ПРЕПОДОБНЫЙ СТЕФАН ПЕРМСКИЙ КАК ПРАВОСЛАВНЫЙ МИССИОНЕР
28.12.2024
УДК 2
Епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Зосима (Балин)
г. Магнитогорск
ПРЕПОДОБНЫЙ СТЕФАН ПЕРМСКИЙ
КАК ПРАВОСЛАВНЫЙ МИССИОНЕР
Аннотация. В статье рассматривается миссионерская деятельность Русской Православной Церкви, особенно на ее ранних этапах, которая тесно связана с возникновением и становлением на Руси института православного монашества. Монахи одновременно были и просветителями, и катехизаторами, пытавшимися обратить в христианство языческие народы, проживавшие на территории Руси. Одним из самых известных православных миссионеров среди языческих народов является личность преподобного Стефана Пермского, православного миссионера и подвижника. В своей деятельности он уподобился первым христианским миссионерам Древней Церкви, которые когда-то в одиночку отправились в дальние страны, чтобы проповедовать учение Христа. Анализируется его деятельность среди коми-зырян. Оценивается вклад Преподобного в развитие миссионерской деятельности Русской Православной Церкви среди языческих народов.
Ключевые слова: Стефан Пермский, миссионерство, Русская Православная Церковь, православная миссия, монашество, крещение язычников.
ST. STEPHEN OF PERM AS AN ORTHODOX MISSIONARY
Abstract. The article examines the missionary activity of the Russian Orthodox Church, especially in its early stages, which is closely connected with the emergence and development of the institution of Orthodox monasticism in Rus'. The monks were both educators and catechists, trying to convert the pagan peoples living in the territory of Rus' to Christianity. One of the most famous Orthodox missionaries among pagan peoples is the figure of St. Stephen of Perm, an Orthodox missionary and ascetic. In his activity, he resembled the first Christian missionaries of the Ancient Church, who once went alone to distant lands to preach the teachings of Christ. His activity among the Komi-Zyryans is analyzed. The contribution of the Reverend to the development of the missionary activity of the Russian Orthodox Church among pagan peoples is assessed.
Keyword: Stephen of Perm, missionary work, Russian Orthodox Church, Orthodox mission, monasticism, baptism of pagans.
История христианской миссии берет свое начало еще со времен земной жизни Ии-суса Христа. Призвав на служение апостолов – «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20) – Спаситель, тем самым, заложил основы миссионерского служения Церкви.
Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви, особенно на ее ранних этапах, тесно связана с возникновением и становлением на Руси института православного монашества. Начиная с XI в., православные монастыри постепенно становятся не только средоточием духовной жизни, но и крупными миссионерскими центрами. Именно монахи становятся первыми миссионерами в полном смысле этого слова, из уст и по дея-ниям которых христианскую веру впоследствии воспринимают язычники от южных зе-мель русского государства до его северных окраин. Монахи одновременно были и просветителями, и катехизаторами, пытавшимися обратить в христианство языческие наро-ды, проживавшие на территории Руси.
Одним из самых известных православных миссионеров среди языческих народов является преподобный Стефан Пермский. В своей деятельности он уподобился первым христианским миссионерам Древней Церкви, которые когда-то в одиночку отправились в дальние страны, чтобы проповедовать учение Христа. Как отмечает Г. М. Прохоров, «преподобный Стефан стоял у истоков так называемого индивидуального миссионерства. Он не побоялся встать на путь обращения язычников в христианство и в одиночку от-правился в гущу языческого народа» [4, c. 30].
Для многих последующих миссионеров деятельность преподобного Стефана была примером того, как нужно вести работу среди язычников и завоевывать доверие и уважение последних. Из жития преподобного мы узнаем, что сам Стефан много лет посвятил подготовке своей миссии среди коми-зырян. Будучи человеком ученым, знавшим грече-ский язык и в совершенстве владея языком богословским, будущий апостол зырян пре-красно понимал, что успех православной миссии зависел, в том числе, и от того, на од-ном ли языке будет говорить миссионер с язычниками. Около 15 лет понадобилось пре-подобному, чтобы составить алфавит и грамматику языка коми-зырян, после чего Стефан перевел на этот язык отдельные книги Священного Писания и само христианское богослужение.
