РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
11.01.2024
Рогаткина Д.В., Неретина Т.Г.
МГТУ им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы реализации в системе начального образования деятельностного подхода. На основе анализа литературы уточнено понятие «деятельностный подход в образовании». Методологическую основу исследования составили исследования А. Н. Леонтьева, касающиеся вопроса развития личности в деятельности. В статье уделено внимание описанию дидактических принципов реализации деятельностного подхода, выявленные в практической работе педагогов. Раскрываются педагогические грани сущности деятельностного подхода, разъясняет психофизиологические аспекты эффективного использования указанного подхода в процессе образования учащихся младшего школьного возраста. Особое внимание уделено описанию условий использования деятельностного подхода в процессе обучения, в результате которого младшие школьники включаются в активную, разностороннюю и, что важно, самостоятельную познавательную деятельность. Всё это значительно упрощает учителю достижение метапредметных результатов, установленных требования ФГОС.
Ключевые слова: деятельность, развитие личности, учащиеся младшего школьного возраста, деятельностный подход в образовании, образовательный стандарт, начальное общее образование.
Прежде всего, для того чтобы уточнить понятие «деятельностный подход в образовании», нам представляется необходимым обратиться к понятиям «подход» и «деятельность», которые являются базовыми и описаны в работах А. А. Грицанова [2] и Д. В. Дмитриева [3]. Под подходом мы понимаем совокупность приемов, способов, используемых для воздействия на нечто, для ведения дел, для изучения чего-либо и пр., а деятельность определяем как активный, целенаправленный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, позволяющий ему удовлетворять свои жизненно необходимые потребности.
Деятельность имеет свою иерархическую структуру, предложенную А. Н. Леонтьевым [1], которая состоит из четырех уровней:
1) связь деятельности с мотивом и потребностью;
2) связь действия с целью;
3) связь операции с условиями;
4) психофизиологические функции как средство обеспечения психических процессов.
Первый уровень – это связь деятельности с мотивом и потребностью. С точки зрения А. Н. Леонтьева [1], предметы – это то главное, что отличает одну деятельность от другой. Предмет деятельности есть её мотив. Однако, не любой окружающий человека предмет является мотивом деятельности. Такой переход происходит лишь в том случае, когда предмет отвечает личностной потребности человека.
Второй уровень – это связь действия с целью. Согласно А. Н. Леонтьеву [1], действие – это процесс, направленный на реализацию цели. Цель, в свою очередь, – это образ желаемого, то есть того результата, на который по сути направлены выполняемые действия.
Третий уровень – это связь операций с условиями. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия. Они зависят от условий, в которых совершаются, как внешние обстоятельства, так и внутренние средства самого действующего субъекта. Главное свойство операций, по мнению А. Н. Леонтьева [1], состоит в том, что они мало или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают сознательный контроль за их выполнением. Но при этом граница между действием и операцией подвижна, действие может переходить в операцию, операция в действие.
Четвёртый уровень – это психофизиологические функции. В теории деятельности под ними понимается физиологическое обеспечение психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способность к ощущениям, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная (двигательная) способность и др.
На основании содержания взятых нами за основу понятий «подход» и «деятельность» уточним понятие «деятельностный подход», как систему методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Другими словами, при реализации данного подхода психические процессы изучаются, развиваются и формируются в процессе разносторонней, активной и в большей степени самостоятельной деятельности людей. Данный подход большое развитие получил в психологии, этим обусловлено его определение. Основная особенность деятельностного подхода заключается в деятельности обучающихся. Детям не сообщаются готовые сведения, задача педагога создать условия для того, чтобы учащиеся «открывали знания» сами, в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность подводит итог, давая уточненную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную, субъективную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути [4].
В отечественной педагогической психологии изучение деятельности в качестве основного объекта исследования было заложено А. Н. Леонтьевым [1]. В дальнейшем данный подход разрабатывается Д. Б. Элькониным [5], П. Я. Гальпериным [6], Ю. Ф. Кузнецовым [7] и другими учёными. Обобщая их взгляды, можно утверждать, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.
Реализация деятельностного подхода в практике преподавания обеспечивается системой таких дидактических принципов, описанных во многих исследованиях, как принципом активности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества. Эти же принципы лежат и в основе инклюзивного образования, актуального на данном этапе развития школы [8]. Раскроем их более подробно.
Принцип активности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных, психологических и гендерных особенностей развития детей. Непрерывность процесса обеспечивает инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
Принцип целостности предполагает формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук. Это предполагает становление у обучающихся обобщённого, целостного представление о мире (природе – обществе – самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Эти принципы выступают также в качестве структурных компонентов деятельностного подхода.
