ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В РАМКАХ ДОО
10.01.2023
Тупикина Д.В.
МДОУ «Детский сад №130 комбинированного вида», г. Магнитогорск
ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ
С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В РАМКАХ ДОО
Аннотация. В данной статье представлен опыт педагога-психолога муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №130 комбинированного вида» г. Магнитогорск. В работе каждого специалиста присутствует необходимость построения профессиональной деятельности на основе определенных принципов. В статье рассмотрены принципы работы педагога-психолога, на которых построена коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением речи. Для эффективного построения работы также необходимо четко знать психоэмоциональные особенности детей дошкольного возраста с нарушением речи, особенности их поведения и мышления. В связи с этим в статье рассмотрен психологический портрет дошкольника с нарушением речи, основанный на теоретических исследованиях и практическом опыте. Также описаны формы коррекционно-развивающей работы дошкольников с нарушением речи, консультативно-просветительской работы с родителями (законными представителями), а также взаимодействие специалистов ДОО для создания наибольшей результативности коррекции и развития ребенка.
Ключевые слова: коррекционно-развивающая работа, педагога-психолог, дети с нарушением речи, дошкольники, принципы работы.
В современном мире, активно стремящемся к инклюзии, все больше внимания обращается на развитие и сопровождение детей с ОВЗ или определенными нарушениями. Так, специалисты определяют детей с речевой патологией, как наиболее широкую группу среди общего количества детей с особенностями психофизического развития. Нарушение речи характеризуется различными речевыми отклонениями: затрудненность словообразования, построения грамматических форм, нарушение звукопроизношения и фонетико-фонематическое недоразвитие. Также при речевой патологии часто отмечается нарушение когнитивных, творческих и эмоционально-волевых способностей.
В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. Познавательную сферу формируют следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение и речь [4, с. 205]. В дошкольном возрасте ребенок формирует разнообразные навыки, способствующие познанию мира: он начинает думать, воспринимать, задавать вопросы, разговаривать, овладевает многими способами действия с предметами, изучает ценностные и морально-нравственные правила поведения, начинает управлять собой. У детей с нарушением речи можно выделить следующие дефицитарные особенности:
– ослабленные функции внимания (неустойчивость, нелабильность, истощаемость);
– ослабленные функции памяти (снижена продуктивность и активность, неразвитая смысловая память);
– слаборазвитое воображение (трудности в создании воображаемой ситуации, слабость в представлении предметных образов-представлений);
– низкий уровень произвольности (отсутствие навыков управления своим поведением, несамостоятельность, отсутствие стремления преодолевать трудности);
– повышенный уровень тревожности (боязнь животных, персонажей, социальные страхи, страх темноты).
Также следует обозначить общий психологический портрет дошкольника с патологией речи. Так как развитие речи и уровень коммуникативных навыков коррелирует с уровнем психоэмоционального состояния личности ребенка, а также с его уровнем социальной адаптации можно сделать вывод о наличии трудностей и осложнений в формировании личностной сферы дошкольника.
Слабо развитый словарный запас и трудность произношения приводит к надлому коммуникации как с ровесниками, так и со взрослыми. У многих детей отмечается тревожность и застенчивость при попытке выстроить диалог, страх быть высмеянным и непонятым, что может стать катализатором в развитии негативизма, социофобии, и социальной дезадаптации [1, с. 150]. В практической работе с дошкольниками с нарушением речи отмечается неустойчивое психоэмоциональное состояние: негативизм, повышенная возбудимость, агрессивность, нерешительность, пугливость, плаксивость и т.д. Дошкольники часто утомляются, проявляется двигательное беспокойство, заторможенность, повышенная физическая возбудимость.
Эмоциональная сфера дошкольников с нарушением речи имеет нестабильный характер, а также сильно коррелирует с индивидуальными особенностями ребенка и его системой воспитания. Так, у детей с нарушением речи отмечаются следующие нарушения эмоциональной сферы: повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность, беспокойство, тревожность, навязчивость, плаксивость, аутоагрессия.
В поведении детей часто проявляется:
– негативизм, который проявляется отрицанием и нежеланием что-либо выполнять по разным причинам: страх, что не получится, лень, отсутствие внутреннего интереса и мотивации;
– контролирующее поведение, которое проявляется в организации других детей, проявление авторитарности;
– демонстративное поведение, которое характеризуется криками, подскакиванием, истериками, показательным игнорированием и т.д.;
– плаксивость;
– застенчивость, при которой ребенок старается не обращать на себя внимание как сверстников, так и взрослых [5, с. 872].