Именно Стефан первый ввел в практику проповедь христианства инородцам-язычникам на их родном языке, поскольку, как показала практика, другого языка они не понимали и не принимали. Любой другой язык, кроме их родного, был для инородцев языком чужим, языком завоевателей, что ожесточало их души и сердца и делало распро-странения христианства маловероятным. Создав для коми-зырян азбуку, на основе которой впоследствии была создана и письменность, Стефан обучал последних грамоте, ша-гая по Пермскому краю, сокрушая идолов и языческие кумирницы, воздвигая на их месте православные храмы. При этом жизнь Стефана постоянно подвергалась смертельной опасности. Несколько раз язычники замышляли убить христианского миссионера, но каждый раз Господь уберегал Стефана, казалось, от верной смерти.
Миссионерский подвиг отца Стефана очевиден. Каждодневно он наглядно показы-вал язычникам, что христианская вера, излагаемая им в ежедневных проповедях, сильнее злобы и духовной темноты последних. Это видели и сами зыряне, которые постепенно, под влиянием отца Стефана приходили к мысли о необходимости воспринятия святого крещения. Причем к таким мыслям приходили, в том числе, и те, кто ранее замышлял предать смерти православного миссионера.
Некоторые авторы отмечают, что преподобный Стефан по прошествии времени вы-зывал у зырян доверие и уважение. Так, Г. П. Федотов пишет, что «в своей деятельности по христианизации местного населения Стефан никогда не прибегал к помощи царской администрации» [5], так как не желал, чтобы к христианизации тесно примыкал такой процесс как русификация, который в XIV-XV вв. на фоне противостояния с монголо-татарами являл собой, в первую очередь, форму культурной и религиозной ассимиляции инородческого населения Московского государства. Против этого процесса активно вы-ступали сами малые народы, желавшие и далее сохранять свою этническую самобытность.
Очевидно, что Стефан понимал, что его взаимодействие с московской администрацией в деле распространения христианства потребовало бы русификации зырян, что со-вершенно точно вызвало бы ожесточение последних, отторжение и неприятие ими пра-вославия как веры завоевателей. Все это не просто обесценивало бы труды преподобного на ниве просвещения и христианизации коми-зырян, но и делало бы всю проведенную ранее работу ненужной и бесполезной. Именно по этой причине преподобный Стефан и отказывался от какого-либо сотрудничества со светской властью в деле христианизации язычников Пермского края.
После того, как Стефан был хиротонисан во епископа Пермского (1383 г.), распространение православия среди язычников на указанной территории пошло еще быстрее. По свидетельству А. Я. Кожурина, «этому способствовало то обстоятельство, что ранее открытые при церквах школы грамоты начали давать свои плоды. Из их стен выходили воцерковленные коми-зыряне, которых Стефан самолично рукополагал в священнический сан и которые в дальнейшем продолжали дело преподобного, приводя к православию своих языческих сородичей» [2, c. 35]. Миссионерскому служению у коми-зырян преподобный Стефан отдал восемнадцать лет. За это время значительная часть этого на-рода приняла православие. В Пермском крае было построено много церквей, открыто множество школ, в которых обучали грамоте не только взрослое население, но и детей.
Преподобный Епифаний, написавший в свое время житие Стефана – епископа Пермского, совершенно справедливо ставит последнего в один ряд с раннехристианскими апостолами, а за научение коми-зырян грамоте и письму Стефан и вовсе был постав-лен в один ряд с Кириллом и Мефодием: «Не только ведь святым крещением просветил он их, но и грамоте сподобил их, и книжный разум радовал им, и письменность передал им…ибо прежде крещения пермяне не имели у себя грамоты и не разумели писания, и вовсе не знали, что такое книги» [1].
Дело преподобного Стефана продолжили его ученики, некоторые из которых, как, например, святители Герасим и Питирим претерпели мученическую кончину за веру [3, c. 56]. Однако, это уже не могло остановить распространение православия среди местных языческих народов. В дальнейшем появлялись новые православные миссионеры, совершавшие многочисленные подвиги во Славу Божию, приводя к православной вере наро-ды, проживавшие на русском Севере.
Список литературы
1. Епифаний Премудрый, преп. Слово о житии святого Стефана, бывшего епископом в Перми. [сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premudryj/slovo-o-zhitii-svjatogo-stefana-byvshego-episkopom-v-permi/ (дата обращения: 12.10.2024).
2. Кожурин А. Я. Религиозные основания просвещения в Московской Руси (XIV-XVI веков) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 56. С. 33–42.
3. Помелов В. Б., Сахаров В. А., Сахарова Л. Г. Просветительская деятельность пре-подобного Стефана Пермского (1345-1396 гг.) // ELPIS. 2019. № 21. С. 51–57.
4. Прохоров Г. М. Заметки о русском миссионерстве // История и культура. 2007. № 6. С. 26–40.
