Православные добродетели как источник нравственного воспитания растущего человека или как говорить с детьми о добродетели и грехе
27.03.2022
Орехова Т.Ф.
(из опыта работы преподавателя воскресной школы)
В заявленной теме выступления взаимосвязано представлено несколько актуальных проблем воспитания детей, которые наиболее ярко обозначились в настоящее время: прежде всего, это проблема нравственного воспитания растущего человека в условиях современного «информационного мира», а точнее – формирование у детей нравственной устойчивости в искусительно развращающей социальной среде; во-вторых, это проблема взаимоотношений детей и взрослых и тесно связанная с ней проблема взаимопонимания между взрослыми как воспитателями и детьми как воспитуемыми; в-третьих, это методические вопросы взаимодействия взрослых и детей, педагогов и учащихся в деле совместного движения по пути «доброделания» через противостояние греху.
Прежде чем начать свои рассуждения, имеет смысл кратко пояснить понятия, которыми мы будем оперировать в своем выступлении: это растущий человек, нравственность, добродетель и грех. По каждому из этих слов можно привести множество значений, но мы представим только те, которые близки теме наших размышлений.
Итак, растущий человек – это «недозрелое» существо, то есть человек со всеми присущими ему человеческими характеристиками, но находящийся в состоянии развития. У него есть тело, которое ему, также как и взрослому человеку, изначально по природе при рождении не принадлежит, но в отличие от взрослого, тело которого достигло вершины своего физического, физиологического и психического развития, ребенку еще трудно владеть своим телом, оно все время выходит из его подчинения и часто «делает» совсем не то, что хотят от ребенка взрослые. И эта ситуация в разной степенью напряженности длится до 21-24 лет.
Под нравственностью, как результатом нравственного воспитания личности, мы будем понимать совокупность внутренних, духовных качеств человека, которыми он руководствуется в своей жизни и отношениях с окружающим миром во всем многообразии его проявлений, и в первую очередь с окружающими его людьми; Нравственность заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий человека как члена общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования человеком своего поведения с устоявшимися в общественном сознании нормами морали отличают всякое явление нравственности. Как отмечает И. Кант, нравственное чувство является, «некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей».
Добродетелью мы будем называть устойчивое и постоянное качество душевной жизни человека, подвигающее его совершать добро постоянно на сознательной основе и в любых жизненных обстоятельствах, в том числе и опасных для себя, и при этом независимо от внутреннего самочувствия, от подъема или спада душевной энергии. Как показывает жизнь, спонтанно совершать добро могут многие люди. Переход от жизни импульсивно мотивированной к жизни добродетельной происходит по-разному: чаще всего это результат воспитания и самовоспитания, одно из качеств нравственно развитого человека; а в христианстве – результат благодати, помогающей неустойчивой воле человека последовательно совершать добро. Достижение именно этого уровня – как результата благодати – и является для нас одной из задач воспитания детей, обучающихся в воскресной школы.
Грех в контексте наших рассуждений мы будем употреблять в двух значениях: 1) согласно христианскому вероучению как нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, то есть нарушение верующими религиозно-нравственных предписаний, религиозных предписаний и правил, 2) а в светском значении как любой предосудительный поступок человека, недостаток, то, что лежит на совести, отягощает ее как чувство вины.
Исходя из представленной трактовки ключевых понятий нашего сообщения, мы одной из важных задач обучения детей в Воскресных школах ставим задачу формирования у них представлений о добродетели и грехе и развития потребности жить в соответствии с этими представлениями. Важность этой задачи, как было показано выше, не подлежит сомнению, особенно в условиях современного мира, наполненного информацией и образами растлевающего характера, что, безусловно, отрицательно сказывается не только на нравственности детей, но и на их здоровье.
Трактуя здоровье как Божий дар, мы выделяем в нем два начала: биологическое, которое претворяется в физическом здоровье человека и задается ему прирожденно от Бога, и культурное, качество которого зависит от сознательной деятельности человека, от его мыслей и поведения, или, по-другому говоря, от его свободного волеизъявления, от его выбора, по чьей воле жить – по воле Бога или по своей.
