ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
29.12.2024
УДК 159.9
Логинова О. Н.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В ПЕРИОД ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Аннотация. В статье раскрыта важность психологического сопровождения обучаю-щихся на этапе формирования их профессиональных ориентаций для будущего станов-ления личности, как профессионала в своей области, психологически здорового человека и осознанного гражданина страны. Выделены критерии, которые оказывают негатив-ное влияние на выбор профессии в пользу популистских мнений, не имеющих ничего об-щего с индивидуальными склонностями и возможностями учеников, и, как следствие, не востребованности в будущем выпускников учебных заведений на рынке труда. Рассмот-рены основные направления профориентационной работы: просветительское, диагно-стическое, консультативное, коррекционно-развивающее. Рассматриваются примеры работы по данным направлениям, которые делают профориентационную работу про-дуктивнее. Отдельно уделено внимание профессиональной диагностике, а также мето-дам просветительской, консультативной и коррекционной работы для развития про-фессионально значимых качеств, активизации личностных ресурсов, умений и навыков старшеклассников.
Ключевые слова: профессиональный интерес, самоопределение, психологическое сопровождение, профориентационная работа, мотивация, ценностные ориентации.
PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR HIGH SCHOOL STUDENTS DURING THEIR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
Abstract. The article reveals the importance of psychological support for students at the stage of formation of their professional orientations for the future formation of a personality as a professional in his field, a psychologically healthy person and a conscious citizen of the country. The criteria that have a negative impact on the choice of profession in favor of populist opinions that have nothing to do with the individual inclinations and capabilities of students, and, as a result, the lack of demand for graduates of educational institutions in the labor market in the future, are highlighted. The main directions of career guidance work are considered: educational, diagnostic, advisory, correctional and developmental. Examples of work in these areas that make career guidance more productive are considered. Special attention is paid to professional diagnostics, as well as methods of educational, advisory and correctional work for the development of professionally significant qualities, activation of their personal resources skills and abilities of high school students.
Keyword. Professional interest, self-determination, psychological support, career guidance, motivation, value orientations.
Формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к труду, способности к социальному творчеству, к осознанному выбору профессии, умения дей-ствовать в интересах себя как личности и гражданского общества в целом является важнейшим вызовом современности. Одной из задач профориентации, по мнению Н. С. Пряжникова, является помощь обучающимся в становлении полноценными граж-данами, реализующими свои таланты через выбранную профессию на благо общества [5].
Современное представление о профессиональном самоопределении намного слож-нее. Оно формируется не только благодаря профориентационной работе в школе, но и на основе жизненных целей личности, ценностей ее окружения, семьи, отношения к рабо-чим профессиям, популярности тех или иных профессий среди молодежи. Мы рассмат-риваем профессиональный выбор, как показатель гражданско-патриотического воспита-ния обучающихся. Современное общество, пишет Т. А. Ярая, характеризуется широким спектром профессий, каждая из которых предъявляет особые требования к человеку. Вместе с тем выбор профессии становится серьезной жизненной проблемой для боль-шинства учащихся общеобразовательных учреждений, что усиливает внимание специа-листов к психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников [7].
При решении задач профессиональной ориентации важно учитывать, с одной сто-роны, настоящие и будущие потребности общества, рынка труда в соответствии с соци-альным и экономическим развитием, с другой стороны, интересы и потребности лично-сти в профессиональном развитии и построении собственной профессиональной карьеры. Это означает, что в ходе профориентационной деятельности возникает противоречие между задачами: удовлетворения нужд общества, учета потребностей рынка труда в рабочих кадрах и в то же время гарантированием человеку свободы индивидуального выбора профессии. Возникающее противоречие, по мнению С. Н. Казначеевой, может быть снято при организации системной, научно-обоснованной профориентационной работы на различных уровнях и ступенях образования, которая в обязательном порядке должна включать систему условий, направленных на развитие процессов сопровождения взрослыми профессионального самоопределения обу-чающихся [4].
