РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
28.12.2024
УДК 376.1
Ласунова И. Н.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА
ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПОСРЕДСТВОМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
Аннотация. В статье рассматривается использование фольклорных жанров в работе учителя-логопеда для коррекции общего недоразвития речи, а так же коррекции фоне-тико-фонематического недоразвития речи у младших школьников. Определены фольк-лорные жанры, такие как пословицы, поговорки, потешки, русские народные сказки, наиболее часто применяемые учителем-логопедом на коррекционных занятиях и способствующие преодолению недостатков звукопроизносительной и просодической сторон речи, коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи, а так же развитию связной речи. Описаны приемы применения фольклорных жанров в структуре логопедических занятий. Обозначена роль фольклорных жанров в духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе проведения коррекционных занятий. Подведены итоги логопедической коррекционной работы учителя-логопеда с младшими школьниками, а так же показано влияние фольклорных жанров на эмоциональное состояние младших школьников и их познавательный интерес.
Ключевые слова: младшие школьники, духовно-нравственное развитие, фольклорные жанры, речевое развитие, коррекция речевых нарушений.
THE IMPLEMENTATION OF THE SPIRITUAL AND MORAL COMPONENT
OF EDUCATION AND TRAINING OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS
IN THE CORRECTIONAL WORK OF A SPEECH THERAPIST THROUGH
THE USE OF FOLKLORE GENRES
Abstract. The article discusses the use of folklore genres in the work of a speech therapist teacher to correct general speech underdevelopment, as well as to correct phonetic and phonemic speech underdevelopment of primary school students. Folklore genres such as proverbs, sayings, nursery rhymes, Russian folk tales are identified, which are most often used by a speech therapist teacher in correctional classes and contribute to overcoming the short-comings of the sound-pronouncing and prosodic sides of speech, correcting violations of the lexical and grammatical structure of speech, as well as the development of coherent speech. The techniques of using folklore genres in the structure of speech therapy classes are described. The role of folklore genres in the spiritual and moral education of primary school students in the process of correctional classes is outlined. The results of the speech therapy correctional work of a speech therapist teacher with primary school students are summarized, as well as the influence of folklore genres on the emotional state of primary school students and their cognitive interest is shown.
Keyword: primary school students, spiritual and moral development, folklore genres, speech development, correction of speech disorders.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, рабочая программа воспитания и обучения в школе должна быть направлена на развитие личности младших школьников, что предполагает глубокое духовно-нравственное развитие. Незаменимым средством в развитии этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимании и сопереживании чувствам других людей, в формировании понятий о добре и зле служит такой компонент народной культуры, как фольклор.
Фольклор – это обычаи, верования, традиции, сложившиеся в определенном обще-стве, которые передаются из поколения в поколение. Фольклор существует во многих формах, например, таких как пословицы, поговорки, песенки или сказки, которые учат отличать добро от зла и поощряют такие добродетели, как честность, храбрость и доброта. В народных сказках используются персонажи животных и простые сюжеты для передачи вечных моральных истин, что делает их доступными и запоминающимися для детей всех возрастов. Фольклор способствует духовно-нравственному развитию без какой-либо дискриминации. По мнению Г. С. Виноградова невозможно найти материал более близкий и глубоко затрагивающий интересы и потребности детского возраста, чем детский фольклор, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью [1].
Д. Б. Эльконин в своих исследованиях отмечал, что при повторном воспроизведении слов и фраз у детей возникает осознание смысла и значения текста. Такое повторение удобно осуществлять, применяя фольклорные жанры [4]. О. В. Дыбина считает, что фольклорные произведения являются легкими для запоминания, ритмичными, вырази-тельными, красочными и привлекательными для младших школьников [2].
По сути своей фольклор полон моральных уроков, он играет важную роль в обще-ственных отношениях, предоставляя общую основу для понимания мира и формирования правил поведения. Умелое использование фольклорных жанров в образовательной и воспитательной работе с младшими школьниками позволяет педагогу установить прочную связь с каждым учеником, а самим ученикам помогает адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений, а учителю-логопеду еще и преодолеть недостатки в речевом развитии младших школьников.
