РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
10.01.2024
Новожилова Д.А.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ
СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема логопедии – нарушение слоговой структуры слова у детей. В 86% случаев у детей с тяжелыми нарушениями речи страдает слоговая структура слова [4]. Поэтому данное направление работы необходимо выделить как одно из приоритетных.
Среди причин нарушения слоговой структуры слова по Н.А. Бернштейну выделяется главная причина – нарушение невербального ритма, в частности нарушения чувства ритма и темпо-ритмической организации движений, нарушение моторного планирования, нарушение динамического праксиса.
С учетом нарушения невербального ритма у детей с нарушенной слоговой структурой слова подобраны различные направления работы с целью эффективной проработки каждого ритмического компонента:логоритмика, темпо-ритмические упражнения, составление визуально-ритмического ряд, развитие моторного планирования. По каждому направлению работы представлены примеры упражнений.
Ключевые слова: ритм, слоговая структура слова, нарушение речи, невербальный ритм, ритмические упражнения.
Каждый год растет число детей, у которых нарушена речь. У многих нарушения речи ассоциируются с нарушенным звукопроизношением, поэтому в логопедической работе этому компоненту уделяется много времени [2]. Однако наряду с нарушением звукопроизношения у большинства детей страдает слоговая структура слова (ССС). Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Логопеду важно соотнести важность развития слоговой структуры слова и звукопроизношения.
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Формирование ССС влияет не только на вербальную составляющую речи, но и на письмо, чтение, а так же на грамматический строй речи, усвоение звукового анализа [2]. Поэтому, по нашему мнению, развитие ССС в системе работы логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи должно стать приоритетной задачей.
Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью [3].
Среди неречевых причин нарушения ССС отмечаются нарушения чувства ритма и темпо-ритмической организации движений, нарушение моторного планирования, нарушение динамического праксиса [3].
В данной статье мы рассмотрим способы коррекции слоговой структуры слова с помощью неречевых упражнений.
1. Логоритмика.
Логоритмика оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению слогов в словах и коррекции нарушения слоговой структуры слова. Ритмические способности ребенка обеспечиваются деятельностью зрительного, слухового, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Совершенствование межанализаторных связей создает базу для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи [5].
Примеры логоритмики:
Мы капусту рубим-рубим (движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим (поочерёдное поглаживание подушечек пальцев)
Мы капусту трём-трём (потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмём-жмём (сжимать и разжимать кулачки)
2. Темпо-ритмические упражнения.
Формирование темпо-ритмической организации речи у дошкольников с нарушением слоговой структуры слова происходит атипично. Это проявляется в нарушении дифференциации, восприятия и воспроизведения темпа и ритма в неречевом и речевом плане по причине расстройства работы подкорковой области головного мозга [6].
Примеры темпо-ритмических упражнений:
• Ребенок шагает по массажным коврикам, и на каждый коврик говорит заданные слово или звук.
• Педагог выкладывает перед ребенком в ряд кубики и задает рисунок ритма (на кубик – хлопаем, на промежуток между ними стучи по столу).
• Ребенок прыгает вправо – влево, вперед – назад, с одновременным проговариванием слоговой последовательности; сначала с одинаковыми гласными, затем с разными. На каждый прыжок произносится слог.
3. Составление визуально-ритмического ряда
Визуально-ритмический ряд – это последовательно выложенная серия предметов. Работа с визуально-ритмическими рядами является обязательной при коррекции нарушений слоговой структуры слова. Детям с данным нарушением слова сложно переключаться с одного звука на другой, со слога на слог, со слова на слово. Визуально-ритмический ряд позволит ребенку зрительно увидеть последовательность, ритмический рисунок и поможет научиться переключаться [5].
Примеры визуально-ритмических рядов (рис.1, рис. 2):
4. Развитие моторного планирования
Моторное планирование – это способность понять, спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность.
Моторное планирование это своеобразная связь между планированием и актом совершения действия.
Именно развитие моторного планирования поможет ребенку обрести навык правильного произношения незнакомых слов без искажения слоговой структуры слова [1].
Примеры упражнений для развития моторного планирования:
• Прохождение полосы препятствий (набор препятствий разного вида, со сменой рода деятельности: перепрыгивание, перешагивания, проползания и др.);
• В круг выкладываются массажные коврики двух-пяти цветов. На определенный цвет коврика задается определенное движение (крупно или мелко-моторное). Ребенок шагает по коврикам и выполняет серию движений по памяти.
Таким образом мы видим, что для коррекции нарушения слоговой структуры необходимо много заниматься неречевыми упражнениями так как они во многом определяют ее становление. Больше всего внимания необходимо уделить различным ритмическим упражнениям, так как по мнению Н.А. Бернштейна именно невербальный ритм является базовым компонентом слогового ритма [7].
Библиографический список
1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. М., 2005. 214 с.
2. Квашнина А.А., Яговкина Л.С.Особенности звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня // Вестник Курганского государственного университета. 2018. №4 (51). С. 102-105.
3. Коротовских Т.В., Пяшкур Ю.С. Особенности звуко-слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II - III уровня // КПЖ. 2016. №1 (114). С. 173-178.
4. Мустаева Е.Р., Микитюк Н.В., Олешко С.Н. Подходы к изучению и коррекции нарушений слоговой наполняемости у дошкольников с различными нарушениями речи // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16. № 3. С. 339-348. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-3-339-348
5. Скляров О.П. Хаос и ритм речи в норме и при заикании / О.П. Скляров. СПб., 2002. С. 52.
6. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. М.: Дрофа, 2009.