Творческая дезадаптация дошкольника с нарушением речи проявляется в следствии недоразвитого воображения, а также низкой самооценки, наличия страхов. В практической работе с детьми с нарушением речи часто встречаются талантливые дети, которые не проявляют свою творческую активность из страха провала или осуждения.
Таким образом, у детей с нарушением речи разной степени имеются трудности не только с речевой, но и с коррелирующими ей сферами: с познавательной, мыслительной, творческой, коммуникативной, волевой и эмоциональной сферами. В связи с этим в рамках общеобразовательной и коррекционно-развивающей программы обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации необходимо организовывать работу педагога-психолога для развития и коррекции не только речевых и познавательных отклонений, но также для развития личностной сферы дошкольника [3, с. 148]. Психологическое сопровождение детей с нарушениями речи устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения со взрослыми и сверстниками на основе партнерских субъект-субъектных отношений, формирование самооценки, принятия себя и других, толерантности, лабильности к миру и его проявлениям, развитие эмоционального интеллекта, эмпатии. В данном случае можно говорить о групповом просоциальном поведении, которое направлено на повышение социально-психологического статуса в группе, а также улучшает систему взаимодействия [6, с. 68].
Основными направлениями работы педагога-психолога в ДОО с детьми с нарушениями речи должны стать:
– диагностическая, коррекционная и развивающая работа;
– профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями (законными представителями).
Содержание программы коррекционной работы должно строиться на следующих принципах:
– соблюдение интересов ребенка для создания положительной мотивации, раскрытия личностного потенциала дошкольника;
– системность и доступность для обеспечения структурированного и понятного информационного поля;
– непрерывность для развития положительной динамики развития ребенка;
– вариативность для создания наиболее оптимальных форм работы, основанных на индивидуальных особенностях детей;
– интегрированность в общую образовательную среду, необходимая для избегания возможного исключения ребенка из общего (коллективного) развития;
– взаимодействие с социальными партнерами для формирования доверительных и конструктивных отношений между дошкольным учреждением и родителями;
– создание ситуации успеха, необходимой для повышения личностной мотивации, а также формирование положительной самооценки дошкольника;
– единство диагностики и коррекции, как ключевое условие эффективной коррекционно-развивающей работы;
– учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
– комплексность коррекционного воздействия для развития всех взаимосвязанных сфер личности дошкольника.
Данные принципы позволяют организовать наиболее эффективную и оптимальную коррекционно-развивающую среду для дошкольника с нарушением речи. Также в работе с детьми с нарушением речи педагогу-психологу необходимо выстраивать тесное взаимодействие с логопедом для достижения эффективных результатов коррекционной работы. Совместные формы работы педагога-психолога и логопеда позволят обеспечить более глубокое изучение материала, полноценно закрепить лексический материал, погрузиться в изучаемую тему, воздействуя на разные системы анализаторов, обеспечить интеграцию сенсорного опыта ребенка.
В работе педагога-психолога с дошкольниками с нарушением речи важная роль должна отдаваться взаимодействию специалистов ДОО и родителей (законных представителей) [2, с.129]. Содержание работы с родителями должно заключаться в оказании им психологической и информационной помощи (консультация и психопрофилактическая работа). Для повышения психолого-педагогической компетентности родителей в работе практического педагога-психолога должны использоваться консультации на темы, связанные с психо-эмоциональным развитием ребенка и родителей, такие как: знакомство с психологическими особенностями детей с нарушением речи, психо-физиологическое развитие детей определенного возраста, рекомендации по развитию познавательной, эмоциональной, творческой и речевой деятельности, особенности общения с детьми, взаимодействия родителей друг с другом, как фактор воздействия на ребенка и т.д.
В коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с нарушением речи необходимо использовать следующие формы работы: коррекционные и развивающие упражнения, игры, различные виды массажа, музыкотерапия, арт-терапия, сказкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия, театротерапия и др.
В работе с детьми с нарушением речи должны активно применяться упражнения на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, речи, мелкой моторики, мышления, навыков самоконтроля. Отдельное внимание должно уделяться развитию произвольного поведения у дошкольников с нарушением речи. Необходимым элементом коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи должны стать упражнения на снятие психоэмоционального и физического напряжения как следствия быстрой утомляемости таких детей.
