Задать вопрос
Статьи

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

29.12.2024
УДК 37.032
Деменева Е. С.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоцио-нальности, проявляющийся в изменчивости настроения, возбудимости, сочетании по-лярных качеств. Помимо усиления чувств и эмоций в подростковом возрасте развивается способность к саморегуляции. Проведенное психодиагностическое исследование показало, что у подростков низкий уровень развития как отдельных показатели эмоционального интеллекта, так и общего уровня эмоционального интеллекта в целом. Была составлена развивающая программа, включающая в себя ролевые игры, арт-терапию, поведенческую терапию. Полученные результаты свидетельствуют о наличии положительной динамики в развитии эмоционального интеллекта подростков и доказывают эффективность разработанной программы. У подростков повысилась потребность в познании себя, умение принимать и контролировать свои чувства и эмоции, они научились отслеживать собственное актуальное состояние и распознавать эмоциональные особенности партнеров по общению.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональное самосознание, подростко-вый возраст, развитие, эмоции, развивающая программа.
DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE
IN ADOLESCENCE
Abstract. Adolescence is characterized as a period of heightened emotionality, manifested in mood swings, excitability, and a combination of polar qualities. In addition to the strengthening of feelings and emotions, adolescence also develops the ability to self-regulate them. The conducted psychodiagnostic study showed that adolescents have a low level of development of both individual indicators of emotional intelligence and the overall level of emotional intelligence. A development program was developed, including role-playing games, art therapy, and behavioral therapy. The results obtained indicate positive dynamics in the development of emotional intelligence in adolescents and prove the effectiveness of the developed program. Adolescents have an increased need for self-knowledge, the ability to accept and control their feelings and emotions, they have learned to track their own current state and recognize the emotional characteristics of their communication partners.
Keyword: emotional intelligence, adolescence, development, development program.

В последние десятилетия в отечественной и зарубежной психологии стало больше внимания уделяться изучению эмоциональной сферы. Венцом этого изучения стало по-нятие эмоционального интеллекта.
Значимость изучения проблемы взаимодействия интеллекта и эмоций в социальной жизни обусловила появление в зарубежной психологии термина «эмоциональный интел-лект» как умение определять и контролировать свои и чужие мотивы, побуждения и за-мыслы для достижения необходимых целей. Интерес зарубежных и отечественных ис-следователей к изучению феномена психологического интеллекта связан с его ролью в личностном развитии (совершенствование самопознания, эмпатической культуры, ком-муникативных способностей и т.д.), обеспечивающим не только успешную социальную адаптацию, но и профессиональный рост.
Наибольшее количество научных работ по эмоциональному интеллекту рассматри-вает проявления данного феномена в возрасте состоявшейся личности. Между тем, раз-витие эмоционального интеллекта подростков изучено недостаточно. По справедливому замечанию Д. И. Фельдштейна, у современных подростков все чаще наблюдается «низ-кий уровень коммуникативной компетентности» при возрастании чувства брошенности, отверженности, одиночества [2]. Преодолению данной проблемы служит развитие эмо-ционального интеллекта. Этими обстоятельствами обуславливается актуальность иссле-дования.
Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, проявляющейся в перепадах настроения, возбудимости и сочетании полярных качеств. Помимо усиления чувств и эмоций, в подростковом возрасте формируется и способность к их саморегуляции. Подросток, способный к разнообразным и интенсивным эмоциям, учится волевым усилием их тормозить, однако этот период жизни может характеризо-ваться легкостью возникновения агрессии, повышенной тревожностью и различными страхами. Эмоциональный интеллект, в свою очередь, представляет собой способность точно выражать, оценивать и воспринимать эмоции, генерировать чувства, способность понимать и обладать эмоциональными знаниями, способность к эмоциональному и ин-теллектуальному развитию. В этой связи он выступает структурообразующим (эмоцио-нально-коммуникативным) компонентом психологической культуры личности.
В своём исследовании мы опирались на концепцию эмоционального интеллекта отечественного исследователя Д. В. Люсина [1]. Д. В. Люсин исходит из понимания кон-цепции эмоционального интеллекта как способности понимать и управлять своими и чу-жими эмоциями.
Методика сбора эмпирических данных: опросник эмоционального интеллекта «Эмоционального Интеллект» (Д. В. Люсин). При математической обработке данных ис-пользован t-критерий Стьюдента.
Исследование было проведено на выборке, состоящей из 30 учащихся подросткового возраста.
Данные первичной и вторичной диагностики по методике «эмоциональный интел-лект» представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты изучения показателей эмоционального
интеллекта до и после реализации развивающей программы

Шкала

До коррекции

После коррекции

t-критерий Стьюдента

Х + х

уровень

Х + х

уровень

Мп (понимание эмоций других)

