях, изучать работы историков и краеведов, лично общаться с коллегами. Новые факты часто сообщают очевидцы событий, родственники и потомки священнослужителей. Кроме документальных и фотоматериалов, собраны и аудиозаписи (например, с дочерью священника Иоанна Щербатова, прихожанками Свято-Никольского храма).
Очень важным в восстановлении истории православия является понимание и поддержка епископов, священников и прихожан Магнитогорской и Верхнеуральской епархии. Особая благодарность доброму другу музея иконописцу Льву Попеленкову (Любимову).
Результатом многолетней работы по истории православия станицы Магнитной, стала книга Г.И. Стариковой «Будь верен до смерти» (2017 год). Архивные изыскания позволили раскрыть забытые события, восстановить имена священников и священнослужителей, подробнее рассказать о жизни казаков крепости и станицы Магнитной в конце XVIII – начале XX вв.
Было выявлено 37 новых имен (было известно лишь 10) священников и священнослужителей крепости и станицы Магнитной, таким образом, в настоящее время мы знаем практически всех, кто, так или иначе, был причастен к храмам станицы. Уже после издания, Г.И. Стариковой удалось найти новые архивные документы, неизвестные ранее фотографии станицы, Свято-Троицкой церкви и священников, интересные артефакты.
В настоящее время готовится книга по советскому периоду: об отношении к верующим в первые годы советской власти в Магнитном районе, о жизни в атеистическом Магнитогорске, открытии храмов после Великой отечественной войны, о священниках города Магнитогорска, периоде 90-х и начале 2000-х годов, современной истории Магнитогорской и Верхнеуральской епархии.
Одна из самых ярких личностей в истории православия нашего края – протоиерей Александр Добролюбов (1895–1921). В его судьбе отразились и проблемы православия конца XIX – начала XX века, и трагическая судьба священства в 20-30е гг. XX века в России.
Добролюбов Александр Васильевич родился в 1864 г. в семье псаломщика, окончил Костромскую духовную семинарию. Его биографию мы можем проследить и по архивным документам, и по упоминанию в ОЕВ, например, о его активном участии в работе Челябинского духовно-училищного окружного съезда как депутат XXIV благочиннического округа (1890–1891 гг.). С 1895 года служил в станице Магнитной. В станице Магнитной о. Александр активно занимался школьным делом, отличился и в миссионерстве – в метрических книгах сохранились записи о присоединении из раскола нескольких казаков. При отце Александре был построен новый Свято-Троицкий храм, закрытый в 1931 году, а через 6 лет затопленный, вместе с большей частью станицы.
В 1917 году Александру Васильевичу исполнилось 53 года. Умерла жена (в 1902 году при родах), выросли дети. Произошла революция. Как он жил в годы гражданской войны, как относился к происходящим изменениям в стране? В документах 20-х годов о. Александр не упоминается, последняя запись о совершении им треб относятся к 1917 году. О последующей его судьбе мы долгое время имели лишь разрозненные и часто противоречивые сведения, не были известны ни обстоятельства, ни дата его смерти. Однако было несомненно, что обстоятельства эти трагичны, что породило несколько версий. Даже не будучи достоверными, они раскрывают перед нами характер священника – его преданность православной церкви, смелость.
По версии В.П. Баканова: «Подгулявшие красноармейцы встали на пути, когда он шел на богослужение. Диалог был коротким: „Поп, сегодня службы не будет, и вообще перестань дурманить народ своим опиумом!“ – „Я не могу не служить, меня верующие ждут…“. Отец Александр решительно отстранил солдата, заступившего ему дорогу, и широко зашагал к церкви. Перед входом остановился, истово перекрестился на икону Святой Троицы. В этот момент кто-то из красноармейцев выстрелил ему в спину». [Баканов, 2]
Писатель В. Машковцев предлагает другую версию: «30 августа 1919 года бойцы доблестной Красной Армии выволокли на суд священника – Александра Добролюбова. Его долго били принародно рукоятями револьверов и вопрошали строго: в кого веришь? В бога или в советскую власть? В бога веришь или в Ленина? Служитель религиозного культа упрямо отвечал, что он верит в бога. Батюшку заставили замолчать четырьмя выстрелами в упор из револьвера». [Машковцев, 3]
В 2015 году два почти одновременных и независимых друг от друга события помогли выяснить истину о его гибели. Благодаря помощи верхнеуральского краеведа Василия Ашиткова, удалось найти внучку о. Александра – Фаину Васильевну Смирнову. В результате этого знакомства у нас появились фотографии и самого о. Александра и его семьи. И еще один счастливый случай – среди старых бумаг в верхнеуральском храме нашли тетрадь акафистов дочери о. Александра Сиры. На первой странице написано посвящение: «В память покойного дорогого отца протоиерея Александра Васильевича Добролюбова, последний раз мной виденный 29 ноября 1920 года, смерть его последовала 26 марта 1921 года». Фаина Васильевна со слов мамы рассказала об обстоятельствах смерти о. Александра: «Невинного человека забрали и увели в тюрьму. Посадили в общую камеру и когда на Пасху он начал службу, его вывели на тюремный двор и расстреляли». Жительница станицы Магнитной А.М. Коробова-Ефимова (1912–2006) вспоминала: «Когда я училась в школе, то дочь священника Сира Александровна Добролюбова, работала там учительницей. Однажды, во время урока пришла почтальонша и подала Сире Александровне телеграмму. Она прочитала и сразу упала в обморок. В ней было написано: «Ваш отец скончался. Поминайте его». Дома мама сказала: это подлецы – комсомольцы просили крест у отца Александра, чтобы играть спектакль. Он им не дал, и за это его арестовали и увезли в Верхнеуральск в тюрьму. Ну вот, а теперь расстреляли». [Серов, 4]
25 лет прослужил священник Александр Добролюбов в Свято-Троицком храме станицы Магнитной и прочно вошел в ее историю. Это, несомненно, был очень колоритный и достойный человек. Его трагическая гибель в Верхнеуральской тюрьме отразила трагедию и подвиг всего православного священства советской России. Возможно, и рассказы В.П. Баканова и В.И. Машковцева также правдивы, но касаются гибели другого священника.
