ПРОБЛЕМА МЕНТАЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
11.01.2023
Гаджиева А.Х.
Бакинский государственный университет, г. Баку
ПРОБЛЕМА МЕНТАЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ
НА СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Психологические словари обычно не включают «менталитет» и «ментальность» в число основных психологических понятий. В философских словарях обычно ментальность (от лат. mens – сознание, ум) определяют как образ мышления, общую духовную настроенность человека, группы. Рассматривая ментальность как глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающего в свою структуру бессознательное, исследователи понимают его как итог, сосредоточие процесса индивидуальной конкретной жизни. Ментальность в этом жизненном случае выступает определенным способом процесса синтезирования жизненных явлений и жизненного опыта, представляя собой результат культурных преобразований. Очень ценными являются идеи ментальности, менталитета, мультикультурализма в современном азербайджанском обществе, которое, как и многие другие государства имеет полиэтнический состав, в котором рядом проживают многие национальности и культурные идентичности.
Ключевые слова: ментальность, личность, общественные процессы, социальная группа, общественное сознание.
Ментальность выступает более широким и вместе с тем менее ясным понятием, чем стиль мышления, характеризующий лишь интеллектуальную предрасположенность к определенным умственным действиям. «Ментальный – имеющий отношение к уму или в его функциональном аспекте (восприятие, воображение, память, чувство, желание и т.д.), или в его содержательных аспектах (чувственные данные, образы и др. содержания, наличествующие в уме). Менталитет – это или «склад ума» (от фр. mentalite), или социально-психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать. «Понятие mentalite утвердилось в интеллектуальной жизни Запада как поправка ХХ века к просветительскому отождествлению сознания с разумом. Mentalite означает нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, т.е. глубинный и потому трудно фиксируемый источник мышления, идеологии и веры, чувства и эмоций. Mentalite связано с самими основаниями социальной жизни и в то же время своеобразно исторически и социально имеет свою историю» [1].
В традиционном значении «ментальность» синонимична «менталитету» (нем. Mentalität) и подразумевает (как правило, в социологических контекстах) тот или иной «склад ума», то есть устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому, или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы).
Ментальность – это совокупность установок и склонностей действовать, мыслить, чувствовать, воспринимать мир определенным образом, что включает ценности, нормы верования и постоянные неосознаваемые формы мировосприятия. Ментальность формируется в зависимости от традиций, культуры, социальной структуры и среды обитания человека.
Ментальность как коллективно-личностное образование представляет собой устойчивые духовные ценности, глубинные аксиологические установки, навыки, автоматизмы, латентные привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой поведения, образа жизни и осознанного восприятия тех или иных явлений действительности. Это особая «психологическая оснастка» (М. Блок), «символические парадигмы» (М. Элиаде), «господствующие метафоры» (П. Рикер), наконец, «архаические остатки» (З. Фрейд) или «архетипы» (К. Юнг), «... присутствие которых не объясняется собственной жизнью индивида, а следует из первобытных врожденных и унаследованных источников человеческого разума» [2].
В отличие от З. Фрейда, Юнг полагает, что не только субъективное, вытесненное за «порог сознания», но, прежде всего коллективное и безличное психическое содержание включается в область бессознательного. Коллективное бессознательное как наследие предков ... является не индивидуальным, а общим для всех людей ... и представляет собой истинную основу индивидуальной психики. В основе коллективного бессознательного лежат устойчивые образы, названные Юнгом архетипами. В своей сущности ментальность как раз и представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, цивилизации, религии.
Известный исследователь ментальности народов мира Георгий Гачев пишет, что ведь каждый человек обеспокоен насчет своей «идентичности»: куда себя отнести, к какой группе? Каждый принадлежит к той или иной этнической группе или дитя смешения народов, живет или на родине, или в другой стране, на «чужбине». «Кто же я такой?-это первый вопрос и главный вопрос при пробуждении ума или рефлексии. – Русский, англичанин, грузин, еврей, американец, то какого происхождения: ирландского, польского, итальянского, китайского?... «Познай самого себя!» ‒ древняя сократова заповедь каждому человеку. Но реализована она может быть только в процессе познания окружающего мира. Это двуединая задача и работа: познавай себя и познавай мир [3].
По мнению советского русского ученого В.Ф. Петренко, соотношение сознания и ментальности должно учитывать наличие адаптационных механизмов хранения информации материей, наличие коллективного бессознательного, что делает доступным постижение специфики истории через психоанализ коллективного и личностного бессознательного [4].
