Задать вопрос
Статьи

ПРОТОИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ ПОПОВ

14.01.2024
Ярошецкий А.Б.
Храм Казанской иконы Божьей Матери, г. Карталы

ПРОТОИЕРЕЙ ГЕОРГИЙ ПОПОВ

Аннотация. В статье впервые представлено цельное жизнеописание протоиерея Георгия Попова. Также попутно впервые кратко раскрыта судьба его тестя протоиерея Григория Мироновича. Детали жизни священника удалось восстановить по материалам архива Челябинской митрополии, публикации в газете «Знамя Октября» г. Пласт, воспоминаний его вдовы и прихожан. В рамках изучения истории Магнитогорской епархии данное исследование открывает новые страницы для реконструкции церковной истории региона.
Ключевые слова: Великопетровский храм, Михайло-Архангельский храм г. Магнитогорска, протоиерей Георгий Попов, Свято-Никольский храм г. Пласта, Свято-Вознесенский храм в селе Кочкарь.

4 ноября 1936 г. в селе Анненском (тогда Агаповского района Челябинской области) родился мальчик, которого назвали Юрий [1]. В этот день Церковь отмечает праздник Казанской иконы Божьей Матери. Родители мальчика родом из Великопетровской станицы. Отец – Попов Андрей Афанасьевич, родился 29 сентября 1909 г., крещен 3 октября 1909 г. в Великопетровском храме. Мать – Попова Мария Григорьевна (в девичестве Калинина) [2]. Указано в анкете, что оба родителя – рабочие. И по линии отца, и по линии матери у Юрия были великопетровские казачьи корни.
Родился он в тяжелое время, детство было сиротским и голодным. В 1939 г., когда Юре было 2,5 года, умерла мать (~30 лет). Он ее практически не помнил. В 1941 г. отца взяли на фронт, с войны он вернулся весь израненный и контуженный. В 1950 г. в 41 год умер от ран отец Андрей Афанасьевич. У Юрия была еще родная старшая сестра, родившаяся 14 апреля 1929 г. в Анненском поселке[3].. Как написал он потом в анкете: «Меня и мою сестру (…) взяла матерняя мать, т.е. моя бабушка, в Магнитогорск на воспитание»[1].. Бабушку звали – Анна Павловна Калинина, уроженка Великопетровского поселка. По рассказу Галины Григорьевны Поповой, бабушка Анна не сразу решилась взять двоих детей на воспитание, боялась, что не поднимет. И даже думала, может отдать Юру в детдом. Пошла с внуком в Великопетровке к старому священнику Михаилу Скопину за советом и благословением. Прослуживший настоятелем Великопетровского прихода около 40 лет, ослепший в середине 1930-х годов батюшка Михаил ощупал маленького Юру и сказал: «Не отдавайте его никому, держите его при себе и получите награду»[3]..
В Великопетровском храме в то время была старинная икона Божьей Матери «Милующая» («Достойно есть»). К сожалению, она не сохранилась до наших дней. Маленький сирота любил молиться перед этой иконой в храме[3].. Видимо, всей своей детской душой привязался к Божьей Матери, как к истинной Матери всех христиан. И Пречистая Владычица никогда не оставляла Свое чадо. Как написал Георгий Попов спустя много лет в анкете: «Бабушка была христианка и с малых лет я полюбил церковь Божию»[1]. Он рассказывал: «В церковь я ходил с детства, знал весь Устав церковный наизусть»[4].
Из анкеты: «В 1950 г. окончил 6 классов средней школы, затем поступил в Артель кооперативного ремонта заготовщиком обуви, где проработал до призыва в армию. С 1955 г. по 1958 г. (4 года) служил в рядах Сов. Армии (г. Владивосток, Тихоокеанский флот, старший матрос). Так как моя бабушка не знала, крещен я или нет, то по моей просьбе в 1959 г. крестил меня о. Михаил Глебов (в Михайло-Архангельском храме г. Магнитогорска), и с того времени церковная служба стала для меня главным в жизни. В 1958 г. устроился на Магнитогорский металлургический комбинат, где работал на станках (6 лет), а затем в травильном отделении травильщиком (11 лет)» [1].
