Задать вопрос
Статьи

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СПОСОБЫ ИХ РЕГУЛЯЦИИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОГЭ И ЕГЭ

28.12.2024
УДК 375.5; 159.96
Артемьева Н. С., Токарь О. В.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
И СПОСОБЫ ИХ РЕГУЛЯЦИИ
В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОГЭ И ЕГЭ

Аннотация: В статье освещены основные психические состояния старших школьников в период подготовки к основному государственному экзамену и единому государственному экзамену. В процессе подготовки к выпускным экзаменам старшеклассники подвергаются сильному эмоциональному, умственному и психическому давлению из-за повышения нагрузок и завышенных ожиданий экзаменационных результатов. Школьная среда и весь учебный процесс способствует формированию беспокойства у школьников, а у старших школьников беспокойство перерастает в тревожность, страхи, эмоциональное и психическое напряжение, которое в последующем может привести к хронической усталости и эмоциональному выгоранию. В профилактических целях мы сформировали рекомендации для старших школьников и их родителей по преодолению стресса, тревожности и экзаменационного страха в период подготовки к основному государственному экзамену и единому государственному экзамену.
Ключевые слова: ОГЭ, ЕГЭ, экзаменационный страх, тревожность, усталость, школь-ная среда, эмоциональное выгорание, рекомендации старшим школьникам, рекомендации родителям, учебный процесс, экзамен.
MENTAL STATES OF SCHOOLCHILDREN
AND WAYS OF THEIR REGULATION DURING THE
PREPARATION FOR THE OGE AND THE UNIFIED STATE EXAM
Abstract: The article highlights the main mental states of senior schoolchildren during the preparation for the main state exam and the unified state exam. In the process of preparing for the final exams, high school students are subjected to strong emotional, mental and mental pressure due to increased workload and inflated expectations of exam results. The school environment and the entire educational process contribute to the formation of anxiety in schoolchildren, and in older students, anxiety develops into anxiety, fears, emotional and mental stress, which can subsequently lead to chronic fatigue and emotional burnout. For preventive purposes, we have developed recommendations for senior schoolchildren and their parents on overcoming stress, anxiety and exam fear during the preparation for the main state exam and the unified state exam.
Keywords: USE, USE, exam fear, anxiety, fatigue, school environment, emotional burnout, recommendations to high school students, recommendations to parents, educational process, exam.

С каждым годом в нашей стране все больше и больше уделяется внимания психологическому состоянию готовности обучающихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. В помощь старшим школьникам в системе образования совершенствуют программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся для гармоничной подготовки к экзаменам. В подготовительный период времени ученики старших классов подвержены сильному стрессу и нуждаются в помощи психологов, педагогов и родителей.
Многие ученые изучают проблемы, возникающие в подготовительный период у старших школьников для выявления и систематизации трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся. С учетом полученных данных формируются программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся для повышения психологической го-товности за счет приобретения школьниками навыков стрессоустойчивости.
В современных реалиях все чаще обсуждается тема формирования комфортной эмоциональной среды для школьников. Данное направление обсуждается и в психологи-ческой литературе, так как процесс обучения и коммуникации со сверстниками отражается на душевном состоянии школьника. Школьная среда, сам учебный процесс и в особенности экзаменационный период способствует формированию беспокойства, тревоги, страхов, эмоционального и психологического напряжения, что в результате может при-вести к утомляемости и хронической усталости.
Основополагающие факторы, формирующие негативное восприятие школьной среды, по мнению С. А. Гапоновой Е. Н. Синявиной, это:
– школьная среда;
– социальный стресс;
– фрустрация потребности в достижении успеха;
– страх проявленности;
– страх проверки знаний;
– страх не соответствовать ожиданиям окружающих;
– проблемы и страхи в отношении с учителями;
– личностная тревожность [4, с. 93].
Самым главным страхом, который испытывает школьник, является экзаменационный страх. На всем периоде обучения школьники проживают страхи перед контрольными, экзаменами и любыми другими проверками знаний. Данные стрессовые ситуации от-ражаются на психическом и физическом состоянии обучающихся.
В психологической литературе имеются много работ исследователей на тему взаимосвязи личностных качеств обучающего и проявлении страха перед экзаменами. О. В. Крейнна подчеркивает, что данная взаимосвязь научно доказана с психологической точки зрения, а в педагогической психологии исследования единичны [6, с. 131].
В процессе подготовки к экзаменам подросток испытывает сильное эмоциональное, умственное и психическое давление. Е. А. Андреева и С. А. Соловьева отмечают, что за подготовительный период подросток повторяет и изучает большой объем информации по разным предметам, что приводит к различным видам стрессов [2, с. 3].
На старших школьников влияют не только экзаменационный страх и тревожность за результат, но гормональная перестройка организма.
