Задать вопрос
Статьи

Речетворческая составляющая духовного развития учащихся на уроках русского языка

31.03.2022
Пономарева Л.Д.
Речетворческая составляющая духовного развития учащихся на уроках русского языка

Душа нуждается в уроке,                                      
И мир заманчив и не хмур,
Когда читаешь сердцем строки,
Что спел грустящий трубадур.
К. Бальмонт
                                                                                   Не позволяй душе лениться!
                                                                                   Чтоб в ступе воду не толочь,
                                                                                   Душа обязана трудиться
                                                                                   И день и ночь, и день и ночь!
                                                                                    Н. Заболоцкий
          Речетворческая стратегия обучения русскому языку предполагает наряду с формированием универсальных учебных действий развитие речетворческих способностей учащихся, проявляющихся в восприятии и продуцировании текстов разных стилей и жанров. При этом речетворческая деятельность учащихся направлена на их духовное развитие, на формирование таких качеств личности, как благородство духа, гордость,  служение людям, трудолюбие, храбрость, целеустремленность, щедрость и др. Русский язык и литература обладают колоссальными возможностями духовно-нравственного воспитания учащихся средствами предметов: достаточно напомнить о силе художественного слова, о возможностях эмоционального воздействия художественных текстов на обучающихся.  
          Ключевыми понятиями речетворческой деятельности учащихся являются слово и текст. Речетворческое осмысление слова требует от учащихся трепетного отношения к слову:
          «Бог есть слово. Будь осторожна! Следи за тем, что говоришь – следи в каждое мгновение своей жизни, в любой ситуации…                                
           Бог проявляет себя всюду и во всем, но слово – это один из самых излюбленных Им способов действия. Ибо слово есть мысль, выраженная в звуковых колебаниях, ты в буквальном смысле бросаешь на ветер то, что раньше было всего лишь энергией. Будь очень осторожна во всем, что говоришь. Слово иногда оказывается могущественней многих таинств и ритуалов» [1, 87-88].
          Речетворческое осмысление слова требует от учащихся многоплановой и разносторонней  работы со словом, которая начинается с определения глубины и перспективы слова, измеряемых прежде всего его значениями: лексическим, перцептивным, символическим, ассоциативным, художественным (образным), мифологическим, этимологическим, индивидуально-авторским (ученическим).  В процессе обучения русскому языку необходимо тщательно отбирать слова для речетворческого анализа. Среди критериев такого отбора слов следует назвать полисемантичность, полиассоциативность, наличие у слова символического, мифологического значений.
          Проблема духовного развития учащихся на уроках русского языка обращена прежде всего к тексту, представляющему собой и речетворческий процесс, и речевое произведение, то есть продукт речетворческой деятельности мастеров слова и учащихся, и «установку» на речетворчество.  
          Основной формой организации работы по речетворчеству учащихся являются уроки русского языка инновационного типа,  разработанные  и апробированные в школе и вузе: уроки речевого мастерства, уроки речетворчества, речетворческая мастерская. На уроках русского языка такого типа важно всё: и выбор речетворческой темы, и отбор текстов для анализа, и дополнительные, интегративные задания, и речетворческие тренинги, и лексикографическое сопровождение речетворчества учащихся,  и темы творческих работ, и выход в  речетворческую деятельность учащихся.
          В качестве примера предлагаем уроки по одной из речетворческих тем.  
РЕЧЕТВОРЧЕСКАЯ ТЕМА «ВЕРБА»
УРОКИ РЕЧЕВОГО МАСТЕРСТВА
Анализ текстов
Установка на восприятие текста: Попробуйте описать одиноко стоящую на берегу реки старую вербу.
Текст 1
Кто ездил по почтовому тракту между Б. и Т.?
Кто ездил, тот, конечно, помнит и Андреевскую мельницу, одиноко стоящую на берегу речки Козявки. Мельница маленькая, в два постава… Ей больше ста лет, давно уже она не была в работе, и немудрено поэтому, что она напоминает собой маленькую, сгорбленную, оборванную старушонку, готовую свалиться каждую минуту. И эта старушонка давно бы свалилась, если бы она не облокачивалась о старую, широкую вербу. Верба широкая, не обхватить её и двоим. Её лоснящаяся листва спускается на крышу, на плотину, нижние ветви купаются в воде и стелются по земле. Она тоже стара и сгорблена. Её горбатый ствол обезображен большим тёмным дуплом. Всуньте руку в дупло, и ваша рука увязнет в чёрном меду. Дикие пчёлы зажужжат около вашей головы и зажалят. Сколько ей лет? Архип, её приятель, говорит, что она была старой ещё и тогда, когда он служил у барина во «французах», а потом у барыни в «неграх», а это было слишком давно. (А. П. Чехов)
Речетворческая беседа:
•    Какие чувства пробудил в Вас этот текст? О чём Вы подумали, что вспомнили?
•    Как бы Вы озаглавили текст?
•    Кто главные действующие лица в этом тексте?
•    Опишите Андреевскую мельницу.
•    Определите значение выражения в два постава.
•    Расскажите о вербе. Как её описывает автор?
•    Какой художественный приём использует автор, изображая мельницу и вербу?
•    Как Вы думаете, почему для своего повествования А. П. Чехов из богатого разнообразия деревьев и кустарников выбрал именно вербу? В случае необходимости используйте словари.
•    О чём мог рассказать автор в тексте с таким началом?
•    Какова сенсорика текста?
•    Соотнесите состояние природы и состояние человека.
В процессе беседы учащиеся обращают внимание на наиболее яркие образные средства, которые помогают писателю в реализации замысла.
Определяя направленность авторских ассоциаций в тексте, учащиеся находят образы-ключи к замыслу автора.
Выход в речетворческую деятельность учащихся:
•    Продолжите рассказ, начатый А. П. Чеховым.
•    Ваше любимое дерево. Нарисуйте (словесно) его и расскажите о нём.

