ПРИМЕНЕНИЕ ВОКАЛЬНЫХ ПРИЕМОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
29.12.2024
УДК 373.3
Щёлокова Е. А.,
МДОУ «Детский сад № 121 комбинированного вида», г. Магнитогорск
Корнейчук С. А.,
Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, г. Магнитогорск
ПРИМЕНЕНИЕ ВОКАЛЬНЫХ ПРИЕМОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Аннотация. Статья посвящена сложной и неоднозначной проблеме взаимодействия различных подходов в инклюзивной педагогической практике по коррекции речевых нарушений, актуальность которой связана с осознанием необходимости оптимального включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья, а также применение вокальных приемов на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях с детьми. Логопедические технологии имеют много общего с вокальными технологиями, поскольку речевые и певческие функции голосового аппарата тесно связаны между собой, в связи с чем элементы вокала в логопедии, как вспомогательное средство, рассматриваются в рамках инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению способствует развитию музыкальных способностей, устранению речевых недостатков и положительно влияет на общее развитие ребенка.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, коррекция речевых нарушений, вокальная педагогика, инк-люзия, звукоизвлечение, пение.
THE USE OF VOCAL TECHNIQUES IN INCLUSIVE SPEECH THERAPY
PRACTICE WITH CHILDREN WITH DISABILITIES
Abstract. The article is devoted to the complex and ambiguous problem of interaction of different approaches in inclusive pedagogical practice for correction of speech disorders, the relevance of which is associated with the awareness of the need for optimal inclusion of children with disabilities in the educational process, as well as the use of vocal techniques in frontal, subgroup and individual speech therapy classes with children. Speech therapy has much in common with vocals, since the speech and singing functions of the vocal apparatus are closely related to each other, in connection with which the elements of vocals in speech therapy, as an auxiliary tool, are considered within the framework of inclusive education for children with disabilities. Thoughtful, systematic, consistent work on teaching children to sing contributes to the development of musical abilities, the elimination of speech deficiencies and has a positive effect on the overall development of the child.
Keyword: correction of speech disorders, vocal pedagogy, inclusive, sound production, singing.
С каждым годом в нашей стране увеличивается количество детей, имеющих нару-шения речи, которые преодолеваются как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательное мероприятия, так и медицински-ми средствами воздействия. Подразумеваются также некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.
Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии, эмоциональной не-стабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, спинномозговых травм, психосоматических заболеваний, внутренних болезней, психических отклонений. Д. К. Вильсон считает, что в диагностике и лечении должны участвовать специалисты в таких различных областях, как патология голоса и речи, аудиология, клиническая психо-логия, социология, стоматология, отоларингология, педиатрия, аллергология, рентгено-логия, пластическая хирургия, неврология и психиатрия [2].
Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. Эмоции, динамика ко-торых всегда приводит к определённым гормональным и биохимическим изменениям, опосредованно начинают оказывать влияние на интенсивность обменных процессов, ды-хательную и сердечнососудистую системы, тонус головного мозга, кровообращение и др. В конце ХIХ века начался этап экспериментально-физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.
Логопедия имеет много общего с вокалом, поскольку речевые и певческие функции голосового аппарата тесно связаны между собой, в связи с чем элементы вокала в лого-педии, как вспомогательное средство, применяется достаточно часто. Вокальные упраж-нения благотворно влияют на устранение таких видов логопедических нарушений, как дисфония, дислалия, ринофония и дркгие, когда они не связаны с анатомическими нару-шениями артикуляционного аппарата. Логопедическая работа часто направлена на сня-тие напряжения, спазмов, зажатости, активизацию иннервации речевого аппарата, вокал в этих случаях приносит большую пользу. С. Л. Таптапова, логопед-практик, рекомендует вокальные занятия как составную часть комплексной логопедической терапии, в том числе при коррекции нарушений темпа речи (некоторы виды тахилалии и брадилалии) [7]. В комплексном подходе к преодолению легкой и средней степени заикания, отмеча-ется благотворное влияние занятием вокалом.