Организация системы психолого-педагогического сопровождения учеников стар-ших классов способствует формированию личностной активности, свободному и успеш-ному интегрированию в общество. Профессиональный выбор, по мнению С. Н. Казначеевой [4], должен завершиться достаточно реалистичным и четким пред-ставлением о будущей профессии, в сферу которой подрастающий человек в перспективе будет включен. Однако в этот же момент подростки оказываются перед непростым вы-бором, который подразумевает тщательное исследование разнообразных профессий од-новременно с самостоятельным определением личных психологических особенностей. Проблема состоит в том, что подростки делают выбор случайно, без его глубокого ос-мысления. Как показывают результаты исследований, чаще всего молодежь ориентиру-ется на несколько другие факторы при выборе профессий. Среди них С. Н. Казначеева отмечает: престижность профессии, уровень заработной платы, интересная работа, хо-роший условия труда и прочие [4].
Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориен-тиры на выбор с ее помощью предпочитаемого образа жизни. Таким образом, профессия выступает как средство достижения определенного образа жизни, а не как существенная часть его самого [1].
Важность правильного выбора профессии или учебного заведения должна быть, в первую очередь, осознана. Учащиеся не готовы адекватно оценить обстановку на рынке труда. Им, по мнению М. А. Болдиной, Е. В. Деевой, не хватает объективной информа-ции о требуемых специалистах. Они не способны оценить свои возможности, а это ведет к тому, что выбор вуза или другого учебного заведения часто происходит спонтанно [1].
Поэтому программы сегодняшней профориентации старшеклассников не только формируют систему представлений о мире профессий, но и позволяют старшеклассни-кам развить уверенность в собственных силах в выборе личностных целей в значимой деятельности, средств и способов достижения поставленных целей, возможности произ-водить реальную самооценку собственных действий.
При профессиональном самоопределении личности особую значимость, считает С. Н. Чистякова, имеет формирование у обучающихся адекватных представлений о соб-ственных возможностях, потребностях и умении включаться в трудовую деятельность. Важным показателем осуществления образовательного и профессионального выбора вы-ступает умение сопоставить личную позицию к той или иной профессии с общественной позицией, то есть, что сам человек привнесет в профессию, и чем сможет быть полезен обществу [5].
Так, например, сформированный устойчивый выбор обучающимся направления профподготовки включает формирование и развитие компетенций, среди которых готов-ность осуществлять самостоятельный, осознанный и ответственный выбор в отношении своего образовательного и профессионального продвижения в условиях изменяющего общества и рынка труда.
О. Г. Грачева отмечает, что выбор профессии представляет собой сложный мотива-ционный процесс. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как от-носительные отношения человека к окружающей среде. Следовательно, мотивация отно-сительно выбора будущей профессии, понимается как цель, результат, который необхо-димо сформировать у обучающихся в процессе организации профориентационной рабо-ты в общеобразовательной школе [4].
Ведущими элементами в мотивации, по мнению ряда ученых, являются: профес-сиональные мотивы, трудовые мотивы, мировоззрение, убеждения, идеалы, установки личности, склонности, желания, интересы, потребности, ценностные ориентации, лично-стный смысл.
Современная ситуация социального развития требует формирования самостоятель-ности личности как необходимого качества, способствующего достижению успеха в жизни и профессиональной деятельности. При этом под оптимальным путем профессио-нального образования понимают сбалансированный учет интересов и способностей оп-танта, его права и самореализацию, с одной стороны, и социально-экономической целе-сообразности – с другой.
Цель гуманистически ориентированного процесса формирования компетентности, по мнению М. А. Болдиной, Е. В. Деевой, – такое развитие личности, которое ориентиру-ет ее на активную, преобразующую и творческую профессиональную деятельность, со-гласующуюся с социальными, глобально-экологическими и общечеловеческими ценно-стями [1]. Согласно их позиции, необходима подготовка специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятель-но проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, то есть подготовка человека, способного к образованию и развитию на протяжении всей своей жизни [1].
Психолого-педагогическая работа в рамках профориентации предусматривает, как утверждают М. А. Болдина и Е. В. Деева, проведение комплекса взаимосвязанных меро-приятий по психологическому сопровождению.