Установка на восприятие текста: Вербное воскресенье. Что Вы знаете об этом празднике? Расскажите о нём.
Текст 2
Верба
Колоколов напев узорный,
волненье мартовского дня,
в спирту зелёном чёртик чёрный,
и пестрота, и толкотня,
и ветер с влажными устами,
и почек вербных жемчуга,
и облака над куполами,
как лучезарные снега,
и красная звезда на палке,
и писк бумажных языков,
и гул, и лужи, как фиалки,
в просветах острых меж лотков,
и шёпот дерзких дуновений:
лети, признаний не таи!
О юность, полная видений!
О песни первые мои!
(В. Набоков)
Речетворческая беседа:
•    Какие чувства, воспоминания пробудило в Вас это стихотворение?
•    Озаглавьте данный поэтический текст. Как соотносится Ваше название с авторским заголовком? Почему автор так назвал стихотворение?
•    Опишите, вслед за В. Набоковым, картину мартовского дня: что видит и слышит автор? Какими представляется поэту звон колоколов, ветер, почки вербы, облака, лужи?
•    Определите, пользуясь толковым словарём, значение слов лучезарные, лотки.
•    Как Вы понимаете выражения в спирту зелёном чёртик чёрный; и красная звезда на палке, и писк бумажных языков? (См. в словарях «абсент», «ритуалы календарных праздников».)
•    Какова сенсорика текста?
•     Когда, в каком возрасте и состоянии человеку мир видится таким ярким, пёстрым, праздничным?
•    Соотнесите состояние природы и состояние человека.
В процессе беседы учащиеся обращают внимание на наиболее яркие образные средства, которые помогают автору в реализации замысла.
Определяя направленность авторских ассоциаций в тексте, учащиеся находят образы-ключи к замыслу автора.
Выход в речетворческую деятельность учащихся:
•    Колокольный звон. Опишите чувства и воспоминания, которые пробуждает в Вас эта музыка.
•    Вербное воскресенье. Расскажите о том, как Вы встречали этот праздник.
Дополнительные задания:
•    Что объединяет приведённые ниже отрывки и что их отличает?
Что почек, что клейких заплывших огарков
Налеплено к веткам! Затеплен
Апрель.
                (Б. Пастернак)