Распространенным и эффективным в вокальной педагогике является специальный метод обучения – фонетический (формируется на логопедической основе). Фоне-тический метод основан на активной работе артикуляционных органов – части голосового аппарата, наиболее подчиненной сознанию. Принимая во внимание речевую составляющую вокального звука, целесообразным представляется применение упражнений в виде разговорных распевок. Упражнения в рамках подобного метода могут предусматривать решение следующих задач:
– определить гласные, на которых удобно и полезно развивать голосовой аппарат;
– соединить гласные звуки с согласными;
– развить беглость и гибкость голоса.
Т. Г. Неретина отмечает, что в практике инклюзивных занятий с детьми ОВЗ полез-ны знания о том, что вокал по своей физиологической сути тесно смыкается с фонопеди-ей и фониатрией [5, 6]. Специальный комплекс занятий пением может иметь лечебно-терапевтическое воздействие на некоторые виды дисфонии и фонастении. А позитивный, эмоциональный настрой, возникающий при выполнении вокальных упражнений, благо-творно влияет на общий психологический тонус всей нервной системы, что очень полез-но при коррекции речевых расстройств. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с нарушением речи в том, что она:
– помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
– помогает ускорить прогресс речеобразования, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
– музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осоз-нание.
Основной вид инклюзивных логопедических занятий для детей с ОВЗ – это пение. Активная исполнительская музыкальная деятельность, способствует избавлению от де-фектов речи, так как пение – это комплексная работа над звукоизвлечением, постановкой дыхания и правильной дикции. В освоении верного звукообразования, как отмечает Н. П. Вербовая, обычно большое место занимает работа над отдельными звеньями певче-ского акта [1]. В виде отдельных мышечных приемов осваивается, например, как надо вздохнуть, как открыть рот, положить язык и т. п. Все эти подводящие, частичные дви-жения, отрабатываемые отдельно, потом должны быть соединены в единой координации, как части будущего общего навыка.
Занимаясь вокальными упражнениями, педагоги могут решить ряд задач:
1) формирование правильного речевого дыхания;
2) формирование навыка выразительной речи;
3) формирование навыка интонационной речи;
4) формирование навыков правильного и естественного звукоизвлечения, правиль-ной артикуляции, четкой дикции.
Пение в ансамбле, в хоре полезно для детей, поскольку создает для них необычную, новую обстановку, и дети учатся приспосабливаться к изменениям обстановки. Одной из форм реализации инклюзивного подхода могут быть и совместные музыкальные занятия детей с речевыми нарушениями и детей без нарушений. Это могут быть, например, му-зыкальные спектакли в форме игровой деятельности. Интересными получаются и совме-стные занятия по развитию интонационной выразительности речи.
Как известно, у детей с дизартрией, с общим недоразвитием речи и другими рече-выми нарушениями наблюдается и бедность интонационной стороны речи (по М. К. Хватцевой) [8]. Однако оказывается, что дети и без явных признаков речевых на-рушений также могут испытывать проблемы с мелодической организацией речи. Так, не-которые дети не могут воспринять и воспроизвести изменение высоты тона голоса, кото-рое является неотъемлемым компонентом мелодического рисунка фразы, поэтому такие совместные занятия, как отмечает В. В. Емельянов, полезны не только детям с речевыми нарушениями в плане инклюзивного подхода, но и очень полезны и необходимы в ряде случаев, в том числе и детям без явных речевых нарушений [3].
Совместные занятия крайне важны и с точки зрения развития у всех детей комму-никативных навыков, предполагающих взаимодействие, доброе отношение друг к другу. Дети видят, что у каждого из них могут быть проблемы – кто-то звуки не умеет правиль-но произносить, а кто-то умеет, зато с выразительностью речи у него проблемы.
