РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КРУПНОЙ МОТОРИКИ
09.01.2024
Обрешти М.И., Мицан Е.Л.
МГТУ им. Г.И Носова,г. Магнитогорск
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ КРУПНОЙ МОТОРИКИ
Аннотация. С появлением современных технологий наша жизнь становится малоподвижной. Двигательная активность является одним из важных факторов в жизни ребенка, так как это влияет на его положительное нервно-психическое состояние, нормальный рост и развитие, уровень функциональных возможностей и работоспособность. Моторика выражается в последовательности движений, которая нужна для выполнения какой-либо определенной задачи, двигательной активности организма или отдельных его органов Общая моторика - это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела. В данной статье авторы обращают внимание на развитие крупной моторики ребенка как важного элемента, влияющего на формирование речи. Двигательной активности стало уделяться все меньше внимание, в связи с этим увеличивается рост детей с психоречевыми нарушениями. Упражнения для крупной моторики стимулируют пространственные представления, развитие координации движения, владение своим телом, развитие тактильных ощущений, все это в комплексе оказывает большое влияние на развитие речи.
Ключевые слова: запуск речи, крупная моторика, общее недоразвитие речи, двигательная активность, речь, высшие психические функции.
Официальная статистика показывает, что количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в России остается высоким. Согласно последним данным, на 2023 год в стране зарегистрировано более 500 тысяч таких детей. Статистика позволяет увидеть, что проблема ОНР не уменьшается, а, напротив, неуклонно растет. Количество ребенка с ОНР в России заметно превышает средний уровень по миру [5].
Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно диагностировать и приступить к ранней коррекции нарушения, поэтому данная проблема в наше время является актуальной.
Развитие крупной моторики – это процесс, который обучает ребенка, передвигаться, пользуясь группами крупных мышц ног, живота, рук и спины.К компонентам развития крупной моторики традиционно относят: равновесие, проприоцепцию, силу и координацию [1]. Онтогенез ребенка начинается с того, что он учится держать и поворачивать голову, подниматься на локтях, переворачиваться со спины на живот и обратно, садиться, ползать, ходить, наклоняться, приседать, прыгать, все это относится к крупной (общей) моторики. [4] Далее происходит развитие крупных мышц бедра и плеча, затем переходит на более мелкие мышцы пальцев. Это означает, что крупная моторика развивается раньше мелкой.
У детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой патологией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.) [6].
По тому как ребенок физически развивается, как он ползает можно узнать, будут ли у него в дальнейшем проблемы с речью. Гармоничное развитие всей моторики крупной и мелкой способствует правильному функционированию речи [4].
При выполнении физических упражнений ребенок контролирует все свои действия, при этом задействуя оба полушария.Крупная моторика, также, как и мелкая влияет на развитие высших психический функций: память, внимание, речь, мышление, восприятие, воображение. Плохая артикуляция звуков – следствие не только неразвитой мелкой моторики, но и крупной тоже. Артикуляционная моторика - одно из условий правильного звукопроизношения, выражающееся в совокупности скоординированных движений органов речевого аппарата.
Крупная моторика – это и зрительно моторно-моторная координация. Например, умение бросать или ловить мяч, лазать по лесенкам. Неразвитая крупная моторика приводит к тому, что ребёнок тратит слишком много усилий для выполнения простых действий. Не умея выполнять простых действий, ребенок не сможет овладеть такой сложной функцией как речь, так как процесс артикулирования моторной организации речевого акта осуществляется на основе тончайшей регуляции сложной координированной работы мышц речевого аппарата [3].
Нарушения координации движения являются основным признаком затруднения речевой деятельности ребенка. Это касается как общей, так и мелкой моторики. Так, легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности.Развивая и улучшая движения, можно корректировать речевые нарушения и бороться с недоразвитием речи.
Разработано множество упражнения на мелкую моторику наша работа направлена на разработку упражнений для крупной моторики:
Игры на меткость тренируют глазомер и развивают умение сосредотачиваться, а играя в игры на меткость с пересечением серединой линии, подключается работа сразу двух полушарий, что крайне важно, для формирования речи у ребенка.