Первое направление – профессиональное просвещение, целью которого является ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека. Для повышения эффективно-сти профессионального просвещения требуется точно описывать положительные и отри-цательные стороны профессии, что позволяет уменьшить риск ошибки и последующего отсева учащихся. Необходимо учитывать общественную значимость профессии, которую определяют из ее особенностей с точки зрения истории, экономики, общественных отношений; показывать возможности удовлетворения интересов личности в данной профессии; раскрывать психологические и психофизиологические требования, предъявляемые профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим пси-хофизиологическим качествам и свойствам. М. А. Болдина, Е. В. Деева пишут, что соответствие способностей рабочего психологическим требованиям профессии поло-жительно сказывается на безопасности труда, качестве результатов труда, удовлетворенности самого рабочего [1].
Второе направление – диагностическое, которое, как указывает Т. А. Ярая, предпо-лагает оценку особенностей личности с целью осуществления профотбора, оптимизации профориентационной работы в образовательной организации в целом, содействие про-фессиональному самоопределению и профессиональной адаптации [7]. Среди методов диагностики можно выделить наблюдение, анализ документов и результатов деятельно-сти, анализ практических действий, анкетирование, беседы-интервью, тестирование, ме-тод профессиональных проб.
Анализ документов и результатов деятельности (личных дел, медицинских заклю-чений, классных журналов, творческих сочинений, изделий, резюме и т. д.) позволяет получить объективную информацию об особенностях и достижениях личности. Анализ практических действий (в школе, в семье), подведение итогов реализации жизненных планов предупреждает вероятность повторения определенных стрессогенных поступков и реакций на аналогичные производственные ситуации. Наблюдение поведенческих про-явлений позволяет узнать о тех качествах личности, которые легко маскируются или не-доступны для изучения другими методами. Анкетирование в большей степени примени-мо для выявления личных жизненных планов, если они уже сформированы.
Беседы-интервью могут проводиться как с самими учащимися, так и с учителями, родителями. Для них характерна тематическая направленность. Т. А. Ярая отмечает, что различают структурированные беседы-интервью, которые проводятся по строго обозна-ченным вопросам, и неструктурированные, с возможностью некоторого отвлечения от заранее приготовленных вопросов, изменения их последовательности и т. д. [7].
Тестирование проводится на всех этапах профориентационной работы для получе-ния стандартизированных данных о личности оптанта. Кроме того, тестирование прово-дится для активизации профессионального и личностного самоопределения. Различают тесты достижений, дающие представление об уровне подготовленности и квалификации оптанта или специалиста (к этой группе относятся и тесты интеллекта); тесты специаль-ных способностей, использующиеся применительно к профессиям с особыми условиями труда; личностные тесты, позволяющие судить о некоторых качествах личности. В ред-ких случаях, по мнению Т. А. Ярой, можно использовать проективные личностные мето-дики [7].
Метод профессиональных проб, как пишет Т. А. Ярая, может применяться как в иг-ровой форме (в ходе тренинговых занятий), так и в форме производственной практики и занятий общественно полезным трудом, а также позволяет уточнить и подтвердить дан-ные, полученные в ходе предыдущей работы [7].
Для того чтобы наиболее глубоко и всесторонне изучить личность, следует исполь-зовать несколько различных методов.
Третье направление – профессиональная консультация – специальная система пси-холого-педагогических воздействий, направленных на активизацию человека в формировании и самосовершенствовании, психических, интеллектуальных и физических качеств, предопределяющих успешность в той или иной профессии. Основная цель профконсультации, как считают М. А. Болдина и Е. В. Деева, – исследование психологических и физиологических особенностей индивида, его поведения в раз-личных условиях и факторов, воздействующих на профессиональное самоопределение [1]. В рамках профконсультации решается как минимум три задачи: кем быть, каким быть и как осуществить сделанный выбор. Для решения этих задач Т. А. Ярая предлагает использовать различные виды профконсультаций: групповые и индивидуальные [7].