В 1964 г. Юрий (Георгий) в 27 лет женился на дочери священника Галине Григорьевне Миронович. Венчание состоялось 22 мая 1964 г., в праздник перенесения мощей святителя Николая Чудотворца в г. Бари. Таинство совершилось в г. Златоусте в Свято-Троицком храме, где тогда служил настоятелем о. Григорий Миронович, отец жены. О. Григорий лично повенчал молодых. Жена родом с Украины, родилась 24 марта 1937 г. в селе Кордышев Шумского района Тернопольской области [1]. В этом же селе родился 14 ноября 1902 г. ее отец Григорий Прокопьевич Миронович. Интересна и многострадальна его судьба.
Сын учителя, 23 июля 1944 г. он был рукоположен во диакона епископом Кременецким и Дубенским Иовом к Покровской церкви родного села Кордышев. 13 мая 1948 г. был осужден военным трибуналом Тернопольской области по статье 20-54-1А на срок 25 лет и находился в заключении со 2 ноября 1948 г. по 29 сентября 1954 г. Был досрочно освобожден после смерти Сталина, оказался со своей семьей (женой, дочкой и сыном) на Южном Урале, в г. Челябинске и работал здесь на производстве. 31 августа 1956 г. епископом Свердловским и Ирбитским Товией (Остроумовым) назначен диаконом к Михайло-Архангельской церкви г. Магнитогорска. 19 октября1960 г. о. Григорий Миронович реабилитирован за отсутствием состава преступления. 18 июня 1961 г. епископ Свердловский Флавиан (Дмитрук) в кафедральном соборе г. Свердловска рукополагает его во иерея и направляет вторым священником в Михайло-Архангельский храм г. Магнитогорска. Тем же епископомназначается настоятелем Казанско-Богородицкой церкви г. Катав-Ивановска 28 июля 1961 г. 20 июня 1963 г. местные власти в лице исполкома закрывают храм в Катав-Ивановске, якобы из-за ветхости здания. 5 июля 1963 г. епископом Флавианом
о. Григорий назначается настоятелем Свято-Троицкой церкви г. Златоуста. В 1972 г. 30 мая епископом Свердловским и Курганским Климентом (Перестюк) он назначается настоятелем Свято-Никольской церкви г. Верхнеуральска. Ко дню Святой Пасхи в 1972 г. награжден саном протоиерея. На этом своем последнем приходе он прослужил до 10 июня 1979 г., когда был по прошению уволен за штат по болезни[1]. Что интересно, за всё время своего священнослужения о. Григорий никогда не брал положенный отпуск. Вскоре он с женой Елизаветой Львовной переехал жить из Верхнеуральска в Магнитогорск в дом по ул. Суворова. Там он и умер на Вознесение Господне, 28 мая 1987 г. и похоронен в г. Магнитогорске[3].
Тесть для Георгия Попова являлся ярким и живым примером в служении Христу. Познакомились Георгий и Галина в г. Магнитогорске. И после женитьбы прожили в этом городе 33 года. Они были глубоко верующими и церковными людьми. В те годы гонений на веру – это был подвиг исповедничества. Еще не будучи священником, Георгий своей духовной жизнью и проповедью слова Божия многих приводил ко Христу. Еще один подвиг, который пронесли супруги Поповы через всю свою долгую семейную жизнь (около 46 лет) – бездетность.
В 1976 г., в 40 лет, Георгий Андреевич уволился с работы. Это был переломный момент. Трудовой стаж вредного производства был выработан полностью. Георгий решает посвятить всю оставшуюся жизнь служению Господу. Он имел только среднее образование. В те годы получить богословское образование было весьма непросто. Духовное самообразование восполняло эти пробелы. 14 ноября 1976 г. епископом Свердловским и Курганским Климентом (Перестюк) в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе г. Свердловска Георгий был рукоположен во диакона.19 декабря 1976 г., там же на праздник св. Николая Чудотворца, епископом Климентом диакон Георгий рукоположен во священника. 1 января 1977 г. епископом Свердловским и Курганским Климентом священник Георгий Попов был временно назначен настоятелем Михайло-Архангельской церкви г. Кушва Свердловской области[1]. Как рассказывал сам о. Георгий: «В 1977 г. мне предложили на выбор службу в храмах в Коркино и в Пласте. Выбрал Пласт – он к Магнитогорску поближе и к Верхнеуральску. В Верхнеуральском храме служил священником отец супруги»[4].
