Главная Статьи

Роль эмапатии как составляющего компонента целостной человеческой культуры


Кашуба И.В.

Роль эмапатии как составляющего компонента целостной человеческой культуры

Слово «культура» появилось в латинском языке, оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. В средние века понятие «культура» концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил. Общий смысл, классического понимания культуры в настоящее время можно выразить в следующей форме: культура есть развитие человека как разумного существа. Общество проявляется и осознает себя в культуре, по ней можно судить о его социальном облике.
Американские культуроведы Альфред Кребер и Клайд Клакхон в своем исследовании отметили огромный интерес к понятию «культура». Так, если, по их подсчетам, с 1871 по 1919 годы было дано семь определений культуры /первое, по их мнению, принадлежало английскому этнографу Эдуарду Тайлору/, то в промежутке с 1920 по 1950 год они столкнулись со ста пяти десятью семью определениями данного понятия. В шестидесятые годы, анализируя только американскую культурологию, они же привели цифру – двести тридцать семь дефиниций. Подобное многообразие определений свидетельствует о полифункциональности, емкости мира культуры и выражающего его понятия. В последующие десятилетия, и особенно в наше время, эти подсчеты устарели (количество определений культуры возросло до пятисот), что обусловлено возрастающим интересом к исследованию как культуры в целом, так и ее разновидностей, одной из которых и является эмпатическая культура.
Независимо от подхода к проблеме интересующего нас понятия практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознания и деятельности человека, равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.
Б.С. Ерасов приводит следующую классификацию типов понимания культуры:
– культура, как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятием художественной культурой, принятыми нормами поведения и т.д.;
– культура, как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности»;
– культура, как сумма общественных достижений (включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации;
– культура, как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающих одно общество от другого (или различные части общества – социально-статусные или профессиональные), способствующие его интеграции и придающие ему самобытность;
– культура, как духовное измерение всякой деятельности, в которой формируются мотивы, принципы, правила, цели и смысл деятельности (в этом понимании культура предстает как духовный компонент совокупного производства, обеспечивающий поддержание и изменение этого производства, и общественных отношений в целом) [1].
Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. К основным функциям культуры относятся следующие:
– познавательная (гносеологическая);
– ценностная (аксиологическая);
– деятельностная (праксиологическая);
– человекотворческая (т.е. социализация личности);
– информационная;
– коммуникативная.
Культура проявляется в человеке через его действия и отношение к другим людям. Развитие культуры предполагает преемственность, то есть связь предшествующих и последующих состояний. Влияние имеющегося уровня культуры на ее дальнейшее развитие можно рассматривать как ее собственную внутреннюю детерминацию. Многообразное и мощное воздействие на культуру оказывают и социальные факторы.
Культура составляет триединое целое и проявляется в трех необходимых жизненных срезах:
– в виде внутренней, спонтанной культуры, сконцентрированной в духовном мире человека;
– в виде информационной системы, обеспечивающей создание, хранение и передачу знаний;
– в виде функциональной, т.е. поведение людей в обществе.
Культура не может существовать, если отсутствует общение в различных формах. Благодаря общению достигаются необходимые организованность и единство действий отдельных людей, социальных групп и культур, их взаимопонимание и сплоченность, общность мыслей, воли, чувств и настроений. Условием успешного общения человека с другими людьми является соответствующая воспитанность его эмоциональной сферы, которая, прежде всего, проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям; способен ли он как говорил А.И. Радищев: «...сопечалиться человеку и совеселиться ему». Для продуктивного эмоционального взаимодействия необходима произвольная децентрация, перенос своего «Я» в состояние окружающих, сонастроенность с ними на единую эмоциональную волну. В ряде смежных наук, включающих педагогику и психологию, эти способности человека объединены понятием «эмпатия». Анализируя существующие определения эмпатии, можно выделить четыре наиболее часто встречающиеся: понимание чувств, потребностей другого, вчувствование в событие, объект искусства, природу; аффективная связь с другим, разделение состояния другого или группы; свойство психотерапевта.
Один из основателей гуманистической психологии, известный американский психолог и психотерапевт Карл Роджерс основным условием доверительного общения считал эмпатийное слушание, позволяющее понимать другого человека с «сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, но без потери ощущения «как будто».
И.М. Юсупов замечает: «Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению: в педагогике, искусстве, медицине, управлении. Это качество нашей психики присуще каждому, но развито не у всех одинаково» [4].
А.В. Сластенин также считает, что в процессе установления взаимоотношений между людьми большое значение имеет такое явление, как эмпатия: «Она является условием более успешного решения всех профессиональных задач...» [3].
Точку зрения о значении постижения эмоционального состояния людьми друг друга, как условия их успешного взаимодействия, как неотъемлемого составляющего компонента культуры общения, а значит и культуры вообще, разделяют М.С. Каган, В.А. Лабинская, А.В. Мудрик, Н.Н. Обозов, А. А. Реан, Е.В. Руденский, В.Я. Якунин.
Существующие трактовки феномена эмпатии отражают многообразие направлений в исследовании этого явления. Мы рассматриваем эмпатию, как способность проникать в психику другого, понимая его эмоциональные состояния и аффективные ориентации в форме сопереживания, и на этой основе предвидеть реакции другого [2].
Эмпатический способ общения, являясь составной частью культуры, имеет несколько разновидностей. Это не только чувствительность к меняющимся переживаниям партнера по общению, но и попытка уловить то, что собеседник и сам не осознает. Выраженность эмпатической культуры и форма ее проявления зависят не только от природных особенностей личности, но и от условий воспитания.
Низкий уровень эмпатической культуры оказывается в неуважении людей друг к другу, в неумении и нежелании понять партнера по общению. Невосполнимый ущерб наносят людям внутренняя замкнутость, равнодушие. Безразличие к переживаниям, чувствам других людей переросло в серьезную проблему, свидетельствующую не только о невысоком культурном уровне участников общения, но и о нарушении социальной гармонии между людьми. Необходимо учиться воспринимать внутренний мир друг друга с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, тем самым, повышая уровень культуры.

Библиографический список:
1. Ерасов, Б.С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 342 с.
2. Кашуба, И.В. Развитие эмпатии у старшеклассников в процессе деловой игры / В сборнике: 21 век: фундаментальная наука и технологии Материалы VIII международной научно-практической конференции. – North Charleston, USA, Издательство: CreateSpaceМ, 2016. С. 37-40.
3. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа Пресс, 2008. – 412 с.
4. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания / И.М. Юсупов. – Казань: Татарское книгоиздательство, 1997. – 57 с.