Другие ученые стремятся определить психологический характер или отражение в групповой психологии характера изучаемого феномена. Так, по мнению известного исследователя К.А. Абульхановой-Славской и других ученых, такими критериями является образ жизни составляющих данную реальную культуру и обладающих определенным менталитетом людей [5].
В работах В.Е. Семенова, посвященных изучению этой проблемы широкое распространение получило определение менталитета как исторически сложившегося группового долговременного настроения, единства (сплава) сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом выражении [7].
Этнопсихолог И.Г. Дубов считает, что менталитет можно понять как специфику психологической жизни людей, которая «раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающихся на меняющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие указанную общность от других» [8].
Рассматривая системные основания образования, Б.С. Гершунский полагает, что менталитет не идентичен категориям «сознание», «поведенческие установки» и т.п., но характеризует глубинные основания личностных и общественных отношений к различным сторонам жизни, поведения и поступков. «Можно утверждать, что менталитет представляет собой критериальную основу личностного и общественного сознания» [9]. Иными словами, менталитет предоставляет человеку основу для сознательного или подсознательного сравнения своего отношения к жизни, своих поступков и поведения с принятыми в конкретном обществе, задавая критерии для самооценки и самокоррекции.
Специалист по психоистории В.А. Шкуратов считает ментальность «человеческим измерением исторических микромасс или человеческой активностью, объективированных в культурных памятниках». Он полагает, что понятие ментальности применимо только к человеку, что и отличает его от понятия «психика», которая свойственна и животным. Главное в ментальности то, что составляет её содержательную сторону, а в психике на первый план выходит процессуальная сторона. Кроме того, психика описывается субординизированными и достаточно однозначными понятиями, а ментальность – «в синонимах со смысловыми различиями, но плохо дифференцированными по значению» [10].
Проблема ментальности и менталитета имеет не только исторический очерк и традиции, близка с вопросом национальной идентичности, ценностных ориентаций, имеет бессознательные и сознательные механизмы, но и глубоко переплетена в современные общественные, политические и культурные процессы нашей глобализированной цивилизации. Ввиду этого, изучение ментальности и менталитета в комплексе и системе существенных отношений в современных условиях предполагает учитывать многие последние трансформационные новообразования нашей нынешней цивилизации, такие как глобализация, полиэтническая культура, толерантность, мультикультурализм во всех его современных презентациях и реквизитах, среди которых самой насущной проблемой современной эпохи оказывается для нашего многострадального фрагмента мира, государственности формирование толерантности и мультикультурализма во всем величии, многоликости, видимом свете и сокрытых теневых проявлениях.
Политический курс, который проводился под руководством великого лидера Гейдара Алиева в сфере сохранения мультикультуральных традиций азербайджанского народа, в настоящее время уверенно продолжает и развивает Президент Ильхам Алиев. Высказывание общенационального лидера нашего народа Гейдара Алиева ‒ «Для каждого человека национальная принадлежность является источником гордости. Я горжусь тем, что я Азербайджанец!» ‒ стала сегодня жизненным кредо каждого достойного гражданина страны [9].
Таким образом, политика толерантности и мультикультурализма является доминирующей в современном культурном развитии азербайджанского общества. Конечно, как теория, так и практика толерантности и мультикультурализма не чужды объективные трудности становления гештальта азербайджанского мультикультурализма, как единого образа многоликих и гармоничных культур. И конечно, не надо забывать уроки истории.
Библиографический список
1. Философский словарь / под ред. А.А. Ивина. М.: Смысл, 2004.
2. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: 1991.
3. Гачев Г. Ментальности народов мира. М., 2008.
4. Петренко В.Ф. Конструктивистская и интуитивистская парадигмы в психологической науке // Ментальность российской провинции. Сборник материалов по 4-й Всероссийской конференции по исторической психологии российского сознания 1-2 июля 2004 г. Самара, 2005. С. 13-18.
5. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М., 2002.
6. Семенов В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Вестник СПбГУ. 1997. Сер. 6. Вып. 4. С. 57-67.
7. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 20-29.
8. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998.
9. Абдуллаев К.М. Азербайджанский мультикультурализм сегодня: от Португалии до Индонезии. Баку: АЗЕРТАДЖ. 2016.
10. Шкуратов В. А. Историческая психология. М., 1997.