20,14 + 5,47

низкий

24,78 + 4,72

средний

2,08

Му (управление эмоциями других)

16,37 + 3, 52

низкий

20,31 + 3,99

средний

2,34

Вп (понимание своих эмоций)

18,40 + 4,68

средний

18,57 + 4,82

средний

0,12

Ву (управление своими эмоциями)

11,59 + 3,72

очень низкий

17,02 + 4,51

средний

3,47

Вэ (контроль экспрессии)

9,01 + 2,98

низкий

14,33 3,49

высокий

3,52

МЭИ (понимание и управление эмоциями других)

36,51 + 9,35

очень низкий

45,09 + 9,23

средний

2,53

ВЭИ (понимание и управление собственными эмоциями)

39,00 + 8,62

средний

49,99 + 9,74

высокий

3,09

ПЭ (понимание эмоций)

38,54 + 9,11

низкий

43,35 + 10,01

средний

2,22

УЭ (управление эмоциями)

36,97 + 8,49

низкий

47,40 + 9,96

высокий

2,48

ОЭИ (общий эмоциональный интеллект)

75,51 + 12,37

очень низкий

95,08 + 13,05

высокий

3,66

На этапе первичной диагностики получены следующие результаты:

– по шкале «Понимание чужих эмоций», то есть способности понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений (мимики, жестов, голоса), выявлен низкий уровень;

– по шкале «Управление чужими эмоциями», то есть способности вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций, выявлен низкий уровень;

– по шкале «Межличностный эмоциональный интеллект», то есть способность понимания эмоций других людей и управление ими выявлен очень низкий уровень, то есть подростки испытывают определенные трудности в процессе взаимодействия с другими людьми;

– по шкале «Понимание своих эмоций» – способности к осознанию своих эмоций у подростков определяется средний уровень развития данного показателя эмоционального интеллекта;

– по шкале «Управление своими эмоциями» – способность и потребность управления своими эмоциями у подростков очень низкий уровень развития;

– по шкале «Контроль экспрессии» – способность контролировать внешние проявления своих эмоций у подростков также диагностируются низкий уровень развития;

– по шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» – способности к пониманию своих эмоций и управление ими у подростков определяется средний уровень развития.

Это означает, что внутриличностный эмоциональный интеллект у них сформирован лучше, чем межличностный.

«Общий эмоциональный интеллект», то есть способность понимания своих и чужих эмоций и управлению ими в группе исследуемых подростков находится на низком уровне.

Таким образом, установлено, что практически все показатели эмоционального интеллекта находятся у подростков на низком уровне развития. Только показатели внутриличностного интеллекта: «понимание своих эмоций» и внутриличностный интеллект в целом находятся на среднем уровне развития.

Наиболее низкие значения по всей выборке наблюдаются по шкале управление эмоциями и общий эмоциональный интеллект.

У подростков снижена способность к пониманию эмоций, они не всегда могут точно распознать и понять эмоции других людей или собственные эмоциональные состояния, у них снижена способность вызывать у других людей те или иные эмоциональные состояния.

Для коррекции эмоционального интеллекта у подростков была разработана специальная развивающая программа, основными целями которой были:

1) знакомство с основными эмоциональными состояниями и их признаками, расширение «эмоционального словаря»;

2) развитие внутриличностного эмоционального интеллекта: способности осознавать и понимать свои эмоции; способности управлять своими эмоциями;

3) развитие межличностного эмоционального интеллекта: способности осознавать и понимать эмоции других людей; способности влиять на эмоции других.

Средствами развития эмоционального интеллекта являлись ролевые игры, арт-терапия, поведенческая терапия.

Для реализации развивающей предусмотрено 10 групповых занятий. Занятия проводились 2 раза в неделю, продолжительностью 40 минут.

В результате проведенной коррекционно-развивающей работы по разработанной программе, в ходе итогового тестирования экспериментальной группы были получены результаты, которые представлены в таблице. Полученные результаты свидетельствуют о наличии положительной динамики в развитии эмоционального интеллекта подростков и доказывают эффективность разработанной программы.

Подростки стали лучше распознавать и идентифицировать эмоции, понимать их причины, а также стали способны к их вербальному описанию. Подросткам данной группы стало проще управлять своими эмоциями и контролировать их внешние проявления, понимать эмоциональное состояние другого человека на основе жестикуляции мимики, звучания голоса. Произошел рост эмоционального самосознания подростков экспериментальной группы. У подростков повысилась потребность в познании себя, умение принимать и контролировать свои чувства и эмоции. Подростки научились отслеживать собственное актуальное состояние и распознавать эмоциональные особенности партнеров по общению.

Список литературы

1. Люсин Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 351 с.

2. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. № 2 (4). С. 6–11. URL: https://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=3594] (Дата обращения: 15.10.24).

 

Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.