Тема добродетели и греха проходит на уроках в нашей Воскресной школе красной нитью. Главная задача уроков видится в том, чтобы учить детей опознавать грех, контролировать и регулировать свое поведение, вызвать у них желание преодолевать свои грехи и жить по законам добродетели и дать им «инструменты» для борьбы с грехом – молитву, исповедь и причастие. Тема добродетели и греха пронизывает содержание каждого урока: будь то рассказ из Ветхого или Нового Завета, рассказы и жизни святых, толкование молитв, разговор о Божественной литургии, об ангелах и пр. При этом важно, чтобы на уроке как можно больше говорили дети, поэтому ведущим методом обучения является эвристическая беседа.
В светской педагогике сложилось несколько типов бесед, вопросы в которых строятся в зависимости от цели беседы. Если требуется повторить пройденное, то используются прямые вопросы; если требуется вывести детей на осмысление имеющихся у них знаний, которые они получили за пределами обучения в воскресной школе, то есть знания, которые имеются в их субъектном опыте, то используются наводящие вопросы; если же речь идет о знании, которого у детей еще нет, то задаются так называемые проблемные вопросы, составляющие поисковую (эвристическую) беседу. Именно этот тип беседы преимущественно используется на уроках в нашей воскресной школе.
Преобладающее большинство бесед на тему греха и добродетели строится по одному алгоритму. После ознакомления с сюжетом в рамках темы урока, детям задаются вопросы, направленные на выявление того, что они поняли и запомнили. Затем с помощью наводящих вопросов уточняются важные для последующего разговора детали. Если на первом этапе беседы задаются так называемые прямые вопросы, то со второго этапа вопросы задаются, как мы говорим, в «размышлительной» форме: «кто как думает…»; «кто заметил…»; «кто может сказать…»; «кто думает по-другому?» Этот этап беседы дает возможность увидеть уровень понимания смысла сюжета детьми, выявить их нравственно-духовные установки, а также умение думать и говорить.
Заметим, что все вопросы важно задавать в форме так сказать «индивидуального» обращения, то есть обращения к индивиду, а не к коллективу. Например, не «как вы думаете», а «кто как думает», не «какое у вас мнение», а «у кого какое мнение» и т. п. Такая форма вопроса, как показывает наш опыт, нацеливает детей на персональную ответственность за свой ответ, что в конечном итоге способствует формированию у них способности говорить от своего «Я». Наверное, всем известно, как часто свое личное мнение человек выражает через местоимение «мы». Например, человека просят высказать свое мнение, а он говорит: «Мы считаем…», или «Я думаю, что выражу общее мнение…». Именно поэтому в нашей практике мы учим детей говорить только за себя, то есть использовать местоимение «Я»: «я думаю…», «я считаю…», «мне кажется…».
Следующий этап беседы – это разговор о тех добродетелях и грехах, которые дети заметили в данном сюжете. Завершающим этапом беседы становится вывод о том, какой урок каждый из нас должен извлечь из данного сюжета. В заключение учитель предлагает детям поразмышлять о том, что каждый из них может сделать, если вдруг попадет в подобную ситуацию, а также, что нужно делать, чтобы в такие ситуации не попадать.
Приведем пример беседы (вопросов учителя к детям) после прочтения рассказа о грехопадении Адама и Евы (для средней группы учащихся от 8 до 13 лет).
Первый этап беседы о содержании рассказа.
– О чем говорится в данном рассказе?
– Что сделали люди?
– А что им наказывал Бог?
– Почему они это сделали?
– Кто первый не устоял перед соблазном?
Второй этап беседы – уточняющий.
– Кто как думает, почему Ева не просто сама попробовала яблоко с дерева познания добра и зла, но еще и Адаму предложила?
– А кто как считает, почему Адам и Ева нарушили запрет Бога?
– А как Бог узнал, что Адам и Ева нарушили его запрет?