Новое время требует высоких показателей интеллектуальных, физических и психо-эмоциональных возможностей человека для успешной жизни. В результате, ускоренный ритм жизни, информационные нагрузки, стресс и тревожность приводит к эмоциональной и психологической перегрузке школьников. Главная задача психологических служб. образовательных учреждений, по мнению Г. В. Акопова, Л. С.  Акопяна и С. Н. Тимошкина, это профилактические цели для предотвращения перегрузок, стабили-зация эмоционального и психологического состояния, формирование психологической готовности к сдаче экзаменов [1, с. 36].
В. Е. Орел считает, что синдром эмоционального выгорания у школьников могут спровоцировать следующие факторы:
1) монотонный, не интересный, длительный процесс, результат которого не имеет мотивационную составляющую и к тому же не оценивается в соответствии с ожиданием школьника.
2) формирование соперничества, конкуренции, сравнения между обучающимися и социумная необходимость к высокой успеваемости;
3) отсутствие структурирования, планирования и понимания организованной рабо-ты с имеющимся учебным материалом;
4) низкая самооценка обучающегося, что в свою очередь приводит к изменению фокуса на вешние факторы получения одобрение и признания своей ценности от значимых людей: учителя, родителей или сверстников;
5) страхи [8, с. 91].
По причине увеличения учебной нагрузки, возможно развитие «учебного» утомления, так как нагрузка негативно отражается на физиологическом состоянии подростка.
Рассмотрим, что в психологии понимается под словом «утомление». Утомление – это защита нашего организма от перегрузок. Во избежание истощения энергетических запасов физическое тело снижает свою работоспособность. В свою очередь В. П. Зайцева подчеркивает, что усталость формируется на основании эмоциональной составляющей и субъективного проявления утомления при усугублении ситуации может перерасти в хроническую усталость [5, с. 45].
Синдром хронической усталости – это состояние сильной усталости, которое не может быть объяснено никаким из заболеваний и часто наблюдается у учеников старших классов. Утомляемость сохраняется в течение нескольких месяцев и существенно влияет на нормальную учебную деятельность школьника. Синдром хронической усталости чаще возникает у школьников, находящихся в постоянном состоянии стресса, часто болеющих, с пониженным иммунитетом, привыкших к малоподвижному образу жизни.
Общая длительная усталость, физическая утомляемость, которая не проходит даже после отдыха, все это является основными признаками синдрома хронической усталости. М. Ф. Файзиева, Н. Ф. Расулова и Б. М. Эшдавлатов отмечают, что слабость сказывается и на психической деятельности подростка и делает его чрезмерно нервозным [9, с.1982].
На фоне всего вышеперечисленного у школьников возможно проявление тревожности из-за страхов и нагрузки, а также груза ответственности.
Сдача выпускных экзаменов является обязательной для старших школьников, но, несмотря на длительное применение формата ОГЭ и ЕГЭ в нашей стране для школьников данная форма испытания остается сложной, энергозатратной и способствует возрастанию тревожности.
По мнению Р. С. Немова тревожность – это психологическое состояние человека, на возникающую ситуацию опасности. В свою очередь в педагогике тревожность – это переживание эмоционального неблагополучия, вызванное предчувствием опасности или неудачи.
В процессе обучения многие школьники спокойно, а иногда и безразлично относят-ся к оценкам, к качеству усвоенного текущего материала, к предостережениям взрослых в отношении формирования их будущего. В период взросления и становления личности школьник начинает осознавать всю важность происходящего с ним. И чем ближе период сдачи экзаменов, тем выше возрастает тревожность, стресс и сопутствующие страхи.
По мнению И. В. Дубровиновой у подростков в возрасте до 15 лет преобладает межличностная тревожность, а к 17 годам трансформируется в самооценочную. Все это объясняется сменой фокуса, так как приходит время профессионального самоопределения и определения своего жизненного пути. В связи с этим у школьников повышается напряжение, которое приводит к бессоннице [3, с. 169].
В завершении всего выше сказанного хочу заметить, что для оптимизации учебного процесса важно соблюсти баланс и по возможности распределить нагрузку и соответственно тревожность на весь период обучения, а это возможно только благодаря использованию индивидуального подхода к обучающимся.
Для регуляции психических состояний в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ мы пред-лагаем следующие рекомендации для старших школьников и их родителей.
Рекомендации учащимся:
1. Распланируй свой подготовительный период. Внеси четкое понимание в подготовку, какие темы, разделы, параграфы ты изучаешь в какие дни.
2. Изучи правила и саму процедуру проведения экзаменов, это поможет тебе уменьшить твою тревожность.
3. Решай больше вариантов заданий, это поможет увидеть твои слабые и сильные стороны.
