Задать вопрос
Статьи

Роль краеведения в воспитании духовно-нравственных ценностей

22.03.2022
Сакадеева И.В.

Одно из необходимых условий нормального протекания жизненного мирового процесса – морально-ценностные качества человеческой личности и человеческих взаимоотношений. Ценности – это стержень, скрепляющий человеческое сообщество, это компас, указывающий направление его развития.
От неустроенности в духовной сфере человечество переживает такие беды, как: индивидуальное одиночество и душевные страдания, рост числа самоубийств и распад семей; в масштабе личности остро стоит проблема утраты смысла жизни.
В декабре 2012 года Президент Российской Федерации В. В. Путин обратился к Федеральному Собранию с посланием, в котором, в частности, говорилось следующее: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи. Дефицит того, что во все времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» [7]. Этим посланием формирование духовных ценностей у членов российского общества было объявлено делом государственной важности. В России проблема духовного кризиса стоит особенно остро и обусловлена рядом причин, среди которых – крах советской идеологической системы с последующим поспешным копированием чуждых русской культуре западных форм жизни. Агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики, когда через средства массовой информации, кино, рекламу, Интернет насаждались антигуманные модели поведения, среди которых главная – обогащение и успех любой ценой,  всё это привело к повреждению ряда важных нравственных норм и ценностных установок, традиционных для России. Благополучие российского общества на современном этапе развития зависит от того, насколько сформирована национальная система духовно-нравственных ценностей.
Что же такое духовно-нравственные ценности и как они создаются? Существует несколько определений понятия «ценность»: 1) ценность – это свойство явления или предмета, означающее его значимость, полезность; 2) ценность – это термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту [5, с. 798].
По форме бытия ценности делятся на предметные и духовные. Духовные ценности – это политические, правовые, моральные, эстетические, философские, религиозные, познавательные и другие идеи, теории, взгляды, настроения человека и общества [2]. Моральные, или духовно-нравственные ценности, являются частью духовных ценностей и определяются как критерии оценки и мотивы разнообразных человеческих поступков, идеал поведения человека и регулятор взаимоотношений людей в обществе. При характеристике моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни.
Традиционными для русской нации считаются следующие духовно-нравственные ценности: любовь, милосердие, сострадание, душевность, отзывчивость, доброжелательность, прощение, справедливость, порядочность, искренность, нестяжательство, любовь к родине, терпимость, бескорыстность, уважение к труду, солидарность, миролюбие, совесть, смирение, покаяние. В XVIII веке в определённых слоях русского общества возникла и укоренилась такая ценность, как честь – атрибут западной рыцарской культуры.
На формирование российской народной нравственности колоссальное влияние оказала христианская религия в лице Русской Православной Церкви. Церковь вела борьбу с пережитками языческого быта, выступала против грубости и жестокости, внедряла в сознание людей понятие греха, проповедовала благочестие, гуманность, милосердие. Ценности православия и обусловленное ими миропонимание внешне отразились в культуре нашего народа, включая образование, семейный и хозяйственный уклад, отношение к природе и многое другое, что формирует единство духовного пространства России. Организация единого духовного пространства России является приоритетной задачей современной государственной политики, и в решении этой задачи делается ставка на прежние русские духовно-нравственные ценности, являющиеся, по сути, православными. Главная моральная ценность христианства – любовь – исходит из постулата: «Человек есть образ Божий и потому достоин любви». Митрополит Филарет так характеризует христианскую любовь: «Нравственность христианская целиком утверждается на законе любви, эта любовь – и основа и вершина её. … Христианская любовь есть чувство особое, приближающее к Богу, Который Сам есть – Любовь» [8, с. 48-49]. Первые две заповеди (законы) христианства – это заповеди о любви к Богу и любви к ближнему. Из них происходят все остальные заповеди. Человек, ориентированный на достижение такой духовно-нравственной ценности как любовь, будет подсознательно искать и другие ценности – милосердие, сострадание, душевность, отзывчивость, доброжелательность, прощение, справедливость, порядочность, искренность, нестяжательство, любовь к родине, терпимость, бескорыстие, уважение к труду, солидарность, миролюбие, совесть, смирение, покаяние.
Традиционные русские духовно-нравственные ценности можно культивировать, в частности, при помощи занятия краеведением. Краеведение – это наука, изучающая историю, природу, культуру, быт, язык людей, экономику какой-либо небольшой территории (региона, области, района, города, села, деревни и т.п.). Краеведение – комплексная наука, близкая к географии. Но в краеведении больше внимания уделяется судьбам замечательных людей, истории искусства, науки и литературы края. В отличие от географии, «краеведение оценивает значительность происшедших на изучаемой территории событий, значительность связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных (животных, рыб, насекомых, растений, даже климата и т.д. и т.п.). С этой точки зрения «моральная отдача» краеведения как науки, воспитательная роль краеведения исключительно велика. И при всей необходимости географии как науки краеведение гораздо более «воспитывающая наука», наука, требующая от человека неравнодушного отношения к предмету и выводам своего изучения» [4, с. 159].