– Какие у кого есть версии по поводу того, почему Бог запретил Адаму и Еве срывать и пробовать яблоки с древа познания добра и зла?
Третий беседы этап – поучительный.
– У кого есть мысли по поводу того, как можно назвать поступок, который совершили Адам и Ева?
– Кто еще как думает?
– У кого другое мнение?
– Кто может дополнить ответ … (имярек ученика)?
– А кто как считает, зачем змею понадобилось искушать Адама и Еву попробовать яблоко?
– А кто знает, какое выражение вошло в нашу речь из этого сюжета?
– О каких грехах говорится в этом рассказе?
– А какие добродетели мы можем здесь увидеть?
Завершающий этап – личностно-ориентированный.
– Кто как думает: чему учит человека Бог на примере Адама и Евы?
– Давайте подумаем, с какими подобными ситуациями дети вашего возраста могут встретиться в жизни?
– Как можно понять, какая это ситуация – опасная или безопасная для души ребенка?
– Что можно сделать, если кого из вас кто-то искушает, то есть предлагает сделать что-то запретное, то, что не позволяют родители, учителя?
– К кому можно обратиться за помощью, если ты уже ослушался и поддался на искушение?
– Какой щит дает нам Бог для укрепления души?
Действенность беседы повышается, если соблюдается два важных условия. Первое связано с расположением детей в классе. Мы считаем наиболее приемлемой рассадку детей по кругу, когда каждый может видеть каждого говорящего и хорошо его слышать. Известно, что при традиционной рассадке, практикуемой в светской школе (затылок в затылок), сидящим сзади трудно слышать говорящего впереди, а если говорит сидящий сзади, то впереди сидящие, как правило, поворачиваются на звук его голоса. Согласно второму условию, в беседу должны быть включены все дети. При этом повторение тех истин, которые являются наиболее важными для спасения души, каждый ребенок должен обязательно хотя бы один раз проговорить и от всех других детей услышать. Руководствуясь этим принципом, мы формулируем так называемые «ключевые идеи» и на каждом уроке их произносят разные дети до тех пор, пока не проговорят все до одного (мы называем это «усвоить мысль»). Данное требование можно объяснить тем, что некоторые дети иногда пропускают уроки в воскресной школе и могут пропустить как раз наиболее важный урок. Повторение «ключевой идеи» в течение нескольких уроков дает таким детям возможность без напряжения восполнять пропущенное.
Таким образом, цель уроков в Воскресной школе мы видим, прежде всего, в том, чтобы учить детей наблюдать за собой и различать в себе добро – добродетель и зло – грех и выбирать добро как единственно возможное основание для существования человека на земле, ибо добродетель, как принято считать, во-первых, всегда соотнесена с высшей, самодостаточной целью, которая никогда не может быть низведена до уровня средства и совпадает с человеческим совершенством; во-вторых, сопряжена с особыми, только ей свойственными удовольствиями (радостями), практикуется ради самой себя; в-третьих, возникает на пересечении природно-аффективных состояний (инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, благодаря чему является качественной характеристикой (складом, устоем, диспозицией, нравственной определенностью) характера (нрава, этоса, темперамента, «души») человека; в-четвертых, представляет собой деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках, соотнесенных с практикуемыми в обществе образцами поведения; в-пятых, выступает как свободный (самочинный, преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений; в-шестых, деятельно противостоит пороку.
Устремленность человека своей волей и разумом к добру, почитание добра нравственным благом закономерно приводит к возрастанию в нем таких добродетелей, как благоразумие, сдержанность, честность, целомудрие, трезвение, смирение, что в результате рождает в его душе мир и покой, которые являются в нашей концепции критерием психологического здоровья человека, а смирение, проявляющееся в умении человека принимать все жизненные ситуации как уроки и благодарить за них, мы относим к показателям конструктивно-позитивного мышления, выступающего критерием интеллектуального здоровья личности. При таком понимании здоровье и нравственность становятся двумя составляющими единого целого и основой добродетельного поведения человека.
