Задать вопрос
Статьи

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ТЕХНИКИ Л. ХОРТОНА

09.01.2023
Камышева В.А.
Московский государственный институт культуры, г. Химки
Камышева О.В.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
НА ОСНОВЕ ТЕХНИКИ Л. ХОРТОНА

Аннотация. В статье раскрывается проблема развития координационных способностей обучающихся современных хореографических коллективов на основе техники Л. Хортона. В статье раскрывается проблема физического развития обучающихся. Также раскрываются методы, приемы развития координационных способностей, позволяющие не только учащимся хореографических коллективов, но и преподавателям, работающих в школах, колледжах и высших учебных заведениях применять отдельные методы работы на занятиях, связанными с физической нагрузкой. Подробно раскрывается содержание работы в классе танцевального коллектива, применяющим технику развития координационных способностей по технике Л. Хортона.
Ключевые слова: координация, двигательные способности, физическое воспитание, координационные способности, специальные координационные способности, специфические координационные способности, общие координационные способности, техника Л. Хортона, технический класс, разогрев, Adagio, прыжковая часть
Проблема физических (двигательных) способностей является одной из важнейших в педагогике, психологии и физиологии физического воспитания и при этом она одновременно выступает предметом постоянных дискуссий. Ее значимость в практике воспитания полностью развитой личности возрастает, поскольку это напрямую имеет связь с целым рядом проблем: подготовкой ребенка к жизни, работе и защите Родины, выбором профессии в соответствии с наклонностями и способности, ориентация и выбор определенных видов спорта и жизненной позиции будущего гражданина. Среди двигательных способностей одно из центральных мест отводится координационным способностям, развитию которых уделяется существенное внимание в новых программах физического воспитания учащихся 1-4, 5-9 и 10-11 классов, что справедливо и естественно, т.к. в современных условиях НТР повышает ценность таких человеческих качеств, как способность быстро ориентироваться в пространстве, чутко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень мышечного напряжения; быстро реагировать на сигналы окружающей среды; вестибулярная устойчивость [7].
Над проблемы развития координационных способностей учащихся работали такие ученые, педагоги и физиологи, как Н.А. Бернштейн [1], В.И. Лях [4], В.Ю. Никитин и другие. В нашей статье мы рассмотрим особенности развития координационных способностей обучающихся хореографических коллективов современного танца, основанная на методики Л. Хортона.
Координационные способности – это способность человека быстро осваивать новые движения и успешно действовать в соответствии с требованиями быстро меняющейся конкурентной или тренировочной среды. Выделяют три вида координационных способностей:
1) «Специальные – это возможности человека, которые определяют его готовность к оптимальному управлению и регулированию сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями» [6, с. 9];
2) Специфические – те, которые определяют возможность человека справляться с отдельными задачами на координацию (например, удержание равновесия, ориентация в пространстве), их количество бесконечно [6, c. 10];
3) Общие – «потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию различными по происхождению и смыслу двигательными действиями» [6, с. 11].
Во время развития координационных способностей человек зачастую сталкивается с некоторыми трудностями. Они могут быть вызваны несколькими причинами. Например, трудности управления движениями.
Трудности управления движениями объясняются:
1) Огромным количеством внимания для контроля всех движений. Так как движения в большинстве своем совершаются не отдельно друг от друга, а в синергии (здоровый человек совершает бытовые движения, не задумываясь о них. В это же время человеку, с повреждениями мозга приходится прикладывать огромное количество усилий для контроля своего движения);
2) Избытком степеней свободы движения. В отличии от механизмов, даже самых сложных, наши движения совершаются все время по различным траекториям. У машин каждая деталь движется всегда по одной траектории. Например, «трехосные суставы имеют три степени свободы, движения совершаются вокруг всех трех осей. Они отличаются степенью подвижности за счет разницы в разности суставных поверхностей. Шаровидный сустав наиболее подвижен, затем следует чашеобразный и плоский» [8, с. 4].
Также причинами, вызывающими нарушение координации движений, обычно являются:
    травмы;
    изменения деятельности работы головного мозга в результате
    перенесенных заболеваний (менингиты, энцефалиты);
    врожденные расстройства вестибулярного аппарата.
Стоит помнить, что при нарушениях в работе организма любую физическую активность необходимо согласовывать с лечащим врачом, во избежание ухудшения здоровья.
Главной идеей Л. Хортона была создать такой класс, который бы гармонично укрепил все тело танцовщика и позволил бы ему исполнить любую хореографию. Можно заметить, что техника Л. Хортона предполагает четкие формы. Объясняя это, хореограф говорил о том, что ему более интересна возможность работы с энергией и пространством в рамках этих форм.
Техника Л. Хортона направлена на развитие силы, гибкости и умения работы с инерцией.
В технике Хортона большое внимание уделяется работе по параллельным позициям, что позволяет снизить риск травм, поскольку работа исключительно в выворотных позициях дает чрезмерную нагрузку на суставы.
Также наряду с упражнениями по параллельным позициям есть упражнения, когда опорная нога в параллельном положении, а рабочая в выворотном.