Бакинский государственный университет, г. Баку
ПРОБЛЕМА МЕНТАЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ
НА СОЦИАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Психологические словари обычно не включают «менталитет» и «ментальность» в число основных психологических понятий. В философских словарях обычно ментальность (от лат. mens – сознание, ум) определяют как образ мышления, общую духовную настроенность человека, группы. Рассматривая ментальность как глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающего в свою структуру бессознательное, исследователи понимают его как итог, сосредоточие процесса индивидуальной конкретной жизни. Ментальность в этом жизненном случае выступает определенным способом процесса синтезирования жизненных явлений и жизненного опыта, представляя собой результат культурных преобразований. Очень ценными являются идеи ментальности, менталитета, мультикультурализма в современном азербайджанском обществе, которое, как и многие другие государства имеет полиэтнический состав, в котором рядом проживают многие национальности и культурные идентичности.
Ключевые слова: ментальность, личность, общественные процессы, социальная группа, общественное сознание.
Ментальность выступает более широким и вместе с тем менее ясным понятием, чем стиль мышления, характеризующий лишь интеллектуальную предрасположенность к определенным умственным действиям. «Ментальный – имеющий отношение к уму или в его функциональном аспекте (восприятие, воображение, память, чувство, желание и т.д.), или в его содержательных аспектах (чувственные данные, образы и др. содержания, наличествующие в уме). Менталитет – это или «склад ума» (от фр. mentalite), или социально-психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать. «Понятие mentalite утвердилось в интеллектуальной жизни Запада как поправка ХХ века к просветительскому отождествлению сознания с разумом. Mentalite означает нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, т.е. глубинный и потому трудно фиксируемый источник мышления, идеологии и веры, чувства и эмоций. Mentalite связано с самими основаниями социальной жизни и в то же время своеобразно исторически и социально имеет свою историю» [1].
В традиционном значении «ментальность» синонимична «менталитету» (нем. Mentalität) и подразумевает (как правило, в социологических контекстах) тот или иной «склад ума», то есть устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности, присущие тому, или иному индивиду (обычно как представителю некоторой социальной группы).
Ментальность – это совокупность установок и склонностей действовать, мыслить, чувствовать, воспринимать мир определенным образом, что включает ценности, нормы верования и постоянные неосознаваемые формы мировосприятия. Ментальность формируется в зависимости от традиций, культуры, социальной структуры и среды обитания человека.
Ментальность как коллективно-личностное образование представляет собой устойчивые духовные ценности, глубинные аксиологические установки, навыки, автоматизмы, латентные привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой поведения, образа жизни и осознанного восприятия тех или иных явлений действительности. Это особая «психологическая оснастка» (М. Блок), «символические парадигмы» (М. Элиаде), «господствующие метафоры» (П. Рикер), наконец, «архаические остатки» (З. Фрейд) или «архетипы» (К. Юнг), «... присутствие которых не объясняется собственной жизнью индивида, а следует из первобытных врожденных и унаследованных источников человеческого разума» [2].
В отличие от З. Фрейда, Юнг полагает, что не только субъективное, вытесненное за «порог сознания», но, прежде всего коллективное и безличное психическое содержание включается в область бессознательного. Коллективное бессознательное как наследие предков ... является не индивидуальным, а общим для всех людей ... и представляет собой истинную основу индивидуальной психики. В основе коллективного бессознательного лежат устойчивые образы, названные Юнгом архетипами. В своей сущности ментальность как раз и представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, цивилизации, религии.
Известный исследователь ментальности народов мира Георгий Гачев пишет, что ведь каждый человек обеспокоен насчет своей «идентичности»: куда себя отнести, к какой группе? Каждый принадлежит к той или иной этнической группе или дитя смешения народов, живет или на родине, или в другой стране, на «чужбине». «Кто же я такой?-это первый вопрос и главный вопрос при пробуждении ума или рефлексии. – Русский, англичанин, грузин, еврей, американец, то какого происхождения: ирландского, польского, итальянского, китайского?... «Познай самого себя!» ‒ древняя сократова заповедь каждому человеку. Но реализована она может быть только в процессе познания окружающего мира. Это двуединая задача и работа: познавай себя и познавай мир [3].
По мнению советского русского ученого В.Ф. Петренко, соотношение сознания и ментальности должно учитывать наличие адаптационных механизмов хранения информации материей, наличие коллективного бессознательного, что делает доступным постижение специфики истории через психоанализ коллективного и личностного бессознательного [4].