На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Берёзы ветви поднимали
И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко…
(О. Мандельштам)
•    Найдите описания вербы в текстах других авторов.
Интегративные задания:
•    Рассмотрите картину Н. Ромадина «Вербы в половодье». Опишите вербы.
•    Нарисуйте (словесно) картину, которая родилась в Вашем воображении при прослушивании данного музыкального произведения (Глазунов А. Из балета «Времена года». Весна).
УРОКИ РЕЧЕТВОРЧЕСТВА
Речетворческие тренинги:
1.    Познайте слово! (Определите, используя справочный материал, значения слова верба.)
2.    Подарите сюжет! (Расскажите об увиденном, услышанном, поразившем Вас.)
3.    Ассоциативные шаги: верба – лёд.
4.    Нарисуйте (словесно) весенний натюрморт с веточкой вербы.
5.    Цветущий весенний японский сад. Опишите по японским танка состояние человека, созерцающего картину весеннего цветения:
В сердце запечатлей!
Там, где возле плетня
Слива благоухает,
Случайный прохожий шёл,
Но замер и он, покорённый.
                    (Сайгё)

Шёл я в небесную даль,
Куда, я и сам не знаю,
И увидал наконец:
Меня обмануло облако…
Прикинулось вишней в цвету.
                    (Сайгё)
6.    Карта-речекреатив – ВЕРБА:
Звучание и написание
Ассоциации
Рифмовка-тренировка
Сенсорика слова
Рабочие материалы, наброски, эскиз собственного текста.
РЕЧЕТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Создание учащимися собственных текстов – продолжение работы, начатой на уроках речетворчества.
Творческие работы учащихся
1
Вербы
Стайка пушистеньких воробушков вспорхнула с ветвей, но, что удивительно, часть их осталась. Какие они крошечные. Так это же вербы! На ветках маленькие серенькие комочки, которые, вбирая солнечный свет и тепло свежего нежного ветерка, становятся крупнее, словно взъерошенные птенчики, которые растут, расправляют пёрышки и, жадно впитывая в себя весну, живут настоящей жизнью.

2
Верба
Красавица-Верба всю долгую зиму ждала тепла. Да и Снежная Королева не баловала её: то морозами застудит, то ветрами ветки до земли согнёт. Только Метель нет-нет да и укроет бедолагу Вербу снежной мантией, согреет, напевая колыбельную. С первыми весенними лучами наша красавица сменила свой наряд, украсив себя пушистыми серёжками.
Верба всегда привечала людей, да и они очень её любили и уважали, украшая свои дома и храмы в праздник её ветками. Каждую весну приходят они к вербе и с поклоном земным просят поделиться с ними красотой, принести им удачу и здоровье. Не каждое дерево удостаивается такой чести. Она нужна людям, а это главное в жизни. Ведь самое большое счастье – быть кому-то нужным и приносить Добро.
В речетворческую книжку учащегося:
Темы творческих работ
•    Веточка вербы.
•    Однажды ранним весенним утром…
СЛОВО В СЛОВАРЕ
(справочный материал)
ВЕРБА
Верба – в народной культуре символ быстрого роста, умножения, иногда плодородия. Жители Сербии в Юрьев день опоясывали Вербой детей и слегка били их вербовыми ветками, чтобы они росли, как вербы. Первые остриженные волосы у маленького ребёнка (особенно у девочки) клали на вербу, чтобы волосы росли быстро и косы у девочек были длинными. Восточные славяне, стегая друг друга вербовыми ветками в Вербное воскресенье, среди прочего, желали: «Будь здоров, как вода, расти, как верба».
Верба, обычно растущая вблизи рек, озёр и прудов, широко использовалась в обрядах вызывания дождя.
Вместе с тем верба имела отношение и к разного рода демонам. Белорусы, к примеру, считали, что с Крещения до Вербного воскресенья чёрт пребывает именно в вербе, а в Вербное воскресенье, когда священник в церкви освящает вербовые ветки, чёрт вынужден покинуть вербу и переселиться в воду или на другие деревья или злаки. При этом белорусы и поляки полагали, что черти предпочитают старые, дуплистые вербы.
В народной медицине болезнь человека символически «переносили» на дерево, в том числе и на вербу.
Широкую известность получили лечебные свойства вербовых веток, освящённых в Вербное воскресенье. Из них делали крестики, с помощью которых позже кропили поля освященной на Пасху водой; их втыкали во все хозяйственные постройки и в стены и окна дома, полагая, что они оберегают дом от грозы и всякого зла.
В этиологических легендах рассказывают о том, как Богородица прокляла вербу, в том числе за то, что из вербы были сделаны гвозди, которыми Христос был прибит к кресту, поэтому верба не даёт плодов, под ней нет тени, изнутри она трухлява и т. д. [2, 69-70].
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Вербное воскресенье – последнее воскресенье перед Пасхой, Вход Господень в Иерусалим. Это день посвящён в народной культуре весеннему возрождению природы.
Битьё вербовой веткой в Вербное воскресенье распространено у славян, поляков и чехов. Оно совершается обычно утром, после освящения вербы, у церкви или дома. Чаще всего взрослые бьют ребятишек, «чтобы росли и были здоровыми».
Проглатывание вербных почек-шишечек в Вербное воскресенье было известно на Украине, где дети съедали почки, «чтобы не болело горло».
В Далмации в Вербное воскресенье вербу заменяли маслина или кизил, реже ель или лавр. В Чехии дети носили хвойное деревце лето, украшенное лентами, бантами, бумажными цепями; они обходили дома с пением. Вместе с деревцем носили куклу из белых тряпок с растопыренными руками [2, 70-71].
ДЕРЕВО
Дерево – один из основных элементов традиционной картины мира, моделирующий его пространственный и временной образы.
Важнейшим аспектом мифологии дерева является его устойчивая соотнесённость с человеком. Считалось, что дерево, как и человек, имеет свой «век», рождается и умирает, переживает периоды расцвета и увядания, способно к плодоношению [2, 133-134].

