ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
11.01.2023
Хухорова В.А.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗПР К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Аннотация. В статье рассмотрены аспекты готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. Рассмотрены и выделены подходы к проблеме готовности к школе.
Ключевые слова: задержка психического развития, готовность к школьному обучению, психологическая готовность, специальная готовность.
Практически в жизни каждого ребенка есть момент, чтобы попрощаться с любимым детским садом и познакомиться с неизвестной и загадочной новой средой – школа. Дети попадают в новую атмосферу, которая для одних становится удобной и комфортной, а для других – тяжелым и невыносимым испытанием.
Младшие школьники часто не готовы к новым изменениям, которые с ними происходят, особенно когда образование может быть тяжелым бременем для детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная задача психолога, занимающегося дошкольным образованием, помочь ребенку соорудить «мост», по которому он будет твёрдо и с увлечением шагать в сложный и увлекательный мир школы!
Перед педагогами дошкольной организации возникла проблема помощи детям с задержкой психического развития в процессе усвоения ими учебной деятельности. Многие современные практики отмечают, что адаптация детей с ЗПР в общеобразовательных учреждениях проходит менее болезненно, если ребенок психологически готов к школьному обучению.
Актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей с ЗПР и поиски путей оказания им помощи до поступления в школу, привели к рассмотрению этого вопроса в данной статье.
Наиболее общую форму психической подготовки к школе можно определить как совокупность психических качеств, необходимых ребенку для начала благополучного обучения в школе. Она состоит из следующих компонентов: мотивационная готовность (положительное отношение к школе и обучению); волевая готовность (высокий уровень развития волевого поведения); интеллектуальная готовность (наличие определенных навыков, умений, уровень развития познавательных процессов); социальная готовность (формирует качества, обеспечивающие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, доступ к классной жизни, совместную деятельность.
К сожалению, многие родители часто ошибочно полагают, что подготовка к школе зависит от умственных способностей ребенка. Поэтому все свои силы они отдают обучению детей чтению, письму и счету. Однако можно сделать все это и не быть готовым к школе. Важнейшим компонентом подготовки к школе психологи считают мотивационную подготовку, побуждение к учебной деятельности. Наличие высокого уровня развития познавательных процессов, но отсутствие мотивации к обучению вряд ли приведет к положительным результатам обучения детей в школе. Поэтому одна из основных задач дошкольной подготовки – иметь возможность заинтересовать ребенка c ОВЗ и держать его в поиске ответов и решений, а не навязывать стандарты и фиксированные стили обучения с целью развития познавательной области при подготовке к усвоению школьной информации.
Готовность к школьному обучению – явление многоаспектное, включающее надлежащие психологические, физиологические, физические и психические параметры возрастного развития ребенка.
Для достижения цели можно применять сказкотерапию. В работе с будущими первоклассниками я использую коррекционные сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа». «Лесные сказки» раскрывают пять основных тем для будущих первоклассников:
1) Адаптация к школьному обучению;
2) Отношение к личным вещам;
3) Отношение к урокам;
4) Школьные конфликты;
5) Отношение к своему здоровью.
Располагая определенными сведениями о клинических особенностях детей с ЗПР, исследователи отмечают ряд вариаций этого состояния.
Психологический инфантилизм (эмоционально незрелые дети), астенические состояния (длительно текущие) показывают больше нетяжелые формы.
В основном, дети, развитие которых происходит в пределах нормы, начинают свой путь с одной стартовой позиции, а дети с ограниченными возможностями здоровья имеют индивидуальные пороги в процессе психологического функционального созревания, восстановительных периодов, поддержания и укрепления здоровых систем. Поэтому к школьному возрасту дети с особыми потребностями, в отличие от здоровых детей, приближаются с еще более дифференцированными познаниями и качествами.
В большинстве случаев у детей с проблемами в развитии выявляются значительные когнитивные нарушения и незрелость эмоционально-волевой сферы, пониженная умственная работоспособность, недостаточное развитие отдельных психических функций, стойкие трудности в усвоении учебных знаний, умений и навыков.
Детям с ЗПР необходим оперативно оказать коррекционно-развивающую помощь, направленную на формирование потенциально сохранных познавательных возможностей детей с учётом их нервно-психических особенностей и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Итоги окажутся существеннее, если с этими детьми будут вести коррекционную работу специалисты в условиях специальных детских садов или групп.
Вывод: необходима квалифицированная педагогическая и психологическая работа всего окружения ребенка с ЗПР по формированию готовности его к школе и успешной адаптации в новых образовательных условиях.
Библиографический список
1. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. СПб.: Речь, 2007. 118 с.
2. Пядышева Т.Г. Формирование интеллектуально-эмоциональной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной среды. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-intellektualno-emotsi onalnoy-gotovnosti-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-k-shkolnomu-obucheniyu-v-usloviyah
3. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Избранные психологические исследования. М., 1956.
4. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. М., 2006.
5. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: МГУ, 2005.
6. Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. 2000. №12. С. 17-20.
7. Венгер А.Л., Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. М, 1994.
8. Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР. М., 1999.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗПР К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Аннотация. В статье рассмотрены аспекты готовности к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. Рассмотрены и выделены подходы к проблеме готовности к школе.
Ключевые слова: задержка психического развития, готовность к школьному обучению, психологическая готовность, специальная готовность.
Практически в жизни каждого ребенка есть момент, чтобы попрощаться с любимым детским садом и познакомиться с неизвестной и загадочной новой средой – школа. Дети попадают в новую атмосферу, которая для одних становится удобной и комфортной, а для других – тяжелым и невыносимым испытанием.
Младшие школьники часто не готовы к новым изменениям, которые с ними происходят, особенно когда образование может быть тяжелым бременем для детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная задача психолога, занимающегося дошкольным образованием, помочь ребенку соорудить «мост», по которому он будет твёрдо и с увлечением шагать в сложный и увлекательный мир школы!
Перед педагогами дошкольной организации возникла проблема помощи детям с задержкой психического развития в процессе усвоения ими учебной деятельности. Многие современные практики отмечают, что адаптация детей с ЗПР в общеобразовательных учреждениях проходит менее болезненно, если ребенок психологически готов к школьному обучению.
Актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей с ЗПР и поиски путей оказания им помощи до поступления в школу, привели к рассмотрению этого вопроса в данной статье.
Наиболее общую форму психической подготовки к школе можно определить как совокупность психических качеств, необходимых ребенку для начала благополучного обучения в школе. Она состоит из следующих компонентов: мотивационная готовность (положительное отношение к школе и обучению); волевая готовность (высокий уровень развития волевого поведения); интеллектуальная готовность (наличие определенных навыков, умений, уровень развития познавательных процессов); социальная готовность (формирует качества, обеспечивающие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, доступ к классной жизни, совместную деятельность.
К сожалению, многие родители часто ошибочно полагают, что подготовка к школе зависит от умственных способностей ребенка. Поэтому все свои силы они отдают обучению детей чтению, письму и счету. Однако можно сделать все это и не быть готовым к школе. Важнейшим компонентом подготовки к школе психологи считают мотивационную подготовку, побуждение к учебной деятельности. Наличие высокого уровня развития познавательных процессов, но отсутствие мотивации к обучению вряд ли приведет к положительным результатам обучения детей в школе. Поэтому одна из основных задач дошкольной подготовки – иметь возможность заинтересовать ребенка c ОВЗ и держать его в поиске ответов и решений, а не навязывать стандарты и фиксированные стили обучения с целью развития познавательной области при подготовке к усвоению школьной информации.
Готовность к школьному обучению – явление многоаспектное, включающее надлежащие психологические, физиологические, физические и психические параметры возрастного развития ребенка.
Для достижения цели можно применять сказкотерапию. В работе с будущими первоклассниками я использую коррекционные сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа». «Лесные сказки» раскрывают пять основных тем для будущих первоклассников:
1) Адаптация к школьному обучению;
2) Отношение к личным вещам;
3) Отношение к урокам;
4) Школьные конфликты;
5) Отношение к своему здоровью.
Располагая определенными сведениями о клинических особенностях детей с ЗПР, исследователи отмечают ряд вариаций этого состояния.
Психологический инфантилизм (эмоционально незрелые дети), астенические состояния (длительно текущие) показывают больше нетяжелые формы.
В основном, дети, развитие которых происходит в пределах нормы, начинают свой путь с одной стартовой позиции, а дети с ограниченными возможностями здоровья имеют индивидуальные пороги в процессе психологического функционального созревания, восстановительных периодов, поддержания и укрепления здоровых систем. Поэтому к школьному возрасту дети с особыми потребностями, в отличие от здоровых детей, приближаются с еще более дифференцированными познаниями и качествами.
В большинстве случаев у детей с проблемами в развитии выявляются значительные когнитивные нарушения и незрелость эмоционально-волевой сферы, пониженная умственная работоспособность, недостаточное развитие отдельных психических функций, стойкие трудности в усвоении учебных знаний, умений и навыков.
Детям с ЗПР необходим оперативно оказать коррекционно-развивающую помощь, направленную на формирование потенциально сохранных познавательных возможностей детей с учётом их нервно-психических особенностей и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Итоги окажутся существеннее, если с этими детьми будут вести коррекционную работу специалисты в условиях специальных детских садов или групп.
Вывод: необходима квалифицированная педагогическая и психологическая работа всего окружения ребенка с ЗПР по формированию готовности его к школе и успешной адаптации в новых образовательных условиях.
Библиографический список
1. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. СПб.: Речь, 2007. 118 с.
2. Пядышева Т.Г. Формирование интеллектуально-эмоциональной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной среды. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-intellektualno-emotsi onalnoy-gotovnosti-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-k-shkolnomu-obucheniyu-v-usloviyah
3. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. Избранные психологические исследования. М., 1956.
4. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. М., 2006.
5. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: МГУ, 2005.
6. Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. 2000. №12. С. 17-20.
7. Венгер А.Л., Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. М, 1994.
8. Борякова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР. М., 1999.