24 апреля 1977 г. епископом Свердловским и Курганским Климентом о. Георгий был назначен настоятелем Никольской церкви в г. Пласт Челябинской области[1]. И здесь было суждено Богом прослужить о. Георгию всю свою оставшуюся жизнь до 2010 г. – 33 года. Матушка Галина была всегда ему во всем первой и верной помощницей. Она всегда была певчей при о. Георгии, руководила церковным хором, хотя музыкального образования не имела. И у о. Георгия, и у матушки Галины были музыкальный слух и хорошие голоса.
В начале 1981 г. хотели перевести о. Георгия на больший церковный приход в г. Троицк. Тогда он написал на имя архиепископа Свердловского и Курганского Платона (Удовенко) трогательное и искреннее прошение не переводить его в г. Троицк, а оставить в г. Пласте. В нем батюшка подробно объяснил причину этого:
«В 1979 г. накануне Сергиева дня 5 (18) июля, вечером, я служил вечерню и утреню, и во время богослужения у меня в левом ухе полностью пропал слух и сделался шум в ухе. (…) В Челябинске врачи мне предложили лечь в больницу, думали, что восстановят слух. Я две недели пролежал, не помогло, а в ухе постоянный шум днем и ночью. Признали острый неврит. Уколы и лекарства не помогают, врачи сами в удивлении…Врачи мне особенно велели беречься от переутомления и от шума, простуды и многого др.Велят беречь другое ухо, иначе до беды недолго. Вот уже второй год, а в ухе также постоянный шум днем и ночью, (…) особенно ночью сильные толчки шума не дают спать, я в каждый час от шума по нескольку раз просыпаюсь. Дорогой Владыко! Смилуйтесь, не переводите меня на больший приход, чем в Пласте. После переутомления и шума, особенно после крестин, если их много, у меня так в ухе шумит, что разболится голова и не скоро утихает. (…) Если нужно, я предоставлю от врачей справки, о своей болезни. (…) Дорогой наш Владыко! Просим Ваших святых молитв. С нижайшим поклоном к Вам, многогрешный иерей Георгий.8.02.81.г. г. Пласт»[1]. К просьбе о. Георгия прилагалось еще прошение от Церковного совета, членов двадцатки и прихожан Никольского храма г. Пласта, об оставлении о. Георгия на прежнем месте, за подписью 218 человек, бывших на богослужении в храме 9 февраля 1981 г.[1]. Кстати, слух в левом ухе у о. Георгия потом восстановился, но шум продолжал его беспокоить до конца жизни.
Как рассказывал сам о. Георгий: «При советской власти всякое случалось: храмы закрывали, за священниками следили. Сильно не прижимали, но на проповедь обязательно кто-нибудь из исполкома приходил, проверял тексты. В 90-е годы всё изменилось. Люди перестали бояться – бывало, за день крестил 120 человек, на другой день – 114». Очень сетовал о. Георгий, что «часто покрестится человек и в церковь больше не является». Рассказывают, что особо молился перед старинной иконой святителя Николая в Свято-Никольском храме, чтобы людей в храм приходило больше. Говорил: «Церковь православная – это как Ноев Ковчег спасительный. Плывет по житейскому морю, как корабль. Кто в Церкви – тот спасется!»[4].
30 января 1992 г. епископом Челябинским и Златоустовским Георгием (Грязновым) о. Георгий был назначен благочинным Троицко-Пластовского округа (№ 6) и прослужил в этой должности 6 с половиной лет. 10 июля 1998 г. Архиепископ Челябинский и Златоустовский Иов (Тывонюк) по просьбе о. Георгия освободил его от должности благочинного[1].