Поэтическая памятка для учащихся
Умей творить
Умей творить из самых малых крох.
Иначе для чего же ты кудесник?
Среди людей ты божества наместник,
Так помни, чтоб в словах твоих был бог.

В лугах расцвел кустом чертополох,
Он жесток, но в лиловом он – прелестник.
Один толкачик – знойных суток вестник.
Судьба в один вместиться может вздох.

Маэстро итальянских колдований
Приказывал своим ученикам
Провидеть полный пышной славы храм
                                                                            
В обломках камня и в обрывках тканей.
Умей хотеть – и силою желаний
Господень дух промчится по струнам.  
К. Бальмонт

          Памятка для учащихся от автора статьи
          Писать следует легко! Вымучивая, терзая слово, чувство, мысль, мы добиваемся в конечном итоге чеканного, но холодного слога, уходит главное – первозданность чувства. Думаю, что созданное легко и сразу, редко нуждается в серьезной доработке.
          Поиск драгоценного, единственно необходимого слова… Если пишется легко, то и слово находится, как правило, сразу. Если пишется с трудом, отложи перо. Ты не готов к сочинительству: недостаточно впечатлений, нетворческое состояние, не владеешь словом: оно выскальзывает из твоих рук, как обмылок. Что делать? Почитай, погуляй, понаблюдай, выпей чашку чая или кофе не спеша, с удовольствием. Оно придет, обязательно придет состояние, когда перо легко заскользит по белоснежному страничному полю. И его не остановить. Мысли, чувства теснятся, опережают слово – ты едва за всем этим успеваешь. Боишься что-то забыть, не дописать.
          И вот тогда читатель начинает вибрировать вместе с тобой: твоё творческое состояние (состояние, когда твои вибрации в гармонии с вибрациями Вселенной) передается читателю. Творец творит творца! Читатель становится творцом! Читатель во власти творца: плачет, смеется, рождается, умирает и вновь рождается вместе с героем и автором.
          Творческое состояние – состояние полета, парения над обыденным, состояние оторванности от реальной жизни.
          Сколько жизней прожито и пережито большим писателем, художником?! Часто реальная жизнь художника ничтожна и безынтересна. А вот от других жизней, о которых он рассказывает в своих творениях, захватывает дух.
          Писатели, художники, музыканты ближе к Богу, они способны летать, отрываться от земли, увлекая за собой и нас, читателей. Они учат нас летать!

Библиографический список:
1 Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М.: Международные отношения, 2002. – 512 с.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.