Задать вопрос
Статьи

Православие в Магнитогорске: накануне и в годы Великой Отечественной войны

23.03.2022
Старикова Г. И.


В 20-30х годах в СССР проводилась жесткая антирелигиозная политика, которая сохранялась и перед началом Великой Отечественной войны. В результате репрессий пострадали сотни тысяч священнослужителей и мирян. Было закрыто большинство храмов, монастырей: в 1940 г. на территории РСФСР было всего 100 работающих храмов; в Челябинской области к 1941 г. действовал лишь Симеоновский храм в г. Челябинске.
Какая картина предстает перед нами в Магнитогорске?
К концу 1931 г. была закрыта и переоборудована под клуб церковь в поселке Магнитный, прекратилась служба практически во всех ближайших к г. Магнитогорску храмах: в г. Верхнеуральске, посёлках Среднеуральский, Воздвиженское, Янгельское и др. Храмы передаются под клубы, склады или просто закрываются на ключ. Однако закрытие церквей вовсе не означало автоматического искоренения веры и уничтожения стремления людей к совершению совместных богослужений.
Так, 16 октября 1931 г. начальник Магнитогорского городского отдела ОГПУ сообщал в Магнитогорский горсовет: «В поселке Воздвиженском Магнитогорского района за неимением служителя религиозного культа имеющаяся церковь не функционирует около года. Однако в так называемые двунадесятые праздники, иногда в воскресные дни, в церкви для моления собираются верующие и проводят читку религиозных книг. Чтецом является 87-летний старик Головачев Василий Абрамович, в прошлом кулак, атаман станицы, который принимал участие в постройке церкви и у которого находятся ключи от церкви» [1].
В 1931 г. верующие Среднеуральского поселка отправили в горсовет Магнитогорска заявление о регистрации объединения «Православно-Христианское общество верующих староотеческой церкви поселка Среднеуральского», которое подписали 50 человек. В заявлении писали, что общество создается для «совместного удовлетворения религиозных потребностей» [2]. Видимо, это была последняя попытка сохранить приход. Жители Среднеуральска смогли сохранить свою веру, несмотря на гонения, так что не случайным выглядит то, что именно здесь в 1942-1943 г. священник отец Димитрий Герасенко возобновил службу в молитвенном доме.
После закрытия, а затем и затопления в 1937 г. (в результате строительства 2-ой плотины) церквей станицы Магнитной, Магнитогорск долгие годы был «городом без церквей». Между тем православных людей на Магнитострое было очень много. Большинство оказалось здесь не по своей воле. Так, в ИТК (исправительная трудовая колония) в 1933 г. имелась группа заключенных (30-40 человек), состоящая из священников Православной Церкви. Корреспондент Чугунов в газете «Магнитогорский рабочий» от 16 апреля 1933 г. писал: «Много верующих и бывших священнослужителей было среди спецпереселенцев. В районе, где живут рабочие Коксохимстроя, ЦЭС, кирзавода, бетонного комбината, попы создали свой «агитпроп». «Духовные» агенты… вербуют отсталых рабочих в ряды верующих, предлагают крестить детей» [3]. На территории стройки крестили детей (в том числе и некоторые члены партии), отмечали православные праздники.
Устная история сохранила сведения о расстрелах священнослужителей в г. Магнитогорске. По некоторым данным, в 1937 г. в Магнитогорском СИЗО был расстрелян Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Крутицкий Петр (в миру Петр Федорович Полянский). В городском архиве хранится заявление В. А. Смирнова, бывшего псаломщика станицы Магнитной. В 1930 г. он публично через газету «Магнитогорский рабочий» отрекся от служения религиозному культу и работал на стройке, но в 1933 г. во время паспортизации вспомнили его прошлое и выселили за черту Магнитогорска. В этом же году подобная участь постигла и бывшего священника К. Хмеля, работавшего в столовой плотникомм, и счетовода "Союзкокса" Ишменева и др. Однако, несмотря на преследования и аресты, в 40-е годы в городе продолжала существовать большая группа православных (не случайно во второй половине 40-х годов в городе почти одновременно было открыто две церкви).
