ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
16.01.2024
Струнина О.А.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация. Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания литературы - применению активных методов обучения в педагогической практике преподавателя. Каждому преподавателю важно сделать свои уроки интересными и яркими, увлечь своим предметом обучающихся, заставить их активно, самостоятельно и творчески работать. Построение урока сегодня требует использования современных методов обучения.Наиболее эффективным, с точки зрения автора, является метод проблемного обучения. Цель данной статьи показать эффективность метода проблемного обучения в преподавании литературы.
В статье обосновывается идея о том, что проблемное обучение на уроках литературы способствует формированию духовных качеств личности обучающихся. Автор статьи на своих уроках стремится показать обучающимся, что художественная литература – это не чужой, отвлеченный мир с вымышленными человеческими проблемами и переживаниями. Многие проблемы, содержащиеся в художественных произведениях, являются для читателей личностно значимыми, актуальными. Приблизиться к решению этих проблем позволяет метод проблемного обучения. Решая нравственные проблемы, обучающиеся приходят к мысли о высоком смысле человеческого бытия, о необходимости духовного самосовершенствования, о том, что приоритетными в жизни каждого человека должны быть не материальные, а духовные ценности.
Ключевые слова: метод, активные методы обучения, проблемное обучение, стратегия обучения, проблемная ситуация, проблема, проблемный вопрос, духовные качества личности.
Каждый преподаватель в настоящее время стремится сделать свои уроки интересными и яркими, увлечь своим предметом обучающихся, заставить их активно и творчески работать. И это не случайно. Главная цель современного образования – не только получение обучающимися определённых знаний, умений и навыков, но и воспитание активной, духовно развитой, творческой личности, способной учиться самостоятельно.У современных учеников часто отсутствует мотивация, интерес к учебе, к познавательной деятельности, к творчеству, но большее беспокойство вызывает отсутствие у обучающихся представлений о духовных ценностях, лежащих в основе мировой культуры. Поэтому в XXI веке перед нами, преподавателями, встают вопросы не только образовательного, но и воспитательного характера. Образование, на наш взгляд, является основой духовности. Но чтобы стать таким, оно должно ориентироваться мировую и национальную духовную культуру, на общечеловеческие ценности. Одновременно необходимо научить обучающихся решать самые разные жизненные проблемы: и личные, и глобальные.
Построение урока сегодня требует использования современных методов обучения.Наиболее эффективным, на наш взгляд, является метод проблемного обучения. Безусловно, идея проблемного обучения не является новой. Величайшие педагоги прошлого (Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.) всегда искали пути превращения процесса обучения в радостный процесс познания мира, самостоятельного получения новых знаний. В настоящее время метод проблемного обучения получает широкое распространение, особенно в практике преподавателей гуманитарных дисциплин, так как этот метод стимулирует познавательную активность обучающихся, способствует развитию их критического, логического и творческого мышления, формирует навыки исследовательской деятельности.
Как известно, проблемное обучение предполагает организацию самостоятельной поисковой деятельности студентов по решению определенной проблемы, в ходе этой деятельности обучаемые получают новые знания.
Построение урока с применением проблемного обучения включает в себя следующие этапы:
• этап актуализации полученных ранее знаний;
• сообщение новых знаний (предложенное высказывание верно или неверно, или даётся ряд высказываний, среди которых необходимо найти верное);
• этап осмысления информации (например, предлагается составить таблицу);
• этап рефлексии (что было самым интересным на занятии; о чем хотелось бы сказать в заключении).
Проблемное обучение строится по разнообразным стратегиям. В своей педагогической практике мы определили для себя следующую стратегию.
Стратегия «Удача»:
У – укажите, в чём заключается проблема.
Д – давайте найдём решение.
А – а что вы могли бы предложить для решения этой проблемы?
Ч – что из предложенного вами можно осуществить на практике?
А – а теперь необходимо сделать выбор.