Совместные, музыкальные занятия, репетиции «приносят» эмоцию радости и детям, и взрослым. Для многих детей – это как раз та деятельность, в процессе которой они и не только получают новые для себя навыки – в области сценической речи, сценического движения и т. д., и развивают свои способности, но и учатся постепенно в чем-то преодо-левать себя, справляться с теми трудностями, которые у них имеются, – и в плане речи, и в плане коммуникации, и в плане эмоций, то есть происходит коррекция психоэмоцио-нального фона и развитие личности ребенка.
Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению способствует развитию музыкальных способностей, устранению речевых недостатков и положительно влияет на общее развитие ребенка. Роль пения при совершенствовании речевых функций трудно переоценить. Особенно это относится к детям: чем раньше ребенок с нарушениями речи начнет петь, тем больше у него будет шансов навсегда распрощаться с этими проблемами.
С учетом всех особенностей построения коррекционных занятий, их организации и планирования, анализа логопедических исследований, можно сделать вывод о продук-тивной связи музыки и логопедии.
Список литературы
1. Вербовая Н. П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи. Москва, 1977.
2. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей ; пер. с англ. А. В. Недвецкого. Москва : Медицина, 1990. – 446 с.
3. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг : учебное пособие.12-е изд., стер. Санкт-Петербург : Планета музыки, 2023.
4. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. Москва : Просвещение, 1991. 143 с.
5. Неретина Т. Г. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психи-ческого развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Москва : ООО «Баласс», 2004. 240 с.
6. Неретина Т. Г. Коррекционная педагогика : учеб. пособие. Электронное издание. Магнитогорск : Магнитогорск. Гос. Тех. Ун-т им. Г.И. Носова, 2017. 172 с.
7. Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса: кн. для логопеда. Москва : Просвещение, 1984. 111 с.
8. Хватцев М. К. Логопедия : работа с дошкольниками : пособие для логопедов и родителей. Санкт-Петербург : Дельта ; Москва : Аквариум, 1996. 379 c.
Щёлокова Е. А.,
МДОУ «Детский сад № 121 комбинированного вида», г. Магнитогорск
Корнейчук С. А.,
Магнитогорская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, г. Магнитогорск
ПРИМЕНЕНИЕ ВОКАЛЬНЫХ ПРИЕМОВ В ИНКЛЮЗИВНОЙ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Аннотация. Статья посвящена сложной и неоднозначной проблеме взаимодействия различных подходов в инклюзивной педагогической практике по коррекции речевых нарушений, актуальность которой связана с осознанием необходимости оптимального включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья, а также применение вокальных приемов на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях с детьми. Логопедические технологии имеют много общего с вокальными технологиями, поскольку речевые и певческие функции голосового аппарата тесно связаны между собой, в связи с чем элементы вокала в логопедии, как вспомогательное средство, рассматриваются в рамках инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению способствует развитию музыкальных способностей, устранению речевых недостатков и положительно влияет на общее развитие ребенка.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, коррекция речевых нарушений, вокальная педагогика, инк-люзия, звукоизвлечение, пение.
THE USE OF VOCAL TECHNIQUES IN INCLUSIVE SPEECH THERAPY
PRACTICE WITH CHILDREN WITH DISABILITIES
Abstract. The article is devoted to the complex and ambiguous problem of interaction of different approaches in inclusive pedagogical practice for correction of speech disorders, the relevance of which is associated with the awareness of the need for optimal inclusion of children with disabilities in the educational process, as well as the use of vocal techniques in frontal, subgroup and individual speech therapy classes with children. Speech therapy has much in common with vocals, since the speech and singing functions of the vocal apparatus are closely related to each other, in connection with which the elements of vocals in speech therapy, as an auxiliary tool, are considered within the framework of inclusive education for children with disabilities. Thoughtful, systematic, consistent work on teaching children to sing contributes to the development of musical abilities, the elimination of speech deficiencies and has a positive effect on the overall development of the child.
Keyword: correction of speech disorders, vocal pedagogy, inclusive, sound production, singing.