Протоиерей Георгий за свои 33 года священнического усердного служения Церкви Христовой был награжден всеми возможными церковными наградами. К празднику св. Николая Чудотворца 19 декабря 1977 г. был награжден набедренником и скуфьей. К празднику Святой Пасхи 1981 г. – камилавкой. К празднику Святой Пасхи 1983 г. – наперсным крестом; к празднику Св. Пасхи 21 апреля 1987 г. – саном протоиерея; к празднику Св. Пасхи 21 марта 1990 г. – палицей; к празднику Св. Пасхи 20 апреля 1995 г. – крестом с украшениями. И наконец, по представлению митрополита Челябинского и Златоустовского Иова (Тывонюк), протоиерей Георгий 14 марта 2001 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, к празднику Святой Пасхи «за усердное служение Церкви Божией» был награжден высшей церковной наградой – митрой. Награждение митрой было совершено митрополитом Иовом в Свято-Никольском храме г. Пласт за ночным Пасхальным богослужением 6 мая 2001 г., в день Ангела о. Георгия, св. великомученика Георгия Победоносца[1]. Тяжелая митра помимо своей внешней красоты, символизирует терновый венец Христа Спасителя.
После литургии в г. Пласте, 6 мая 2001 г., митрополит Иов посетил полуразрушенный храм в селе Кочкарь и благословил его восстановление. В его восстановлении стал принимать активное участие о. Георгий. В 2003 г. храм в селе Кочкарь начали реставрировать. 14 декабря 2005 г. митрополит Иов освятил обновленный храм. 17 декабря 2005 г. в церкви прошла первая служба. Указом митрополита Иова от 13 декабря 2005 г., в связи с открытием Свято-Вознесенского храма в селе Кочкарь, протоиерей Георгий был временно назначен настоятелем этого прихода по совместительству. Но уже 24 января 2006 г. по просьбе о. Георгия он был освобожден от должности настоятеля в с. Кочкарь. В 2006-2007 гг. протоиерей Георгий Попов помогал возрождать приход старинного храма св. Александра Невского в селе Демарино Пластовского района[1].
Краткая характеристика от 12 мая 1987 г. архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека (Лебедева), управляющего Челябинской епархией, в личном деле о. Георгия Попова: «Протоиерей Георгий Андреевич Попов – настоятель Свято-Никольского храма г. Пласта. С усердием относится к своим пастырским обязанностям. Нравственной жизни. Пользуется большой любовью прихожан»[1].
А вот другие характеристики, данные простыми прихожанами Свято-Никольской церкви г. Пласт. Из воспоминаний рабы Божьей Тамары Назаровой от 18 марта 2017 г.: «...Сколько человек о. Георгий покрестил, открыв им врата Церкви Божией, сколько обвенчал, сколько отпел, – без сомнения тысячи людей. Более двух десятков лет именно к нему шли и ехали из Пласта, Южно-Уральска, из Увелки, Уйского – храм был единственный на всю округу. Каждый, встречаясь, разговаривая с о. Георгием, отмечал его скромность, полное равнодушие к материальным благам. (...) Он был человеком исключительно добросовестным, настоящим христианином, великим молитвенником, глубоко верующим. Всем своим образом жизни о. Георгий являл образ истинного служения Богу, веру в Господа он пронес через всю свою жизнь. Обладая проницательным взглядом, глядя во время исповеди тебе в глаза, он проникал в твою душу, читал твои мысли, чувствовал, насколько ты искренен в своем покаянии» [5].
Из воспоминаний рабы Божьей В.П. Журавлевой весной 2017 г.: «Он ревностно служил Богу. Во время служб Великого поста, когда читается о страстях Христовых, батюшка без слез не читал и плакали все прихожане. Когда назначал уборку в храме к Рождеству и Пасхе, то первый в ней и участвовал, и по-детски радовался, когда было чисто, уютно и красиво. Батюшка храм очень любил, любил его украшать. Радовался, когда что-либо красивое пожертвуют. Очень любил живые цветы, особенно на престоле в алтаре. Батюшка был бессребреник. Всех, кто трудился в храме, он без внимания не оставлял, обязательно покормит, да еще денежку даст. Он был доверчив. Жил батюшка как затворник при храме, в город только на требы выезжал, дальше своих ворот не выходил. Очень любил своих собачек, их было две. (…) Он был прост в общении и всегда говорил: «Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного!» [5].