Для реализации проблемного обучения необходимо отобрать самые актуальные, сущностные задачи, позволяющие привлечь внимание обучающихся к учебному материалу, возбудить у них познавательный интерес. По словам известного психолога и философа С. Л. Рубинштейна,«мышление начинается с проблемной ситуации». Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, т. н. противоречие между знанием и незнанием. Эта ситуация вызывает у обучающихся интерес к учебному материалу, пробуждает желание решить проблему, способствует формированию умений формулировать вопросы, анализировать аргументы, обобщать, видеть несоответствия, интерпретировать намерения автора художественного произведения.
Рассмотрим суть проблемного обучения на конкретных примерах. На уроках литературы мы часто обсуждаем проблемы взаимоотношений мужчин и женщин. Например, на уроке по изучению рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» студенты исследуют самую главную духовную ценность в жизни человека – любовь. Обучающиеся выделяют различные типы взаимоотношений между мужчиной и женщиной: любовь-приключение, любовь-дружба, любовь-зависимость, любовь-подчинение, любовь-молитва, любовь-поклонение, любовь-самопожертвование. Студенты анализируют текст произведения, определяют авторскую позицию, раскрывают роль художественных деталей в произведении, выявляют образы-символы. Решая проблемный вопрос: «Любовь обогащает или обедняет жизнь главного героя?», обучающиеся приходят к выводу, что подлинная любовь духовно возвышает, преображает душу, делает человека великим. Такая любовь, нравственно изменяет и окружающих людей, позволяя им постичь истинный смысл человеческой жизни.
На уроке по изучению поэзии футуристов также возникает проблемная ситуация: нужны ли языковые эксперименты, что дали поэтические и языковые эксперименты футуристов русской литературе и культуре двадцатого века. В конце урока студенты делают вывод: несмотря на то, что будущее отвергло футуристов, они внесли огромный вклад в развитие русского языка и искусства в целом.
Изучая пьесу М. Горького «На дне», обучающиеся решают проблему правды и лжи в жизни человека: что лучше: горькая правда или сладкая ложь? Студенты по-разному отвечают на этот вопрос. Кто-то считает, что ложь в определенной ситуации лучше правды, кто-то придерживается противоположной точки зрения. Но сам автор пьесы утверждает, что, какой бы горькой ни была правда, она всегда лучше лжи. Его герой, беспаспортный бродяга Лука, внушает ночлежникам надежду на лучшую жизнь. Но после его исчезновения обитатели ночлежки понимают, что их мечтам не суждено сбыться. И это осознание приводит к трагическим последствиям. Автор призывает читателя отказаться от лжи и иллюзий, потому что только правда способна изменить жизнь.
При изучении творчества М. Цветаевой студенты формулируют ряд волновавших поэтессу проблем, отразившихся в её стихотворениях: проблема внутренней свободы художника, судьба поэта и поэзии в России, проблема духовного родства людей, любовь.
При знакомстве с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита» студенты не только изучают текст произведения, но и знакомятся с понятиями «демонизма», «демонической личности» в произведениях мировой литературы. Это образы Демона в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон», Люцифера в драме «Каин» Джорджа Байрона, Сатаны в поэме «Потерянный рай» Джона Мильтона, Мефистофеля в трагедии «Фауст» Гёте, и, наконец, Воланда в романе «Мастер и Маргарита». Исследуя эволюцию этого образа в произведениях мировой литературы, студенты выявляют художественное своеобразие Воланда М. Булгакова, при этом рассуждают о проблеме добра и зла, притягательности и губительности зла для человека.
На уроке мы также обсуждаем влияние образа Демона на русскую живопись, говорим о трагической роли этого образа в жизни и творчестве русского художника Михаила Врубеля. Таким образом, студенты учатся воспринимать и интерпретировать не только произведения литературы, но и живописи.
Решая нравственную проблему добра и зла, обучающиеся в конце урока делают вывод о том, что зло всегда привлекательно для людей. Демоническая личность притягивает своей силой, свободой, бунтарством. Однако не стоит забывать, что силы зла губительны для человеческой души. Это можно проследить и на судьбах литературных героев, и на судьбах реальных людей.