Четвертое направление – коррекционно-развивающее, предполагает, как пишет Т. А. Ярая, развитие у учащихся качеств, формирование умений и навыков, необходимых для будущей профессии, активизацию личностных ресурсов и пр. [7].
Одной из форм психолого-педагогического сопровождения обучающихся, по опыту И. А. Килиной, являются профориентационные тренинги и мастер-классы, предусматривающие повышение учебной и трудовой мотивации молодых людей, формирование у них конкретных умений и навыков в области профессионального самоопределения и профессиональной ориентации, закрепление профессиональных и личностных компетенций, необходимых для овладения той или иной профессией и дальнейшего успешного трудоустройства [6]. Она выделяет два основных направления тренинговой работы с обучающимися: а) тренинги, направленные на личностный рост и раскрытие личностного потенциала; б) тренинги по развитию навыков и умений, необходимых в будущей трудовой деятельности [6].
Таким образом, профессиональное самоопределение является сложным процессом, в ходе которого происходит формирование личностью своего отношения к себе, к про-фессионально-трудовой среде и способу самореализации.
Успешность профориентационной работы, считает Т. А. Ярая, зависит от умения специалиста исследовать индивидуальные особенности старшеклассников, комплексно использовать разнообразные формы и методы работы по формированию профессиональных интересов обучающихся [7].
Критерии правильного (рационального, взвешенного) выбора профессии (по Д. А. Донцову, М. В. Донцовой):
1) учащийся хорошо представляет себе профессию, знает её особенности, принима-ет (разделяет) профессиональные ценности;
2) мотивы и интересы выпускника согласованы с его способностями и знаниями;
3) старшеклассник имеет адекватную самооценку имеющихся у него на текущий момент умений и навыков, значимых для данной конкретной профессии [2].
Очень важно, пишут М. А. Болдина, Е. В. Деева, чтобы каждый обучающийся пра-вильно выбрал свою будущую профессию с учетом своих индивидуальных особенно-стей, которые отражаются в его физическом развитии, интересах, склонностях, характе-ре, темпераменте, также в соответствии со своими творческими способностями [1]. Профессиональный выбор, по мнению С. Н. Казначеевой, Н. В. Быстровой и Н. С. Мурыгин, должен завершиться достаточно реалистичным и четким представлением о будущей профессии, в сферу которой подрастающий человек в перспективе будет включен [4]. При этом ситуация на рынке труда, как подчеркивают М. А. Болдина и Е. В. Деева, во многом зависит от того, насколько правильно в профессиональном плане сориентированы школьники и учащаяся молодежь в современном рынке труда[1].
При несоответствии физиологических возможностей человека требованиям, предъ-являемым профессией, как отмечают М. А. Болдина, Е. В. Деева, он либо с трудом овла-девает ею, либо добивается определенных успехов, но за счет перенапряжения собствен-ных сил, что может привести к нервно-соматическим расстройствам, травматизму, кроме того, такие люди, как правило, плохо закрепляются на производстве [1].
Важность психологического сопровождения процесса профориентации в становле-нии активной гражданской позиции заключается в успешном взрослении индивида, в преодолении противоречий подросткового возраста и своевременной социализации. Профессиональное становление является одной из важных задач успешного учебного процесса.
Список литературы
1. Болдина М. А., Деева Е. В. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении // Вестник Томского государственного университета. 2017. №1.
2. Донцов Д. А., Донцова М. В. Профессиональное (профориентационное) психоло-гическое консультирование // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2008. № 4 (29). С. 13–25.
3. Истомина В. В., Конышева Н. А. Пути повышения уровня профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ // Инновационное развитие про-фессионального образования. 2019. № 3 (23). С. 91–97.
4. Казначеева С. Н., Быстрова Н. В., Мурыгин Н. С. Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3. С. 42–47.
5. Килина И. А. Профессиональная ориентация как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 208–211.
6. Разумова Е. М. Психологическое консультирование в образовании : электронное издание. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. тех. ун-т им. Г.И. Носова, 2017. 112 с.
7. Ярая Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального само-определения подростков // Гуманитарные науки. 2016. № 2. С. 101–107.