Согласно речевой карте, составленной по инструктивно-методическому письму А. В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой, было проведено изучение состояния речевого развития младших школьников [5]. По результатам диагностики установлено, что у младших школьников есть недостатки звукопроизносительной и просодической сторон речи, нарушения лексико-грамматического строя речи, плохо развита связная речь, на письме встречаются замены гласных и согласных, многочисленные ошибки, неразборчивый почерк. Данные диагностики позволяют говорить о том, что у младших школьников наблюдается общее недоразвитии речи, а также фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
При проведении коррекционных занятий в работу учителя-логопеда были включены такие жанры фольклора, как сказки, пословицы, поговорки, прибаутки, загадки, скороговорки и прочие подобные жанры, которые играют важную роль в преодолении об-щего недоразвития речи, а также комплексно воздействуют на все стороны речевого де-фекта. Согласно рекомендациям Т. А. Пескишевой, подбор фольклорных жанров позволяет учитывать возрастные и речевые особенности развития младших школьников, и кроме этого, уделять внимание смысловому содержанию произведений народного твор-чества, чтобы ученикам открывалась многозначность и образность родного языка [3].
В ходе логопедических занятий с младшими школьниками учитель-логопед проводит пальчиковую гимнастику, которая нацелена на укрепление мышц, отвечающих за мелкую моторику рук. Упражнения пальчиковой гимнастики развивают подвижность суставов пальцев, позволяя достигать большего диапазона движений, а также способствуют развитию контроля над своими движениями и улучшению почерка. Пальчиковая гимнастика проводится с использованием русских народных потешек, что позволяет по-лучить позитивный эмоциональный отклик от учеников и положительный результат за-нятий. Приведем пример такой потешки:
Синий чиж
По дубочку постучишь (ученики стучат кулачками по столу).
Прилетает синий чиж (машут руками-«крыльями»).
У чижа, у чижика хохолочек рыженький (поднимают вверх четыре пальца и дела-ют пальцами волнообразные движения).
А на лапке маленькой сапожочек аленький (указательный палец одной руки поста-вить на стол и кончиком пальца другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку).
Чиж под солнышком летал и головкою кивал (машут руками-«крыльями» и ки-вают головой).
В структуру логопедических занятий по коррекции звукопроизношения входили пословицы, скороговорки и поговорки для преодоления искаженного произношения звуков, устранения дефектов звонкости-глухости и замены звуков, автоматизации звуков, например:
Дифференциация твердого и мягкого звуков [з]-[зь]:
Пошёл спозаранку Назар на базар,
Купил там козу и корзинку Назар.
Дифференциация звуков [с]-[з]:
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
А будет зимой и ягода, коль заготовить загодя.
Дифференциация звуков [с]-[ц]:
Увидал скворца – знай: весна у крыльца!
Весна красна цветами, а осень - снопами.
Логопедическая коррекция распознавания и использования различных интонаций – просодической стороны – речи проводилась посредством русских народных сказок, бла-годаря которым младшие школьники учатся передавать эмоции и характер персонажей. Учитель-логопед предварительно знакомит учеников с текстом сказки, а затем производит разбор личностных черт героев с помощью наводящих вопросов: «Лисичка какая?» (хитрая), «Колобок какой?» (веселый), «Волк какой?» (злой). Затем чтение сказок осуществляется учениками по ролям с необходимой интонацией для каждого героя.
Для целей развития связной речи и коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи младших школьников учитель-логопед дает задания на пересказ текста рус-ских народных сказок. Во время ознакомления с текстом учитель-логопед просит объяснить значения новых, непонятных слов. Аналогичным образом проводятся тематические занятия для расширения словарного запаса. Например, по теме «Животные» были подобраны следующие фольклорные формы:
1. Поговорки:
Голодный как волк.
Гусь свинье не товарищ.
