Преемственность в изучении христианской культуры в начальной и основной школе
27.03.2022
Кулешова Т. Н.
(на материале изучения темы «Крещение Руси»)
Для нашего коллектива школы № 20 г. Магнитогорска темы, связанные с формированием духовно-нравственной личности, являются приоритетными. Курс «Основы православной культуры» располагает огромным духовным потенциалом, но он изучается в школе только в течение одного года, поэтому осуществление преемственности курса с другими предметами гуманитарного цикла может сохранить непрерывность в формировании духовно-нравственных основ личности.
Преемственность в обучении понимается нами как установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Обеспечение преемственности связано, прежде всего, с сохранением единых подходов к целям и задачам обучения. Межпредметные связи, интеграция позволяют осуществлять преемственность.
Так, курс «Основы православной культуры» знакомит обучающихся с основными духовно-нравственными понятиями (вера, надежда, любовь) и кратко с историческими событиями, в которых можно наблюдать воплощение этих понятий в людских поступках. Совместно с учителем истории мы определили тему «Крещение Руси», на материале которой можно интегрировать исторический материал с курсом «Основы православной культуры», подобрали необходимые материалы: иллюстрации, исторические документы; написали сценарий. В результате получился интегрированный театрализованный урок в 5 классе. Через театрализованное представление исторических персонажей (историческую реконструкцию), которая была исполнена силами учеников, произошло осознанное погружение в эпоху. В этом помог личный опыт учеников, побывавших накануне на Украине в месте, где происходило Крещение русичей князем Владимиром. Далее следовали анализ и оценка фактов прошлого и современности, связанных с крещением Руси. На таких уроках, мы убеждены, происходит расширение и углубление теоретических знаний детей, осознанное и самостоятельное их применение в письменной и устной речи.
В работе учителя главное – неравнодушие и заинтересованность. В этой связи важно помнить слова святого учителя Церкви святителя Иоанна Златоуста: «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуется Бог и люди. Так, чтобы не плакать нам ныне от чад своих, чтобы не оплакивать их и себя, когда они вырастут, и чтобы нынешние слезы не стали началом будущих, не будем делать дело Божие воспитание детей с небрежением».
(на материале изучения темы «Крещение Руси»)
Для нашего коллектива школы № 20 г. Магнитогорска темы, связанные с формированием духовно-нравственной личности, являются приоритетными. Курс «Основы православной культуры» располагает огромным духовным потенциалом, но он изучается в школе только в течение одного года, поэтому осуществление преемственности курса с другими предметами гуманитарного цикла может сохранить непрерывность в формировании духовно-нравственных основ личности.
Преемственность в обучении понимается нами как установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Обеспечение преемственности связано, прежде всего, с сохранением единых подходов к целям и задачам обучения. Межпредметные связи, интеграция позволяют осуществлять преемственность.
Так, курс «Основы православной культуры» знакомит обучающихся с основными духовно-нравственными понятиями (вера, надежда, любовь) и кратко с историческими событиями, в которых можно наблюдать воплощение этих понятий в людских поступках. Совместно с учителем истории мы определили тему «Крещение Руси», на материале которой можно интегрировать исторический материал с курсом «Основы православной культуры», подобрали необходимые материалы: иллюстрации, исторические документы; написали сценарий. В результате получился интегрированный театрализованный урок в 5 классе. Через театрализованное представление исторических персонажей (историческую реконструкцию), которая была исполнена силами учеников, произошло осознанное погружение в эпоху. В этом помог личный опыт учеников, побывавших накануне на Украине в месте, где происходило Крещение русичей князем Владимиром. Далее следовали анализ и оценка фактов прошлого и современности, связанных с крещением Руси. На таких уроках, мы убеждены, происходит расширение и углубление теоретических знаний детей, осознанное и самостоятельное их применение в письменной и устной речи.
В работе учителя главное – неравнодушие и заинтересованность. В этой связи важно помнить слова святого учителя Церкви святителя Иоанна Златоуста: «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуется Бог и люди. Так, чтобы не плакать нам ныне от чад своих, чтобы не оплакивать их и себя, когда они вырастут, и чтобы нынешние слезы не стали началом будущих, не будем делать дело Божие воспитание детей с небрежением».