Таким образом, деятельностный подход в обучении – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Реализация деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет, во-первых, придать процессу усвоения знаний деятельностный характер, то есть происходит переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских, в процессе которых и усваивается информация; во-вторых, акцентировать внимание на развитии самостоятельности и ответственности обучающихся за результаты своей деятельности; в-третьих, усиливать практическую направленность школьного образования; в-четвертых, предполагать освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; в-пятых, формировать познавательную мотивацию у детей и понимание того, что именно нужно выяснить, освоить.
В научном педагогическом исследовании деятельностный подход используется при изучении поведения детей, их особенностей, мотивов, целей, способов и средств достижения целей в процессе выполнения ими определенного вида деятельности (чаще всего учебной). Данный подход ориентирует исследователя, во-первых, на анализ структуры учебной, общественно полезной, духовной и других видов деятельности воспитанников, изучению их составляющих: предметное содержание; мотивы, побуждающие субъекта к деятельности; цели, на достижение которых она направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется, и её результаты. Во-вторых, деятельностный подход требует от исследователя специальной работы по выбору и организации деятельности ребёнка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь предполагает обучение воспитанника сознательному выбору цели и обоснованному планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Библиографический список
1. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
2. Грицанов, А.А. Подход / А.А. Грицанов // Новейший философский словарь. – Минск, 1999. – С. 526.
3. Дмитриев, Д.В. Подход / Д.В. Дмитриев // Толковый словарь русского языка Дмитриева. – М., 2003. – С. 1163.
4. Кондаков, И. Деятельностный подход / И. Кондаков // Психологический словарь. – 2000. – С. 126.
5. Решетникова, О.Б. Эльконин: «Я – экстремист деятельностного подхода» / О.Б. Решетникова // Школьный психолог. – 2001. – № 14.
6. Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П.Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. – М., 1959. – Т. 1.
7. Кузнецов, Ю. Ф. Деятельностный подход к учению и основные категории педагогики / Ю. Ф. Кузнецов // Специальные (коррекционные) школы. Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 29-38.
8. Неретина Т. Г. К вопросу об особенностях реализации инклюзивного образования / Т. Г. Неретина // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. 2017. – Т.2. – С. 274-277.
МГТУ им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы реализации в системе начального образования деятельностного подхода. На основе анализа литературы уточнено понятие «деятельностный подход в образовании». Методологическую основу исследования составили исследования А. Н. Леонтьева, касающиеся вопроса развития личности в деятельности. В статье уделено внимание описанию дидактических принципов реализации деятельностного подхода, выявленные в практической работе педагогов. Раскрываются педагогические грани сущности деятельностного подхода, разъясняет психофизиологические аспекты эффективного использования указанного подхода в процессе образования учащихся младшего школьного возраста. Особое внимание уделено описанию условий использования деятельностного подхода в процессе обучения, в результате которого младшие школьники включаются в активную, разностороннюю и, что важно, самостоятельную познавательную деятельность. Всё это значительно упрощает учителю достижение метапредметных результатов, установленных требования ФГОС.
Ключевые слова: деятельность, развитие личности, учащиеся младшего школьного возраста, деятельностный подход в образовании, образовательный стандарт, начальное общее образование.
Прежде всего, для того чтобы уточнить понятие «деятельностный подход в образовании», нам представляется необходимым обратиться к понятиям «подход» и «деятельность», которые являются базовыми и описаны в работах А. А. Грицанова [2] и Д. В. Дмитриева [3]. Под подходом мы понимаем совокупность приемов, способов, используемых для воздействия на нечто, для ведения дел, для изучения чего-либо и пр., а деятельность определяем как активный, целенаправленный процесс взаимодействия человека с окружающим миром, позволяющий ему удовлетворять свои жизненно необходимые потребности.
Деятельность имеет свою иерархическую структуру, предложенную А. Н. Леонтьевым [1], которая состоит из четырех уровней:
1) связь деятельности с мотивом и потребностью;
2) связь действия с целью;
3) связь операции с условиями;
4) психофизиологические функции как средство обеспечения психических процессов.
Первый уровень – это связь деятельности с мотивом и потребностью. С точки зрения А. Н. Леонтьева [1], предметы – это то главное, что отличает одну деятельность от другой. Предмет деятельности есть её мотив. Однако, не любой окружающий человека предмет является мотивом деятельности. Такой переход происходит лишь в том случае, когда предмет отвечает личностной потребности человека.