И собака помнит, кто её кормит.
У Лисы Патрикеевны ушки на макушке.
2. Пословицы:
Ходила лиса кур красть, да попала в пасть.
Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.
Лиса сытее волка живет.
3. Потешки:
Рано-рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, коровушка, ступай
В чисто поле погуляй,
А вернёшься вечерком,
Нас напоишь молочком
Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то – бряк, бряк, бряк!
Золотые они – звяк, звяк, звяк!
При использовании фольклорных жанров в работе учитель-логопед обсуждает с младшими школьниками смысл пословиц, поговорок, сказок, а также выясняет, какие моральные уроки вынесли ученики из данных произведений народной культуры.
Подводя итог логопедической работы, можно отметить, что посредством использования на коррекционных занятиях фольклорных жанров, у младших школьников происходит развитие всех компонентов речи, а также формируется ярко выраженный интерес к народной культуре в целом, что способствует духовному-нравственному развитию личности.
Обращение к истокам народной культуры актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Сегодня каждый педагог понимает, что нельзя воспитать полноценного человека без знания своих корней, традиций своего народа.
Список литературы
1. Виноградов Г. С. Детский фольклор и быт. Программа наблюдений. Иркутск : Гостиполит, 1925. 84 с.
2. Дыбина О. В. Коррекция звукопроизношения у младших школьников с дислалилией // Результаты современных научных исследований и разработок : сб. ст. XIX Все-рос. науч.-практ. конф. Пенза, 2023. С. 154–156.
3. Пескишева Т. А. Малые формы устного народного творчества как средство раз-вития речи детей с ОНР // Модернизация специального образования лиц с отклонениями в развитии : сб. науч.-метод. тр. / отв. ред. И. В. Прищепова. Санкт Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. С. 129–131.
4. Эльконин Б. Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва : Издательский центр «Академия», 2001. 144 с.
5. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (основные направления формирова-ния предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у де-тей с речевой патологией). Москва : Когито-центр, 1996. 37 с.
Ласунова И. Н.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО КОМПОНЕНТА
ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПОСРЕДСТВОМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
Аннотация. В статье рассматривается использование фольклорных жанров в работе учителя-логопеда для коррекции общего недоразвития речи, а так же коррекции фоне-тико-фонематического недоразвития речи у младших школьников. Определены фольк-лорные жанры, такие как пословицы, поговорки, потешки, русские народные сказки, наиболее часто применяемые учителем-логопедом на коррекционных занятиях и способствующие преодолению недостатков звукопроизносительной и просодической сторон речи, коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи, а так же развитию связной речи. Описаны приемы применения фольклорных жанров в структуре логопедических занятий. Обозначена роль фольклорных жанров в духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе проведения коррекционных занятий. Подведены итоги логопедической коррекционной работы учителя-логопеда с младшими школьниками, а так же показано влияние фольклорных жанров на эмоциональное состояние младших школьников и их познавательный интерес.
Ключевые слова: младшие школьники, духовно-нравственное развитие, фольклорные жанры, речевое развитие, коррекция речевых нарушений.
THE IMPLEMENTATION OF THE SPIRITUAL AND MORAL COMPONENT
OF EDUCATION AND TRAINING OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS
IN THE CORRECTIONAL WORK OF A SPEECH THERAPIST THROUGH
THE USE OF FOLKLORE GENRES
Abstract. The article discusses the use of folklore genres in the work of a speech therapist teacher to correct general speech underdevelopment, as well as to correct phonetic and phonemic speech underdevelopment of primary school students. Folklore genres such as proverbs, sayings, nursery rhymes, Russian folk tales are identified, which are most often used by a speech therapist teacher in correctional classes and contribute to overcoming the short-comings of the sound-pronouncing and prosodic sides of speech, correcting violations of the lexical and grammatical structure of speech, as well as the development of coherent speech. The techniques of using folklore genres in the structure of speech therapy classes are described. The role of folklore genres in the spiritual and moral education of primary school students in the process of correctional classes is outlined. The results of the speech therapy correctional work of a speech therapist teacher with primary school students are summarized, as well as the influence of folklore genres on the emotional state of primary school students and their cognitive interest is shown.