7. Черкасова Е.Л. Логопедическая работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи и минимальное снижение остроты слуха: метод.пособие. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / Е.Л. Черкасова. М., 2005. С. 86-149.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИИ
СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема логопедии – нарушение слоговой структуры слова у детей. В 86% случаев у детей с тяжелыми нарушениями речи страдает слоговая структура слова [4]. Поэтому данное направление работы необходимо выделить как одно из приоритетных.
Среди причин нарушения слоговой структуры слова по Н.А. Бернштейну выделяется главная причина – нарушение невербального ритма, в частности нарушения чувства ритма и темпо-ритмической организации движений, нарушение моторного планирования, нарушение динамического праксиса.
С учетом нарушения невербального ритма у детей с нарушенной слоговой структурой слова подобраны различные направления работы с целью эффективной проработки каждого ритмического компонента:логоритмика, темпо-ритмические упражнения, составление визуально-ритмического ряд, развитие моторного планирования. По каждому направлению работы представлены примеры упражнений.
Ключевые слова: ритм, слоговая структура слова, нарушение речи, невербальный ритм, ритмические упражнения.
Каждый год растет число детей, у которых нарушена речь. У многих нарушения речи ассоциируются с нарушенным звукопроизношением, поэтому в логопедической работе этому компоненту уделяется много времени [2]. Однако наряду с нарушением звукопроизношения у большинства детей страдает слоговая структура слова (ССС). Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Логопеду важно соотнести важность развития слоговой структуры слова и звукопроизношения.
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Формирование ССС влияет не только на вербальную составляющую речи, но и на письмо, чтение, а так же на грамматический строй речи, усвоение звукового анализа [2]. Поэтому, по нашему мнению, развитие ССС в системе работы логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи должно стать приоритетной задачей.
Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью [3].
Среди неречевых причин нарушения ССС отмечаются нарушения чувства ритма и темпо-ритмической организации движений, нарушение моторного планирования, нарушение динамического праксиса [3].
В данной статье мы рассмотрим способы коррекции слоговой структуры слова с помощью неречевых упражнений.
1. Логоритмика.
Логоритмика оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению слогов в словах и коррекции нарушения слоговой структуры слова. Ритмические способности ребенка обеспечиваются деятельностью зрительного, слухового, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Совершенствование межанализаторных связей создает базу для сенсомоторных механизмов слогового ритма речи [5].
Примеры логоритмики:
Мы капусту рубим-рубим (движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим (поочерёдное поглаживание подушечек пальцев)
Мы капусту трём-трём (потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмём-жмём (сжимать и разжимать кулачки)
2. Темпо-ритмические упражнения.
Формирование темпо-ритмической организации речи у дошкольников с нарушением слоговой структуры слова происходит атипично. Это проявляется в нарушении дифференциации, восприятия и воспроизведения темпа и ритма в неречевом и речевом плане по причине расстройства работы подкорковой области головного мозга [6].
Примеры темпо-ритмических упражнений:
• Ребенок шагает по массажным коврикам, и на каждый коврик говорит заданные слово или звук.
• Педагог выкладывает перед ребенком в ряд кубики и задает рисунок ритма (на кубик – хлопаем, на промежуток между ними стучи по столу).
• Ребенок прыгает вправо – влево, вперед – назад, с одновременным проговариванием слоговой последовательности; сначала с одинаковыми гласными, затем с разными. На каждый прыжок произносится слог.
3. Составление визуально-ритмического ряда
Визуально-ритмический ряд – это последовательно выложенная серия предметов. Работа с визуально-ритмическими рядами является обязательной при коррекции нарушений слоговой структуры слова. Детям с данным нарушением слова сложно переключаться с одного звука на другой, со слога на слог, со слова на слово. Визуально-ритмический ряд позволит ребенку зрительно увидеть последовательность, ритмический рисунок и поможет научиться переключаться [5].
Примеры визуально-ритмических рядов (рис.1, рис. 2):
4. Развитие моторного планирования
Моторное планирование – это способность понять, спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность.
Моторное планирование это своеобразная связь между планированием и актом совершения действия.
Именно развитие моторного планирования поможет ребенку обрести навык правильного произношения незнакомых слов без искажения слоговой структуры слова [1].
Примеры упражнений для развития моторного планирования:
• Прохождение полосы препятствий (набор препятствий разного вида, со сменой рода деятельности: перепрыгивание, перешагивания, проползания и др.);
• В круг выкладываются массажные коврики двух-пяти цветов. На определенный цвет коврика задается определенное движение (крупно или мелко-моторное). Ребенок шагает по коврикам и выполняет серию движений по памяти.
Таким образом мы видим, что для коррекции нарушения слоговой структуры необходимо много заниматься неречевыми упражнениями так как они во многом определяют ее становление. Больше всего внимания необходимо уделить различным ритмическим упражнениям, так как по мнению Н.А. Бернштейна именно невербальный ритм является базовым компонентом слогового ритма [7].
Библиографический список
1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. М., 2005. 214 с.
2. Квашнина А.А., Яговкина Л.С.Особенности звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня // Вестник Курганского государственного университета. 2018. №4 (51). С. 102-105.
3. Коротовских Т.В., Пяшкур Ю.С. Особенности звуко-слоговой структуры слова у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II - III уровня // КПЖ. 2016. №1 (114). С. 173-178.
4. Мустаева Е.Р., Микитюк Н.В., Олешко С.Н. Подходы к изучению и коррекции нарушений слоговой наполняемости у дошкольников с различными нарушениями речи // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16. № 3. С. 339-348. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-3-339-348
5. Скляров О.П. Хаос и ритм речи в норме и при заикании / О.П. Скляров. СПб., 2002. С. 52.
6. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. М.: Дрофа, 2009.
7. Черкасова Е.Л. Логопедическая работа с дошкольниками, имеющими нарушения речи и минимальное снижение остроты слуха: метод.пособие. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / Е.Л. Черкасова. М., 2005. С. 86-149.