РЕЧЕТВОРЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
10.01.2024
Пономарева Л.Д.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
РЕЧЕТВОРЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрен процесс речетворческого развития обучающихся, цель которого подготовить языковую личность, способную воспринимать и создавать тексты разных стилей и жанров.Языковая личность представлена автором как речетворческая личность, обладающая функциональной грамотностью, способностью максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Дидактической доминантой языкового образованиястановится текст, работа с которым стимулирует и инициирует речетворческую деятельность обучающихся. Особую значимость в контексте формирования языковой личности приобретает актуальная проблема отбора текстов. Работас текстом предполагает активную речетворческую деятельность обучающихся по восприятию и продуцированию текстов. Автором доказана необходимость использования лексикографического сопровождения речетворческой деятельности обучающихся, диагностирования речетворческих предпочтений обучающихся с целью формирования речетворческой личности в условиях трансформации языкового образования.
Ключевые слова:языковая личность, речетворческая личность, речетворческая деятельность, лексикографическое сопровождение, диагностирование речетворческих предпочтений.
Современная система языкового образования направлена на подготовку речетворческой личности обучающегося, обладающей функциональной грамотностью, способной к активной и продуктивной речетворческой деятельности. Общепризнанными в научной литературе являются термины «языковая личность», «речевая деятельность». Однако существующие термины «не учитывают деятельности субъекта речи, без которого невозможна никакая деятельность: действует человек, а не язык и тем более не речь» [1, с. 22]. Деятельность субъекта речи, отмечает В.В. Бабайцева, проявляется в речетворчестве, которое представляет собой «деятельность субъекта речи по формированию и выражению мысли (-ей) с помощью арсенала языковых средств – единиц разных уровней языковой системы» [1, с. 21]. Для того чтобы подчеркнуть субъектное начало речи обучающегося, используем термины «речетворческая личность», «речетворческая деятельность», «речетворческое развитие», «речетворческие умения».
Среди многообразия дефиниций понятия «языковая личность», существующих в научной литературе, остановимся на определениях, в которых так или иначе отмечается индивидуальность и уникальность языковой личности.
Ю.Н. Караулов трактует языковую личность «как совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью» [2, с. 132].
В лингводидактике языковая личность рассматривается как «любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования средств данного языка для отражения окружающей действительности (картины мира)» [3, с.392].
В приведенных дефинициях языковая личность представлена как человек и его речевое поведение.
Речетворческая личность – личность, обладающая знанием об устройствеи использовании единиц разных уровней языковой системы в тексте, способная воспринимать и продуцировать тексты разных стилей и жанров. Речетворческая деятельность обучающихся рассматривается в настоящем исследовании как деятельность по восприятию и продуцированию текстов, определяемая природой и спецификой текста, объемом и качеством субъектного (жизненного и речетворческого) опыта человека [4, с. 29].
Дидактической доминантой урока становится текст во всем многообразии его смыслового, лексико-синтаксического и стилистического наполнения [5, с. 373]. Вот почему проблема отбора текстов на уроки русского языка по-прежнему остается актуальной. Учителю следует помнить о том, что важна не только соотнесенность выбранного текста с дидактическими задачами урока, но и возможности текста стимулировать и инициировать речетворческую деятельность обучающихся. Кроме того, учитывая, что текст представляет собой многообразную и исторически и функционально изменчивую единицу социальной коммуникативно-когнитивной практики, которая строится на речевом материале, но в своей цельности и в своем построении обладает собственными закономерностями, следует понимать, что ее анализ не может быть проведен привычными средствами, он должен строиться на особой методике, которая учитывает и закономерности языковой материи, используемой текстами [6, с. 11].
Речетворческая деятельность обучающегося предполагает лексикографическое сопровождение с использованием дидактических возможностей языкового образования. В качестве примера предлагаем результаты проведения лексикографической игры в гуманитарных студенческих группах: создание словаря важных и любимых слов. Целью игры является выявление через приведенные в словарях языковые единицы основных ценностей современного студента. Среди наиболее частотных языковых единиц словаря любимых слов следует назвать гармония, природа, красота, мир, мама, любовь, семья, добро, искренность, доверие, счастье, книги, каникулы, стипендия, жизнь, друзья, творчество; жить, чтобы любить; доброта, верность; все, что сделано своими руками; успех, мечта, музыка.
В словаре важных слов наиболее частотными оказались следующие языковые единицы: мама, папа, родители, память, традиции, вера в свои силы, слово, детство, книги, друзья, взаимопонимание, любовь, знания, честь и достоинство, будущее.
В словари попали и языковые единицы, характеризующие сиюминутное состояние, желание обучающегося: любимые слова – кушать, не хочу, депрессия, выходной, апельсинка с кофе, реквием по мечте; важные слова – котик, смех, стена.
