Задать вопрос
Статьи

ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА «HUMAN+ (ЧЕЛОВЕК+)» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВРЕМЯ ЛЕТНЕЙ «УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СМЕНЫ»

09.01.2023
Камышева О.В.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА «HUMAN+ (ЧЕЛОВЕК+)»
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ SOFT SKILLS ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВО ВРЕМЯ ЛЕТНЕЙ «УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СМЕНЫ»

Аннотация. В статье раскрывается проблема летнего отдыха школьников в рамках «Университетской смены» приводящая, с одной стороны, к социализации обучающихся с Луганской народной республики и Донецкой народной республики, с другой стороны к развитию soft skills таких как: критическое мышление; креативность; управление людьми; сотрудничество с другими людьми; эмоциональный интеллект; суждение и принятие решений; ориентированность на человека; умение вести переговоры; когнитивная гибкость; self-менеджмент и другие, а также формирование у обучающихся активной гражданской позиции и познавательного интереса.
Ключевые слова: университетская смена, профильная смена, социализация, человек, личность, гражданская позиция, познавательный интерес.
В России летом 2022 года стартовал пилотный проект «Университетские смены» Минпросвещения России и Минобрнауки России. В рамках проекта для детей и подростков из Донецкой и Луганской народных республик 12-17 лет прошли образовательные смены на базе ведущих университетов России.
В программу «Университетских смен» входили обзорные экскурсии, посещение музеев, театров, исторических памятников, имеющих культурно-историческое значение и расположенных в близости от вузов и университетов. Для участников были проведены образовательные лекции по истории России и истории культуры народов России, краткосрочные образовательные интенсивы (лекции) по тематике экскурсий.
Для школьников с ЛНР, нами была реализована программа «Человек +» с экскурсиями и мероприятиями, посвященными Великой Отечественной войне, с мастер-классами по работе с архивными материалами.
Участники «Университетской смены», «Человек+» жили на базе учебно-оздоровительного центра «Юность» ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», что позволило ребятам не только отдохнуть на свежем воздухе, но и попасть в живописное пространство Уральского края. Проект «Университетские смены» проходил в августе.
Раскроем особенности реализованной нами смены «HUMAN+ (ЧЕЛОВЕК+)»
Мы так много говорим и пишем о научном прогрессе, о технике и технологиях. Но самым важным во все времена был и остается человек. Что значит быть человеком в мире машин и роботов, в мире «умных» домов и интернет-вещей? Цифровые технологии развивают, формируют, практически создают современных детей и управляют ими. Все мы, включаю взрослых, привыкли к тому, что все вокруг – это «цифра», которая органично вошла в нашу жизнь и заменила простую человеческую коммуникацию на приложения, программы, роботов.
Безусловно, IT-технологии имеют огромное значение в жизни человека. Их активное использование, с одной стороны, влияет положительно, улучшая уровень жизни и открывая новые возможности для людей, а с другой – негативно, препятствуя процессу социализации.
В современном, быстро меняющемся мире необходимы творческие люди, умеющие быстро приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, активные, предприимчивые и готовые постоянно меняться, выходя за границы своих способностей и возможностей.
Нынешнее общество выдвигает ряд требований выпускникам, оканчивающим школу. Для социализации и самореализации наряду с компетенциями, формируемыми в рамках реализации и освоения общеобразовательной программы, они должны владеть не только жесткими – hard skills – компетенциями, но и гибкими – soft skills, являющимися надпрофессиональными, то есть универсальными для любого человека. Но большинство обучающихся не приспособлены к современному миру из-за нехватки определенный навыков.
В рамках образовательного процесса обучающийся, в соответствии с новым Федеральным государственным стандартом, должен овладеть не только базовыми знаниями, умениями и навыками, но и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному выпускнику, надпрофессиональными компетенциями – soft skills, что позволит ему не только определять свою траекторию саморазвития, но и быть успешным в профессиональной деятельности и в жизни в целом.
Для разработки программы профильной смены, нами были проанализированы труды ученых, занимающихся изучением проблем «мягких» и «твердых» навыков (soft skills и hard skills) в разное время: О.В. Баринова, Н.В. Жадько, М.А. Чуркина, А.Н. Мирошниченко,
А.М. Новиков, М.А. Чошанов, О.Л. Чуланова и др. В настоящее время в отечественной науке общими вопросами формирования soft skills занимаются многие исследователи и преподаватели вузов, в частности А.И. Ивонина, О.Л. Чуланова, Л.В. Чернецова, А.В. Веткина, Е. Кулик и др. Интересными, на наш взгляд, являются публикации, освещающие проблему формирования и развития soft skills (Т.А. Яркова,
И.И. Черкасова, А.С. Патлина, Е.Д. Попова и др.).
При разработке программы был изучен практический опыт организаторов детского отдыха России (Москва, Новосибирск, Курск, Смоленск, Волгоград, Тюмень и др.), для составления профильной программы летней смены детского лагеря были изучены аналоги: «Лидеры России» профильная лидерская школа ВДЦ «Орленок», 2018 г. (науч. рук. В.С. Мухина, МПГУ, г. Москва), «Мастерская лидеров» ВДЦ «Смена», 2020 г., «Молодые лидеры России» ВДЦ «Океан», 2019 г. и др.
Исходя из анализа теоретического и практического опыта нами была разработана профильная тематическая смена «HUMAN PLUS (Человек +)» направлена на раскрытие потенциала ребенка и его личностной траектории саморазвития. Разработанный нами логотип (рис. 1) обозначает время (быстро меняющийся темп жизни и рука ‒ указатель движения вперед (саморазвитие)

