РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ АНСАМБЛЯ НАРОДНОЙ СТИЛИЗОВАННОЙ ПЕСНИ «ВОСХОДЯЩИЕ ЗОРИНКИ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) В РАМКАХ ПРОЕКТА «ХРАНИМ ТРАДИЦИИ НАРОДА»
06.01.2023
Сатюкова И.А.-Г.
МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодёжи» г. Магнитогорск
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
И ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ АНСАМБЛЯ НАРОДНОЙ СТИЛИЗОВАННОЙ
ПЕСНИ «ВОСХОДЯЩИЕ ЗОРИНКИ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В РАМКАХ ПРОЕКТА «ХРАНИМ ТРАДИЦИИ НАРОДА»
Аннотация. Статья посвящена обобщению опыта работы с детьми по изучению традиций народной культуры в рамках занятий ансамбля «Восходящие зоринки».
Ключевые слова: творчество, ансамбль, восходящие зоринки, традиции, народная культура, искусство.
2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Наша Родина ‒ огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своим искусством, традициями и обычаями. Важно беречь и приумножать культурные народные традиции, так как они являются основой, базисом для существования и дальнейшего нашего развития общества. Не случайно существует выражение «Иваны, не помнящие родства», которое точно передаёт смысл утраты своих национальных основ. А в нашем неустойчивом современном мире, нам жизненно необходимо сохранить единство, сплочённость всего нашего многонационального народа, чтобы наша страна могла ответить на все вызовы агрессивной реальности. И обращение к истокам народной культуры в этом аспекте представляется важным и актуальным.
Именно в год народного искусства и культуры мне представляется особо важным представить свой опыт работы в этом направлении.
Основная педагогическая идея заключается в развитии творческих способностей каждого ребёнка, в приобщении детей к традиционному народному пению, через которое идёт процесс воспитания уважения своего народа, бережного отношения к национальным традициям, гордости за свою страну и её талантливый народ.
В своей педагогической практике я руководствуюсь основными принципами:
1. Минимум селекции – максимум развития.
2. Равные возможности для всех.
3. Смена традиционных приоритетов; голос ребёнка первичен ‒ это цель развития, репертуар ‒ вторичен, он ‒ средство развития.
Ансамбль народной стилизованной песни «Восходящие Зоринки» в этом году отметил свое 25-летие, начальный этап его формирования сегодня остался далеко позади. На сегодняшний день коллектив включает уже два состава, принцип отбора остаётся прежним – кастинга у нас нет, принимаются все желающие, ведётся работа с детьми индивидуально и, практически сразу все дети входят в наш дружный певческий коллектив.
Рисунок 1 – 25-летний Юбилей АНП «Восходящих Зоринок».
Современные дети подвержены активному влиянию массовой культуры, поэтому состав ансамбля не стабилен, подрастая подростки уходят, на смену им приходят новые участники, поэтому работа над навыками вокально-ансамблевого пения ведётся постоянно, тщательно, скрупулёзно. Основной репертуар ансамбля сегодня включает более 100 народных, казачьих песен, произведений советских и современных композиторов, работающих в направлении русской народной песни. Сложился календарно-тематический план праздничных мероприятий с разработкой авторских сценариев. Их у нас сегодня большое количество. И праздники народного календаря стали неотъемлемой частью жизни нашего ансамбля.
Рисунок 2 – Выступление ансамбля народной песни
«Восходящие Зоринки» на юбилейном празднике коллектива
Важной составляющей работы с детским вокальным ансамблем является концертная деятельность, участие в конкурсах и фестивалях. Наш ансамбль является неоднократным победителем городских, областных, Всероссийских и международных конкурсов народной песни. Мы постоянные участники самых разных концертных площадок, принимаем участие в праздниках и концертах не только на уровне нашего дворца, но и города.