Таким образом, построение целостной, систематической коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с нарушениями речи – это длительный процесс, построенный на принципах, обозначенных выше. Данные принципы позволяют организовать работу специалистов наиболее оптимальным образом в рамках дошкольной образовательной организации с целью становление творческой всесторонней личности ребенка, которая ориентирована на реализацию задач развития [7, с. 137].
В заключение следует отметить, что от качества коррекционно-развивающей работы, актуальности и эффективности принятых мер, тесного партнерского взаимодействия воспитателей, специалистов и родителей в ДОО зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, адаптация в обществе, а также его будущее.
Библиографический список
1. Адеева Т.Н., Тихонова И.В. Социализация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в группе ДОО // Bестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. № 2. С. 148-152.
2. Елецкова И.И. Тематическая интегрированная образовательная деятельность педагогов, родителей и детей с ОВЗ как одна из актуальных форм взаимодействия в ДОО // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Краснодар, 31 октября 2019 года. Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2019. С. 129-130.
3. Кувшинова И.А., Пушкарева А.А., Чернобровкин В.А. К вопросу о комплексном коррекционно-оздоровительном сопровождении детей с ОВЗ в условиях промышленного города Челябинской области // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования: Сборник статей по материалам VI Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, Магнитогорск, 15 октября 2021 года. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2022. С. 146-150.
4. Савченко Т.С. Особенности развития познавательных процессов детей дошкольного возраста // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2021. Т. 2. № 13-2.
С. 204-208.
5. Тупикина Д.В. Повышенный уровень тревожности как психолого-педагогическая проблема дошкольного детства XXI века // Студент и наука (гуманитарный цикл) ‒ 2020: Материалы международной студенческой научно-практической конференции, Магнитогорск, 16-20 марта 2020 года / гл. ред. Н.Н. Макарова, отв. ред. М.С. Закамалдина. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2020. С. 870-876.
6. Чернобровкин В.А., Тупикина Д.В. Аспекты развития эмоционального интеллекта в период дошкольного детства // Мир детства и образование: сборник материалов ХII Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2018. С. 67-71.
7. Чернобровкин В.А., Тупикина Д.В., Карлова Ю.В., Повайба С.А. Использование сказочного материала в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 1. С. 137-141.
МДОУ «Детский сад №130 комбинированного вида», г. Магнитогорск
ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ
С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В РАМКАХ ДОО
Аннотация. В данной статье представлен опыт педагога-психолога муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №130 комбинированного вида» г. Магнитогорск. В работе каждого специалиста присутствует необходимость построения профессиональной деятельности на основе определенных принципов. В статье рассмотрены принципы работы педагога-психолога, на которых построена коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением речи. Для эффективного построения работы также необходимо четко знать психоэмоциональные особенности детей дошкольного возраста с нарушением речи, особенности их поведения и мышления. В связи с этим в статье рассмотрен психологический портрет дошкольника с нарушением речи, основанный на теоретических исследованиях и практическом опыте. Также описаны формы коррекционно-развивающей работы дошкольников с нарушением речи, консультативно-просветительской работы с родителями (законными представителями), а также взаимодействие специалистов ДОО для создания наибольшей результативности коррекции и развития ребенка.
Ключевые слова: коррекционно-развивающая работа, педагога-психолог, дети с нарушением речи, дошкольники, принципы работы.
В современном мире, активно стремящемся к инклюзии, все больше внимания обращается на развитие и сопровождение детей с ОВЗ или определенными нарушениями. Так, специалисты определяют детей с речевой патологией, как наиболее широкую группу среди общего количества детей с особенностями психофизического развития. Нарушение речи характеризуется различными речевыми отклонениями: затрудненность словообразования, построения грамматических форм, нарушение звукопроизношения и фонетико-фонематическое недоразвитие. Также при речевой патологии часто отмечается нарушение когнитивных, творческих и эмоционально-волевых способностей.
В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. Познавательную сферу формируют следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение и речь [4, с. 205]. В дошкольном возрасте ребенок формирует разнообразные навыки, способствующие познанию мира: он начинает думать, воспринимать, задавать вопросы, разговаривать, овладевает многими способами действия с предметами, изучает ценностные и морально-нравственные правила поведения, начинает управлять собой. У детей с нарушением речи можно выделить следующие дефицитарные особенности:
– ослабленные функции внимания (неустойчивость, нелабильность, истощаемость);
– ослабленные функции памяти (снижена продуктивность и активность, неразвитая смысловая память);
– слаборазвитое воображение (трудности в создании воображаемой ситуации, слабость в представлении предметных образов-представлений);
– низкий уровень произвольности (отсутствие навыков управления своим поведением, несамостоятельность, отсутствие стремления преодолевать трудности);
– повышенный уровень тревожности (боязнь животных, персонажей, социальные страхи, страх темноты).
