Задать вопрос
Статьи

Рассказывание и чтение художественной литературы как средство приобщения дошкольников к художественной литературе

27.03.2022
Левшина Н.И.


В настоящее время уровень речевого развития большинства детей дошкольного возраста не соответствует норме, что должно вызывать опасения не только у педагогов, но и у родителей. Мы стали забывать о роли живого слова, в частности рассказывания и чтения в приобщении дошкольников к художественной литературе, в речевом развитии детей дошкольного возраста. Доля живого языкового общения в жизни человека информационного общества значительно сокращается. Взрослые неуважительно относятся к слову, не владеют им, не умеют грамотно выражать свои мысли, недооценивают, не понимают роли звучащего живого слова в развитии и воспитании ребенка. В.Г. Короленко, в свое время, говорил: «Слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы: оно должно поднимать за собой известную тяжесть. И только по тому, сколько оно захватывает и поднимает за собой чужого настроения, мы оценим его значение и силу». Исходя из этого, мы видим, насколько важную роль оказывают рассказывание и чтение в развитии ребенка.
Современный дошкольник куда больше времени проводит перед экраном (будь то телевизионный, или же компьютерный), нежели в непосредственном общении с взрослыми. Чтобы ребенку уйти от наивного реализма нужен значительный опыт – не только и не столько жизненный, сколько эстетический – опыт восприятия художественных произведений. Этот опыт накапливается по мере увеличения количества воспринятых (услышанных, увиденных) произведений искусства.
Рассказывание – это не только сообщение новых сведений об окружающем мире, но и эмоциональное воздействие на детей, передача им своего отношения к предмету повествования, своего настроения, побуждение их к активному сопереживанию, выражению чувств в словах и поступках. Чтение же в свою очередь это искусство и одно из лучших времяпрепровождений, позволяющих развивать детей. Книга, по  прежнему, остается одним из лучших средств развития ребенка на сегодняшний день и только взрослые способны правильно воспользоваться данным средством во благо детям.
Чтение вслух – задача не из легких. Текст требует не просто механического произношения, но и обыгрывания, создания голосом образов героев книги. Процесс чтения должен выступать как сотворчество, когда взрослый и ребенок участвуют на равных. Ребенок совмещает роль слушателя и роль рассказчика, и даже роль критика.
В процессе рассказывания и чтения мы способны:
    повлиять на формирование предпочтений и читательских вкусов;
    развивать мышление – как логическое, так и образное;
    расширять словарный запас, память, воображение и фантазию;
    учить правильно строить свою речь.
При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской.
Разработаны следующие критерии:
    идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;
    высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
    доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
    сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
    конкретные педагогические задачи.
Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др. Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.
Смотреть легче и приятнее, нежели слушать. Неудивительно, что дети отдают предпочтение в пользу визуального восприятия. Однако, злоупотребляя этим, мы тормозим развитие ребенка, развитие остальных органов чувств и каналов восприятия информации. Пассивность восприятия, низкая работоспособность мышления, дефицит концентрации внимания, неспособность к самоуглублению, снижение творческой активности – это лишь малая часть последствия влияния экрана на развитие детей. Это связано с тем, что экранная речь не может стать для дошкольника ни средством, ни стимулом его речевого развития. Речь ребенка развивается только в живом, непосредственном общении со взрослым, когда он включен в диалог.
Знакомство детей с художественной литературой в дошкольном образовательном учреждении – это первая ступень в литературном образовании.
Национальной детской библиотекой Республики Коми им. С.Я. Маршака, было проведено исследование «Дошкольник: читатель и слушатель». Результаты исследования показали, что чтение вслух и рассказывание во многих семьях уступают место другим досуговым занятиям. Чтение вслух занимает лишь четвертую позицию (24 %) в предпочтениях родителей. На вопрос: «Любишь ли ты, когда тебе читают вслух или рассказывают?» большинство детей (84 %)дали положительный ответ. Исходя из этого, можно сделать вывод: родители предпочитают занять ребенка чем – то, не требующим их личного участия.
На вопрос: « Что тебе нравится из того, что рассказывают родители?» большинство дошкольников назвали сказки (56 %). В основном это «классические» народные или литературные сказки, которые знает не одно поколение детей. Самыми популярными оказались следующие сказки: «Теремок», «Три медведя», «Царевна – лягушка», «Гуси – лебеди», «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Дюймовочка», «Тараканище», «Винни – Пух», «Доктор Айболит» и «Три поросенка». Наряду с этими народными сказками дети любят рассказы на современный лад: «про Лунтика», «про Смешариков», «про Шрека», «про монстров» и другие.
Лишь только 45 % опрошенных дошкольников слушают чтение и рассказы взрослых регулярно. 37 % детей слушают рассказы время от времени, а 18 % не рассказывают вовсе [5].
М. Х. Свентицкая первая из российских педагогов разработала методику рассказывания детям дошкольного возраста. В работе с детьми она предпочитала живой рассказ воспитателя чтению книге. В то же время она считала, что нельзя совершенно отказаться от чтения доступных детских книг, потому что дети нуждаются в художественных впечатлениях и должны знакомиться с литературным языком.
Родители, находясь рядом с ребенком, все время должны разговаривать с ним, постоянно обращать его внимание на окружающие предметы, называть их, рассказывать об их значении и, когда возможно, о происхождении этих предметов. Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, для кого чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его как средство общекультурного развития.
Принудительное слушание, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок слушает в силу интереса. Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает слушание во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние рассказа на слушателя. Слушание, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.
Рассказывание – не только сообщение новых сведений об окружающем, но и эмоциональное воздействие на слушателей, в данном случае на детей, передача им своего отношения к предмету повествования, своего настроения, побуждение их к активному сопереживанию, выражению чувств. Свое отношение к предметам повествования рассказчик выражает через тщательный отбор слов, стиль повествования и правильно выбранную интонацию. Не можем не согласиться с мнением Максимовой С. И., главным редактором журнала «Детский сад: теория и практика», в том, что живое слово, а именно «рассказывание, исчезает из жизни дошкольника, дошкольного образовательного учреждения и семьи. Оно заменяется сухим чтением книг, а теперь и мультимедийными устройствами. Все это, конечно, необходимо, но одно не должно исключать другого» [3].
Традиции национальной культуры, огромнейший опыт отечественной и научной педагогики, семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста свидетельствуют о колоссальной роли рассказывания в жизни общества, семьи, развитии и воспитании подрастающего поколения.

Библиографический список
1.    Градусова, Л.В., Региональный компонент в литературном образовании дошкольников/ Л.В.Градусова, Н.И.Левшина  // Филологическое образование в период детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Содержание филологического образования в период детства», Екатеринбург, 15-16 апреля 2014 г.; Отв.ред. Плаксина Е.Б. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2016.– С. 12-16
2.    Левшина, Н.И. Художественная литература как средство развития коммуникативных умений дошкольников /Н.И.Левшина  // Мир детства и образование: сборник материалов IХ очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. –  Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. –С.65-68.
3.    Максимова, С.И. Роль рассказывания в речевом развитии детей дошкольного возраста / С. И. Максимова // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 26 – 35.
4.    Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы  / О. И. Никифорова. – М.: Книга, 1972. – 152 с.
5.    Тонкова, Г. А. Дошкольник: читатель и слушатель / Г.А. Тонкова // Детский сад от А до Я. – 2009. –№ 5. – С.152 – 155.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.