Или возьмем, к примеру, роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Тема урока: «Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни». В начале урока перед студентами ставится проблемный вопрос: «В чем смысл жизни?» Рассматривая жизненный путь главного героя романа Андрея Болконского, эволюцию его духовных исканий, студенты приходят к мысли о высоком смысле человеческого бытия, о нравственном самосовершенствовании, о том, что приоритетными в жизни каждого человека должны быть не материальные, а духовные ценности.
Основной элемент проблемного обучения - это правильно сформулированный проблемный вопрос, который интересен и актуален для обучающихся.
Например, при изучении романа Тургенева «Отцы и дети» звучат следующие проблемные вопросы:
– Кто из героев, Базаров или П.П. Кирсанов, прав в споре?
–Актуальна ли в наше время проблема взаимоотношений отцов и детей?
На уроке по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» задаем вопрос, касающийся образа главного героя:
– Можно ли добиться всеобщего счастья путем лжи и преступления?
Изучая пьесу М. Горького «На дне» мы обращаем внимание на спорный образ Луки, связанный с проблемой гуманизма:
– Чем привлекателен этот образ?
– Лука – это самый человечный образ в пьесе или просто лжец?
– Его позиция имеет право на существование?
Следует отметить, что проблемные вопросы, поставленные на уроках литературы, касаются современного бытия человека, а потому они так или иначе затрагивают душу каждого, например:
– Встречаются ли в современной жизни Обломовы? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»);
– Кто такой «футлярный» человек? Насколько он опасен для окружающих? (по рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре»);
– Согласны ли вы с позицией А. С. Пушкина, что «война – это величайшее кощунство над человеком и природой»? (по произведениям двадцатого века, посвященным Великой Отечественной войне);
– Актуальна ли в современном обществе проблема утраты духовных ценностей? (по произведениям В. П. Астафьева);
– Вы согласны с тем, что главным хранилищем нравственности является семья? (по произведениям Л. Н. Толстого и М. А. Шолохова);
– Что такое «нравственный выбор» человека? (по повести В. Быкова «Сотников» и рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»).
На своих уроках мы стремимся показать студентам, что русская классика - это не чуждый нам, отвлеченный мир. Своеобразие литературы заключается в ее универсальности: каждая человеческая судьба находит здесь свое отражение. Поэтому многие проблемы, содержащиеся в художественных произведениях, становятся личностно значимыми.
Главная цель, которую мы, преподаватели литературы, ставим перед собой сегодня - это воспитание читателя, способного глубоко мыслить и чувствовать, для которого художественная литература является способом постижения мира и самого себя.
Таким образом, проблемное обучение развивает способность творчески, критически осваивать материал, учит студентов мыслить, самостоятельно делать важнейшие выводы, которые становятся глубокими жизненными убеждениями, а не заученными цитатами. И неважно, что не всегда студенты приходят к единому мнению, главное, что они размышляют, переживают, учатся отстаивать собственную точку зрения. Именно такие уроки для обучающихся становятся незабываемыми. На них студенты не только приобретают новые знания, но и раскрывают собственное «Я». Таким образом, проблемное обучение способствует формированию свободной, духовно развитой личности, способной к самостоятельному решению возникающих проблем, к самореализации и творчеству, к ответственности и отстаиванию своей независимости.
Библиографический список
1. Айзерман Л.С. Посев и жатва. Что происходит с уроками литературы / Л.С.Айзерман // Литература в школе. - 2002. – № 4 . – 24 – 28 с.
2. Баксанский О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О.Е.Баксанский, М.В.Чистова // Наука и школа.–2000.–№1. –С. 19 - 25.
3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский.– М.: Знание, 1983.– 96 с.
4. Педагогические технологии /М.В.Буланова–Топоркова, А.В.Духавнева, В.С.Кукушин, Г.В. Сучков. –М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
5. Ильин Е.Н. Искусство общения. – М.: Педагогика, 1982.