Второй уровень – это связь действия с целью. Согласно А. Н. Леонтьеву [1], действие – это процесс, направленный на реализацию цели. Цель, в свою очередь, – это образ желаемого, то есть того результата, на который по сути направлены выполняемые действия.
Третий уровень – это связь операций с условиями. Операции характеризуют техническую сторону выполнения действия. Они зависят от условий, в которых совершаются, как внешние обстоятельства, так и внутренние средства самого действующего субъекта. Главное свойство операций, по мнению А. Н. Леонтьева [1], состоит в том, что они мало или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают сознательный контроль за их выполнением. Но при этом граница между действием и операцией подвижна, действие может переходить в операцию, операция в действие.
Четвёртый уровень – это психофизиологические функции. В теории деятельности под ними понимается физиологическое обеспечение психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способность к ощущениям, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная (двигательная) способность и др.
На основании содержания взятых нами за основу понятий «подход» и «деятельность» уточним понятие «деятельностный подход», как систему методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Другими словами, при реализации данного подхода психические процессы изучаются, развиваются и формируются в процессе разносторонней, активной и в большей степени самостоятельной деятельности людей. Данный подход большое развитие получил в психологии, этим обусловлено его определение. Основная особенность деятельностного подхода заключается в деятельности обучающихся. Детям не сообщаются готовые сведения, задача педагога создать условия для того, чтобы учащиеся «открывали знания» сами, в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность подводит итог, давая уточненную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную, субъективную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути [4].
В отечественной педагогической психологии изучение деятельности в качестве основного объекта исследования было заложено А. Н. Леонтьевым [1]. В дальнейшем данный подход разрабатывается Д. Б. Элькониным [5], П. Я. Гальпериным [6], Ю. Ф. Кузнецовым [7] и другими учёными. Обобщая их взгляды, можно утверждать, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.
Реализация деятельностного подхода в практике преподавания обеспечивается системой таких дидактических принципов, описанных во многих исследованиях, как принципом активности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества. Эти же принципы лежат и в основе инклюзивного образования, актуального на данном этапе развития школы [8]. Раскроем их более подробно.
Принцип активности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных, психологических и гендерных особенностей развития детей. Непрерывность процесса обеспечивает инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
Принцип целостности предполагает формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук. Это предполагает становление у обучающихся обобщённого, целостного представление о мире (природе – обществе – самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Эти принципы выступают также в качестве структурных компонентов деятельностного подхода.
Таким образом, деятельностный подход в обучении – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Реализация деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет, во-первых, придать процессу усвоения знаний деятельностный характер, то есть происходит переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских, в процессе которых и усваивается информация; во-вторых, акцентировать внимание на развитии самостоятельности и ответственности обучающихся за результаты своей деятельности; в-третьих, усиливать практическую направленность школьного образования; в-четвертых, предполагать освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; в-пятых, формировать познавательную мотивацию у детей и понимание того, что именно нужно выяснить, освоить.
В научном педагогическом исследовании деятельностный подход используется при изучении поведения детей, их особенностей, мотивов, целей, способов и средств достижения целей в процессе выполнения ими определенного вида деятельности (чаще всего учебной). Данный подход ориентирует исследователя, во-первых, на анализ структуры учебной, общественно полезной, духовной и других видов деятельности воспитанников, изучению их составляющих: предметное содержание; мотивы, побуждающие субъекта к деятельности; цели, на достижение которых она направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется, и её результаты. Во-вторых, деятельностный подход требует от исследователя специальной работы по выбору и организации деятельности ребёнка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь предполагает обучение воспитанника сознательному выбору цели и обоснованному планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Библиографический список
1. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
2. Грицанов, А.А. Подход / А.А. Грицанов // Новейший философский словарь. – Минск, 1999. – С. 526.
3. Дмитриев, Д.В. Подход / Д.В. Дмитриев // Толковый словарь русского языка Дмитриева. – М., 2003. – С. 1163.
4. Кондаков, И. Деятельностный подход / И. Кондаков // Психологический словарь. – 2000. – С. 126.
5. Решетникова, О.Б. Эльконин: «Я – экстремист деятельностного подхода» / О.Б. Решетникова // Школьный психолог. – 2001. – № 14.
6. Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П.Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. – М., 1959. – Т. 1.
7. Кузнецов, Ю. Ф. Деятельностный подход к учению и основные категории педагогики / Ю. Ф. Кузнецов // Специальные (коррекционные) школы. Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 29-38.
8. Неретина Т. Г. К вопросу об особенностях реализации инклюзивного образования / Т. Г. Неретина // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова. 2017. – Т.2. – С. 274-277.