ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ГОДЫ ВОВ
02.11.2021
Свистова Наталья Валерьевна,
магистрант 1 курса МГТУ им. Г. И. Носова
г. Магнитогорск
Великой Отечественной войны потребовало быстрой переориентации политической, экономической, социальной системы на военные рельсы. С каждым годом войны все острее стала проявляться проблема беспризорности и безнадзорности, война породила массовое сиротство детей.
Еще до войны на союзном уровне мерами по защите детей, оставшихся без попечения родителей, руководили Совет Народных Комиссаров, Народный комиссариат просвещения и внутренних дел (НКВД) СССР и союзных республик. Проведенный нами анализ нормативно-правовых актов военных лет пока-зывает, что в период с июня 1941 по январь 1942 год государство дополнительно не регулировало вопросы защиты и устройства беспризорных и безнадзорных детей, но уже в январе 1942 г. Совет Народных комиссаров принял Поста-новление «Об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей» [6, с. 166]. С этого момента начала формироваться система органов, занимающихся устройством детей, оставшихся без попечения родителей. Совнархозам всех территориальных образований государства предписывалось обеспечить благоустройство детей-сирот и детей, потерявших родителей при переезде в другую местность. Документ стал основополагающим по вопросу устройства сирот в военные годы. Главным органом, выполняющим данную функцию, стал приемник-распределитель. Детей стали распределять: в детские дома (интернаты, приюты), в органы здравоохранения, на патронирование и опеку в семьи рабочих и служащих.
В 1942 г. созданы органы учета беспризорных детей. Постановлением «Об оказании помощи родителям и родственникам по отысканию отставших от них детей» [7, С. 15] организованы справочно-адресные столы при НКВД СССР и при их местных отделениях, в которых поименно регистрировались дети, находящиеся в приемнике и направленные в детские учреждения, на патронаж и под опеку. В каждой союзной республике составлялись списки, что значительно об-легчало поиск пропавших детей, а также давало возможность оценить масштабы проблемы по устройству сирот по всему государству.
К 1943 г. обнаружилась проблема нехватки мест в детских домах и других учреждениях данного типа. Чем больше было погибших солдат на фронтах, тем больше становилось и сирот. По Постановлению СНК СССР в 1943 г. были ор-ганизованы 9 суворовских училищ, 23 ремесленных училища, оборудованы дет-ские воспитательные учреждения в расчете на 16300 человек, а также 29 прием-ников-распределителей [2]. В первую очередь данные учреждения были заполнены детьми военнослужащих, советских партийных деятелей, рабочих и кол-хозников. Данные меры расширили сеть специальных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.
В этом же году принято «Положение по улучшению работы детских до-мов» [7]. Центральным и местным исполкомам поручено проводить меры по организации размещения детей в детских домах. При нехватке мест необходимо было создавать дополнительные детские дома. В 1944 г. СНК в постановлении «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению меди-цинского и бытового обслуживания женщин и детей» [3] поставлены новые за-дачи по улучшению жизни и здоровья детей, оставшихся без попечения родите-лей. Ответственность по увеличению сети различных детских заведений, в том числе домов ребенка и детских домов была теперь возложена на республиканские наркоматы и ведомства. Обязанность по расширению сети домов ребенка лежала на Наркомате здравоохранения. Количество мест предполагалось увели-чить до 34 тысяч к концу 1944 г., а к 1945 г. и вовсе до 43,7 тысяч с обязательным распределением по республикам СССР. Детские дома должны быть уком-плектованы на 563 тысячи мест, а к 1945 году – на 653 тысячи мест [3]. Строить новые подобные учреждения республики должны были теперь самостоятельно. Они же были обязаны организовать производство мебели, посуды и обеспечить ими указанные детские дома и приемники.
Проблема материально-технического, продовольственного обеспечения учреждений в условиях жесточайшей экономии во время войны стояла достаточно остро. Все детдома необходимо было обеспечить оборудованием: мебелью, кухонной и столовой утварью. Обширному спектру народных комиссариатов: торговли, пищевой, рыбной, мясной и легкой промышленности, Центросоюзу, НКТекстилю, было поручено общее обеспечение этих учреждений продуктами питания и промышленными товарами [1, с. 390].