5. Федотов Г. П. Святые Древней Руси // Азбука веры. [сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedotov/svjatye-drevnej-rusi/7 (дата обращения: 13.10.2024).
Епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Зосима (Балин)
г. Магнитогорск
ПРЕПОДОБНЫЙ СТЕФАН ПЕРМСКИЙ
КАК ПРАВОСЛАВНЫЙ МИССИОНЕР
Аннотация. В статье рассматривается миссионерская деятельность Русской Православной Церкви, особенно на ее ранних этапах, которая тесно связана с возникновением и становлением на Руси института православного монашества. Монахи одновременно были и просветителями, и катехизаторами, пытавшимися обратить в христианство языческие народы, проживавшие на территории Руси. Одним из самых известных православных миссионеров среди языческих народов является личность преподобного Стефана Пермского, православного миссионера и подвижника. В своей деятельности он уподобился первым христианским миссионерам Древней Церкви, которые когда-то в одиночку отправились в дальние страны, чтобы проповедовать учение Христа. Анализируется его деятельность среди коми-зырян. Оценивается вклад Преподобного в развитие миссионерской деятельности Русской Православной Церкви среди языческих народов.
Ключевые слова: Стефан Пермский, миссионерство, Русская Православная Церковь, православная миссия, монашество, крещение язычников.
ST. STEPHEN OF PERM AS AN ORTHODOX MISSIONARY
Abstract. The article examines the missionary activity of the Russian Orthodox Church, especially in its early stages, which is closely connected with the emergence and development of the institution of Orthodox monasticism in Rus'. The monks were both educators and catechists, trying to convert the pagan peoples living in the territory of Rus' to Christianity. One of the most famous Orthodox missionaries among pagan peoples is the figure of St. Stephen of Perm, an Orthodox missionary and ascetic. In his activity, he resembled the first Christian missionaries of the Ancient Church, who once went alone to distant lands to preach the teachings of Christ. His activity among the Komi-Zyryans is analyzed. The contribution of the Reverend to the development of the missionary activity of the Russian Orthodox Church among pagan peoples is assessed.
Keyword: Stephen of Perm, missionary work, Russian Orthodox Church, Orthodox mission, monasticism, baptism of pagans.
История христианской миссии берет свое начало еще со времен земной жизни Ии-суса Христа. Призвав на служение апостолов – «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20) – Спаситель, тем самым, заложил основы миссионерского служения Церкви.
Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви, особенно на ее ранних этапах, тесно связана с возникновением и становлением на Руси института православного монашества. Начиная с XI в., православные монастыри постепенно становятся не только средоточием духовной жизни, но и крупными миссионерскими центрами. Именно монахи становятся первыми миссионерами в полном смысле этого слова, из уст и по дея-ниям которых христианскую веру впоследствии воспринимают язычники от южных зе-мель русского государства до его северных окраин. Монахи одновременно были и просветителями, и катехизаторами, пытавшимися обратить в христианство языческие наро-ды, проживавшие на территории Руси.
Одним из самых известных православных миссионеров среди языческих народов является преподобный Стефан Пермский. В своей деятельности он уподобился первым христианским миссионерам Древней Церкви, которые когда-то в одиночку отправились в дальние страны, чтобы проповедовать учение Христа. Как отмечает Г. М. Прохоров, «преподобный Стефан стоял у истоков так называемого индивидуального миссионерства. Он не побоялся встать на путь обращения язычников в христианство и в одиночку от-правился в гущу языческого народа» [4, c. 30].
Для многих последующих миссионеров деятельность преподобного Стефана была примером того, как нужно вести работу среди язычников и завоевывать доверие и уважение последних. Из жития преподобного мы узнаем, что сам Стефан много лет посвятил подготовке своей миссии среди коми-зырян. Будучи человеком ученым, знавшим грече-ский язык и в совершенстве владея языком богословским, будущий апостол зырян пре-красно понимал, что успех православной миссии зависел, в том числе, и от того, на од-ном ли языке будет говорить миссионер с язычниками. Около 15 лет понадобилось пре-подобному, чтобы составить алфавит и грамматику языка коми-зырян, после чего Стефан перевел на этот язык отдельные книги Священного Писания и само христианское богослужение.
Именно Стефан первый ввел в практику проповедь христианства инородцам-язычникам на их родном языке, поскольку, как показала практика, другого языка они не понимали и не принимали. Любой другой язык, кроме их родного, был для инородцев языком чужим, языком завоевателей, что ожесточало их души и сердца и делало распро-странения христианства маловероятным. Создав для коми-зырян азбуку, на основе которой впоследствии была создана и письменность, Стефан обучал последних грамоте, ша-гая по Пермскому краю, сокрушая идолов и языческие кумирницы, воздвигая на их месте православные храмы. При этом жизнь Стефана постоянно подвергалась смертельной опасности. Несколько раз язычники замышляли убить христианского миссионера, но каждый раз Господь уберегал Стефана, казалось, от верной смерти.