Анализ материалов словарей, подготовленных студентами, показал, что главные ценности вступающих в самостоятельную жизнь молодых людей – родители, семья, друзья, мир, любовь.Результативным представляется и выход обучающихся в собственную речетворческую деятельность: создание текстов с одним из важных или любимых слов.
Процесс речетворческого развития языковой личности нуждается в диагностировании с целью выявить индивидуальные возможности обучающегося и создать условия для саморазвития языковой личности.Диагностирование речетворческого развития языковой личности предполагает проведение письменных работ (сочинений, изложений) с целью определения предпочтений (лексических, синтаксических, выбор тем, стиля, жанра письменного высказывания). Методика речетворческих предпочтений, которая применяется при диагностировании, позволяет не только определять уровень речетворческого развития обучающихся, но и выстраивать траекторию дальнейшего речетворческого движения обучающихся. Речетворческие предпочтения обучающихся коррелируют с их замыслами, стилевыми и жанровыми особенностями создаваемых текстов [7].
Таким образом, речетворческая стратегия обучения русскому языку подразумевает систематическую работу по развитию речетворческой деятельности, направленную на становление языковой личности обучающегося. Признавая субъектную роль обучающегося, обладающего комплексом индивидуальных характеристик, правомерно обозначить формирование авторского стиля как одно из основных направлений речетворческого развития личности. Диагностирование речетворческого развития обучающихся предполагает использование методики речетворческих предпочтений, благодаря которой выявляются сильные и слабые места в речетворческой подготовке обучающихся, корректируется методика речетворческого развития обучающихся и простраиваются индивидуальные траектории движения обучающихся к формированию авторского стиля.
Библиографический список
1. Бабайцева В.В. Основные компоненты структуры языка // Русский язык в школе. 2013. №1. С. 20-24.
2. Караулов, Ю.Н.Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 257с.
3. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: Астрель:АСТ: Хранитель, 2007. 746с.
4. Пономарева Л.Д. Текст в системе речевого развития учащихся: учебное пособие / Л.Д. Пономарева. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. 174 с.
5. Пономарева Л.Д., Чурилина Л.Н. Текст как дидактическая доминанта современной системы речетворческого развития обучающихся: интерпретационный аспект // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 365-379.
6. Степанова В.В. Слово в тексте. Из лекций по функциональной лексикологии.СПб.: Наука, САГА, 2006. 272 с.
7. Речетворческая деятельность обучающихся: на пути к стилевому своеобразию / Л.Д.Пономарева,Е.Н.Деревскова, Е.А.Губчевская, Ю.А. Риве // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. №6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/63PDMN622.pdf
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
РЕЧЕТВОРЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. В статье рассмотрен процесс речетворческого развития обучающихся, цель которого подготовить языковую личность, способную воспринимать и создавать тексты разных стилей и жанров.Языковая личность представлена автором как речетворческая личность, обладающая функциональной грамотностью, способностью максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Дидактической доминантой языкового образованиястановится текст, работа с которым стимулирует и инициирует речетворческую деятельность обучающихся. Особую значимость в контексте формирования языковой личности приобретает актуальная проблема отбора текстов. Работас текстом предполагает активную речетворческую деятельность обучающихся по восприятию и продуцированию текстов. Автором доказана необходимость использования лексикографического сопровождения речетворческой деятельности обучающихся, диагностирования речетворческих предпочтений обучающихся с целью формирования речетворческой личности в условиях трансформации языкового образования.
Ключевые слова:языковая личность, речетворческая личность, речетворческая деятельность, лексикографическое сопровождение, диагностирование речетворческих предпочтений.
Современная система языкового образования направлена на подготовку речетворческой личности обучающегося, обладающей функциональной грамотностью, способной к активной и продуктивной речетворческой деятельности. Общепризнанными в научной литературе являются термины «языковая личность», «речевая деятельность». Однако существующие термины «не учитывают деятельности субъекта речи, без которого невозможна никакая деятельность: действует человек, а не язык и тем более не речь» [1, с. 22]. Деятельность субъекта речи, отмечает В.В. Бабайцева, проявляется в речетворчестве, которое представляет собой «деятельность субъекта речи по формированию и выражению мысли (-ей) с помощью арсенала языковых средств – единиц разных уровней языковой системы» [1, с. 21]. Для того чтобы подчеркнуть субъектное начало речи обучающегося, используем термины «речетворческая личность», «речетворческая деятельность», «речетворческое развитие», «речетворческие умения».
Среди многообразия дефиниций понятия «языковая личность», существующих в научной литературе, остановимся на определениях, в которых так или иначе отмечается индивидуальность и уникальность языковой личности.
Ю.Н. Караулов трактует языковую личность «как совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью» [2, с. 132].
В лингводидактике языковая личность рассматривается как «любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования средств данного языка для отражения окружающей действительности (картины мира)» [3, с.392].
В приведенных дефинициях языковая личность представлена как человек и его речевое поведение.