Также следует обозначить общий психологический портрет дошкольника с патологией речи. Так как развитие речи и уровень коммуникативных навыков коррелирует с уровнем психоэмоционального состояния личности ребенка, а также с его уровнем социальной адаптации можно сделать вывод о наличии трудностей и осложнений в формировании личностной сферы дошкольника.
Слабо развитый словарный запас и трудность произношения приводит к надлому коммуникации как с ровесниками, так и со взрослыми. У многих детей отмечается тревожность и застенчивость при попытке выстроить диалог, страх быть высмеянным и непонятым, что может стать катализатором в развитии негативизма, социофобии, и социальной дезадаптации [1, с. 150]. В практической работе с дошкольниками с нарушением речи отмечается неустойчивое психоэмоциональное состояние: негативизм, повышенная возбудимость, агрессивность, нерешительность, пугливость, плаксивость и т.д. Дошкольники часто утомляются, проявляется двигательное беспокойство, заторможенность, повышенная физическая возбудимость.
Эмоциональная сфера дошкольников с нарушением речи имеет нестабильный характер, а также сильно коррелирует с индивидуальными особенностями ребенка и его системой воспитания. Так, у детей с нарушением речи отмечаются следующие нарушения эмоциональной сферы: повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность, беспокойство, тревожность, навязчивость, плаксивость, аутоагрессия.
В поведении детей часто проявляется:
– негативизм, который проявляется отрицанием и нежеланием что-либо выполнять по разным причинам: страх, что не получится, лень, отсутствие внутреннего интереса и мотивации;
– контролирующее поведение, которое проявляется в организации других детей, проявление авторитарности;
– демонстративное поведение, которое характеризуется криками, подскакиванием, истериками, показательным игнорированием и т.д.;
– плаксивость;
– застенчивость, при которой ребенок старается не обращать на себя внимание как сверстников, так и взрослых [5, с. 872].
Творческая дезадаптация дошкольника с нарушением речи проявляется в следствии недоразвитого воображения, а также низкой самооценки, наличия страхов. В практической работе с детьми с нарушением речи часто встречаются талантливые дети, которые не проявляют свою творческую активность из страха провала или осуждения.
Таким образом, у детей с нарушением речи разной степени имеются трудности не только с речевой, но и с коррелирующими ей сферами: с познавательной, мыслительной, творческой, коммуникативной, волевой и эмоциональной сферами. В связи с этим в рамках общеобразовательной и коррекционно-развивающей программы обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации необходимо организовывать работу педагога-психолога для развития и коррекции не только речевых и познавательных отклонений, но также для развития личностной сферы дошкольника [3, с. 148]. Психологическое сопровождение детей с нарушениями речи устремлено на овладение дошкольниками специальными компетенциями, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения со взрослыми и сверстниками на основе партнерских субъект-субъектных отношений, формирование самооценки, принятия себя и других, толерантности, лабильности к миру и его проявлениям, развитие эмоционального интеллекта, эмпатии. В данном случае можно говорить о групповом просоциальном поведении, которое направлено на повышение социально-психологического статуса в группе, а также улучшает систему взаимодействия [6, с. 68].
Основными направлениями работы педагога-психолога в ДОО с детьми с нарушениями речи должны стать:
– диагностическая, коррекционная и развивающая работа;
– профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями (законными представителями).
Содержание программы коррекционной работы должно строиться на следующих принципах:
– соблюдение интересов ребенка для создания положительной мотивации, раскрытия личностного потенциала дошкольника;
– системность и доступность для обеспечения структурированного и понятного информационного поля;
– непрерывность для развития положительной динамики развития ребенка;
– вариативность для создания наиболее оптимальных форм работы, основанных на индивидуальных особенностях детей;
– интегрированность в общую образовательную среду, необходимая для избегания возможного исключения ребенка из общего (коллективного) развития;
– взаимодействие с социальными партнерами для формирования доверительных и конструктивных отношений между дошкольным учреждением и родителями;
– создание ситуации успеха, необходимой для повышения личностной мотивации, а также формирование положительной самооценки дошкольника;
– единство диагностики и коррекции, как ключевое условие эффективной коррекционно-развивающей работы;
– учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
– комплексность коррекционного воздействия для развития всех взаимосвязанных сфер личности дошкольника.