Особая аудитория и самая любимая публика ‒ это наши ветераны. На мой взгляд, подобная концертная деятельность ‒ важная составляющая в воспитании у детей любви к народной культуре, уважения к старшему поколению. Это всегда зримая связь поколений, общность традиций, ведь на всех этих выступлениях нам всегда подпевают из зала.
Главное достояние нашего ансамбля, это его участницы и выпускники, которые держат с нами связь. Сегодня можно смело утверждать, что все наши выпускники, независимо от рода своей деятельности, продолжают с удовольствием петь для себя, для друзей, в самодеятельных коллективах, они любят и знают народную песню. Те из них, кто определились со своим профессиональным выбором, поступили на музыкально-педагогическое отделение колледжей, вузов, вернулись в наш коллектив уже в качестве студентов-практикантов.
Несколько лет назад была создана подготовительная группа нашего ансамбля, появились занятия по направлению «Народное творчество», которые носят просветительский характер, знакомит детей с обрядами, устоями и традициями русского народа. В учебном плане ансамбля появились интегрированные занятия с педагогом по изобразительному искусству и ДПИ Товпеко Марией Анатольевной, которые весьма разнообразили творческую деятельность наших участниц, наглядно продемонстрировали взаимосвязь всех народных традиций.
Два года назад, с лёгкой руки молодого директора Дворца творчества Глафиры Викторовны Кузиной появилась идея творческого проекта «Храним традиции народа», который первоначально предполагал творческое содружество и объединение двух направлений народной культуры – музыкального фольклора и народного декоративно-прикладного изобразительного творчества, но по мере реализации проект значительно расширил свои границы.
Проект «Храним традиции народа» в основе своей просветительский, его цель – пропаганда народного творчества и традиций народной культуры среди детей и родителей нашего дворца и широкой городской публики. Его целевая аудитория ‒ обучающиеся, педагоги, родители.
На данном этапе реализации проекта в нём принимают участие творческие объединения «Послушная глина» и «Народная кукла» руководитель С.В. Климова, художественная студия «Я» руководитель М.А. Товпеко, ансамбль стилизованной народной песни «Восходящие Зоринки» И.А-Г. Сатюкова. Ведутся интегрированные занятия для обучающихся объединений, проводятся совместные праздничные мероприятия, разработан и создан печатный календарь народной куклы с учётом обрядовых народных праздников, создана серия видеороликов, посвящённая народному праздничному календарю с участием детей и педагогов наших объединений.
Рисунок 3 – Проект «Храним традиции народа».
В рамках проекта «Храним традиции народа» мы сотрудничаем с коллективом Магнитогорского педагогического колледжа, непосредственно с музыкально-эстетическим отделением, где студенты также изучают и пропагандируют народную культуру. Цель этой работы-участие студентов в обрядовых и народных праздниках в качестве основных персонажей мероприятий. В рамках работы проводятся мастер-классы, где студенты получают прекрасную практику, а также общение с будущими подопечными.
В ходе реализации проекта проводятся практико-ориентированные семинары по народному творчеству для педагогов города, для всех, кто интересуется народными традициями и народной культурой, конкурсы для детей по народному творчеству. В рамках проекта «Храним традиции народа» планируется проведение городского фестиваля народных ремёсел и народной культуры, который наглядно продемонстрирует востребованность народных традиций современной культуры, жизнеспособность народного творчества, его способность быть всегда актуальным.
Рисунок 4 – Выступление ансамбля народной песни
«Восходящие Зоринки» на сцене МАУ ДО «ДТДМ»
г. Магнитогорска
Особо хочу подчеркнуть – народное творчество одухотворяет, но и требует от педагога большой отдачи в работе со своей аудиторией, как с обучающимися, так и с их родителями. Важно быть им учителем, воспитателем и одновременно другом. Если показать им, что одухотворенные общей идеей, каждый способен поняться гораздо выше, чем при одиночном восхождении, при этом иметь под собой такую мощную опору, как народные традиции, то можно с уверенностью утверждать – миссия педагога выполнена.
