Задать вопрос
Статьи

РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

31.12.2023
Ефимова В.А.
МГТУ им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация.Статья посвящена исследованию проблемы реализации культурологического подхода в системе начального общего образования. На основе анализа литературы уточнено понятие «культурологический подход в образовании». В статье описаны три аспекта реализации культурологического подхода: аксиологический, технологический, личностно-творческий. Также раскрываются показатели реализации культурологического подхода в системе образования. Культурологический подход рассматривается как обучение в контексте культуры, опора образования на характер и ценности культуры.Отмечается, что культурологический подход в образовании позволяет объединить в образовательном процессе школы общекультурный, специальный и психолого-педагогический блоки. В основе отбора содержания – принцип «от человека образованного к человеку культурному». Культурологический подход рассматривается как обучение в контексте культуры, опора образования на характер и ценности культуры. Делается вывод о целесообразности применения культурологического подхода в системе начального образования.
Ключевые слова: культура, младшие школьники, культурологический подход, культурологический подход в образовании, начальное общее образование.

Как показывает анализ проблем современного образования, в период существенных преобразований и переосмысления общественных, социально-педагогических процессов и явлений активизируется поиск их объективных методологических оснований. Еще Л.С. Выготский писал, что в качестве обобщенной методологической основы при исследовании проблем педагогики, психологии, социологии и других наук выступает культурологический подход [1].
Для раскрытия понятия «культурологический подход», следует уточнить понятия «подход» и «культура». В педагогике термин «подход» определяется как совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания.
Культура складывается исторически и образует социальный опыт. Основная функция культуры состоит в том, что она накапливает и транслирует этот опыт. Понятие культура многоаспектное, оно изучалось разными авторами на протяжении многих лет. Мы остановились на следующем определении понятия «культура». Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Мы изучили труды Л. С. Выготского [1], В. С. Библера [2], в которых описывается культурологический подход. В отечественной науке культурологический подход нашел отклик в трудах Ю. А. Жданова [3], М. С. Каган [4], Н. Б. Крыловой [5].
На основании всего вышеизложенного, под культурологическим подходом в образовании мы понимаем совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению учениками педагогических ценностей и культуры, обеспечивающих творческую самореализацию личности учителя в профессиональной деятельности. Культурологический подход позволяет рассматривать проблемы профессионально-педагогической деятельности и образования в общекультурном контексте как интеграцию личности учителя с общей и профессионально-педагогической культурой, как активное освоение педагогических теорий, ценностей, технологий. Современная школа в настоящее время реализует инклюзивное образование, в основе которого также лежит культурологический подход [6; 7] .
Данный подход получил развитие сначала в философии. В его основе лежат представления о сущности культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человеком. И, соответственно, одним из важнейших в русле культурологических исследований является вопрос о связи индивида и культуры. С этой точки зрения, человек всегда действует в рамках культуры, являясь одновременно субъектом, творцом культурных ценностей и объектом культурных воздействий. Проблемы культуры рассматриваются как проблемы изменения самого человека, его становления как творческой личности.
Основанием культурологического подхода является аксиология – учение о ценностях и ценностной структуре мира. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Такой подход к образованию способствует учету национальных, религиозных, исторических особенностей учащихся, сближению образования с жизнью обучающихся. Поскольку каждая конкретная культура имеет свой путь развития и свой уровень, то именно в ней и следует воспитывать детей в диалоге с другими культурами. Культурологический подход к образованию – это создание единого уклада жизни школы и семьи, гармонизация интересов общества, школы и личности учащегося. Он основан на использовании в процессе обучения и воспитания опыта ребенка и его семьи, на обеспечении ведущей роли социокультурного контекста развития, активизации деятельности ребенка, освоении знаково-символической структуры деятельности своего народа, творческом характере развития.
Культурологический подход рассматривается как обучение в контексте культуры, опора образования на характер и ценности культуры. Выделяя ценностное значение образования, определяются три составляющих компонента: государственная ценность образования, общественная ценность образования, личностная ценность образования.
Государственная ценность образования представляет собой моральный, экономический, интеллектуальный, научный, технический, духовно-культурный потенциал любого государства.
Общественная ценность образования определяется обучением и образованием грамотных и профессиональных специалистов, которые способны разрешить большой круг поставленных обществом профессиональных и социально-значимых задач в конкретно-исторических условиях жизни людей.