Данные принципы позволяют организовать наиболее эффективную и оптимальную коррекционно-развивающую среду для дошкольника с нарушением речи. Также в работе с детьми с нарушением речи педагогу-психологу необходимо выстраивать тесное взаимодействие с логопедом для достижения эффективных результатов коррекционной работы. Совместные формы работы педагога-психолога и логопеда позволят обеспечить более глубокое изучение материала, полноценно закрепить лексический материал, погрузиться в изучаемую тему, воздействуя на разные системы анализаторов, обеспечить интеграцию сенсорного опыта ребенка.
В работе педагога-психолога с дошкольниками с нарушением речи важная роль должна отдаваться взаимодействию специалистов ДОО и родителей (законных представителей) [2, с.129]. Содержание работы с родителями должно заключаться в оказании им психологической и информационной помощи (консультация и психопрофилактическая работа). Для повышения психолого-педагогической компетентности родителей в работе практического педагога-психолога должны использоваться консультации на темы, связанные с психо-эмоциональным развитием ребенка и родителей, такие как: знакомство с психологическими особенностями детей с нарушением речи, психо-физиологическое развитие детей определенного возраста, рекомендации по развитию познавательной, эмоциональной, творческой и речевой деятельности, особенности общения с детьми, взаимодействия родителей друг с другом, как фактор воздействия на ребенка и т.д.
В коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с нарушением речи необходимо использовать следующие формы работы: коррекционные и развивающие упражнения, игры, различные виды массажа, музыкотерапия, арт-терапия, сказкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия, театротерапия и др.
В работе с детьми с нарушением речи должны активно применяться упражнения на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, речи, мелкой моторики, мышления, навыков самоконтроля. Отдельное внимание должно уделяться развитию произвольного поведения у дошкольников с нарушением речи. Необходимым элементом коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи должны стать упражнения на снятие психоэмоционального и физического напряжения как следствия быстрой утомляемости таких детей.
Таким образом, построение целостной, систематической коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с нарушениями речи – это длительный процесс, построенный на принципах, обозначенных выше. Данные принципы позволяют организовать работу специалистов наиболее оптимальным образом в рамках дошкольной образовательной организации с целью становление творческой всесторонней личности ребенка, которая ориентирована на реализацию задач развития [7, с. 137].
В заключение следует отметить, что от качества коррекционно-развивающей работы, актуальности и эффективности принятых мер, тесного партнерского взаимодействия воспитателей, специалистов и родителей в ДОО зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, адаптация в обществе, а также его будущее.
Библиографический список
1. Адеева Т.Н., Тихонова И.В. Социализация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в группе ДОО // Bестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. № 2. С. 148-152.
2. Елецкова И.И. Тематическая интегрированная образовательная деятельность педагогов, родителей и детей с ОВЗ как одна из актуальных форм взаимодействия в ДОО // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Краснодар, 31 октября 2019 года. Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2019. С. 129-130.
3. Кувшинова И.А., Пушкарева А.А., Чернобровкин В.А. К вопросу о комплексном коррекционно-оздоровительном сопровождении детей с ОВЗ в условиях промышленного города Челябинской области // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования: Сборник статей по материалам VI Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, Магнитогорск, 15 октября 2021 года. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2022. С. 146-150.
4. Савченко Т.С. Особенности развития познавательных процессов детей дошкольного возраста // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2021. Т. 2. № 13-2.
С. 204-208.
5. Тупикина Д.В. Повышенный уровень тревожности как психолого-педагогическая проблема дошкольного детства XXI века // Студент и наука (гуманитарный цикл) ‒ 2020: Материалы международной студенческой научно-практической конференции, Магнитогорск, 16-20 марта 2020 года / гл. ред. Н.Н. Макарова, отв. ред. М.С. Закамалдина. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2020. С. 870-876.
6. Чернобровкин В.А., Тупикина Д.В. Аспекты развития эмоционального интеллекта в период дошкольного детства // Мир детства и образование: сборник материалов ХII Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2018. С. 67-71.
7. Чернобровкин В.А., Тупикина Д.В., Карлова Ю.В., Повайба С.А. Использование сказочного материала в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 1. С. 137-141.