Задать вопрос
Статьи

РЕАЛИЗАЦИЯ АСПЕКТОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

07.01.2023
Ломакина Е.А., Пикалова Е.А.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

РЕАЛИЗАЦИЯ АСПЕКТОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В КОНТЕКСТЕ
ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Статья посвящена развитию патриотического воспитания студентов в высшей школе на занятиях по иностранному языку при помощи различных мероприятий аудиторной и внеаудиторной деятельности. Проанализированы причины деформации патриотического сознания у молодого поколения, а также факторы влияния на формирования чувства патриотизма. В статье представлен опыт проведения внеаудиторных мероприятий на иностранном языке, способствующих воспитанию патриотических качеств у студентов.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, иностранный язык, аудиторная и внеаудиторная деятельность.

На протяжении всей истории существования человечества проблема патриотизма и патриотического воспитания остается одной из самых актуальных. За последнее время в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительному социально-экономическому расслоению населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.
В этой связи стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании молодого поколения. Сложная экономическая и политическая ситуация в стране на сегодняшний день накладывает дополнительную ответственность на образование в особенности на высшую школу в вопросе воспитания патриотизма. Задача образования – собрать воедино все ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.
Существует большое количество определений патриотизма. В различных философских словарях патриотизм определяется и как особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям; и как готовность служить интересам своей Родины»; и как нравственный и политический принцип, социальное чувство (содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины); и как благородная любовь к Родине как к месту рождения, или как к стране, признаваемой человеком в качестве Родины согласно внутреннему чувству принадлежности [6].
Применительно к определению патриотического воспитания, следует подчеркнуть, что это «процесс взаимодействия педагогов и студентов, направленный на формирование патриотического сознания и ценностей, чувств и отношений, убеждений и мотивов служения Отечеству в различных видах патриотически-ориентированной активности в процессе учебной и внеаудиторной деятельности» [1].
Непременно, субъектами патриотического воспитания в первую очередь выступают молодые люди. К примеру, от правильной сформированной позиции этого слоя населения зависит будущее конкретной страны, ее политическое и экономическое развитие. Федеральный государственный образовательный стандарт чётко определяет, каких выпускников требует современное российское общество:
    любящих свой край и свое Отечество;
    знающих русский и родной язык;
    уважающих свой народ, его культуру и духовные традиции;
    осознающих и принимающих ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
    активно и заинтересованно познающих мир;
    осознающих ценность труда, науки и творчества;
    социально-активных, уважающих закон и правопорядок, соизмеряющих свои поступки с нравственными ценностями;
    осознающих свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
    уважающих других людей;
    умеющих вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов [1].
Поэтому неоспоримым остается тот факт, что развитию патриотического воспитания преподаватели и работники вузов обязаны уделять особое внимание на всех этапах высшего образования, при изучении многих гуманитарных дисциплин, в том числе иностранного языка.
Преподавание иностранного языка в высшей школе предполагает широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа [2].
Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе понимания родной культуры. С реалиями англоязычных стран необходимо изучать государственные символы, историю, географию, культуру Российской Федерации средствами иностранного языка. Нравственные и исторические начала неразделимы. История страны, важнейшие события и героические подвиги соотечественников являются мощнейшим стимулом для развития патриотизма.
Следовательно, формируя историческое сознание, мы одновременно укрепляем нравственные идеалы, патриотические чувства студентов и любовь к нашей Родине. Межкультурная коммуникация может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуре, культуре родного края. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют студенты, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой [3].
Привлечь студентов к достоинствам своей малой родины и попытаться воспитать чувство национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры на уроках иностранного языка во время аудиторной работы со студентами. Различные формы учебной работы патриотической направленности: круглые столы, брейн-ринги, конференции, сочинения, просмотр и обсуждение фильмов, ролевые игры будут способствовать развитию патриотического воспитания на уроках английского языка. Проектная деятельность также эффективна в данном вопросе, с помощью информационных технологий, можно создать не только красочную презентацию, но и создать небольшой фильм о своем университете, городе на английском языке [5].
Благодатной почвой для патриотического воспитания является внеаудиторная деятельность. Для повышения языковой компетенции во внеурочное время необходимо поддерживать интерес к предмету через разнообразные мероприятия: участие в неделе иностранного языка, конкурс чтецов на английском языке, концерты. Умение презентовать свое творчество, проявить себя в том виде творчества, который тебя интересует – важный показатель успешности студента, да и будущего специалиста в целом [4].
В рамках реализации воспитательного компонента в высшем учебном заведении и решении задач культурно-нравственного патриотического воспитания студентов, кафедра иностранных языков по техническим направлениям Магнитогорского Государственного Технического Университета им. Г.И. Носова проводит ежегодное, внеаудиторное, воспитательное мероприятие на иностранном языке -творческий конкурс «День победы – 9 мая «Victory Day»». Великая отечественная война 1941-1945 гг. это неотъемлемая часть истории нашей страны, мира, всей нации и каждой семьи. Подвиг русского народа навсегда в памяти прошлых и нынешних потомков наследников героев Великой Победы. Сохранение памятного наследия Великой Победы для грядущих поколений в прославлении героического свершения советского народа. Почитание великого праздника нацелено на формирование общественной морали студентов, их способности к сопереживанию, ценности исторической памяти ушедших поколений.