С каждым годом в нашей стране увеличивается количество детей, имеющих нару-шения речи, которые преодолеваются как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательное мероприятия, так и медицински-ми средствами воздействия. Подразумеваются также некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.
Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений в развитии, эмоциональной не-стабильности, поведенческих нарушений, сенсорного дефицита, спинномозговых травм, психосоматических заболеваний, внутренних болезней, психических отклонений. Д. К. Вильсон считает, что в диагностике и лечении должны участвовать специалисты в таких различных областях, как патология голоса и речи, аудиология, клиническая психо-логия, социология, стоматология, отоларингология, педиатрия, аллергология, рентгено-логия, пластическая хирургия, неврология и психиатрия [2].
Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. Эмоции, динамика ко-торых всегда приводит к определённым гормональным и биохимическим изменениям, опосредованно начинают оказывать влияние на интенсивность обменных процессов, ды-хательную и сердечнососудистую системы, тонус головного мозга, кровообращение и др. В конце ХIХ века начался этап экспериментально-физиологических исследований в этой области. Ученые доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.
Логопедия имеет много общего с вокалом, поскольку речевые и певческие функции голосового аппарата тесно связаны между собой, в связи с чем элементы вокала в лого-педии, как вспомогательное средство, применяется достаточно часто. Вокальные упраж-нения благотворно влияют на устранение таких видов логопедических нарушений, как дисфония, дислалия, ринофония и дркгие, когда они не связаны с анатомическими нару-шениями артикуляционного аппарата. Логопедическая работа часто направлена на сня-тие напряжения, спазмов, зажатости, активизацию иннервации речевого аппарата, вокал в этих случаях приносит большую пользу. С. Л. Таптапова, логопед-практик, рекомендует вокальные занятия как составную часть комплексной логопедической терапии, в том числе при коррекции нарушений темпа речи (некоторы виды тахилалии и брадилалии) [7]. В комплексном подходе к преодолению легкой и средней степени заикания, отмеча-ется благотворное влияние занятием вокалом.
Распространенным и эффективным в вокальной педагогике является специальный метод обучения – фонетический (формируется на логопедической основе). Фоне-тический метод основан на активной работе артикуляционных органов – части голосового аппарата, наиболее подчиненной сознанию. Принимая во внимание речевую составляющую вокального звука, целесообразным представляется применение упражнений в виде разговорных распевок. Упражнения в рамках подобного метода могут предусматривать решение следующих задач:
– определить гласные, на которых удобно и полезно развивать голосовой аппарат;
– соединить гласные звуки с согласными;
– развить беглость и гибкость голоса.
Т. Г. Неретина отмечает, что в практике инклюзивных занятий с детьми ОВЗ полез-ны знания о том, что вокал по своей физиологической сути тесно смыкается с фонопеди-ей и фониатрией [5, 6]. Специальный комплекс занятий пением может иметь лечебно-терапевтическое воздействие на некоторые виды дисфонии и фонастении. А позитивный, эмоциональный настрой, возникающий при выполнении вокальных упражнений, благо-творно влияет на общий психологический тонус всей нервной системы, что очень полез-но при коррекции речевых расстройств. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с нарушением речи в том, что она:
– помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
– помогает ускорить прогресс речеобразования, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
– музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осоз-нание.
Основной вид инклюзивных логопедических занятий для детей с ОВЗ – это пение. Активная исполнительская музыкальная деятельность, способствует избавлению от де-фектов речи, так как пение – это комплексная работа над звукоизвлечением, постановкой дыхания и правильной дикции. В освоении верного звукообразования, как отмечает Н. П. Вербовая, обычно большое место занимает работа над отдельными звеньями певче-ского акта [1]. В виде отдельных мышечных приемов осваивается, например, как надо вздохнуть, как открыть рот, положить язык и т. п. Все эти подводящие, частичные дви-жения, отрабатываемые отдельно, потом должны быть соединены в единой координации, как части будущего общего навыка.