Другие ученые стремятся определить психологический характер или отражение в групповой психологии характера изучаемого феномена. Так, по мнению известного исследователя К.А. Абульхановой-Славской и других ученых, такими критериями является образ жизни составляющих данную реальную культуру и обладающих определенным менталитетом людей [5].
В работах В.Е. Семенова, посвященных изучению этой проблемы широкое распространение получило определение менталитета как исторически сложившегося группового долговременного настроения, единства (сплава) сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом выражении [7].
Этнопсихолог И.Г. Дубов считает, что менталитет можно понять как специфику психологической жизни людей, которая «раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающихся на меняющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие указанную общность от других» [8].
Рассматривая системные основания образования, Б.С. Гершунский полагает, что менталитет не идентичен категориям «сознание», «поведенческие установки» и т.п., но характеризует глубинные основания личностных и общественных отношений к различным сторонам жизни, поведения и поступков. «Можно утверждать, что менталитет представляет собой критериальную основу личностного и общественного сознания» [9]. Иными словами, менталитет предоставляет человеку основу для сознательного или подсознательного сравнения своего отношения к жизни, своих поступков и поведения с принятыми в конкретном обществе, задавая критерии для самооценки и самокоррекции.
Специалист по психоистории В.А. Шкуратов считает ментальность «человеческим измерением исторических микромасс или человеческой активностью, объективированных в культурных памятниках». Он полагает, что понятие ментальности применимо только к человеку, что и отличает его от понятия «психика», которая свойственна и животным. Главное в ментальности то, что составляет её содержательную сторону, а в психике на первый план выходит процессуальная сторона. Кроме того, психика описывается субординизированными и достаточно однозначными понятиями, а ментальность – «в синонимах со смысловыми различиями, но плохо дифференцированными по значению» [10].
Проблема ментальности и менталитета имеет не только исторический очерк и традиции, близка с вопросом национальной идентичности, ценностных ориентаций, имеет бессознательные и сознательные механизмы, но и глубоко переплетена в современные общественные, политические и культурные процессы нашей глобализированной цивилизации. Ввиду этого, изучение ментальности и менталитета в комплексе и системе существенных отношений в современных условиях предполагает учитывать многие последние трансформационные новообразования нашей нынешней цивилизации, такие как глобализация, полиэтническая культура, толерантность, мультикультурализм во всех его современных презентациях и реквизитах, среди которых самой насущной проблемой современной эпохи оказывается для нашего многострадального фрагмента мира, государственности формирование толерантности и мультикультурализма во всем величии, многоликости, видимом свете и сокрытых теневых проявлениях.
Политический курс, который проводился под руководством великого лидера Гейдара Алиева в сфере сохранения мультикультуральных традиций азербайджанского народа, в настоящее время уверенно продолжает и развивает Президент Ильхам Алиев. Высказывание общенационального лидера нашего народа Гейдара Алиева ‒ «Для каждого человека национальная принадлежность является источником гордости. Я горжусь тем, что я Азербайджанец!» ‒ стала сегодня жизненным кредо каждого достойного гражданина страны [9].
Таким образом, политика толерантности и мультикультурализма является доминирующей в современном культурном развитии азербайджанского общества. Конечно, как теория, так и практика толерантности и мультикультурализма не чужды объективные трудности становления гештальта азербайджанского мультикультурализма, как единого образа многоликих и гармоничных культур. И конечно, не надо забывать уроки истории.
Библиографический список
1. Философский словарь / под ред. А.А. Ивина. М.: Смысл, 2004.
2. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: 1991.
3. Гачев Г. Ментальности народов мира. М., 2008.
4. Петренко В.Ф. Конструктивистская и интуитивистская парадигмы в психологической науке // Ментальность российской провинции. Сборник материалов по 4-й Всероссийской конференции по исторической психологии российского сознания 1-2 июля 2004 г. Самара, 2005. С. 13-18.
5. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М., 2002.
6. Семенов В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Вестник СПбГУ. 1997. Сер. 6. Вып. 4. С. 57-67.
7. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 20-29.
8. Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998.
9. Абдуллаев К.М. Азербайджанский мультикультурализм сегодня: от Португалии до Индонезии. Баку: АЗЕРТАДЖ. 2016.
10. Шкуратов В. А. Историческая психология. М., 1997.