Речетворческая личность – личность, обладающая знанием об устройствеи использовании единиц разных уровней языковой системы в тексте, способная воспринимать и продуцировать тексты разных стилей и жанров. Речетворческая деятельность обучающихся рассматривается в настоящем исследовании как деятельность по восприятию и продуцированию текстов, определяемая природой и спецификой текста, объемом и качеством субъектного (жизненного и речетворческого) опыта человека [4, с. 29].
Дидактической доминантой урока становится текст во всем многообразии его смыслового, лексико-синтаксического и стилистического наполнения [5, с. 373]. Вот почему проблема отбора текстов на уроки русского языка по-прежнему остается актуальной. Учителю следует помнить о том, что важна не только соотнесенность выбранного текста с дидактическими задачами урока, но и возможности текста стимулировать и инициировать речетворческую деятельность обучающихся. Кроме того, учитывая, что текст представляет собой многообразную и исторически и функционально изменчивую единицу социальной коммуникативно-когнитивной практики, которая строится на речевом материале, но в своей цельности и в своем построении обладает собственными закономерностями, следует понимать, что ее анализ не может быть проведен привычными средствами, он должен строиться на особой методике, которая учитывает и закономерности языковой материи, используемой текстами [6, с. 11].
Речетворческая деятельность обучающегося предполагает лексикографическое сопровождение с использованием дидактических возможностей языкового образования. В качестве примера предлагаем результаты проведения лексикографической игры в гуманитарных студенческих группах: создание словаря важных и любимых слов. Целью игры является выявление через приведенные в словарях языковые единицы основных ценностей современного студента. Среди наиболее частотных языковых единиц словаря любимых слов следует назвать гармония, природа, красота, мир, мама, любовь, семья, добро, искренность, доверие, счастье, книги, каникулы, стипендия, жизнь, друзья, творчество; жить, чтобы любить; доброта, верность; все, что сделано своими руками; успех, мечта, музыка.
В словаре важных слов наиболее частотными оказались следующие языковые единицы: мама, папа, родители, память, традиции, вера в свои силы, слово, детство, книги, друзья, взаимопонимание, любовь, знания, честь и достоинство, будущее.
В словари попали и языковые единицы, характеризующие сиюминутное состояние, желание обучающегося: любимые слова – кушать, не хочу, депрессия, выходной, апельсинка с кофе, реквием по мечте; важные слова – котик, смех, стена.
Анализ материалов словарей, подготовленных студентами, показал, что главные ценности вступающих в самостоятельную жизнь молодых людей – родители, семья, друзья, мир, любовь.Результативным представляется и выход обучающихся в собственную речетворческую деятельность: создание текстов с одним из важных или любимых слов.
Процесс речетворческого развития языковой личности нуждается в диагностировании с целью выявить индивидуальные возможности обучающегося и создать условия для саморазвития языковой личности.Диагностирование речетворческого развития языковой личности предполагает проведение письменных работ (сочинений, изложений) с целью определения предпочтений (лексических, синтаксических, выбор тем, стиля, жанра письменного высказывания). Методика речетворческих предпочтений, которая применяется при диагностировании, позволяет не только определять уровень речетворческого развития обучающихся, но и выстраивать траекторию дальнейшего речетворческого движения обучающихся. Речетворческие предпочтения обучающихся коррелируют с их замыслами, стилевыми и жанровыми особенностями создаваемых текстов [7].
Таким образом, речетворческая стратегия обучения русскому языку подразумевает систематическую работу по развитию речетворческой деятельности, направленную на становление языковой личности обучающегося. Признавая субъектную роль обучающегося, обладающего комплексом индивидуальных характеристик, правомерно обозначить формирование авторского стиля как одно из основных направлений речетворческого развития личности. Диагностирование речетворческого развития обучающихся предполагает использование методики речетворческих предпочтений, благодаря которой выявляются сильные и слабые места в речетворческой подготовке обучающихся, корректируется методика речетворческого развития обучающихся и простраиваются индивидуальные траектории движения обучающихся к формированию авторского стиля.
Библиографический список
1. Бабайцева В.В. Основные компоненты структуры языка // Русский язык в школе. 2013. №1. С. 20-24.
2. Караулов, Ю.Н.Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 257с.
3. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: Астрель:АСТ: Хранитель, 2007. 746с.
4. Пономарева Л.Д. Текст в системе речевого развития учащихся: учебное пособие / Л.Д. Пономарева. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2019. 174 с.
5. Пономарева Л.Д., Чурилина Л.Н. Текст как дидактическая доминанта современной системы речетворческого развития обучающихся: интерпретационный аспект // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 365-379.
6. Степанова В.В. Слово в тексте. Из лекций по функциональной лексикологии.СПб.: Наука, САГА, 2006. 272 с.
7. Речетворческая деятельность обучающихся: на пути к стилевому своеобразию / Л.Д.Пономарева,Е.Н.Деревскова, Е.А.Губчевская, Ю.А. Риве // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. №6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/63PDMN622.pdf