Игры на умение ловить мяч важны для развития грамотной речи и артикуляции. В игре с мячом ребенку нужно постоянно переключать свое тело, подстраиваться чтобы словить и отбросить мяч.
Игры на равновесие и баланс уравновешивают процессы возбуждения и торможения и работают на развитие навыка концентрации внимания, обусловливает развитие высших психических функций.
Эстафеты и полосы препятствий, игры на серийную организацию движения направлены на моторное программирование. Навык переключения и выстраивания программы развивают артикуляцию и помогают правильно сформулировать ответ[2].
Библиографический список
1. Буслаева, Е.Н. Особенности развития моторики у детей с синдромом Дауна / Е.Н. Буслаева, М.М. Корнеева // European Research. – 2016. – №11(22). – С. 80-81.
2. Захария, Т. А. Условия для успешного развития речи у младших дошкольников. Педагогический опыт / Т. А. Захария, Н. В. Меркулова // Вопросы педагогики. – 2023. – № 5-1. – С. 34-40.
3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
4. Мухатаева Ю.Н Развитие крупной (общей) моторики как средство развития речи. №205400 изд. М: Сетевое издание «Солнечный свет», 27.02.2019
5. Официальная статистика детей с ОНР в России в 2023 году // NovObzorro URL: https://novobzorro.ru/ofitsialnaya-statistika-detey-s-onr-v-rossii-v-2023-godu/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения: 25.09.2023).
6. Система логопедической работы с неговорящими детьми : теория, методика, организация занятий, конспекты / Татьяна Ткаченко.– Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2023. – 105с. – ( Библиотека логопеда)
7. Ейкель, Д. А. Нейрогимнастика как средство коррекционной работы с детьми с нарушением зрения / Д. А. Ейкель, Е. Л. Мицан. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – 46 с. – ISBN 978-5-9967-2798-1. – EDN SABAVU.
8. Мицан, Е.Л. Технология физического развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Электронное издание] / Е.Л. Мицан. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2017.
9. Мицан, Е. Л. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [Электронное издание]/ Е.Л. Мицан. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2016. – EDN YQBFXR.
МГТУ им. Г.И Носова,г. Магнитогорск
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ КРУПНОЙ МОТОРИКИ
Аннотация. С появлением современных технологий наша жизнь становится малоподвижной. Двигательная активность является одним из важных факторов в жизни ребенка, так как это влияет на его положительное нервно-психическое состояние, нормальный рост и развитие, уровень функциональных возможностей и работоспособность. Моторика выражается в последовательности движений, которая нужна для выполнения какой-либо определенной задачи, двигательной активности организма или отдельных его органов Общая моторика - это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела. В данной статье авторы обращают внимание на развитие крупной моторики ребенка как важного элемента, влияющего на формирование речи. Двигательной активности стало уделяться все меньше внимание, в связи с этим увеличивается рост детей с психоречевыми нарушениями. Упражнения для крупной моторики стимулируют пространственные представления, развитие координации движения, владение своим телом, развитие тактильных ощущений, все это в комплексе оказывает большое влияние на развитие речи.
Ключевые слова: запуск речи, крупная моторика, общее недоразвитие речи, двигательная активность, речь, высшие психические функции.
Официальная статистика показывает, что количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в России остается высоким. Согласно последним данным, на 2023 год в стране зарегистрировано более 500 тысяч таких детей. Статистика позволяет увидеть, что проблема ОНР не уменьшается, а, напротив, неуклонно растет. Количество ребенка с ОНР в России заметно превышает средний уровень по миру [5].
Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно диагностировать и приступить к ранней коррекции нарушения, поэтому данная проблема в наше время является актуальной.
Развитие крупной моторики – это процесс, который обучает ребенка, передвигаться, пользуясь группами крупных мышц ног, живота, рук и спины.К компонентам развития крупной моторики традиционно относят: равновесие, проприоцепцию, силу и координацию [1]. Онтогенез ребенка начинается с того, что он учится держать и поворачивать голову, подниматься на локтях, переворачиваться со спины на живот и обратно, садиться, ползать, ходить, наклоняться, приседать, прыгать, все это относится к крупной (общей) моторики. [4] Далее происходит развитие крупных мышц бедра и плеча, затем переходит на более мелкие мышцы пальцев. Это означает, что крупная моторика развивается раньше мелкой.
У детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой патологией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.) [6].
По тому как ребенок физически развивается, как он ползает можно узнать, будут ли у него в дальнейшем проблемы с речью. Гармоничное развитие всей моторики крупной и мелкой способствует правильному функционированию речи [4].
При выполнении физических упражнений ребенок контролирует все свои действия, при этом задействуя оба полушария.Крупная моторика, также, как и мелкая влияет на развитие высших психический функций: память, внимание, речь, мышление, восприятие, воображение. Плохая артикуляция звуков – следствие не только неразвитой мелкой моторики, но и крупной тоже. Артикуляционная моторика - одно из условий правильного звукопроизношения, выражающееся в совокупности скоординированных движений органов речевого аппарата.
Крупная моторика – это и зрительно моторно-моторная координация. Например, умение бросать или ловить мяч, лазать по лесенкам. Неразвитая крупная моторика приводит к тому, что ребёнок тратит слишком много усилий для выполнения простых действий. Не умея выполнять простых действий, ребенок не сможет овладеть такой сложной функцией как речь, так как процесс артикулирования моторной организации речевого акта осуществляется на основе тончайшей регуляции сложной координированной работы мышц речевого аппарата [3].
Нарушения координации движения являются основным признаком затруднения речевой деятельности ребенка. Это касается как общей, так и мелкой моторики. Так, легче овладеть речью тому ребенку, у которого лучше развиты моторные навыки.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности.Развивая и улучшая движения, можно корректировать речевые нарушения и бороться с недоразвитием речи.
Разработано множество упражнения на мелкую моторику наша работа направлена на разработку упражнений для крупной моторики:
Игры на меткость тренируют глазомер и развивают умение сосредотачиваться, а играя в игры на меткость с пересечением серединой линии, подключается работа сразу двух полушарий, что крайне важно, для формирования речи у ребенка.
Игры на умение ловить мяч важны для развития грамотной речи и артикуляции. В игре с мячом ребенку нужно постоянно переключать свое тело, подстраиваться чтобы словить и отбросить мяч.
Игры на равновесие и баланс уравновешивают процессы возбуждения и торможения и работают на развитие навыка концентрации внимания, обусловливает развитие высших психических функций.
Эстафеты и полосы препятствий, игры на серийную организацию движения направлены на моторное программирование. Навык переключения и выстраивания программы развивают артикуляцию и помогают правильно сформулировать ответ[2].
Библиографический список
1. Буслаева, Е.Н. Особенности развития моторики у детей с синдромом Дауна / Е.Н. Буслаева, М.М. Корнеева // European Research. – 2016. – №11(22). – С. 80-81.
2. Захария, Т. А. Условия для успешного развития речи у младших дошкольников. Педагогический опыт / Т. А. Захария, Н. В. Меркулова // Вопросы педагогики. – 2023. – № 5-1. – С. 34-40.
3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
4. Мухатаева Ю.Н Развитие крупной (общей) моторики как средство развития речи. №205400 изд. М: Сетевое издание «Солнечный свет», 27.02.2019
5. Официальная статистика детей с ОНР в России в 2023 году // NovObzorro URL: https://novobzorro.ru/ofitsialnaya-statistika-detey-s-onr-v-rossii-v-2023-godu/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения: 25.09.2023).
6. Система логопедической работы с неговорящими детьми : теория, методика, организация занятий, конспекты / Татьяна Ткаченко.– Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2023. – 105с. – ( Библиотека логопеда)
7. Ейкель, Д. А. Нейрогимнастика как средство коррекционной работы с детьми с нарушением зрения / Д. А. Ейкель, Е. Л. Мицан. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – 46 с. – ISBN 978-5-9967-2798-1. – EDN SABAVU.
8. Мицан, Е.Л. Технология физического развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Электронное издание] / Е.Л. Мицан. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2017.
9. Мицан, Е. Л. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата [Электронное издание]/ Е.Л. Мицан. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2016. – EDN YQBFXR.