Цель программы – создание в детском оздоровительно-образовательном центре воспитательно-развивающей среды, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, творческого, психологического, физического потенциала детей.
Программа профильной смены состоит из семи образовательных модулей, в каждом из которых дети не только получают теоретические знания, но и знакомятся с различными методами, способами, техниками и технологиями. В рамках образовательных модулей выделяются блоки (рис. 2):
1. Психологический: «Человек + эмоции»;
2. Исторический: «Человек + история»;
3. Культурологический: «Человек + культура»;
4. Лингвистический: «Человек + иностранный язык»;
5. Социальный: «Человек + социум»;
6. Философский: «Человек + современная жизнь»;
7. Здоровьесберегающий «Человек + движение».

В образовательном модуле программы предусмотрены четыре образовательных трека:
1. «Развитие креативности».
2. «Развитие критического мышления».
3. «Когнитивная и коммуникативная гибкость».
4. «Эмоциональная культура».
В историческом модуле запланировано:
1. Встреча с экспертами.
2. Беседа по вопросам значимости истории в развитии общества и личности.
3. Просмотр видеоролика с раскопок Фанагории.
4. Знакомство с картиной жизни древних эллинов на примере греческой колонии Фанагория;
В психологическом модуле запланировано:
1. Обучение технологиям саморегуляции.
2. Формирование эмоциональной культуры.
3. Техники профилактики эмоционального выгорания.
4. В лингвистическом модуле запланировано:
5. Техники запоминания английских слов.
6. Проблемные игровые ситуации, связанные с грамматикой английского языка.
7. Техники снятия коммуникативного речевого страха у обучающихся «Говорю свободно».
В социальном модуле запланировано:
1. Технологии командообразования.
2. Дискуссии на тему «Я и социум».
3. В культурологическом запланировано
4. Знакомство с традициями европейский стран.
5. Знакомство с искусством.
6. Знакомство с цифровым искусством.
В философском модуле запланировано:
Философский кружок «Человек с современном мире мифы и реалии».
В здоровьесберегающем модуле запланировано:
1. Технологии здоровьесбережения.
2. Подвижные игры.
Приглашенные преподаватели высшей школы, спикеры и эксперты делятся своими знаниями и опыт, а также благодаря этим модулям, с одной стороны, формируют мотивацию на получение социальных компетенций, а с другой, знакомят обучающихся со специальностями и помогают им в выборе будущей профессии. Многие дети уже в процессе рефлексии осознают, какое направление их привлекает.
Уникальность программы заключается в интерактивности мероприятий. За короткий промежуток времени дети приобретают необходимый практический опыт.
Результатом профильной смены является овладение обучающимися необходимых для социализации, самореализации и определения траектории собственного развития такими гибкими компетенциями, как: комплексное многоуровневое решение проблем; критическое мышление; креативность; управление людьми; сотрудничество с другими людьми; эмоциональный интеллект; суждение и принятие решений; клиентоориентированность; умение вести переговоры; когнитивная гибкость; self-менеджмент и другие.
Уровень успешности освоения программы каждый участник сможет продемонстрировать в тематических конкурсах, квестах, диспутах и других формах отслеживания результатов реализации данного проекта.
Таким образом, разработанная нами программа позволяет развивать и формировать soft skills, что не только позволяет современному поколения развиваться, но и быть уверенным в себе и  самореализовываться.
Библиографический список
1.    Болл А., Болл Б. Основы управления лагерем. М., 2013. 446 с.
2.    Всероссийский детский центр «Орленок». URL: http://www.center-orlyonok.ru/
3.    Всероссийский детский центр «Океан». URL: http://okean.org
4.    Международный детский центр «Артек». URL: http://artek.org/
5.    Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство. Сборник статей в помощь организаторам летнего отдыха и оздоровления детей / сост. Г.С. Суховейко. М: «Центр гуманной литературы», 2007. Вып. 2. 272 с.
6.    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.