Keyword: primary school students, spiritual and moral development, folklore genres, speech development, correction of speech disorders.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, рабочая программа воспитания и обучения в школе должна быть направлена на развитие личности младших школьников, что предполагает глубокое духовно-нравственное развитие. Незаменимым средством в развитии этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимании и сопереживании чувствам других людей, в формировании понятий о добре и зле служит такой компонент народной культуры, как фольклор.
Фольклор – это обычаи, верования, традиции, сложившиеся в определенном обще-стве, которые передаются из поколения в поколение. Фольклор существует во многих формах, например, таких как пословицы, поговорки, песенки или сказки, которые учат отличать добро от зла и поощряют такие добродетели, как честность, храбрость и доброта. В народных сказках используются персонажи животных и простые сюжеты для передачи вечных моральных истин, что делает их доступными и запоминающимися для детей всех возрастов. Фольклор способствует духовно-нравственному развитию без какой-либо дискриминации. По мнению Г. С. Виноградова невозможно найти материал более близкий и глубоко затрагивающий интересы и потребности детского возраста, чем детский фольклор, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью [1].
Д. Б. Эльконин в своих исследованиях отмечал, что при повторном воспроизведении слов и фраз у детей возникает осознание смысла и значения текста. Такое повторение удобно осуществлять, применяя фольклорные жанры [4]. О. В. Дыбина считает, что фольклорные произведения являются легкими для запоминания, ритмичными, вырази-тельными, красочными и привлекательными для младших школьников [2].
По сути своей фольклор полон моральных уроков, он играет важную роль в обще-ственных отношениях, предоставляя общую основу для понимания мира и формирования правил поведения. Умелое использование фольклорных жанров в образовательной и воспитательной работе с младшими школьниками позволяет педагогу установить прочную связь с каждым учеником, а самим ученикам помогает адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений, а учителю-логопеду еще и преодолеть недостатки в речевом развитии младших школьников.
Согласно речевой карте, составленной по инструктивно-методическому письму А. В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой, было проведено изучение состояния речевого развития младших школьников [5]. По результатам диагностики установлено, что у младших школьников есть недостатки звукопроизносительной и просодической сторон речи, нарушения лексико-грамматического строя речи, плохо развита связная речь, на письме встречаются замены гласных и согласных, многочисленные ошибки, неразборчивый почерк. Данные диагностики позволяют говорить о том, что у младших школьников наблюдается общее недоразвитии речи, а также фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
При проведении коррекционных занятий в работу учителя-логопеда были включены такие жанры фольклора, как сказки, пословицы, поговорки, прибаутки, загадки, скороговорки и прочие подобные жанры, которые играют важную роль в преодолении об-щего недоразвития речи, а также комплексно воздействуют на все стороны речевого де-фекта. Согласно рекомендациям Т. А. Пескишевой, подбор фольклорных жанров позволяет учитывать возрастные и речевые особенности развития младших школьников, и кроме этого, уделять внимание смысловому содержанию произведений народного твор-чества, чтобы ученикам открывалась многозначность и образность родного языка [3].
В ходе логопедических занятий с младшими школьниками учитель-логопед проводит пальчиковую гимнастику, которая нацелена на укрепление мышц, отвечающих за мелкую моторику рук. Упражнения пальчиковой гимнастики развивают подвижность суставов пальцев, позволяя достигать большего диапазона движений, а также способствуют развитию контроля над своими движениями и улучшению почерка. Пальчиковая гимнастика проводится с использованием русских народных потешек, что позволяет по-лучить позитивный эмоциональный отклик от учеников и положительный результат за-нятий. Приведем пример такой потешки:
Синий чиж
По дубочку постучишь (ученики стучат кулачками по столу).
Прилетает синий чиж (машут руками-«крыльями»).
