Задать вопрос
Статьи

РЕЛИГИЯ КАК КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННАЯ УНИВЕРСАЛИЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

02.11.2021

Репьева Ксения,

магистрант институт гуманитарного образования,

Магнитогорский государственный
технический университет им. Г. И. Носова,

г. Магнитогорск

ksenia.repieva@yandex.ru

Внимание к формированию ценностей и ценностных ориентаций должно стать первоосновой любого общества, так как они определяют сферу человече-ской жизнедеятельности, интересы, потребности, социальные отношения людей, критерии оценки явлений, выражающиеся в нравственных идеалах, установках, имеющих для каждого человека особый жизненный смысл. Ценности являются не только ориентиром жизни человека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве механизма социального контроля для поддержания порядка, здорового образа жизни.

Современное состояние мира и, в частности, ситуация в российском обще-стве говорит о затянувшемся кризисе в отношении фундаментальных культур-ных универсалий. Политические и вызванные ими социально-экономические преобразования не могли не повлиять на смену системы ценностей общества. Особенно четко и, безусловно, драматично трансформацию ценностей или их кардинальное изменение чувствует молодое поколение.

Именно поэтому в данный момент очень актуальна проблема ценностных ориентацией современной российской молодежи, так как ценностные ориентации выступают как часть мировоззренческого фундамента, на котором впоследствии человек строит свою жизнь в обществе. Ценностные ориентации человека являются также важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, де-терминируют и регулируют поведение человека. Осознавая собственные цен-ностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизни и деятельности. Мы, вслед за В. Е. Семеновым, признаем, что «особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обусловливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности» [1].

Ценностные ориентации обычно определяются как направленность лично-сти на цели и средства деятельности, выражают ее отношение к миру и являются элементом мировоззрения. Главной культурно-психологической особенностью юношеского возраста является возникновение целостной психологической структуры, немаловажную роль в которой играет формирование достаточно вы-сокого уровня рефлексии, способности к осознанию жизненного опыта и произвольному поведению. Нами проведен структурно-компонентный анализ существующих взглядов современной молодежи относительно сложности формирования системы ценностей. В представленной статье мы обобщили те тенденции, которые безусловно свидетельствуют о трансформационных процессах в вос-приятии и трансляции такой базовой культурной универсалии, как религиозная вера.
Нельзя не заметить, что акценты в жизненных ожиданиях молодежи заметно сместились. Об этом свидетельствует высокая требовательность к себе в вопросах подготовки к жизни. Однако этот факт выступает некой отрицательной стороной, поскольку высокая требовательность заставляет молодежь ставить перед собой цели по овладению современным образованием и профессией, при этом тревогу вызывает усиливающаяся неразборчивость в средствах достижения ими «жизненного успеха».
Наблюдается снижение социальной активности молодёжи, культурных запросов, наблюдается кризис идеалов и утрата духов-ных ориентиров. События последних двадцати лет в России привели к тому, что у большинства молодёжи выявляется отсутствие какой-либо более или менее четкой картины мира, системы ценностей, норм и установок, явные противоречия в сознании.
По мнению Г. С. Киселева, «утрата ценностных ориентиров, случившаяся в результате кризиса христианства Нового времени, в итоге привела к образованию массового общества. Для него характерно, в первую очередь, господство масскультуры, то есть вытеснение подлинной культуры на периферию жизни и предпочтение технических достижений цивилизации». Нельзя также не согласится с его высказыванием о том, что «безрелигиозные системы ценностей для человека не абсолютны, а относительны, и потому в лучшем случае недействен-ны. Сегодня происходит вытеснение высокой культуры массовой или псевдокультурой, которая фактически вообще не признает необходимость ценностной системы, в результате чего нравственный релятивизм легко переходит в нигилизм» [2].

Псевдокультура занимает ведущую роль как в социализации человека, так и в дальнейшем формировании личности. Однако современная массовая куль-тура является основным источником ценностных ориентаций современной мо-лодежи. Отсутствие нацеленности социальных институтов на нравственное вос-питание дает свои результаты – духовную пустоту человека. Такого человека можно повернуть в любом направлении, в том числе и на преступления против жизни.

Сегодня существует риск культурной унификации, «американизации» и «вестернизации», то есть утверждение в качестве всеобщих культурных универ-салий системы ценностей американской и западноевропейской культуры, актив-но внедряющихся посредством широкого распространения СМИ. Вся структура рекламы основывается на обманчивой доступности предлагаемых товаров и услуг, что неосознанно приводит к формированию у людей представления о жизни как о фантастическом мире, где все можно получить без особых усилий. Внимание уделяется только имиджу, внешности и наличию материальных благ. Происходит подмена ценностей, когда о людях судят по тому, что у них есть, а не по тому, кем они являются. Люди все больше нацелены на «иметь», утрачивая при этом свойство «быть». Опасность оглядки на Запад заключается не только в том, что россиянам навязываются новые жизненные и моральные об-разцы, а также в том, что искусственно разрушается историческая социокультурная система России, складывавшаяся веками. Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками, русский язык засоряется иноземными словами и блатным жаргоном.