6. Селевко Г.К. Проблемное обучение / Г.К.Селевко // Школьные технологии.–2006.– № 2.– С. 61–65.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация. Данная статья посвящена одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания литературы - применению активных методов обучения в педагогической практике преподавателя. Каждому преподавателю важно сделать свои уроки интересными и яркими, увлечь своим предметом обучающихся, заставить их активно, самостоятельно и творчески работать. Построение урока сегодня требует использования современных методов обучения.Наиболее эффективным, с точки зрения автора, является метод проблемного обучения. Цель данной статьи показать эффективность метода проблемного обучения в преподавании литературы.
В статье обосновывается идея о том, что проблемное обучение на уроках литературы способствует формированию духовных качеств личности обучающихся. Автор статьи на своих уроках стремится показать обучающимся, что художественная литература – это не чужой, отвлеченный мир с вымышленными человеческими проблемами и переживаниями. Многие проблемы, содержащиеся в художественных произведениях, являются для читателей личностно значимыми, актуальными. Приблизиться к решению этих проблем позволяет метод проблемного обучения. Решая нравственные проблемы, обучающиеся приходят к мысли о высоком смысле человеческого бытия, о необходимости духовного самосовершенствования, о том, что приоритетными в жизни каждого человека должны быть не материальные, а духовные ценности.
Ключевые слова: метод, активные методы обучения, проблемное обучение, стратегия обучения, проблемная ситуация, проблема, проблемный вопрос, духовные качества личности.
Каждый преподаватель в настоящее время стремится сделать свои уроки интересными и яркими, увлечь своим предметом обучающихся, заставить их активно и творчески работать. И это не случайно. Главная цель современного образования – не только получение обучающимися определённых знаний, умений и навыков, но и воспитание активной, духовно развитой, творческой личности, способной учиться самостоятельно.У современных учеников часто отсутствует мотивация, интерес к учебе, к познавательной деятельности, к творчеству, но большее беспокойство вызывает отсутствие у обучающихся представлений о духовных ценностях, лежащих в основе мировой культуры. Поэтому в XXI веке перед нами, преподавателями, встают вопросы не только образовательного, но и воспитательного характера. Образование, на наш взгляд, является основой духовности. Но чтобы стать таким, оно должно ориентироваться мировую и национальную духовную культуру, на общечеловеческие ценности. Одновременно необходимо научить обучающихся решать самые разные жизненные проблемы: и личные, и глобальные.
Построение урока сегодня требует использования современных методов обучения.Наиболее эффективным, на наш взгляд, является метод проблемного обучения. Безусловно, идея проблемного обучения не является новой. Величайшие педагоги прошлого (Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.) всегда искали пути превращения процесса обучения в радостный процесс познания мира, самостоятельного получения новых знаний. В настоящее время метод проблемного обучения получает широкое распространение, особенно в практике преподавателей гуманитарных дисциплин, так как этот метод стимулирует познавательную активность обучающихся, способствует развитию их критического, логического и творческого мышления, формирует навыки исследовательской деятельности.
Как известно, проблемное обучение предполагает организацию самостоятельной поисковой деятельности студентов по решению определенной проблемы, в ходе этой деятельности обучаемые получают новые знания.
Построение урока с применением проблемного обучения включает в себя следующие этапы:
• этап актуализации полученных ранее знаний;
• сообщение новых знаний (предложенное высказывание верно или неверно, или даётся ряд высказываний, среди которых необходимо найти верное);
• этап осмысления информации (например, предлагается составить таблицу);
• этап рефлексии (что было самым интересным на занятии; о чем хотелось бы сказать в заключении).
Проблемное обучение строится по разнообразным стратегиям. В своей педагогической практике мы определили для себя следующую стратегию.
Стратегия «Удача»:
У – укажите, в чём заключается проблема.
Д – давайте найдём решение.
А – а что вы могли бы предложить для решения этой проблемы?
Ч – что из предложенного вами можно осуществить на практике?
А – а теперь необходимо сделать выбор.