Насколько реально увидеть события православной жизни Магнитогорска глазами современников? Основной источник информации о 60-х годах XX века – докладные записки и отчеты уполномоченных Совета по делам русской православной церкви при Совете министров СССР по Челябинской области. Значение этих документов трудно переоценить, однако, это официальная внешняя точка зрения. К счастью, сохранились воспоминания протоиерей Владимира Рожкова, который в 1959–60 годах был настоятелем Свято-Никольского храма Магнитогорска. Протоиерей Владимир Рожков оставил очень интересные мемуары, опубликованные в журнале «Вестник церковной истории» (2013г.) Готовил воспоминания к публикации архимандрит Макарий Веретенников. Отец Макарий родился в городе Магнитогорске в верующей семье и был лично знаком с автором воспоминаний. В книге несколько страниц посвящены воспоминаниям о магнитогорском периоде. Интересны воспоминания о внутренней жизни прихода, о священниках и прихожанах, взаимоотношениях с властями. Очень показателен рассказ священника о пасхальной ночи 1960 года. В этом году Пасха отмечалась 17 апреля. Приготовления к Пасхе начались заранее. Прихожанки сшили облачение на Престол, жертвенник и на аналои из белого шелка. Резчик вырезал два новых киота для икон. В марте настоятель получил анонимное письмо с угрозами, что «атаман нашей шайки решил на Пасху в вашем храме из старины сделать котлеты и лучше тебе убраться пока не поздно». На Страстной неделе протоиерея Владимира Рожкова вызвали в райисполком и сообщили, что милиция охранять храм на Пасху в этом году не будет. Пришлось самим прихожанам взять на себя обеспечение порядка, хотя в пасхальную ночь наряд милиции в штатском у храма все-таки присутствовал. Давайте послушаем рассказ самого настоятеля о пасхальной ночи 1960 года (с сокращением). «В начале двенадцатого я пошел в храм. Двор был заполнен народом, толпы стояли за оградой. Закончилась полунощница. Мы вышли из храма с крестным ходом. Толпа, стоящая за оградой, прильнула к решеткам. Раздались свистки, крики. Заиграли на гармошках и гитаре. Что-то вспыхивало и гасло. Диакон наклонился ко мне и шепнул: «Бросают зажигалки, ломают ограду». Обойдя храм, мы поднялись на паперть. Сдерживая себя, я старался не оглядываться назад, но чувствовал, что там идет борьба. Какие-то молодцы, расталкивая людей, стараются лезть на паперть, к нам, а охраняющие нас прихожане сталкивают их вниз. К концу утрени мне передали записку. Просили не выходить на освящение куличей, так как известно, что хулиганы намереваются на нас напасть, избить, срезать волосы и храм ограбить». Все угрозы и хулиганские действия, однако, не смогли испортить праздник. Очень волнительно читать описание богослужения: «Оно шло торжественно. Над Царскими Вратами переливались разноцветными огнями неоновые трубки, образующие слова «Христос Воскресе!» горели все люстры и канделябры. Хор, расположенный на втором этаже, звучал сильно и пел с исключительным подъемом. Евангелие читали на трех языках: диакон – на славянском, отец Николай – на русском, а я на нагайбацком, понятном значительной части наших прихожан. Исключительная тишина стояла в храме. Молодые люди прекратили свои попытки прорваться к амвону» [Рожков, 5]. Одна из прихожанок услышала разговор о том, что ограбить храм не удастся. Милиция в эту ночь задержала у храма 15 хулиганов. Документы не в состоянии заменить живые воспоминания, передать эмоции.
Эти два примера показывают, насколько подробно мы можем восстановить далекие от нас события. Для изучения локальной истории православия важно использовать комплекс источников (письменных, устных, фотографических, вещественных), общаться с очевидцами, родственниками (даже далекими потомками), изучать исследования историков и краеведов, сотрудничать со священниками и прихожанами. Очень важно проверять все факты, независимо от того из какого источника они поступили. Будем надеяться, что церковное краеведение в нашем городе состоится.
Библиографический список
1. Гагарин П. Краеведческий музей на ложном пути // Магнитогорский рабочий, 15 сентября 1950 г.
2. Баканов В.П. Испытание Магниткой. Магнитогорск, 2001. С. 26
3. МашковцевВ.И. История Магнитки. Магнитогорск, 1999. С. 43
4. Серов А.Г. Воспоминания старожилов станицы Магнитной. Магнитогорск, 2013. С. 122
5. Рожков В. Записки священника//Вестник церковной истории. 2013. №3-4. С.210