У чижа, у чижика хохолочек рыженький (поднимают вверх четыре пальца и дела-ют пальцами волнообразные движения).
А на лапке маленькой сапожочек аленький (указательный палец одной руки поста-вить на стол и кончиком пальца другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку).
Чиж под солнышком летал и головкою кивал (машут руками-«крыльями» и ки-вают головой).
В структуру логопедических занятий по коррекции звукопроизношения входили пословицы, скороговорки и поговорки для преодоления искаженного произношения звуков, устранения дефектов звонкости-глухости и замены звуков, автоматизации звуков, например:
Дифференциация твердого и мягкого звуков [з]-[зь]:
Пошёл спозаранку Назар на базар,
Купил там козу и корзинку Назар.
Дифференциация звуков [с]-[з]:
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
А будет зимой и ягода, коль заготовить загодя.
Дифференциация звуков [с]-[ц]:
Увидал скворца – знай: весна у крыльца!
Весна красна цветами, а осень - снопами.
Логопедическая коррекция распознавания и использования различных интонаций – просодической стороны – речи проводилась посредством русских народных сказок, бла-годаря которым младшие школьники учатся передавать эмоции и характер персонажей. Учитель-логопед предварительно знакомит учеников с текстом сказки, а затем производит разбор личностных черт героев с помощью наводящих вопросов: «Лисичка какая?» (хитрая), «Колобок какой?» (веселый), «Волк какой?» (злой). Затем чтение сказок осуществляется учениками по ролям с необходимой интонацией для каждого героя.
Для целей развития связной речи и коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи младших школьников учитель-логопед дает задания на пересказ текста рус-ских народных сказок. Во время ознакомления с текстом учитель-логопед просит объяснить значения новых, непонятных слов. Аналогичным образом проводятся тематические занятия для расширения словарного запаса. Например, по теме «Животные» были подобраны следующие фольклорные формы:
1. Поговорки:
Голодный как волк.
Гусь свинье не товарищ.
И собака помнит, кто её кормит.
У Лисы Патрикеевны ушки на макушке.
2. Пословицы:
Ходила лиса кур красть, да попала в пасть.
Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью.
Лиса сытее волка живет.
3. Потешки:
Рано-рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, коровушка, ступай
В чисто поле погуляй,
А вернёшься вечерком,
Нас напоишь молочком
Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то – бряк, бряк, бряк!
Золотые они – звяк, звяк, звяк!
При использовании фольклорных жанров в работе учитель-логопед обсуждает с младшими школьниками смысл пословиц, поговорок, сказок, а также выясняет, какие моральные уроки вынесли ученики из данных произведений народной культуры.
Подводя итог логопедической работы, можно отметить, что посредством использования на коррекционных занятиях фольклорных жанров, у младших школьников происходит развитие всех компонентов речи, а также формируется ярко выраженный интерес к народной культуре в целом, что способствует духовному-нравственному развитию личности.
Обращение к истокам народной культуры актуально во все времена, но особенно в наше время, когда утрачивается духовная связь поколений. Сегодня каждый педагог понимает, что нельзя воспитать полноценного человека без знания своих корней, традиций своего народа.
Список литературы
1. Виноградов Г. С. Детский фольклор и быт. Программа наблюдений. Иркутск : Гостиполит, 1925. 84 с.
2. Дыбина О. В. Коррекция звукопроизношения у младших школьников с дислалилией // Результаты современных научных исследований и разработок : сб. ст. XIX Все-рос. науч.-практ. конф. Пенза, 2023. С. 154–156.
3. Пескишева Т. А. Малые формы устного народного творчества как средство раз-вития речи детей с ОНР // Модернизация специального образования лиц с отклонениями в развитии : сб. науч.-метод. тр. / отв. ред. И. В. Прищепова. Санкт Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. С. 129–131.
4. Эльконин Б. Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва : Издательский центр «Академия», 2001. 144 с.
5. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (основные направления формирова-ния предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у де-тей с речевой патологией). Москва : Когито-центр, 1996. 37 с.