Занимаясь вокальными упражнениями, педагоги могут решить ряд задач:
1) формирование правильного речевого дыхания;
2) формирование навыка выразительной речи;
3) формирование навыка интонационной речи;
4) формирование навыков правильного и естественного звукоизвлечения, правиль-ной артикуляции, четкой дикции.
Пение в ансамбле, в хоре полезно для детей, поскольку создает для них необычную, новую обстановку, и дети учатся приспосабливаться к изменениям обстановки. Одной из форм реализации инклюзивного подхода могут быть и совместные музыкальные занятия детей с речевыми нарушениями и детей без нарушений. Это могут быть, например, му-зыкальные спектакли в форме игровой деятельности. Интересными получаются и совме-стные занятия по развитию интонационной выразительности речи.
Как известно, у детей с дизартрией, с общим недоразвитием речи и другими рече-выми нарушениями наблюдается и бедность интонационной стороны речи (по М. К. Хватцевой) [8]. Однако оказывается, что дети и без явных признаков речевых на-рушений также могут испытывать проблемы с мелодической организацией речи. Так, не-которые дети не могут воспринять и воспроизвести изменение высоты тона голоса, кото-рое является неотъемлемым компонентом мелодического рисунка фразы, поэтому такие совместные занятия, как отмечает В. В. Емельянов, полезны не только детям с речевыми нарушениями в плане инклюзивного подхода, но и очень полезны и необходимы в ряде случаев, в том числе и детям без явных речевых нарушений [3].
Совместные занятия крайне важны и с точки зрения развития у всех детей комму-никативных навыков, предполагающих взаимодействие, доброе отношение друг к другу. Дети видят, что у каждого из них могут быть проблемы – кто-то звуки не умеет правиль-но произносить, а кто-то умеет, зато с выразительностью речи у него проблемы.
Совместные, музыкальные занятия, репетиции «приносят» эмоцию радости и детям, и взрослым. Для многих детей – это как раз та деятельность, в процессе которой они и не только получают новые для себя навыки – в области сценической речи, сценического движения и т. д., и развивают свои способности, но и учатся постепенно в чем-то преодо-левать себя, справляться с теми трудностями, которые у них имеются, – и в плане речи, и в плане коммуникации, и в плане эмоций, то есть происходит коррекция психоэмоцио-нального фона и развитие личности ребенка.
Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению способствует развитию музыкальных способностей, устранению речевых недостатков и положительно влияет на общее развитие ребенка. Роль пения при совершенствовании речевых функций трудно переоценить. Особенно это относится к детям: чем раньше ребенок с нарушениями речи начнет петь, тем больше у него будет шансов навсегда распрощаться с этими проблемами.
С учетом всех особенностей построения коррекционных занятий, их организации и планирования, анализа логопедических исследований, можно сделать вывод о продук-тивной связи музыки и логопедии.
Список литературы
1. Вербовая Н. П., Головина О. М., Урнова В. В. Искусство речи. Москва, 1977.
2. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей ; пер. с англ. А. В. Недвецкого. Москва : Медицина, 1990. – 446 с.
3. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг : учебное пособие.12-е изд., стер. Санкт-Петербург : Планета музыки, 2023.
4. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. Москва : Просвещение, 1991. 143 с.
5. Неретина Т. Г. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психи-ческого развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Москва : ООО «Баласс», 2004. 240 с.
6. Неретина Т. Г. Коррекционная педагогика : учеб. пособие. Электронное издание. Магнитогорск : Магнитогорск. Гос. Тех. Ун-т им. Г.И. Носова, 2017. 172 с.
7. Таптапова С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса: кн. для логопеда. Москва : Просвещение, 1984. 111 с.
8. Хватцев М. К. Логопедия : работа с дошкольниками : пособие для логопедов и родителей. Санкт-Петербург : Дельта ; Москва : Аквариум, 1996. 379 c.