Логинова О. Н.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В ПЕРИОД ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Аннотация. В статье раскрыта важность психологического сопровождения обучаю-щихся на этапе формирования их профессиональных ориентаций для будущего станов-ления личности, как профессионала в своей области, психологически здорового человека и осознанного гражданина страны. Выделены критерии, которые оказывают негатив-ное влияние на выбор профессии в пользу популистских мнений, не имеющих ничего об-щего с индивидуальными склонностями и возможностями учеников, и, как следствие, не востребованности в будущем выпускников учебных заведений на рынке труда. Рассмот-рены основные направления профориентационной работы: просветительское, диагно-стическое, консультативное, коррекционно-развивающее. Рассматриваются примеры работы по данным направлениям, которые делают профориентационную работу про-дуктивнее. Отдельно уделено внимание профессиональной диагностике, а также мето-дам просветительской, консультативной и коррекционной работы для развития про-фессионально значимых качеств, активизации личностных ресурсов, умений и навыков старшеклассников.
Ключевые слова: профессиональный интерес, самоопределение, психологическое сопровождение, профориентационная работа, мотивация, ценностные ориентации.
PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR HIGH SCHOOL STUDENTS DURING THEIR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
Abstract. The article reveals the importance of psychological support for students at the stage of formation of their professional orientations for the future formation of a personality as a professional in his field, a psychologically healthy person and a conscious citizen of the country. The criteria that have a negative impact on the choice of profession in favor of populist opinions that have nothing to do with the individual inclinations and capabilities of students, and, as a result, the lack of demand for graduates of educational institutions in the labor market in the future, are highlighted. The main directions of career guidance work are considered: educational, diagnostic, advisory, correctional and developmental. Examples of work in these areas that make career guidance more productive are considered. Special attention is paid to professional diagnostics, as well as methods of educational, advisory and correctional work for the development of professionally significant qualities, activation of their personal resources skills and abilities of high school students.
Keyword. Professional interest, self-determination, psychological support, career guidance, motivation, value orientations.
Формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к труду, способности к социальному творчеству, к осознанному выбору профессии, умения дей-ствовать в интересах себя как личности и гражданского общества в целом является важнейшим вызовом современности. Одной из задач профориентации, по мнению Н. С. Пряжникова, является помощь обучающимся в становлении полноценными граж-данами, реализующими свои таланты через выбранную профессию на благо общества [5].
Современное представление о профессиональном самоопределении намного слож-нее. Оно формируется не только благодаря профориентационной работе в школе, но и на основе жизненных целей личности, ценностей ее окружения, семьи, отношения к рабо-чим профессиям, популярности тех или иных профессий среди молодежи. Мы рассмат-риваем профессиональный выбор, как показатель гражданско-патриотического воспита-ния обучающихся. Современное общество, пишет Т. А. Ярая, характеризуется широким спектром профессий, каждая из которых предъявляет особые требования к человеку. Вместе с тем выбор профессии становится серьезной жизненной проблемой для боль-шинства учащихся общеобразовательных учреждений, что усиливает внимание специа-листов к психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников [7].
При решении задач профессиональной ориентации важно учитывать, с одной сто-роны, настоящие и будущие потребности общества, рынка труда в соответствии с соци-альным и экономическим развитием, с другой стороны, интересы и потребности лично-сти в профессиональном развитии и построении собственной профессиональной карьеры. Это означает, что в ходе профориентационной деятельности возникает противоречие между задачами: удовлетворения нужд общества, учета потребностей рынка труда в рабочих кадрах и в то же время гарантированием человеку свободы индивидуального выбора профессии. Возникающее противоречие, по мнению С. Н. Казначеевой, может быть снято при организации системной, научно-обоснованной профориентационной работы на различных уровнях и ступенях образования, которая в обязательном порядке должна включать систему условий, направленных на развитие процессов сопровождения взрослыми профессионального самоопределения обу-чающихся [4].