Для реализации проблемного обучения необходимо отобрать самые актуальные, сущностные задачи, позволяющие привлечь внимание обучающихся к учебному материалу, возбудить у них познавательный интерес. По словам известного психолога и философа С. Л. Рубинштейна,«мышление начинается с проблемной ситуации». Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, т. н. противоречие между знанием и незнанием. Эта ситуация вызывает у обучающихся интерес к учебному материалу, пробуждает желание решить проблему, способствует формированию умений формулировать вопросы, анализировать аргументы, обобщать, видеть несоответствия, интерпретировать намерения автора художественного произведения.
Рассмотрим суть проблемного обучения на конкретных примерах. На уроках литературы мы часто обсуждаем проблемы взаимоотношений мужчин и женщин. Например, на уроке по изучению рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» студенты исследуют самую главную духовную ценность в жизни человека – любовь. Обучающиеся выделяют различные типы взаимоотношений между мужчиной и женщиной: любовь-приключение, любовь-дружба, любовь-зависимость, любовь-подчинение, любовь-молитва, любовь-поклонение, любовь-самопожертвование. Студенты анализируют текст произведения, определяют авторскую позицию, раскрывают роль художественных деталей в произведении, выявляют образы-символы. Решая проблемный вопрос: «Любовь обогащает или обедняет жизнь главного героя?», обучающиеся приходят к выводу, что подлинная любовь духовно возвышает, преображает душу, делает человека великим. Такая любовь, нравственно изменяет и окружающих людей, позволяя им постичь истинный смысл человеческой жизни.
На уроке по изучению поэзии футуристов также возникает проблемная ситуация: нужны ли языковые эксперименты, что дали поэтические и языковые эксперименты футуристов русской литературе и культуре двадцатого века. В конце урока студенты делают вывод: несмотря на то, что будущее отвергло футуристов, они внесли огромный вклад в развитие русского языка и искусства в целом.
Изучая пьесу М. Горького «На дне», обучающиеся решают проблему правды и лжи в жизни человека: что лучше: горькая правда или сладкая ложь? Студенты по-разному отвечают на этот вопрос. Кто-то считает, что ложь в определенной ситуации лучше правды, кто-то придерживается противоположной точки зрения. Но сам автор пьесы утверждает, что, какой бы горькой ни была правда, она всегда лучше лжи. Его герой, беспаспортный бродяга Лука, внушает ночлежникам надежду на лучшую жизнь. Но после его исчезновения обитатели ночлежки понимают, что их мечтам не суждено сбыться. И это осознание приводит к трагическим последствиям. Автор призывает читателя отказаться от лжи и иллюзий, потому что только правда способна изменить жизнь.
При изучении творчества М. Цветаевой студенты формулируют ряд волновавших поэтессу проблем, отразившихся в её стихотворениях: проблема внутренней свободы художника, судьба поэта и поэзии в России, проблема духовного родства людей, любовь.
При знакомстве с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита» студенты не только изучают текст произведения, но и знакомятся с понятиями «демонизма», «демонической личности» в произведениях мировой литературы. Это образы Демона в поэме М. Ю. Лермонтова «Демон», Люцифера в драме «Каин» Джорджа Байрона, Сатаны в поэме «Потерянный рай» Джона Мильтона, Мефистофеля в трагедии «Фауст» Гёте, и, наконец, Воланда в романе «Мастер и Маргарита». Исследуя эволюцию этого образа в произведениях мировой литературы, студенты выявляют художественное своеобразие Воланда М. Булгакова, при этом рассуждают о проблеме добра и зла, притягательности и губительности зла для человека.
На уроке мы также обсуждаем влияние образа Демона на русскую живопись, говорим о трагической роли этого образа в жизни и творчестве русского художника Михаила Врубеля. Таким образом, студенты учатся воспринимать и интерпретировать не только произведения литературы, но и живописи.
Решая нравственную проблему добра и зла, обучающиеся в конце урока делают вывод о том, что зло всегда привлекательно для людей. Демоническая личность притягивает своей силой, свободой, бунтарством. Однако не стоит забывать, что силы зла губительны для человеческой души. Это можно проследить и на судьбах литературных героев, и на судьбах реальных людей.