Традиционные элементы балетного экзерсиса сопровождаются специфическими деталями, как например, резкий или плавный акцент бедрами в grand battement.
«Фирменные знаки» техники Хортона ‒ coccyx balance и hinge studies. В упражнении coccyx balance практикуется правильное распределение веса между корпусом и ногами, чтобы без давления можно было балансировать на копчике.
На первом этапе hinge position призвана выработать длину и силу четырехглавой мышцы бедра и развить чувство баланса, когда тело «зависает» параллельно полу. В дальнейшем это движение усложняется, развиваясь в серию последовательных упражнений.
Хортон любил подчеркивать, что освоение техники неотделимо от исполнения танца – «чтобы выполнять упражнения правильно вы должны танцевать их, поскольку движение должно быть не только точным, но и артистичным».
Л. Хортон создавал свою хореографию на основе своей техники, то есть того, что уже умели делать танцовщики.
Рассмотрим структуру класса и особенности работы по развитию координационных способностей обучающихся по системе Л. Хортона.
Класс разработан для детей 11-13 лет (потому что «наиболее благоприятным для развития координационных способностей считается возраст до 12-15 лет» [4, с. 385]) среднего уровня подготовки, которые имеют средние физические данные, но хорошо подготовлены в общей физической подготовке.
В класс вошли 3 части - разогрев, adagio и прыжковая часть.
Разогрев необходим в начале каждого класса, чтобы настроить тело на определенную технику. Еще более необходим он для детей 11-13 лет, так как в таком возрасте они еще могут не иметь достаточной мотивации и понимания для самостоятельного разогрева перед классом. Именно поэтому педагог должен убедиться, что дети готовы к дальнейшей работе над сложными элементами, и дальнейшая работа пройдет без травм.
Рассмотрим первый структурный компонент – разогрев. Разогрев тела начинается вертикально, это объясняется его главной задачей – выстраивание вертикали позвоночника.
Выполняются попеременно roll down (постепенное скручивание позвоночника по отделам от макушки) и roll up (постепенное раскручивание позвоночника по отделам, начиная от копчика). Они выполняются как по параллельной позиции ног, так и по первой выворотной. Это объясняется тем, что параллельная позиция более физиологична, поэтому несет меньше травмоопасных моментов, далее же движение усложняется, и кроме задачи на работу позвоночника добавляется задача на удержание выворотной позиции. Следует отметить, что в техники Б. Левицки не требуется идеальная первая выворотная позиция. Даже выворотная позиция выполняется в согласии с физиологией (насколько ученик может развернуть ТБС, настолько разворачиваются и стопы). Также roll down усложняется plié и скручиванием наклоненного корпуса. В этот момент развивается несколько координационных способностей, например, такие как удержание равновесия, симметричные движения различными руками, отделенные по времени. Также выполняется задача на ритм (а из I главы мы помним, что ритм так же относится к координационным способностям), так как roll down выполняется на четыре счета, а roll up на восемь счетов.
Далее идет волна от головы до окончания грудного отдела позвоночника. Это упражнение направлено не только на разогрев грудного отдела, но и на внимательную работу верхнего центра, в тот момент, когда нижний центр остается в статике.
Следующими идут flat back и вывод тела из него в латераль. Усложняется упражнение перенесением веса и смещением центра тяжести с двух ног на одну, а также круговыми движениями прямой руки, начинающимися в плечевом суставе.
Для дальнейшего разогрева меняем уровень. Тело уже достаточно разогрелось, чтобы перейти в партер. Исходное положение для каждого нового движения - позиция свастики в ногах.
Начинаем со скручиваний в корпусе. Это позволяет разделить нижний и верхний центр. Это важно для дальнейшей работы в нашей технике, потому что все дальнейшие движения будут задействовать изоляцию центров. К тому же, изоляция также помогает в развитии координационных способностей, потому что ученику необходимо уже следить не за одним движением, а минимум за двумя, одно из которых в динамике, а другое в статике.
Далее в разогреве идут повороты на колене и повороты fouetté на нижнем уровне в быстром и медленном варианте (для развития чувства ритма). Это позволяет лучше развить ориентацию в пространстве.
Также используются различные статические положения для растяжения мышц и связок. Например, положение «собака мордой вниз» и «столик». При этом, в этих положениях могут также выполняться изолированные движения другими частями тела. Например, в положении «столик» выполняется перемещение в плоскости прямой правой ноги и левой руки. Противоположные рука и нога необходимы для выстраивания в теле не только прямых, но и диагональных связей.
В конце разогрева добавляются свинги ногами. Это помогает ученику отследить маятниковые движения. А так как они повторяются несколько раз, то развивают координационные способности повторным методом.
Весь разогрев направлен на развитие техники движения, совершенствование формы движения и на попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц. Он развивает те координационные способности, которые важны для эстетических видов спорта.
На протяжении разогрева чередуются четкие и мягкие формы, плавные и резкие движения, а также различные скорости движения. Это обусловлено тем, что к 11-13 годам у детей появляется способность воспроизводить движения в заданном темпе и ритме, а также способность к варьированию задействования мышц.
