Задать вопрос
Статьи

РАЗРАБОТКА ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

17.01.2024
Шишова Е.С.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск

РАЗРАБОТКА ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В 2018 году была проведена большая работа по формированию фонда и оформления экспозиции музея с обучающимися. Студенты специальности 42.02.01 «Реклама» были привлечены к оформлению музея Магнитогорского педагогического колледжа в рамках практической подготовки. В ходе этой работы практиканты получили не только практические навыки по специальности, но и ознакомились с историей учреждения.
Научная статья посвящена разработке виртуального музея в образовательной организации в целях формирования гражданско-патриотического воспитания у обучающихся. Рассмотрены основные направления гражданско-патриотического воспитания. Описаны нюансы разработки проекта виртуального музея для ГБПОУ «МПК». Подробно говорится о реализации и эффективности проекта. Отмечены положительные результаты разработки проекта виртуального музея как средства формирования гражданской и патриотической направленности в образовательной среде.
Ключевые слова:гражданско-патриотического воспитание, виртуальный музей, патриотизм, музей.

В настоящее время воспитание патриотической осознанности, любви к родной стране актуально в учебном процессе среднего профессионального образования. В 90-ые годы в нашей стране не было сильного упора на развитие патриотизма в образовательной среде. Сейчас с принятием государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» образование получило подкрепление своей деятельности по этому направлению. Этому способствует сложившая внешняя политическая ситуация.
История нашей страны доказывает, что без патриотизма нельзя создать сильную державу, в общественном сознании необходимо формировать гражданский долг и уважение к закону. Воспитать ответственных, законопослушных граждан, уважающих историю предыдущего поколения – это значит быть уверенным в становлении и развитии мощного государства. Среднее профессиональное образование должно выполнить социальный заказ общества: формирование гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать как в интересах личности, так и общества.
В настоящее время для нас основополагающими документами в области патриотического воспитания являются:
1) Конституция РФ, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (разработанная в 2015 году).
2)Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
3)Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»[1].
Основные направления гражданско-патриотического воспитания сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе:
1) духовно-нравственное;
2) историко-краеведческое;
3) гражданско-правовое;
4) социально-патриотическое;
5) военно-патриотическое;
6) спортивно-патриотическое;
7) культурно-патриотическое [2].
Все эти направления объединяет то, что они ориентированы на формирование активной гражданской позиции, воспитанию уважения к традициям своего народа, готовности к защите Родины.
В образовательной среде центром гражданско-патриотическом воспитания может являться музей образовательной организации. Музей – это та площадка, которая хранит память об истории города, области, учреждения. В ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж» экспозиция и фонд музея представлена в двух вариантах – в реальном и виртуальном. Реальная экспозиция содержит фонд с информацией об истории магнитогорского педагогического училища до истории педагогического колледжа по настоящий день. Знакомство абитуриентов, студентов, гостей начинается с музея. Здесь же формируется среда для патриотического воспитания. Магнитогорский педагогический колледж имеет большую 90-летнюю историю, берущее свое начала от 1929 г. на базе педагогического училища. Училище было основано как «кузница» педагогических кадров. В ходе экскурсии участники образовательного процесса знакомятся с историей, которая связана с Великой Отечественной Войной. В годы войны здание училища было задействовано как госпиталь, а многие преподаватели уходили на фронт.
В 2018 году была проведена большая работа по формированию фонда и оформления экспозиции музея с обучающимися. Студенты специальности 42.02.01 «Реклама» были привлечены к оформлению стендов «История колледжа в людях» в рамках практической подготовки. В ходе этой работы практиканты получили не только практические навыки по специальности, но и ознакомились с историей учреждения. Для формирования стенда сначала были составлены исторические этапы: до военное время, дни ВОВ, послевоенное время, наше время. К 75-летию Победы в 2020 году обучающиеся на базе музея реализовали проект «Книга Памяти». В рамках данного проекта преподаватели и студенты приносили вещи родственников-ветеранов войны, а в книге и в спецвыпуске газеты «Мой Колледж» публиковались письма, рассказы об их судьбе. Таким образом, через работу с информацией, систематизацией обучающиеся узнают о значимых событиях родины, страны, государства и истории колледжа. Соответственно формируется позитивное отношение, патриотическое самосознание.
Для формирование корпоративного имиджа, систематизации информации в электронном виде в 2019 году музей магнитогорского педагогического колледжа был создан виртуальный музей. Виртуальное пространство сегодня – это большое максимально привлекательная площадка для молодого поколения. С ростом использования гаджетов и массового использования интернета формирование виртуального музея для образовательного учреждения актуально как никогда. Главное достоинство виртуального мира – доступность и мобильность. В основу разработки виртуального музея ГБПОУ «МПК» была заложена концепция: сформировать виртуальное пространство музея с художественным представлением исторических экспонатов и интерактивной навигацией для пользователя. Для реализации концепции были изучены аналоги, а именно: музеи образовательных организаций (школы, колледжи, вузы). Большинство фондов музеев были представлены в виде презентации. Исключением были музеи вузов, которые представляли собой 3D помещения. Возникла идея разработать отличительное пространство от рассмотренных аналогов, сделать промежуточный вариант между презентацией и 3D моделью. В ходе поисков технологии и графического представления был найден вариант- создать виртуальную панораму помещения c экспонатами, стендами.Был проведен поиск программ, поддерживающих векторную отрисовку панорамы. Программа Pano2VR идеально подошла для реализации поставленной задачи- представить векторный интерьер музея с наложением интерактивных переходов, вставкой звуковой экскурсии и видео. Векторный интерьер был разработан в соответствии с фирменным стилем брендбука ГБПОУ «МПК» в программе CorelDraw. Обучающиеся помогли отрисовать экспонаты (ученические принадлежности и оборудование кабинетов прошлых лет). В экспозицию вошли уже разработанные стенды. Далее, была записана голосовое сопровождение экскурсии и видеоролик. Следует отметить, что пространство формировалось в художественной форме, так как интерьер музея в реальной жизни еще не был до конца сформирован. Ставилась задача разработать «корпоративный» интерьер. Для этого были выбраны основные цвета по брендбуку (синий, красный, белый). С помощью векторной графики удалось создать лаконичное помещение с освещением. На рисунке 1 можно увидеть итоговый проект.

