Задать вопрос
Статьи

РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ СТУДЕНТАМИ IT-СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

29.12.2024
УДК.378
Сомова Ю. В., Томарова Я. А.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
СТУДЕНТАМИ IT-СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье раскрывается важность и обосновывается необходимость изу-чения английского языка для студентов-программистов. Владение техническим англий-ским языком даёт значительное преимущество программисту в разработке лексически, синтаксически и семантически правильных программных продуктов и является одной из составляющих его профессиональной компетентности. Стремление к непрерывному развитию и самообразованию невозможно без знания главного языка в программирова-нии – английского. В настоящее время существует большое количество методик позво-ляющих в короткое время освоить необходимый минимум технического английского языка, используемый в языках программирования. Многие студенты осознают необхо-димость таких знаний в будущей профессионально-трудовой деятельности. В статье авторами даётся ответ на вопрос о роли и значимости английского языка в профессии программиста и необходимости изучения его в процессе обучения студентов IT-специальностей в университете. Уже сейчас очевидно, что заявленная проблема позво-лит будущему специалисту пройти успешно профессионально-трудовую адаптацию и реализовать полученные профессиональные компетенции.
Ключевые слова: программирование, программист, английский язык, технический анг-лийский язык, уровень владения языком.
THE ROLE OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING
BY STUDENTS IT SPECIALTIES
Abstract. The article reveals the importance and justifies the need to study English for stu-dents of computer science. Proficiency in technical English gives a significant advantage to a programmer in developing lexically, syntactically and semantically correct software products and is one of the components of his professional competence. Striving for continuous development and self education is impossible without knowledge of the main language in programming - English. Currently, there are a large number of techniques that allow you to master the necessary minimum of technical English used in programming languages in a short time. Many students are aware of the need for such knowledge in their future profes-sional work. In the article, the authors answer the question about the role and importance of the English language in the profession of a programmer and the need to study it in the process of teaching students of IT specialties at the university. It is already obvious that the stated problem will allow the future specialist to successfully undergo professional and labor adaptation and realize the acquired professional competencies.
Keywords: programming, programmer, English, technical English, language proficiency.