(из опыта работы преподавателя воскресной школы)
В заявленной теме выступления взаимосвязано представлено несколько актуальных проблем воспитания детей, которые наиболее ярко обозначились в настоящее время: прежде всего, это проблема нравственного воспитания растущего человека в условиях современного «информационного мира», а точнее – формирование у детей нравственной устойчивости в искусительно развращающей социальной среде; во-вторых, это проблема взаимоотношений детей и взрослых и тесно связанная с ней проблема взаимопонимания между взрослыми как воспитателями и детьми как воспитуемыми; в-третьих, это методические вопросы взаимодействия взрослых и детей, педагогов и учащихся в деле совместного движения по пути «доброделания» через противостояние греху.
Прежде чем начать свои рассуждения, имеет смысл кратко пояснить понятия, которыми мы будем оперировать в своем выступлении: это растущий человек, нравственность, добродетель и грех. По каждому из этих слов можно привести множество значений, но мы представим только те, которые близки теме наших размышлений.
Итак, растущий человек – это «недозрелое» существо, то есть человек со всеми присущими ему человеческими характеристиками, но находящийся в состоянии развития. У него есть тело, которое ему, также как и взрослому человеку, изначально по природе при рождении не принадлежит, но в отличие от взрослого, тело которого достигло вершины своего физического, физиологического и психического развития, ребенку еще трудно владеть своим телом, оно все время выходит из его подчинения и часто «делает» совсем не то, что хотят от ребенка взрослые. И эта ситуация в разной степенью напряженности длится до 21-24 лет.
Под нравственностью, как результатом нравственного воспитания личности, мы будем понимать совокупность внутренних, духовных качеств человека, которыми он руководствуется в своей жизни и отношениях с окружающим миром во всем многообразии его проявлений, и в первую очередь с окружающими его людьми; Нравственность заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий человека как члена общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования человеком своего поведения с устоявшимися в общественном сознании нормами морали отличают всякое явление нравственности. Как отмечает И. Кант, нравственное чувство является, «некоторой ощущаемой зависимостью частной воли от общей».
Добродетелью мы будем называть устойчивое и постоянное качество душевной жизни человека, подвигающее его совершать добро постоянно на сознательной основе и в любых жизненных обстоятельствах, в том числе и опасных для себя, и при этом независимо от внутреннего самочувствия, от подъема или спада душевной энергии. Как показывает жизнь, спонтанно совершать добро могут многие люди. Переход от жизни импульсивно мотивированной к жизни добродетельной происходит по-разному: чаще всего это результат воспитания и самовоспитания, одно из качеств нравственно развитого человека; а в христианстве – результат благодати, помогающей неустойчивой воле человека последовательно совершать добро. Достижение именно этого уровня – как результата благодати – и является для нас одной из задач воспитания детей, обучающихся в воскресной школы.
Грех в контексте наших рассуждений мы будем употреблять в двух значениях: 1) согласно христианскому вероучению как нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, то есть нарушение верующими религиозно-нравственных предписаний, религиозных предписаний и правил, 2) а в светском значении как любой предосудительный поступок человека, недостаток, то, что лежит на совести, отягощает ее как чувство вины.
Исходя из представленной трактовки ключевых понятий нашего сообщения, мы одной из важных задач обучения детей в Воскресных школах ставим задачу формирования у них представлений о добродетели и грехе и развития потребности жить в соответствии с этими представлениями. Важность этой задачи, как было показано выше, не подлежит сомнению, особенно в условиях современного мира, наполненного информацией и образами растлевающего характера, что, безусловно, отрицательно сказывается не только на нравственности детей, но и на их здоровье.
Трактуя здоровье как Божий дар, мы выделяем в нем два начала: биологическое, которое претворяется в физическом здоровье человека и задается ему прирожденно от Бога, и культурное, качество которого зависит от сознательной деятельности человека, от его мыслей и поведения, или, по-другому говоря, от его свободного волеизъявления, от его выбора, по чьей воле жить – по воле Бога или по своей.