Личностная ценность образования является осознанной необходимостью проявления человеком его разнообразных познавательных потребностей и стремления к совершенному развитию своих способностей.
Культурологический подход в образовании позволяет объединить в образовательном процессе школы общекультурный, специальный и психолого-педагогический блоки. В основе отбора содержания – принцип «от человека образованного к человеку культурному». Этот принцип ориентирует на анализ предметного и внепредметного содержания с позиции целостной культуры личности. Гуманитарно-культурологический подход осуществляется посредством обновления содержания традиционных учебных предметов в рамках программных требований, то есть стандартов образования, введения таких новых предметов культурно-гуманитарного цикла как философия, психология, культурология и т.д., насыщения предметов естественнонаучного цикла общечеловеческими проблемами, ценностями, создания междисциплинарных блоков.
Реализация культурологического подхода характеризуется несколькими показателями.
Первый показатель реализации культурологического подхода – возвращение образовательного процесса к человеку как основному его предмету и цели, насыщение содержания образования проблемами человека. Второй показатель реализации культурологического подхода – организация образования не как совокупности мероприятий, а как целостной системы жизнедеятельности учителей и учащихся. Третий показатель реализации культурологического подхода – осуществление образования в контексте мировой, национальной культуры. Четвёртый показатель реализации культурологического подхода – поддержка индивидуальности и самобытности младшего школьника, развитие его субъективных свойств. Пятый показатель реализации культурологического подхода – существенное повышение педагогической культуры учителей.
Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический, то есть ценностный, технологический и личностно-творческий.
Аксиологический аспект культурологического подхода обусловлен тем, что каждому виду человеческой деятельности как целенаправленной, мотивированной, культурно организованной присущи свои основания, оценки, критерии (цели, нормы, стандарты и т.д.) и способы оценивания. Этот аспект культурологического подхода предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентации личности. Последние представляют собой устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования («единицы») морального сознания, основные его идеи, понятия, «ценностные блага», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия и опосредованно – наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы.
Технологический аспект культурологического подхода связан с пониманием культуры как специфического способа человеческой деятельности. Именно деятельность является тем, что имеет всеобщую форму в культуре. Она – ее первая всеобщая определенность. Категории «культура» и «деятельность» исторически взаимообусловлены. Культура, в свою очередь, являясь универсальной характеристикой деятельности, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов практической деятельности и наоборот.
Личностно-творческий аспект культурологического подхода обусловлен объективной связью индивида и культуры. Индивид – носитель культуры. Он не только развивается на основе объективированной сущности человека (культуры), но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. становится субъектом исторического творчества.
Творчество всегда выступает специфическим человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся субкультуры и формирующим саму культуру. Творческий акт и личность творца, по мнению Л.С.Выготского [1], должны быть вплетены в единую коммуникативную сеть и осмысливаться в тесном взаимодействии. Таким образом, индивидуально-творческий аспект культурологического подхода в педагогической теории и практике требует учета связей культуры, ее ценностей с личность и творческой деятельностью.
Использование культурологического подхода в педагогике – это видение образования сквозь призму понятия культуры, другими словами, его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.
Таким образом, можно сделать вывод, что на основе культурологического подхода строятся учебно-воспитательная среда школы, управление учебным и социально-воспитательным процессом.

Библиографический список
1.    Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. – Москва : Педагогика-пресс, 1993. – 221 с.
2.    Библер, В. С. Цивилизация и культура / В. С. Библер. – Москва : РГГУ, 1993. –48 с.
3.     Жданов, Ю. А. Сущность культуры / Ю. А. Жданов, В. Е. Давидович. – Ростов н/Д : Изд-во Рост.ун-та, 1979. – 263 с.
4.     Каган, М. С. Культурология / М. С. Каган, Ю. Н. Солонина. – Москва : Высшее образование, 2007 – 566 с.
5.     Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. – Москва : Народное образование, 2000. – 272 с.
6.     Неретина Т. Г. К вопросу об особенностях реализации инклюзивного образования / Т. Г. Неретина // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. 2017. – Т.2. – С. 274-277.
7.    Неретина, Т. Г. Специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. Г. Неретина, С. В. Клевесенкова // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 38-45.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.