4. Помни, отдых так же важен, как и подготовка к экзамену, чередуй урок и перемену.
5. Расставь приоритеты. Подумай, что для тебя сейчас важно и чем нужно заниматься, а что можно отложить на потом.
6. Больше уделяй времени своему здоровью и веди правильный образ жизни. В стрессовой ситуации нужно грамотно распределить свои нагрузки, это поможет продуктивно работать без выгорания.
7. Обращай внимание на ошибки, разбирай их, анализируй, прорабатывай – это по-может легче к ним относиться и перестать их бояться.
8. Сделав ошибку, не наказывай себя, не ругай, а пойми, почему это произошло. Помни: на ошибках учатся, сделай так, чтобы они не повторялись.
9. В период сильных нагрузок ты много времени проводишь сидя, для улучшения мышечного тонуса и снятия напряжения применяй физические упражнения и спорт.
10. В процессе подготовки к экзаменам, представляй мысленно как ты его сдаешь, как приходят результаты, как ты радуешься свои высоким баллам. Позитивный настрой повышает мотивацию к учебе.
11. Хвали себя сам (а) за каждое правильно решенное задание, не жди похвальбы со стороны. Подкрепляй свой успех позитивными эмоциями.
12. В период отдыха, слушай приятную музыку, сделай медитацию или используй другие способы релаксации, это поможет снять психическое и физическое напряжение.
13. Системно делай самомассаж затылочной зоны головы и воротниковой зоны, это поможет снятию напряжения и повышению мозговой активности.
14. Обучись дыхательным техникам (их большое количество) и выбери комфорт-ную для себя. Ровное дыхание снижает стресс, волнение и помогает собраться мыслями перед экзаменом.
15. Освободи от всех занятий день перед экзаменом. Ты молодец, все уже выучил (а). Посвети этот день эмоциональному, психическому и физическому отдыху. Выспись.
16. Если чувство тревоги нарастает, и ты не можешь с ним справиться самостоятельно, то обсуди это с родителями, друзьями или психологом.
Рекомендации родителям:
Главная помощь от родителей – это поддержка своего ребенка в стрессовой ситуации. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, постарайтесь выполнить следующие рекомендации:
1. Чаще говорите ребенку, что любите его и что его оценки не изменят ваше к нему отношение. Создайте для него безопасное пространство и доверительную атмосферу.
2. Расскажите ребенку о своем опыте сдачи экзаменов.
3. Исключите давление, угрозы и манипуляции.
4. Помогите ребенку распланировать нагрузку, помогите в организационных мо-ментах.
5. Помогайте ребенку переключаться, не зацикливаться на экзаменах. Проводите время отдыха вместе.
6. По возможности совершайте мини-поездки за город, это поможет снять напряжение и наполниться положительными эмоциями.
7. Подбадривайте ребенка, хвалите за правильно решенные задания, повышайте уверенность в себе.
8. Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок; обратите внимание на питание ребенка.
9. Накануне экзамена проведите день вместе, подбадривайте, поддерживайте ребенка, дайте ему возможность высказать накопившиеся переживания. Ребенок в силу воз-растных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
10. Накануне экзамена дайте ребенку отдохнуть и как следует выспаться.
11. Не критикуйте ребенка после экзамена. Выслушайте его, разберите поэтапно, что его испугало или, где он перенервничал. Это его первый жизненный опыт, поддержите его.
Список литературы
1. Акопов Г. В., Акопян Л. С., Тимошкин С. Н. Особенности эмоционального про-филя и содержание социальных страхов студенческой молодежи // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2019. № 69. С. 36
2. Андреева Е. А., Соловьева С. А. Особенности проявления стресса у студентов во время сдачи экзаменационной сессии // АНИ: педагогика и психология. 2016. № 1(14). С. 140–143.
3. Арон И. С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития // Конфликтология. 2013. № 2. С. 168–175.
4. Гапонова С. А., Синявина Е. Н. Школьные страхи учащихся и пути их преодоления // Нижегородское образование. 2014. № 1. С. 90–96.
5. Зайцева В. П. Валеология : формирование и укрепление здоровья: учеб. пособие / В. П. Зайцева. 2003. 12 с.
6. Крейнна О. В. Взаимосвязь страха студентов перед экзаменами и их личностных характеристик // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 43-2. С. 131–135.
7. Мальцева С. М., Смирнова Ж. В., Исаева И. Ю., Назаркина Е. С. Причины воз-никновения и профилактика синдрома эмоционального выгорания студентов // Азимут. 2020. Т. 9. № 2(31).
8. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические ис-следования и перспективы // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 90–101.
9. Файзиева М. Ф., Расулова Н. Ф., Эшдавлатов Б. М. Организация труда и синдром хронической усталости // Наука и инновации. 2023. 27 сен. С. 1982–1983.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.