Тема добродетели и греха проходит на уроках в нашей Воскресной школе красной нитью. Главная задача уроков видится в том, чтобы учить детей опознавать грех, контролировать и регулировать свое поведение, вызвать у них желание преодолевать свои грехи и жить по законам добродетели и дать им «инструменты» для борьбы с грехом – молитву, исповедь и причастие. Тема добродетели и греха пронизывает содержание каждого урока: будь то рассказ из Ветхого или Нового Завета, рассказы и жизни святых, толкование молитв, разговор о Божественной литургии, об ангелах и пр. При этом важно, чтобы на уроке как можно больше говорили дети, поэтому ведущим методом обучения является эвристическая беседа.
В светской педагогике сложилось несколько типов бесед, вопросы в которых строятся в зависимости от цели беседы. Если требуется повторить пройденное, то используются прямые вопросы; если требуется вывести детей на осмысление имеющихся у них знаний, которые они получили за пределами обучения в воскресной школе, то есть знания, которые имеются в их субъектном опыте, то используются наводящие вопросы; если же речь идет о знании, которого у детей еще нет, то задаются так называемые проблемные вопросы, составляющие поисковую (эвристическую) беседу. Именно этот тип беседы преимущественно используется на уроках в нашей воскресной школе.
Преобладающее большинство бесед на тему греха и добродетели строится по одному алгоритму. После ознакомления с сюжетом в рамках темы урока, детям задаются вопросы, направленные на выявление того, что они поняли и запомнили. Затем с помощью наводящих вопросов уточняются важные для последующего разговора детали. Если на первом этапе беседы задаются так называемые прямые вопросы, то со второго этапа вопросы задаются, как мы говорим, в «размышлительной» форме: «кто как думает…»; «кто заметил…»; «кто может сказать…»; «кто думает по-другому?» Этот этап беседы дает возможность увидеть уровень понимания смысла сюжета детьми, выявить их нравственно-духовные установки, а также умение думать и говорить.
Заметим, что все вопросы важно задавать в форме так сказать «индивидуального» обращения, то есть обращения к индивиду, а не к коллективу. Например, не «как вы думаете», а «кто как думает», не «какое у вас мнение», а «у кого какое мнение» и т. п. Такая форма вопроса, как показывает наш опыт, нацеливает детей на персональную ответственность за свой ответ, что в конечном итоге способствует формированию у них способности говорить от своего «Я». Наверное, всем известно, как часто свое личное мнение человек выражает через местоимение «мы». Например, человека просят высказать свое мнение, а он говорит: «Мы считаем…», или «Я думаю, что выражу общее мнение…». Именно поэтому в нашей практике мы учим детей говорить только за себя, то есть использовать местоимение «Я»: «я думаю…», «я считаю…», «мне кажется…».
Следующий этап беседы – это разговор о тех добродетелях и грехах, которые дети заметили в данном сюжете. Завершающим этапом беседы становится вывод о том, какой урок каждый из нас должен извлечь из данного сюжета. В заключение учитель предлагает детям поразмышлять о том, что каждый из них может сделать, если вдруг попадет в подобную ситуацию, а также, что нужно делать, чтобы в такие ситуации не попадать.
Приведем пример беседы (вопросов учителя к детям) после прочтения рассказа о грехопадении Адама и Евы (для средней группы учащихся от 8 до 13 лет).
Первый этап беседы о содержании рассказа.
– О чем говорится в данном рассказе?
– Что сделали люди?
– А что им наказывал Бог?
– Почему они это сделали?
– Кто первый не устоял перед соблазном?
Второй этап беседы – уточняющий.
– Кто как думает, почему Ева не просто сама попробовала яблоко с дерева познания добра и зла, но еще и Адаму предложила?
– А кто как считает, почему Адам и Ева нарушили запрет Бога?
– А как Бог узнал, что Адам и Ева нарушили его запрет?