Повторение комбинации с правой и левой ноги помогает профилактике асимметрии корпуса. Если же у детей уже прослеживается асимметрия, то рекомендуется начинать движения с нерабочей ноги, чтобы уделить ей больше внимания.
Так как к этому возрасту у детей начинается активный скачок в физическом развитии, но небольшой спад в координационном, то рекомендуется не столько повторять заданную комбинацию несколько раз, сколько каждое новое занятие немного ее видоизменять. Это поможет в развитии координационных способностей методом варьирования, что считается наиболее удачным для данного возраста.
Рассмотрим второй структурный компонент – adagio. Для второй комбинации для класса мы взяли за основу adagio. Оно позволяет развить такую координационную способность, как равновесие.
В состав этой комбинации вошли спирали. Так как во время спирали направленно двигается только одна из частей тело, а все остальное тело вынуждено подстраиваться, то это хорошо развивает способность к вариативному мышлению, так как ученику необходимо в моменте понять, как скомпенсировать свое движение, чтобы форма осталась неизменной.
Также присутствую статичные положения в лабильных позах. Для усложнения движения также добавляются сбросы корпуса, fouetté и смена уровней.
Имеются повороты с изменением формы. Например, начинается поворот с формы «руки в L позиции, нога открыта в сторону, нижний центр раскрыт», а оканчивается в позиции «руки в 1 позиции, нога в параллельной позиции раскрыта вперед, в корпусе contraction». То есть ученику необходимо самому отследить, какие изменения должны произойти в его теле, чтобы изменилась форма. А так как эти изменения происходят как минимум с тремя частями тела, то развитие координации идет в трех плоскостях.
Также присутствует резкое изменение уровня, соединенное с потерей баланса. Это учит не только уметь напрячь нужные мышцы для сохранения баланса, но и вовремя расслабить их, чтобы этот баланс потерять.
В отличие от разогрева, который все ученики делают одновременно, в комбинации adagio задействованы каноны и небольшие пространственные решения. Это обучает начальному взаимодействию с пространством и с партнерами.
Рассмотрим третий структурный компонент – прыжковая часть. Прыжковая часть продолжает развивать умение взаимодействия с пространством и с партнерами. Здесь уже намного больше направлений в пространстве.
Начинается часть с того, что каждый из учеников выбирает себе направление движения и один из ранее изученных прыжков. Далее, в заданном порядке с небольшими промежутками, накладываясь по времени друг на друга, каждый по очереди исполняет то, что замыслил. Кроме прыжков также могут быть использованы повороты, все они были ранее задействованы в разогреве и adagio.
Далее мы простраиваем взаимоотношения в парах. Например, один из пары исполняет прыжок первый и встает в статичную позу, второй, двигаясь в том же направлении, исполняет свой прыжок и доходит до первого. Затем они вместе исполняют небольшую общую комбинацию, состоящую из 2-3 прыжков или поворотов.
Когда все ученики исполнили прыжки по отдельности, наступает время общих комбинаций. В общих комбинациях задействуются такие пряжки, как stag, перекидной, pas de chat. Есть несколько вариаций из этих прыжков. Это позволяет ученикам не зацикливаться на одном варианте, а попробовать найти возможность различных переходов от одного прыжка к другому, что хорошо влияет на развитие координационных способностей.
Последняя часть прыжковой комбинации не простроена по траекториям, есть только точки, до которых должен дойти каждый из учеников. Это необходимо для того, чтобы ученики сами смогли рассчитать свою траекторию из данных количества прыжков и отдаленности конечной точки. К тому же, им необходимо также сделать допуск на то, что их траекторию может пересечь траектория кого-то другого.
Весь класс построен на главной задаче – максимального развития координационных способностей. Но также он следует трем главным принципам техники Л. Хортона (и Б. Левицки) Fortifications в разогреве и adagio. Preludes в прыжковой комбинации. Rhythmic studies во всех частях урока.
Таким образом, на наш взгляд, технический класс Л. Хортона помогает гармонично развить все тело танцовщика. Отдельное внимание уделяется развитию мышечного корсета и физическим данным, и отдельно внимание уделяется развитию координационных способностей.
Библиографический список
1.    Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды. 2-е изд. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 688 с. (Серия «Психологи России»)
2.    Горская И.Ю., Вериго Л.Н., Моор М.Ю. Педагогическая технология совершенствования координационных способностей студентов не физкультурных вузов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 2. С. 19-22.
3.    Кузнецов, В.С. Физическая культура. М.: КНОРУС, 2016. 256 с.
4.    Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.
5.    Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М.: АСТ, 2014. 352 с.
6.    Шевченко Д.Ю. Совершенствование координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией: автореф. дис. канд. наук. Набережные Челны, 2012. 24 с
7.    Шевченко Д.Ю. Методика совершенствования координационных способностей у учащихся // Ученые записки университета имени
П.Ф. Лесгафта. 2020. № 7 (185). С. 446-449.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.