Таким образом, одним из важнейших средств формирования творческой личности в современных условиях является обращение к национальному духовному наследию, художественным традициям, в том числе и в области народного вокального творчества.
МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодёжи» г. Магнитогорск
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
И ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ
ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ АНСАМБЛЯ НАРОДНОЙ СТИЛИЗОВАННОЙ
ПЕСНИ «ВОСХОДЯЩИЕ ЗОРИНКИ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В РАМКАХ ПРОЕКТА «ХРАНИМ ТРАДИЦИИ НАРОДА»
Аннотация. Статья посвящена обобщению опыта работы с детьми по изучению традиций народной культуры в рамках занятий ансамбля «Восходящие зоринки».
Ключевые слова: творчество, ансамбль, восходящие зоринки, традиции, народная культура, искусство.
2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Наша Родина ‒ огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своим искусством, традициями и обычаями. Важно беречь и приумножать культурные народные традиции, так как они являются основой, базисом для существования и дальнейшего нашего развития общества. Не случайно существует выражение «Иваны, не помнящие родства», которое точно передаёт смысл утраты своих национальных основ. А в нашем неустойчивом современном мире, нам жизненно необходимо сохранить единство, сплочённость всего нашего многонационального народа, чтобы наша страна могла ответить на все вызовы агрессивной реальности. И обращение к истокам народной культуры в этом аспекте представляется важным и актуальным.
Именно в год народного искусства и культуры мне представляется особо важным представить свой опыт работы в этом направлении.
Основная педагогическая идея заключается в развитии творческих способностей каждого ребёнка, в приобщении детей к традиционному народному пению, через которое идёт процесс воспитания уважения своего народа, бережного отношения к национальным традициям, гордости за свою страну и её талантливый народ.
В своей педагогической практике я руководствуюсь основными принципами:
1. Минимум селекции – максимум развития.
2. Равные возможности для всех.
3. Смена традиционных приоритетов; голос ребёнка первичен ‒ это цель развития, репертуар ‒ вторичен, он ‒ средство развития.
Ансамбль народной стилизованной песни «Восходящие Зоринки» в этом году отметил свое 25-летие, начальный этап его формирования сегодня остался далеко позади. На сегодняшний день коллектив включает уже два состава, принцип отбора остаётся прежним – кастинга у нас нет, принимаются все желающие, ведётся работа с детьми индивидуально и, практически сразу все дети входят в наш дружный певческий коллектив.
Рисунок 1 – 25-летний Юбилей АНП «Восходящих Зоринок».
Современные дети подвержены активному влиянию массовой культуры, поэтому состав ансамбля не стабилен, подрастая подростки уходят, на смену им приходят новые участники, поэтому работа над навыками вокально-ансамблевого пения ведётся постоянно, тщательно, скрупулёзно. Основной репертуар ансамбля сегодня включает более 100 народных, казачьих песен, произведений советских и современных композиторов, работающих в направлении русской народной песни. Сложился календарно-тематический план праздничных мероприятий с разработкой авторских сценариев. Их у нас сегодня большое количество. И праздники народного календаря стали неотъемлемой частью жизни нашего ансамбля.
Рисунок 2 – Выступление ансамбля народной песни
«Восходящие Зоринки» на юбилейном празднике коллектива
Важной составляющей работы с детским вокальным ансамблем является концертная деятельность, участие в конкурсах и фестивалях. Наш ансамбль является неоднократным победителем городских, областных, Всероссийских и международных конкурсов народной песни. Мы постоянные участники самых разных концертных площадок, принимаем участие в праздниках и концертах не только на уровне нашего дворца, но и города.
Особая аудитория и самая любимая публика ‒ это наши ветераны. На мой взгляд, подобная концертная деятельность ‒ важная составляющая в воспитании у детей любви к народной культуре, уважения к старшему поколению. Это всегда зримая связь поколений, общность традиций, ведь на всех этих выступлениях нам всегда подпевают из зала.