Современное общество вступило в эпоху информатизации. Кроме физического вида труда все большее значение в сфере производственных отношений приобретает интеллектуальный вид труда, при котором не требуется специальной физической подготовки, но необходимы определенные образовательные и научные знания и навыки для выполнения данного вида работы. Сегодня большую популярность имеет такая специальность, как программист. Одним из ключевых показателей профессиональной компетентности IT-специалиста является знание английского языка. Стоит отметить, что предметом деятельности программистов является широкий спектр решения задач методами прикладной математики и их реализация на компьютере в виде программного кода.
Ведущие специалисты в области изучения деятельности программистов считают, что профессия программиста требует достаточно высокого уровня интеллектуального развития. Чаще всего потребность в программистах обусловлена такими их профессио-нальными характеристиками, как способность абстрагировать и понимать взаимосвязи между элементами, гибкость мышления, критичность, склонность к планированию, ана-лизу и систематизации, а также готовность расширять знания и переучиваться. Кроме то-го, существенными также следует считать их вербальные и невербальные компоненты мышления.
В настоящее время современное программирование – это более широкая и разнооб-разная сфера деятельности, требующая не только использования интеллекта и знаний. В нем могут оказаться люди самого разного происхождения, с разным интеллектом, с раз-ными когнитивными стилями и сформированными навыками. При этом большую роль играет мотивация к профессиональной деятельности, готовность получать новые знания, совершенствовать навыки и не фиксироваться на приобретенном опыте. Следует отме-тить, что важной частью этой профессии является познавательная активность, поскольку программисты должны постоянно развиваться по мере развития технологий каждый день.
М. Н. Макаров, Л. Н. Хаирова отмечают, что профессия программиста требует вы-сокого уровня развития технического интеллекта, основанного на понимании современ-ных тенденций в области информационных технологий [1, c. 69]. Основная функция в профессиональной деятельности программиста заключается в разработке и внедрении программного обеспечения с использованием одного из языков программирования, который содержит огромный набор лексических, синтаксических и семантических правил. Подавляющее большинство языков программирования, таких как, например, Python, Java, C/С++, построено на базе лексики английского языка.
Стоит отметить, что все типы, функции, методы и библиотеки являются английски-ми фразами, словами или сокращениями. Каждый язык программирования имеет свой алфавит и словарь, свой синтаксис и семантику. Следовательно, первый язык, которым должен овладеть будущий программист, должен быть, на наш взгляд, именно англий-ский. Для примера приведем фрагмент кода, написанный на языке программирования С++
Здесь используются следующие зарезервированные ключевые слова: int (integer – целое число), bool (булевое значение – истина или ложь), arr (array – массив), cin (console input – ввод консоли), cout (console output – вывод консоли), if (если), else (то), return (вернуть), while (пока). Обычно программы содержат различные функции, классы, мето-ды и имеют более сложную структуру. Для того, чтобы разобраться что они делают, не-обходимо читать соответствующую документацию, приложенную к тем или иным язы-кам программирования и средам разработки программного обеспечения, присоединяться к форумам, где оказывают техническую помощь разработчикам.
В. Б. Разинкин отмечает, что многие программисты, не владеющие английским язы-ком даже на начальном уровне, свои терминологические проблемы, связанные с перево-дом, решают на профессиональных интернет-форумах; если на среднем уровне, то ис-пользуют официальную непереведённую документацию электронных технических биб-лиотекам [2, c. 23]. Сложность этого процесса заключается в том, что на все эти процессы уходит достаточно большое количество времени, тем самым усложняя задачу создания программного продукта.
Е. А. Малашенко отметил еще одну немаловажную особенность английского языка для профессии программиста. Английский язык объединяет ИТ-специалистов по всему миру. Знание этого языка позволяет работать с клиентами и компаниями в любой точке мира, а также обмениваться опытом с иностранными коллегами. Очевидно, что приве-денные выше процессы можно реализовать, используя различные интернет-ресурсы, на-пример: технический или интегрированный переводчик, сайты, считывающие текст с изображения, аудио и т. д. [3, c. 139]. Однако программы не передают всех нюансов и особенностей языка. Вследствие этого можно упустить важные детали, что может при-вести к ошибкам при написании программного или математического кода.
В настоящее время английский язык является международным стандартом в облас-ти вычислений, и разработки преимущественно ведутся на этом языке. Именно поэтому даже без элементарных знаний английского языка программист менее компетентен. А. А. Мигунов считает, что многие начинающие программисты задумываются о том, действительно ли знание английского языка на высоком уровне необходимо в мире дво-ичного кода и алгоритмов, поскольку за помощью по любой проблеме можно обратиться к книгам, тематическим форумам и получить исчерпывающие ответы на актуальные вопросы в тот же момент. При этом перевод документации может занять достаточно много времени, что усложняет задачу программисту, не говорящему по-английски [4, c. 56]. Кроме того, переводчики, не знакомые с программированием, могут допустить при переводе серьезные ошибки, что может вызвать замешательство неопытных ИТ-специалистов в создании программного кода.
Приведем еще один факт, подтверждающий важность знания не только базового, но и технического английского для деятельности программиста. Все языки программирования и большая часть программного обеспечения создаются и разрабатываются англоязычными разработчиками, а обновления выпускаются преимущественно на английском языке.
Обобщая все вышесказанное, можем заключить, что английский язык объединяет программистов по всему миру. Знание технического английского является преимущест-вом для ИТ-специалиста и входит в его профессиональную компетентность. Как уже бы-ло отмечено, помимо таких требований к профессиональной деятельности программи-ста, как выраженные когнитивные способности, определенный уровень мыслительных способностей, высокая профессиональная мотивация и интерес к профессии, существует еще владение английским языком как основным языком программирования. Это означа-ет, что разработка методики преподавания английского языка студентам, будущим про-граммистам, в процессе их подготовки в техническом вузе в современных условиях при-обретает особое значение и остается одной из основных задач для нашего дальнейшего исследования.
Список литературы
1. Макаров М. Н., Хаирова Л. Н. К вопросу о важности изучения английского языка для студентов факультета цифровых технологий и кибербезопасности // Язык и межкультурная коммуникация: сб. ст. XVI Междунар. науч.-практич. конф. Астрахань, 2023. С. 68–71.
2. Разинкин В. Б. Английский язык в деятельности программиста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 49(2). С. 23–25.
3. Малашенко Е. А. English for IT students. Английский язык для инженеров про-граммистов. Минск : МГЭУ им. А. Д. Сахарова, 2014. 124 с.
4. Мигунов А. А. Технический английский язык в сфере информационных техноло-гий // Юный ученый. 2023. № 3 (66). С. 55–57. URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3416/ (дата обращения: 18.10.2024).
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.