Из воспоминаний Валентины Пермяковой, певчей, весной 2017 г.: «Когда человек приходит к вере, он испытывает необычайную радость. Радость рождения. Я очень благодарна батюшке Георгию и матушке Галине за этот переход из духовного небытия в бытие. Сколько духовной радости получали все прихожане от общения с батюшкой, получая от него ответы на свои вопросы и недоумения. А ведь батюшка был прост сердцем и вовсе не «книжный» священник. И жил как бы в затворе. В лихие 90-е часто приезжали к батюшке начинающие бизнесмены со своими бедами, садились с батюшкой во дворе, разговаривали, а когда уходили, то часто были слезы на глазах. Очень строго о. Георгий принимал исповедь от женщин, которые делали аборты, даже накладывал на некоторых епитимьи. Поэтому женщины иногда боялись к батюшке идти, говорили, что он – очень серьезный. Вне церкви он был веселый, мог пошутить, но на службе это был совсем другой человек, всегда организованный, собранный, внимательный. Он как бы «горел» на службе. Батюшка во время службы молился благоговейно, сосредоточенно, на его глазах часто появлялись слезы умиления, жалости (особенно во время постовых служб).
Очень любил певчих. Бывало, что-то неправильно споем или прочитаем, а после службы попросим у батюшки прощения за невнимательность. Батюшка скажет: «Вы же старались, поэтому Бог вас простит». Отец Георгий очень радовался, когда прихожане в праздники собирались в трапезную за праздничный стол. Сколько церковных песен было спето, читались духовные стихи, рассказывались случаи из жизни, а батюшка их комментировал. Сам рассказывал о том, как Бог помогал ему во время службы в армии. Наставлял нас на то, что от себя надо отодвигать все земное, и готовиться предстать пред Господом. Часто о. Георгий говорил, чтобы смирялись, терпеливо несли свой жизненный крест, не роптали.
Хочется еще рассказать о поездке нашей семьи в Дивеево. Вместе с нами поехала и матушка Галина. Перед поездкой мы побывали в церкви на литургии. (…). Батюшка сказал, что мы можем после службы ехать. Но когда мы уже собрались ехать, он нас не благословил, сказав, что поедете в воскресенье. Мы не могли понять, почему? Но без благословения не решились тронуться в путь. А когда мы в воскресенье ехали по Башкирии и Татарстану, мы поняли, почему нас батюшка задержал на сутки. Здесь пронесся очень сильный ураган, по сторонам валялись поваленные деревья, столбы, даже перевернутые и искореженные машины. Если бы поехали в субботу, то оказались бы в эпицентре этого урагана» [5].
По рассказу матушки Галины Поповой, до того, как стать священником, Георгий Андреевич с супругой много раз ездил в паломнические поездки по святым местам. Были они и в Троице-Сергиевой Лавре, и в Почаевской Лавре. Став же священником, он по примеру своего тестя,никогда не брал положенный отпуск и уже никогда больше не ездил по святым местам. Говорил про свой Свято-Никольский храм в г. Пласте: «Здесь мне Престол, здесь мне и Лавра» [3].
Из воспоминаний вдовы, матушки Галины: «Как-то вечером мы сидим, а у него, видимо, сердце прихватило. Он и говорит мне: «Когда умру, похороните меня при храме в Кочкаре». 29 января 2010 г. около 9 часов вечера о. Георгию стало плохо. Вызвали «скорую», но было уже поздно[3]. Похоронен был отец Георгий, как он и просил, при Свято-Вознесенском храме в селе Кочкарь.При этом храме есть правый придел в честь св. Николая Чудотворца, еще с дореволюционных времен. Это особый Божий знак. Св. Николай Угодник был особым покровителем в течение всей земной жизни о. Георгия. Венчание с Галиной 22 мая – на Николу весеннего. Хиротония во священника 19 декабря – на Николу зимнего. 33 года служения настоятелем в храме святителя Николая в г. Пласте. И наконец, погребение возле Свято-Вознесенского храма, возле правого придела в честь св. Николая Чудотворца.

Библиографический список
1.    Архив Челябинской митрополии.
2.    Сообщение Галины Александровны Дружининой, г. Челябинск, 2018 г.
3.    Сообщение Галины Григорьевны Поповой, г. Магнитогорск, 2018 г.
4.    Францев В. Корабль в море житейском //Знамя Октября, 18.12.2008. С. 7.
5.    Сообщения прихожан Свято-Никольского храма г. Пласт 2017 г., предоставленные священником-настоятелем Борисом Кривенковым.



Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.