Или возьмем, к примеру, роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Тема урока: «Духовные искания Андрея Болконского: поиски смысла жизни». В начале урока перед студентами ставится проблемный вопрос: «В чем смысл жизни?» Рассматривая жизненный путь главного героя романа Андрея Болконского, эволюцию его духовных исканий, студенты приходят к мысли о высоком смысле человеческого бытия, о нравственном самосовершенствовании, о том, что приоритетными в жизни каждого человека должны быть не материальные, а духовные ценности.
Основной элемент проблемного обучения - это правильно сформулированный проблемный вопрос, который интересен и актуален для обучающихся.
Например, при изучении романа Тургенева «Отцы и дети» звучат следующие проблемные вопросы:
– Кто из героев, Базаров или П.П. Кирсанов, прав в споре?
–Актуальна ли в наше время проблема взаимоотношений отцов и детей?
На уроке по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» задаем вопрос, касающийся образа главного героя:
– Можно ли добиться всеобщего счастья путем лжи и преступления?
Изучая пьесу М. Горького «На дне» мы обращаем внимание на спорный образ Луки, связанный с проблемой гуманизма:
– Чем привлекателен этот образ?
– Лука – это самый человечный образ в пьесе или просто лжец?
– Его позиция имеет право на существование?
Следует отметить, что проблемные вопросы, поставленные на уроках литературы, касаются современного бытия человека, а потому они так или иначе затрагивают душу каждого, например:
– Встречаются ли в современной жизни Обломовы? (по роману И. А. Гончарова «Обломов»);
– Кто такой «футлярный» человек? Насколько он опасен для окружающих? (по рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре»);
– Согласны ли вы с позицией А. С. Пушкина, что «война – это величайшее кощунство над человеком и природой»? (по произведениям двадцатого века, посвященным Великой Отечественной войне);
– Актуальна ли в современном обществе проблема утраты духовных ценностей? (по произведениям В. П. Астафьева);
– Вы согласны с тем, что главным хранилищем нравственности является семья? (по произведениям Л. Н. Толстого и М. А. Шолохова);
– Что такое «нравственный выбор» человека? (по повести В. Быкова «Сотников» и рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»).
На своих уроках мы стремимся показать студентам, что русская классика - это не чуждый нам, отвлеченный мир. Своеобразие литературы заключается в ее универсальности: каждая человеческая судьба находит здесь свое отражение. Поэтому многие проблемы, содержащиеся в художественных произведениях, становятся личностно значимыми.
Главная цель, которую мы, преподаватели литературы, ставим перед собой сегодня - это воспитание читателя, способного глубоко мыслить и чувствовать, для которого художественная литература является способом постижения мира и самого себя.
Таким образом, проблемное обучение развивает способность творчески, критически осваивать материал, учит студентов мыслить, самостоятельно делать важнейшие выводы, которые становятся глубокими жизненными убеждениями, а не заученными цитатами. И неважно, что не всегда студенты приходят к единому мнению, главное, что они размышляют, переживают, учатся отстаивать собственную точку зрения. Именно такие уроки для обучающихся становятся незабываемыми. На них студенты не только приобретают новые знания, но и раскрывают собственное «Я». Таким образом, проблемное обучение способствует формированию свободной, духовно развитой личности, способной к самостоятельному решению возникающих проблем, к самореализации и творчеству, к ответственности и отстаиванию своей независимости.
Библиографический список
1. Айзерман Л.С. Посев и жатва. Что происходит с уроками литературы / Л.С.Айзерман // Литература в школе. - 2002. – № 4 . – 24 – 28 с.
2. Баксанский О.Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация / О.Е.Баксанский, М.В.Чистова // Наука и школа.–2000.–№1. –С. 19 - 25.
3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский.– М.: Знание, 1983.– 96 с.
4. Педагогические технологии /М.В.Буланова–Топоркова, А.В.Духавнева, В.С.Кукушин, Г.В. Сучков. –М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
5. Ильин Е.Н. Искусство общения. – М.: Педагогика, 1982.
6. Селевко Г.К. Проблемное обучение / Г.К.Селевко // Школьные технологии.–2006.– № 2.– С. 61–65.