Организация системы психолого-педагогического сопровождения учеников стар-ших классов способствует формированию личностной активности, свободному и успеш-ному интегрированию в общество. Профессиональный выбор, по мнению С. Н. Казначеевой [4], должен завершиться достаточно реалистичным и четким пред-ставлением о будущей профессии, в сферу которой подрастающий человек в перспективе будет включен. Однако в этот же момент подростки оказываются перед непростым вы-бором, который подразумевает тщательное исследование разнообразных профессий од-новременно с самостоятельным определением личных психологических особенностей. Проблема состоит в том, что подростки делают выбор случайно, без его глубокого ос-мысления. Как показывают результаты исследований, чаще всего молодежь ориентиру-ется на несколько другие факторы при выборе профессий. Среди них С. Н. Казначеева отмечает: престижность профессии, уровень заработной платы, интересная работа, хо-роший условия труда и прочие [4].
Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориен-тиры на выбор с ее помощью предпочитаемого образа жизни. Таким образом, профессия выступает как средство достижения определенного образа жизни, а не как существенная часть его самого [1].
Важность правильного выбора профессии или учебного заведения должна быть, в первую очередь, осознана. Учащиеся не готовы адекватно оценить обстановку на рынке труда. Им, по мнению М. А. Болдиной, Е. В. Деевой, не хватает объективной информа-ции о требуемых специалистах. Они не способны оценить свои возможности, а это ведет к тому, что выбор вуза или другого учебного заведения часто происходит спонтанно [1].
Поэтому программы сегодняшней профориентации старшеклассников не только формируют систему представлений о мире профессий, но и позволяют старшеклассни-кам развить уверенность в собственных силах в выборе личностных целей в значимой деятельности, средств и способов достижения поставленных целей, возможности произ-водить реальную самооценку собственных действий.
При профессиональном самоопределении личности особую значимость, считает С. Н. Чистякова, имеет формирование у обучающихся адекватных представлений о соб-ственных возможностях, потребностях и умении включаться в трудовую деятельность. Важным показателем осуществления образовательного и профессионального выбора вы-ступает умение сопоставить личную позицию к той или иной профессии с общественной позицией, то есть, что сам человек привнесет в профессию, и чем сможет быть полезен обществу [5].
Так, например, сформированный устойчивый выбор обучающимся направления профподготовки включает формирование и развитие компетенций, среди которых готов-ность осуществлять самостоятельный, осознанный и ответственный выбор в отношении своего образовательного и профессионального продвижения в условиях изменяющего общества и рынка труда.
О. Г. Грачева отмечает, что выбор профессии представляет собой сложный мотива-ционный процесс. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как от-носительные отношения человека к окружающей среде. Следовательно, мотивация отно-сительно выбора будущей профессии, понимается как цель, результат, который необхо-димо сформировать у обучающихся в процессе организации профориентационной рабо-ты в общеобразовательной школе [4].
Ведущими элементами в мотивации, по мнению ряда ученых, являются: профес-сиональные мотивы, трудовые мотивы, мировоззрение, убеждения, идеалы, установки личности, склонности, желания, интересы, потребности, ценностные ориентации, лично-стный смысл.
Современная ситуация социального развития требует формирования самостоятель-ности личности как необходимого качества, способствующего достижению успеха в жизни и профессиональной деятельности. При этом под оптимальным путем профессио-нального образования понимают сбалансированный учет интересов и способностей оп-танта, его права и самореализацию, с одной стороны, и социально-экономической целе-сообразности – с другой.
Цель гуманистически ориентированного процесса формирования компетентности, по мнению М. А. Болдиной, Е. В. Деевой, – такое развитие личности, которое ориентиру-ет ее на активную, преобразующую и творческую профессиональную деятельность, со-гласующуюся с социальными, глобально-экологическими и общечеловеческими ценно-стями [1]. Согласно их позиции, необходима подготовка специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятель-но проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, то есть подготовка человека, способного к образованию и развитию на протяжении всей своей жизни [1].
Психолого-педагогическая работа в рамках профориентации предусматривает, как утверждают М. А. Болдина и Е. В. Деева, проведение комплекса взаимосвязанных меро-приятий по психологическому сопровождению.