Главное достояние нашего ансамбля, это его участницы и выпускники, которые держат с нами связь. Сегодня можно смело утверждать, что все наши выпускники, независимо от рода своей деятельности, продолжают с удовольствием петь для себя, для друзей, в самодеятельных коллективах, они любят и знают народную песню. Те из них, кто определились со своим профессиональным выбором, поступили на музыкально-педагогическое отделение колледжей, вузов, вернулись в наш коллектив уже в качестве студентов-практикантов.
Несколько лет назад была создана подготовительная группа нашего ансамбля, появились занятия по направлению «Народное творчество», которые носят просветительский характер, знакомит детей с обрядами, устоями и традициями русского народа. В учебном плане ансамбля появились интегрированные занятия с педагогом по изобразительному искусству и ДПИ Товпеко Марией Анатольевной, которые весьма разнообразили творческую деятельность наших участниц, наглядно продемонстрировали взаимосвязь всех народных традиций.
Два года назад, с лёгкой руки молодого директора Дворца творчества Глафиры Викторовны Кузиной появилась идея творческого проекта «Храним традиции народа», который первоначально предполагал творческое содружество и объединение двух направлений народной культуры – музыкального фольклора и народного декоративно-прикладного изобразительного творчества, но по мере реализации проект значительно расширил свои границы.
Проект «Храним традиции народа» в основе своей просветительский, его цель – пропаганда народного творчества и традиций народной культуры среди детей и родителей нашего дворца и широкой городской публики. Его целевая аудитория ‒ обучающиеся, педагоги, родители.
На данном этапе реализации проекта в нём принимают участие творческие объединения «Послушная глина» и «Народная кукла» руководитель С.В. Климова, художественная студия «Я» руководитель М.А. Товпеко, ансамбль стилизованной народной песни «Восходящие Зоринки» И.А-Г. Сатюкова. Ведутся интегрированные занятия для обучающихся объединений, проводятся совместные праздничные мероприятия, разработан и создан печатный календарь народной куклы с учётом обрядовых народных праздников, создана серия видеороликов, посвящённая народному праздничному календарю с участием детей и педагогов наших объединений.
Рисунок 3 – Проект «Храним традиции народа».
В рамках проекта «Храним традиции народа» мы сотрудничаем с коллективом Магнитогорского педагогического колледжа, непосредственно с музыкально-эстетическим отделением, где студенты также изучают и пропагандируют народную культуру. Цель этой работы-участие студентов в обрядовых и народных праздниках в качестве основных персонажей мероприятий. В рамках работы проводятся мастер-классы, где студенты получают прекрасную практику, а также общение с будущими подопечными.
В ходе реализации проекта проводятся практико-ориентированные семинары по народному творчеству для педагогов города, для всех, кто интересуется народными традициями и народной культурой, конкурсы для детей по народному творчеству. В рамках проекта «Храним традиции народа» планируется проведение городского фестиваля народных ремёсел и народной культуры, который наглядно продемонстрирует востребованность народных традиций современной культуры, жизнеспособность народного творчества, его способность быть всегда актуальным.
Рисунок 4 – Выступление ансамбля народной песни
«Восходящие Зоринки» на сцене МАУ ДО «ДТДМ»
г. Магнитогорска
Особо хочу подчеркнуть – народное творчество одухотворяет, но и требует от педагога большой отдачи в работе со своей аудиторией, как с обучающимися, так и с их родителями. Важно быть им учителем, воспитателем и одновременно другом. Если показать им, что одухотворенные общей идеей, каждый способен поняться гораздо выше, чем при одиночном восхождении, при этом иметь под собой такую мощную опору, как народные традиции, то можно с уверенностью утверждать – миссия педагога выполнена.
Таким образом, одним из важнейших средств формирования творческой личности в современных условиях является обращение к национальному духовному наследию, художественным традициям, в том числе и в области народного вокального творчества.