Подготовка к культурно-патриотическому мероприятию «День Победы» проходит по нескольким направлениям. Студенты осуществляют поиск и подготовку вводной вступительной информации о Великой отечественной войне, дне великой победы, который празднует весь русский народ по всему миру, предваряющей весь конкурс. В дополнение к тексту идёт подготовка презентационного тематического видео ряда. Участники онлайн интернет-моста из других стран повествуют о мемориалах и памятниках посвящённых ВОВ и местах боевой славы, чтимых в людской памяти на протяжении десятилетий в XX начале XXI века. Вступительная речь группы студентов завершается приглашением всех участников мероприятия присутствующих оффлайн и онлайн в других странах, почтить память падших в войне минутой молчания. Наряду с видео презентацией звучит хронометр, отсчитывающий секунды минуты молчания в память павшим героям великой отечественной войны.
Конкурс-фестиваль проходит в нескольких номинациях. Декламация стихотворений на иностранном языке с выводом русского подстрочника на экране, либо декламация стихотворных произведений двумя студентами в парах на двух языках (русском и английском) русских и иностранных авторов, посвящённых войне. Участники он – лайн фестиваля, посвящённого дню Великой Победы читают, декламируют, презентуют стихотворения, поэмы о войне на родном (таджикском/белорусском) и иностранном языках. Исполнение песен военной, военно-патриотической тематики под аккомпанемент фортепьяно, гитары, музыкальную фонограмму, либо без музыкального сопровождения, а капелла оффлайн и онлайн участниками в других странах, на родных и иностранных языках.
Коллективное исполнение всеми участниками фестиваля песни «Катюша» на русском, белорусском, таджикском и английском языках. В заключительной части фестиваля звучат слова о вечной негасимой памяти, о подвиге советского русского народа в сердцах людей. Мероприятие завершается коллективным просмотром и прослушиванием стихотворения В. Масленко «Ржев» в исполнении И. Кириллова.
Другим примером внеаудиторного культурно-патриотического мероприятия является конкурс презентаций «Выдающиеся люди МГТУ им. Г.И. Носова» (на английском языке). Подготовка презентационных проектов представляет собой поиск отбор и представление информации по краткой биографии, научному/творческому/производственному пути, научно-практическому вкладу в производственный и исследовательский процессы. Итогом проделанной работы является резюме о достижениях/изобретениях, их практической значимости на производстве, а также наград, полученных за самоотверженный труд в научно-исследовательской и производственной деятельности.
Проведение работы по изысканию и отбору информации и дальнейшему представлению полученного материала способствует процессу узнавания и запоминания значимых важных биографических моментов истории университета, и города; вместе с тем подобные мероприятия повышают и укрепляют уровень пассионарности молодого поколения в понимании культурного канона русской национально-патриотической идеи. Для представления отобранного материала используется визуальное и музыкальное сопровождение, соответствующее духу времени содержания презентации. Так, даже при показе проекта на иностранном языке допускается и приветствуется аудио оформление с использованием музыкальных произведений русских композиторов предлагаемой к рассмотрению эпохи.
Следующее языковое внеаудиторное мероприятие, ориентированное на культурно-патриотическое воспитание студентов высшей школы – краеведческая олимпиада на английском «Моя страна – моя гордость» («My Country is My Pride»). Страноведческое мероприятие обращено к знаниям студентов о родной стране из различных сфер – географии, ресурсов, производственных отраслей, истории и культуры. Подобный конкурс одновременно выявляет и расширяет кругозор учащихся, сформированный первично в школьной среде и получающий свое дальнейшее развитие и становление в стенах высшей школы.
Так же следует отметить внимание студентов к настоящему моменту истории Российской Федерации, а именно к специальной военной операции, следствием которой явилось изменение государственных границ посредством вхождения в РФ четырех новых областей. Студенты проявили исследовательскую аналитическую и творческую активность в изменении карты РФ, находящуюся в их учебном пространстве.
Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание думающих, осознающих свою национальную идентичность, уважающих традиции и обычаи своих предков, чувствующих свою ответственность за будущее Отечества студентов, является одной из основных задач, стоящих перед современным высшем образованием. Формирование патриота происходит на всех ступенях образования и посредством изучения всех учебных дисциплин. Особое внимание при этом, заслуживает изучение дисциплины «Иностранный язык», наполнение которой направлено на формирование и развитие личности патриота Отечества путем сопоставления культуры родной страны и стран изучаемого языка.
Библиографический список
1.    Ёлкин С.М., Косова А.А. О содержании понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» // Вестник Новгородского государственного университета. 2017. № 1 (99). С. 14-15.
2.    Ломакина Е.А. Личностно-деятельностная ориентированность содержания и процесса обучения языку на неязыковых специальностях // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 77-й межд. научно-тех. конф. Магнитогорск, 2019. С. 382-383.
3.    Lomakina E.A., Pikalova E.A. Psychological and Pedagogical Aspects of Implementation and Development of Inclusive Education in High Education // Здоровьесбережение в условиях цифровой трансформации общества: педагогические технологии – от проблем к решениям: сб. материалов Всерос. науч.-практич. конф. Магнитогорск, 2020. С. 269-273.
4.    Лукина О.А., Пикалова Е.А. Специфика организации воспитательной работы со студентами в вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 7. С. 24-29.
5.    Pikalova E.A. Foreign language learning in the context of blended learning system in engineering education // Современное инженерное образование: вызовы и перспективы: материалы национальной научн. - практич. конф. Магнитогорск, 2022. С. 39-42.
6.    Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1987. 590 с.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.