Рисунок 1 – Проект виртуального музея ГБПОУ «МПК»
Данное пространство привлекает внимание пользователей сайта учреждения, так как оно представлено в интерактивном виде. Пользователь может нажать и получить информацию об экспонате, прочитать стенд, прослушать аудио запись, нажав на объект. Вариант представления музея как векторная панорамы удобен по технической сборке. Используются две выше перечисленные программы. Вовлечение обучающихся так же проходит в поисково-исследовательской работе. Студенты могут предложить дополнительные помещения музея в рамках курсовых работ, собрать экспонаты и фотографии в рамках подготовки и проведении мероприятий к знаменательным датам истории, мероприятий и практики. Стоит заметить, что для оснащения виртуальной экспозиции могут привлекаться несколько руководителей из педагогических кадров, большой охват обучающихся различных специальностей. В данном проекте участвовали преподаватели (руководитель музея Латыпова Ф.Я., дизайнер и преподаватель спецдисциплин Шишова Е.С., преподаватель Крючкова Е.В.) и IT-отдел ГБПОУ «МПК». Для формирования фонда привлекались обучающиеся педагогических и непедагогических специальностей колледжа. Специальность 42.02.01 «Реклама» осуществляла помощь дизайнеру в отрисовке макетов предметов и стендов музея.
В качестве эффективности проекта виртуального музея ГБПОУ «МПК» можно отметить победы в номинации «Лучший виртуальный музей» по направлению «Времен связующая нить», в номинации «Музейная мозаика» в Областном смотре-конкурсе музеев профессиональных организаций. Спецвыпуск газеты «Мой Колледж» с проектом «Книга памяти»был отмечен 2-м местом в областном конкурсе студенческих социальных проектов номинация «Студенческая пресса»). Непрерывно проект используется в мероприятиях учреждения при работе с абитуриентами.
Подводя итог, отметим положительные результаты разработки проекта виртуального музея как средства формирования гражданской и патриотической направленности в образовательной среде:
1) Вовлечение обучающихся совместно с педагогическим коллективом в поисково-познавательную деятельность.
2) Сохранение информации о важных событиях, ветеранах колледжа.
3) Поддержание и укрепление традиций учреждения.
4) Формирование активной гражданской позиции за счет исследовательской работы.
5) Внедрение в образовательный процесс исторической сводки в поддержку патриотической позиции.
В целом, происходит формирование самостоятельной творческой личности, развитие интереса к познанию, способности к саморазвитию, исследовательской работе. Выше перечисленное способствует воспитанию патриотических и гражданских чувств через использование электронных технологий [5].

Библиографический список
1.    Ахунов, В.М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления / В. М. Ахунов // Вестник Московского университета. – 2008. – Сер. 20: Педагогическое образование. – № 4. – С. 36-44. – Библиогр.: с. 44.
2.    Гуральник, Ю. У. Музейная педагогика и музейная социология : сотрудничество наук, от которого выигрывает посетитель / Ю. У. Гуральник // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 21-29.
3.    Долгих, Е. В. Проект «Музейная педагогика» – пространство гражданского становления / Е. В. Долгих, Н. И. Проскурякова, Т. Н. Феодосова // Директор школы. – 2008. – № 2. – С. 82-85.
4.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Полат Е.С.Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров М.В.; под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –272 с. – ISBN 5-7695-0811-6.
5.    Харченко, Е.Ю. Музейная педагогика как направление развития дополнительного образования. [Электоронный ресурс] // https://infourok.ru/muzeynaya-pedagogika-kak-forma-raboti-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii-1683824.html




Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.