Исследователь-краевед должен оценивать прошлое края, поступки и мотивы людей, живших в прошлом, значение деятельности исторических личностей, фактов и событий, в том числе – соотносить приобретённые сведения с собственной системой моральных ценностей и норм. В результате естественным образом моральные установки исследователя подвергаются пересмотру и, возможно, коррекции. Исследуя прошлое своего края, человек приобщается к культуре своих предков, в том числе, и к их духовно-нравственным ценностям. Кроме того, изучая документы краеведческого характера и, особенно, общаясь по ходу исследовательской деятельности с людьми, краевед-исследователь может проявить сочувствие к собеседнику, может сопереживать, сострадать ему; общение с земляком позволяет проявить краеведу такие качества, как милосердие, душевность, отзывчивость, доброжелательность, справедливость, терпимость, – в общем, краеведение может дать повод для духовной практики.
Самый очевидный воспитательный эффект краеведения – его содействие формированию у человека чувства любви к своему краю, к людям, населяющим его. «Когда мы узнаём, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нём, что в нём было создано, дом этот для нас уже особый. Он наполняется духовным содержанием, преобразуется. Преобразуется и город, чью историю мы познаём. Преобразуется ландшафт, если мы знаем, какие события в нём происходили, какие битвы тут разыгрывались, чьи судьбы решались» [4, с. 161]. Впечатления о крае и людях, его населяющих, становятся частью личных переживаний человека, включаются в сферу его интересов, постепенно становясь частью личности человека, и человек переносит на них часть любви, которую испытывает к себе самому, исполняя заповедь Божию: «Возлюби ближнего своего как самого себя».
Человек, занимаясь краеведческой деятельностью, начинает ощущать себя частью социума, проникается чувством нравственной ответственности перед людьми прошлого и перед людьми будущего, являясь со своей деятельностью связующим звеном между прошлым и будущим. Как результат – человек проникается чувством соборности (солидарности). Кроме того, краеведение, в силу своей доступности, становится основой для объединения людей вокруг определённых и полезных тем и занятий, помогая окрепнуть чувству соборности в людях. Ведь краеведением, хотя бы и в небольшой мере, могут заниматься и люди, не имеющие специальной подготовки, даже дети (школьники могут собирать различные данные по заданию более опытных исследователей). Причём, множество людей занимается краеведческой деятельностью на безвозмездной основе, бескорыстно.
Изучая и оценивая события и судьбы своих земляков, краевед приучается думать о том, какую память сам оставит о себе людям будущего. Осознание скоротечности земной жизни заставляет задуматься о ценности собственного бытия, о том с благодарностью или осуждением будут вспоминать о нём его потомки. Человек, верующий в Бога и в бессмертие своей души, лишний раз задумается о посмертном ответе перед своим Создателем за бесполезно (или нет) прожитую жизнь. Таким образом, краеведение, взывая к совести человека, может вызвать чувство покаяния и побудить к совершенствованию своей нравственности.
Занимаясь краеведческой деятельностью, человек сталкивается с многообразием и единством национальных культур народов России, что содействует способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу и формированию толерантности (чувства терпимости).
Как наука, краеведение требует от исследователя тщательного отбора и анализа фактов, поиска неизвестных или забытых документов. Краеведение весьма способствует развитию в человеке добродетелей терпения и трудолюбия. Таким образом, воспитательное воздействие краеведения на нравственность человека очень велико.

Библиографический список
1. Викторов, В. В. Российская цивилизация: Тенденции развития от истоков к современности: учеб. пособие для вузов [Текст] / В. В. Викторов. М.: Вузовский учебник, 2009.
2. Гаранина, О. Д. Человек – личность – общество. Философское учение о человеке и обществе: Учебное пособие [Электронный ресурс] / О. Д. Гаранина.  URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-149020.html.
3. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственности [Текст] / / О. Г. Дробницкий; АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1977.
4. Лихачёв, Д. С. Русская культура [Текст] / Д. С. Лихачев. М.: Искусство, 2000.  440 с.
5. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд. В. М.: Скакун, 1998.
6. Осипов, А. И. Духовно-нравственные ценности [Электронный ресурс] / А. И. Осипов.  URL: http://www.sinergia-lib.ru/index.php?section_id=1023&id+656&view=print.
7. Президент Российской Федерации. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ: Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 12 дек. 2012 г. // Консультант Плюс: Россия [Электронный ресурс] / ООО НПО «ВМИ – Координационный Центр Сети КонсультантПлюс» РФ. Москва, 2013.
8. Филарет, митрополит. Нравственность христианина [Текст] / Митрополит Филарет. М.: АО «Российский писатель», 1991.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.