Особое внимание уделялось медицинскому обслуживанию детей-сирот, поступающих в специальные учреждения, физическое состояние которых было достаточно плачевным. К каждому детскому дому был прикреплен врач и уста-новлен график посещения детей в зависимости от местности: в городе – не менее трех раз в неделю, в селе – не реже одного раза в месяц [3]. Кроме того, в каждый детдом назначалась медицинская сестра для постоянного наблюдения за со-стоянием здоровья детей, оказания первой медицинской помощи при заболеваниях, проведения профилактических мероприятий. В связи с этим в 1943–1944 гг. намечено было решить несколько задач: провести тщательный медицинский осмотр детей, выявить тех, кто нуждается в помощи и лечении.
Не менее важной проблемой была работа педагогов в детских домах. На должности воспитателей ввиду отсутствия большего количества квалифицированных кадров с условием профессиональной переподготовки принимались те, у кого было среднее общее образование. Для них организовывались специальные курсы. К должностям директора и заместителям директора детских домов предъявлялись более строгие требования: наличие педагогического образования и опыта работы не менее трех лет [3]. Работники детских домов с 1 сентября 1943 г. приравнивались к работникам школ по заработной плате, педагогическому стажу, пенсионному обеспечению.
Конечно, существовала проблема детской преступности и нарушения дисциплины. Государством, согласно постановлению «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» [1, с. 383], в 1943 г. была создана при НКВД сеть детских трудовых воспитательных колоний, в которых содержались дети в возрасте от 11 до 16 лет. Туда попадали детей несколько категорий: беспризорные, не имеющие родителей или долгое время проживающие без них и без постоянного места жительства; преступники, со-вершившие незначительные преступления (хулиганство, мелкие кражи), по которым не применяются меры уголовного преследования; воспитанники детских домов, постоянно нарушающие дисциплину. В 1944 г. приказом Прокурора СССР № 58 «Об организации группы по делам о несовершеннолетних при про-куратуре союза ССР» [1, с. 401] была также создана группа по делам несовершеннолетних при Прокуратуре Союза, в обязанности которой входил контроль за исполнением законов по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорно-стью, осуществление следственных действий по преступлениям, совершенным молодыми преступниками, а также надзор за законностью назначения наказания и местом заключения детей.
К концу войны сформированная система обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, не только была не отменена, но после мая 1945 г. продолжила свое существование, а во второй половине 1950-х гг. трансформирована.
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны государство не оставило без внимания детей, оставшихся без попечения родителей. За годы войны государством была создана широкая сеть государственных органов по управлению учреждениями для сирот, организовано их материально-техническое, продовольственное обеспечение, проявлялась забота о физическом здоровье воспитанников, внедрялись меры по повышению уровня профессиональной подготовки педагогических работников. Кроме того, была организована система исправительных учреждений для детей, нарушающих дисциплину и со-вершающих преступления. В целом эти меры способствовали сохранению населения страны, которое за 4 года войны катастрофически сократилось в своей численности.
Список литературы
1. Дети ГУЛАГа 1918-1956: сборник документов / С. С. Виленский, А. И. Кокурин, Г. В. Атамашкина, И. Ю. Новиченко. – М. : МФД, 2002. – 631 с.
2. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 г. «О не-отложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kadet.ru/doc/SNK_SSSR_210843.htm
3. Постановление СНК СССР от 10 ноября 1944 г. № 1571 «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc&base=
ESU&n=42802#07394217932861433
4. Варехина А. Н. Детские дома на Урале в годы Великой Отечественной войны // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 4. – С. 32–39.
5. Потемкина М. Н. Эвакуация населения СССР в начальный период Ве-ликой Отечественной войны: дискуссионные аспекты проблемы // Романовские чтения. – Могилёв, 2017. – С. 47–48.
6. Славко А. А. Массовые источники по истории детей-сирот в России в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2009. – № 3. – С. 166–169.
7. Ложкина, И. А. Социальная защита детей-сирот в годы Великой Отечественной войны : автореф. на соиск. ученой степ. канд. ист. наук / Ложкина И. А. – Ижевск, 2010. – 25 с.