Первое направление – профессиональное просвещение, целью которого является ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека. Для повышения эффективно-сти профессионального просвещения требуется точно описывать положительные и отри-цательные стороны профессии, что позволяет уменьшить риск ошибки и последующего отсева учащихся. Необходимо учитывать общественную значимость профессии, которую определяют из ее особенностей с точки зрения истории, экономики, общественных отношений; показывать возможности удовлетворения интересов личности в данной профессии; раскрывать психологические и психофизиологические требования, предъявляемые профессией к человеку. Возросшая сложность техники привела к повышению требований к быстроте реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и к другим пси-хофизиологическим качествам и свойствам. М. А. Болдина, Е. В. Деева пишут, что соответствие способностей рабочего психологическим требованиям профессии поло-жительно сказывается на безопасности труда, качестве результатов труда, удовлетворенности самого рабочего [1].
Второе направление – диагностическое, которое, как указывает Т. А. Ярая, предпо-лагает оценку особенностей личности с целью осуществления профотбора, оптимизации профориентационной работы в образовательной организации в целом, содействие про-фессиональному самоопределению и профессиональной адаптации [7]. Среди методов диагностики можно выделить наблюдение, анализ документов и результатов деятельно-сти, анализ практических действий, анкетирование, беседы-интервью, тестирование, ме-тод профессиональных проб.
Анализ документов и результатов деятельности (личных дел, медицинских заклю-чений, классных журналов, творческих сочинений, изделий, резюме и т. д.) позволяет получить объективную информацию об особенностях и достижениях личности. Анализ практических действий (в школе, в семье), подведение итогов реализации жизненных планов предупреждает вероятность повторения определенных стрессогенных поступков и реакций на аналогичные производственные ситуации. Наблюдение поведенческих про-явлений позволяет узнать о тех качествах личности, которые легко маскируются или не-доступны для изучения другими методами. Анкетирование в большей степени примени-мо для выявления личных жизненных планов, если они уже сформированы.
Беседы-интервью могут проводиться как с самими учащимися, так и с учителями, родителями. Для них характерна тематическая направленность. Т. А. Ярая отмечает, что различают структурированные беседы-интервью, которые проводятся по строго обозна-ченным вопросам, и неструктурированные, с возможностью некоторого отвлечения от заранее приготовленных вопросов, изменения их последовательности и т. д. [7].
Тестирование проводится на всех этапах профориентационной работы для получе-ния стандартизированных данных о личности оптанта. Кроме того, тестирование прово-дится для активизации профессионального и личностного самоопределения. Различают тесты достижений, дающие представление об уровне подготовленности и квалификации оптанта или специалиста (к этой группе относятся и тесты интеллекта); тесты специаль-ных способностей, использующиеся применительно к профессиям с особыми условиями труда; личностные тесты, позволяющие судить о некоторых качествах личности. В ред-ких случаях, по мнению Т. А. Ярой, можно использовать проективные личностные мето-дики [7].
Метод профессиональных проб, как пишет Т. А. Ярая, может применяться как в иг-ровой форме (в ходе тренинговых занятий), так и в форме производственной практики и занятий общественно полезным трудом, а также позволяет уточнить и подтвердить дан-ные, полученные в ходе предыдущей работы [7].
Для того чтобы наиболее глубоко и всесторонне изучить личность, следует исполь-зовать несколько различных методов.
Третье направление – профессиональная консультация – специальная система пси-холого-педагогических воздействий, направленных на активизацию человека в формировании и самосовершенствовании, психических, интеллектуальных и физических качеств, предопределяющих успешность в той или иной профессии. Основная цель профконсультации, как считают М. А. Болдина и Е. В. Деева, – исследование психологических и физиологических особенностей индивида, его поведения в раз-личных условиях и факторов, воздействующих на профессиональное самоопределение [1]. В рамках профконсультации решается как минимум три задачи: кем быть, каким быть и как осуществить сделанный выбор. Для решения этих задач Т. А. Ярая предлагает использовать различные виды профконсультаций: групповые и индивидуальные [7].