– Какие у кого есть версии по поводу того, почему Бог запретил Адаму и Еве срывать и пробовать яблоки с древа познания добра и зла?
Третий беседы этап – поучительный.
– У кого есть мысли по поводу того, как можно назвать поступок, который совершили Адам и Ева?
– Кто еще как думает?
– У кого другое мнение?
– Кто может дополнить ответ … (имярек ученика)?
– А кто как считает, зачем змею понадобилось искушать Адама и Еву попробовать яблоко?
– А кто знает, какое выражение вошло в нашу речь из этого сюжета?
– О каких грехах говорится в этом рассказе?
– А какие добродетели мы можем здесь увидеть?
Завершающий этап – личностно-ориентированный.
– Кто как думает: чему учит человека Бог на примере Адама и Евы?
– Давайте подумаем, с какими подобными ситуациями дети вашего возраста могут встретиться в жизни?
– Как можно понять, какая это ситуация – опасная или безопасная для души ребенка?
– Что можно сделать, если кого из вас кто-то искушает, то есть предлагает сделать что-то запретное, то, что не позволяют родители, учителя?
– К кому можно обратиться за помощью, если ты уже ослушался и поддался на искушение?
– Какой щит дает нам Бог для укрепления души?
Действенность беседы повышается, если соблюдается два важных условия. Первое связано с расположением детей в классе. Мы считаем наиболее приемлемой рассадку детей по кругу, когда каждый может видеть каждого говорящего и хорошо его слышать. Известно, что при традиционной рассадке, практикуемой в светской школе (затылок в затылок), сидящим сзади трудно слышать говорящего впереди, а если говорит сидящий сзади, то впереди сидящие, как правило, поворачиваются на звук его голоса. Согласно второму условию, в беседу должны быть включены все дети. При этом повторение тех истин, которые являются наиболее важными для спасения души, каждый ребенок должен обязательно хотя бы один раз проговорить и от всех других детей услышать. Руководствуясь этим принципом, мы формулируем так называемые «ключевые идеи» и на каждом уроке их произносят разные дети до тех пор, пока не проговорят все до одного (мы называем это «усвоить мысль»). Данное требование можно объяснить тем, что некоторые дети иногда пропускают уроки в воскресной школе и могут пропустить как раз наиболее важный урок. Повторение «ключевой идеи» в течение нескольких уроков дает таким детям возможность без напряжения восполнять пропущенное.
Таким образом, цель уроков в Воскресной школе мы видим, прежде всего, в том, чтобы учить детей наблюдать за собой и различать в себе добро – добродетель и зло – грех и выбирать добро как единственно возможное основание для существования человека на земле, ибо добродетель, как принято считать, во-первых, всегда соотнесена с высшей, самодостаточной целью, которая никогда не может быть низведена до уровня средства и совпадает с человеческим совершенством; во-вторых, сопряжена с особыми, только ей свойственными удовольствиями (радостями), практикуется ради самой себя; в-третьих, возникает на пересечении природно-аффективных состояний (инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, благодаря чему является качественной характеристикой (складом, устоем, диспозицией, нравственной определенностью) характера (нрава, этоса, темперамента, «души») человека; в-четвертых, представляет собой деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках, соотнесенных с практикуемыми в обществе образцами поведения; в-пятых, выступает как свободный (самочинный, преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий, в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений; в-шестых, деятельно противостоит пороку.
Устремленность человека своей волей и разумом к добру, почитание добра нравственным благом закономерно приводит к возрастанию в нем таких добродетелей, как благоразумие, сдержанность, честность, целомудрие, трезвение, смирение, что в результате рождает в его душе мир и покой, которые являются в нашей концепции критерием психологического здоровья человека, а смирение, проявляющееся в умении человека принимать все жизненные ситуации как уроки и благодарить за них, мы относим к показателям конструктивно-позитивного мышления, выступающего критерием интеллектуального здоровья личности. При таком понимании здоровье и нравственность становятся двумя составляющими единого целого и основой добродетельного поведения человека.