Определенно можно утверждать, что значительно сдала позиции сфера религиозных ценностей. Например, по данным социологического опроса, прове-денного Т. В. Русаковой, в Челябинской области только 58 % сельской молоде-жи придерживаются моральных правил, положительное отношение к религии и традициям народа присуще 45,3 % опрошенных. Исследование показательно в том аспекте, что в российском обществе традиционно хранителем и носителем национальной картины мира было именно сельское население. Показательно, что кризис сегодня проявляется и в этой части населения. Хотя исследователь отмечает, что у сельской молодежи в большей степени, чем у городской, наблюдается ориентация на этнонациональные и духовно-нравственные ценно-сти. Наряду с этим Т. В. Русакова делает важное замечание касательно сложных социально-экономических условий жизни и деятельности сельского населения и приходит к выводу, что «духовно-нравственные ценности в ориентациях моло-дежи преобладают над утилитарными, материалистическими, прагматически-ми». Важное место в духовной культуре молодежи занимают и этнонациональные ценности, которые связаны с духовно-нравственными. Согласно ее мнению, «чем большее место в системе ориентации индивида занимают установки на этничность, этнонациональные ценности, тем более глубоки его духовно-нравственные убеждения» [6]. При этом взаимодействие, общение людей раз-личных национальностей, как считает Г. С. Киселев, способствуют не возникновению национальных противоречий, а наоборот, взаимопониманию, дружелюбии и уважении к культурам других народов [3].

Для того чтобы более иметь четкое представление о ситуации на региональной уровне, было проведено исследование на тему роли религии в системе ценностей школьников 9-11 классов нескольких школ города Магнитогорска. У школьников такая ценность, как «вера в Бога» в структуре прочих ценностей занимает одну из лидирующих позиций. Среди 15 ценностей, предложенных респондентам, «вера в Бога» занимает 5-е место, опережая, например, такие ценности, как «спорт», «саморазвитие», «музыка». При разделении ценностей на терминальные и инструментальные в ряду инструментальных ценностей «вера в Бога» занимает 3-е место, уступая «образованию», «профессионализму» и «целеустремленности». Можно предположить, что религиозные ценности среди школьников по-прежнему остаются на первых местах.

На религиозные ориентации молодых людей влияют инновации. Ради-кальные инновации, преобразующие современную действительность, связаны с последней информационно-технологической революцией. К их числу следует отнести мобильную телефонную связь, электронную почту, глобальную ин-формационно-коммуникативную сеть Интернет, различные реформы в политике, образовании, производство новых товаров, услуг и т. д. Это весьма нетривиальная трансформация социальной реальности, влекущая за собой изменения в различных сферах человеческой жизни. Многие исследователи, в том числе Т. А. Бондаренко, уверены, что, например, «в условиях все нарастающей вирту-ализации общества формируется личность с принципиально новыми социальными чертами и поведенческими проявлениями» [1]. Культура и искусство при-обретают черты дегуманизации и демонизации. По данным М. Т. Мчедлова, нарушается исторический процесс культурной преемственности. Конфликт по-колений трансформируется в их разобщенность и утрату национальных традиций. Молодежь ежедневно сталкивается с огромным потоком массовой пропаганды, впитывая далеко не гуманную информацию. По большей части эта нега-тивная информация зомбирует личность, вырабатывает конкретные отрицатель-ные установки, не развивает у нее позитивного мышления, что впоследствии влияет на ее действия и поступки [5].

В современном обществе процесс социализации молодежи осложняется трудностями, которые возникают вследствие переоценки ценностей, традиций и норм. Если раньше молодежь в значительной степени опиралась на опыт предыдущих поколений, то теперь молодые люди осваивают и создают новый социальный опыт, полагаясь преимущественно на себя, что в значительной сте-пени предопределяет появление противоречивых тенденций в сознании и пове-дении современной молодежи. Как следствие, в молодежной среде функциони-рует немало различных моделей самореализации: для многих студентов основ-ными ценностями являются цели «найти себя в этой жизни», «оставаться чело-веком», «материальное обеспеченность» и т. д.
Стоит отметить, что современная молодежь задумывается и о материаль-ном благосостоянии, и о духовных ценностях в противовес своим предшествен-никам, которые в меньшей степени ощущали материальные трудности, но и меньше думали о смысле жизни, который в значительной степени был опреде-лен. Одновременно возросла ценность личностной свободы, которая обеспечи-вает человеку свободный выбор, но при этом не всегда является системно-образовательным компонентом позитивных, общественно принимаемых моде-лей жизненной ориентации. В условиях, когда личная свобода становится для человека свободой от любых ограничений, это может привести к формированию у молодых людей асоциальных моделей социализации. Отсюда одна из основ-ных задач российского общества на современном этапе развития – не допустить укоренения и принятия молодежью в качестве универсальной модели культур-но-нравственного поведения деформированных его вариантов.

Список литературы

1. Бондаренко Т. А. Трансформация личности в условиях виртуальной реальности. – Ростов н/Д. : Издательский центр ДГТУ, 2006. – 51 с.

2. Волосков И. В. Особенности социализации учащейся молодежи // Со-циологические исследования. – 2009. – № 6. – С. 107–109.

3. Киселев Г. С. Смыслы и ценности нового века // Вопросы философии. – 2006. – № 4. – C. 3–12.

4. Семенов В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. – 2007. – № 4. – С. 37-43.

5. Мчедлов М. Т. О религиозности российской молодежи // Социологические исследования. – 1998. – № 8. – С. 107.

6. Русакова Т. В. Избыточный объем информации и его влияние на под-ростка: риски информационной свободы [Электронный ресурс] // Концепт : научно-методический электронный журнал. – 2015. – Т. 13. – С. 941-945. – URL: https://e-koncept.ru

Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.