Четвертое направление – коррекционно-развивающее, предполагает, как пишет Т. А. Ярая, развитие у учащихся качеств, формирование умений и навыков, необходимых для будущей профессии, активизацию личностных ресурсов и пр. [7].
Одной из форм психолого-педагогического сопровождения обучающихся, по опыту И. А. Килиной, являются профориентационные тренинги и мастер-классы, предусматривающие повышение учебной и трудовой мотивации молодых людей, формирование у них конкретных умений и навыков в области профессионального самоопределения и профессиональной ориентации, закрепление профессиональных и личностных компетенций, необходимых для овладения той или иной профессией и дальнейшего успешного трудоустройства [6]. Она выделяет два основных направления тренинговой работы с обучающимися: а) тренинги, направленные на личностный рост и раскрытие личностного потенциала; б) тренинги по развитию навыков и умений, необходимых в будущей трудовой деятельности [6].
Таким образом, профессиональное самоопределение является сложным процессом, в ходе которого происходит формирование личностью своего отношения к себе, к про-фессионально-трудовой среде и способу самореализации.
Успешность профориентационной работы, считает Т. А. Ярая, зависит от умения специалиста исследовать индивидуальные особенности старшеклассников, комплексно использовать разнообразные формы и методы работы по формированию профессиональных интересов обучающихся [7].
Критерии правильного (рационального, взвешенного) выбора профессии (по Д. А. Донцову, М. В. Донцовой):
1) учащийся хорошо представляет себе профессию, знает её особенности, принима-ет (разделяет) профессиональные ценности;
2) мотивы и интересы выпускника согласованы с его способностями и знаниями;
3) старшеклассник имеет адекватную самооценку имеющихся у него на текущий момент умений и навыков, значимых для данной конкретной профессии [2].
Очень важно, пишут М. А. Болдина, Е. В. Деева, чтобы каждый обучающийся пра-вильно выбрал свою будущую профессию с учетом своих индивидуальных особенно-стей, которые отражаются в его физическом развитии, интересах, склонностях, характе-ре, темпераменте, также в соответствии со своими творческими способностями [1]. Профессиональный выбор, по мнению С. Н. Казначеевой, Н. В. Быстровой и Н. С. Мурыгин, должен завершиться достаточно реалистичным и четким представлением о будущей профессии, в сферу которой подрастающий человек в перспективе будет включен [4]. При этом ситуация на рынке труда, как подчеркивают М. А. Болдина и Е. В. Деева, во многом зависит от того, насколько правильно в профессиональном плане сориентированы школьники и учащаяся молодежь в современном рынке труда[1].
При несоответствии физиологических возможностей человека требованиям, предъ-являемым профессией, как отмечают М. А. Болдина, Е. В. Деева, он либо с трудом овла-девает ею, либо добивается определенных успехов, но за счет перенапряжения собствен-ных сил, что может привести к нервно-соматическим расстройствам, травматизму, кроме того, такие люди, как правило, плохо закрепляются на производстве [1].
Важность психологического сопровождения процесса профориентации в становле-нии активной гражданской позиции заключается в успешном взрослении индивида, в преодолении противоречий подросткового возраста и своевременной социализации. Профессиональное становление является одной из важных задач успешного учебного процесса.
Список литературы
1. Болдина М. А., Деева Е. В. Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении // Вестник Томского государственного университета. 2017. №1.
2. Донцов Д. А., Донцова М. В. Профессиональное (профориентационное) психоло-гическое консультирование // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2008. № 4 (29). С. 13–25.
3. Истомина В. В., Конышева Н. А. Пути повышения уровня профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ // Инновационное развитие про-фессионального образования. 2019. № 3 (23). С. 91–97.
4. Казначеева С. Н., Быстрова Н. В., Мурыгин Н. С. Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 3. С. 42–47.
5. Килина И. А. Профессиональная ориентация как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4. С. 208–211.
6. Разумова Е. М. Психологическое консультирование в образовании : электронное издание. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. тех. ун-т им. Г.И. Носова, 2017. 112 с.
7. Ярая Т. А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального само-определения подростков // Гуманитарные науки. 2016. № 2. С. 101–107.