Миссионерский подвиг отца Стефана очевиден. Каждодневно он наглядно показы-вал язычникам, что христианская вера, излагаемая им в ежедневных проповедях, сильнее злобы и духовной темноты последних. Это видели и сами зыряне, которые постепенно, под влиянием отца Стефана приходили к мысли о необходимости воспринятия святого крещения. Причем к таким мыслям приходили, в том числе, и те, кто ранее замышлял предать смерти православного миссионера.
Некоторые авторы отмечают, что преподобный Стефан по прошествии времени вы-зывал у зырян доверие и уважение. Так, Г. П. Федотов пишет, что «в своей деятельности по христианизации местного населения Стефан никогда не прибегал к помощи царской администрации» [5], так как не желал, чтобы к христианизации тесно примыкал такой процесс как русификация, который в XIV-XV вв. на фоне противостояния с монголо-татарами являл собой, в первую очередь, форму культурной и религиозной ассимиляции инородческого населения Московского государства. Против этого процесса активно вы-ступали сами малые народы, желавшие и далее сохранять свою этническую самобытность.
Очевидно, что Стефан понимал, что его взаимодействие с московской администрацией в деле распространения христианства потребовало бы русификации зырян, что со-вершенно точно вызвало бы ожесточение последних, отторжение и неприятие ими пра-вославия как веры завоевателей. Все это не просто обесценивало бы труды преподобного на ниве просвещения и христианизации коми-зырян, но и делало бы всю проведенную ранее работу ненужной и бесполезной. Именно по этой причине преподобный Стефан и отказывался от какого-либо сотрудничества со светской властью в деле христианизации язычников Пермского края.
После того, как Стефан был хиротонисан во епископа Пермского (1383 г.), распространение православия среди язычников на указанной территории пошло еще быстрее. По свидетельству А. Я. Кожурина, «этому способствовало то обстоятельство, что ранее открытые при церквах школы грамоты начали давать свои плоды. Из их стен выходили воцерковленные коми-зыряне, которых Стефан самолично рукополагал в священнический сан и которые в дальнейшем продолжали дело преподобного, приводя к православию своих языческих сородичей» [2, c. 35]. Миссионерскому служению у коми-зырян преподобный Стефан отдал восемнадцать лет. За это время значительная часть этого на-рода приняла православие. В Пермском крае было построено много церквей, открыто множество школ, в которых обучали грамоте не только взрослое население, но и детей.
Преподобный Епифаний, написавший в свое время житие Стефана – епископа Пермского, совершенно справедливо ставит последнего в один ряд с раннехристианскими апостолами, а за научение коми-зырян грамоте и письму Стефан и вовсе был постав-лен в один ряд с Кириллом и Мефодием: «Не только ведь святым крещением просветил он их, но и грамоте сподобил их, и книжный разум радовал им, и письменность передал им…ибо прежде крещения пермяне не имели у себя грамоты и не разумели писания, и вовсе не знали, что такое книги» [1].
Дело преподобного Стефана продолжили его ученики, некоторые из которых, как, например, святители Герасим и Питирим претерпели мученическую кончину за веру [3, c. 56]. Однако, это уже не могло остановить распространение православия среди местных языческих народов. В дальнейшем появлялись новые православные миссионеры, совершавшие многочисленные подвиги во Славу Божию, приводя к православной вере наро-ды, проживавшие на русском Севере.
Список литературы
1. Епифаний Премудрый, преп. Слово о житии святого Стефана, бывшего епископом в Перми. [сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premudryj/slovo-o-zhitii-svjatogo-stefana-byvshego-episkopom-v-permi/ (дата обращения: 12.10.2024).
2. Кожурин А. Я. Религиозные основания просвещения в Московской Руси (XIV-XVI веков) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 56. С. 33–42.
3. Помелов В. Б., Сахаров В. А., Сахарова Л. Г. Просветительская деятельность пре-подобного Стефана Пермского (1345-1396 гг.) // ELPIS. 2019. № 21. С. 51–57.
4. Прохоров Г. М. Заметки о русском миссионерстве // История и культура. 2007. № 6. С. 26–40.
5. Федотов Г. П. Святые Древней Руси // Азбука веры. [сайт]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedotov/svjatye-drevnej-rusi/7 (дата обращения: 13.10.2024).