Начало Великой Отечественной войны стало и началом новой религиозной политики Советского государства в отношении Русской Православной Церкви. Этому способствовала и патриотическая позиция РПЦ, и международные реалии (стремление продемонстрировать западным союзникам «свободу совести» в СССР), и политика немцев на оккупированных территориях (прежде всего  открытие более 7 тыс. православных храмов). Русская Православная Церковь с первых дней войны объявила о своей полной поддержке всенародной борьбы против немецко-фашистских захватчиков. Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий, будущий Патриарх Московский и всея Руси, в своем послании от 22 июня 1941 г. призвал верующих встать на защиту Родины. Средства Церкви серьезно пополнили Фонд обороны, Фонд помощи раненым, Фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии. Сумма добровольных взносов верующих к концу войны составила около 300 млн. рублей. Часть собранных денег была использована на создание танковой колонны имени Димитрия Донского и авиационной эскадрильи имени Александра Невского [4]. На заводе в Челябинске были собраны 40 танков, которые митрополит Николай 7 марта 1944 г. от Московской Патриархии передал Красной армии.
С осени 1941 г. практически прекратились аресты духовенства, из мест заключения стали освобождаться десятки священнослужителей. Церкви был разрешен сбор средств для фронта, распространение патриотических воззваний, общественная молитва о победе, открыты, хотя и без юридического оформления, храмы. В феврале 1942 г. возобновилась издательская деятельность Московской Патриархии, в пасхальную ночь в 1942 г. в Москве, Ленинграде и некоторых других городах был отменен комендантский час и разрешили проведение крестных ходов.
Встреча И. В. Сталина с высшими иерархами Церкви в Кремле 4 сентября 1943 года открыла новую страницу в истории государственно-церковных отношений СССР. В период 1943-1947 г советским правительством был принят ряд законов, актов и распоряжений, проведение которых в жизнь заметно облегчило существование Православной Церкви. Была воссоздана иерархия Церкви, активно образовывались новые епархии, открывались храмы и молитвенные дома, духовные учебные заведения. Для связи Московской Патриархии с правительством был образован Совет по делам РПЦ при СНК СССР во главе с полковником госбезопасности Карповым. 28 ноября 1943 года Совнарком СССР принял постановление «О порядке открытия церквей», по которому права верующих значительно расширялись. Данным постановлением соответствующие полномочия предоставлялись местным органам власти (горисполкомам), которые стали открывать тысячи храмов, закрытых в годы безбожных пятилеток. В 1943 году активизируется религиозная жизнь и на Урале – образуется Свердловская епархия (в которую входили и приходы Челябинской области), в Челябинской области открыто 24 храма. В августе 1944 г. возобновилась служба в Свято-Никольском храме г. Верхнеуральска, что имело огромное значение и для магнитогорских верующих. Произошли изменения и в г. Магнитогорске.
Хотя мы привыкли считать, что эти изменения начались после встречи И. В. Сталина с митрополитами, источники говорят о другом. Подтверждение того, что отношение к верующим меняется практически в первые месяцы Великой Отечественной войны, мы находим и в Магнитогорском городском архиве. Так, 7 октября 1941 г. на заседании исполкома Магнитогорского Горсовета было дано разрешение на «проведение молебствования группе мусульман Магнитогорска у юго-восточной части Центрального поселка 12 октября 1941 г. с 15 до 18 часов местного времени» [5].
Долгое время не решался вопрос об открытии православной церкви. Это было связано, прежде всего, с отсутствием помещений в связи с большим количеством эвакуированных заводов и людей, а дореволюционные храмы были уничтожены. Сохранился протокол заседания исполкома горсовета от 15 июля 1943 г., на котором рассматривалось ходатайство группы верующих об открытии молитвенного дома, однако в разрешении было отказано «в связи с отсутствием специального для этой цели помещения» [6]. 1 февраля 1945 г. на заседании исполкома Горсовета вновь рассматривается «ходатайство церковного совета о предоставлении помещения под молитвенное здание» [7].
В конце войны в городе была открыта первая православная церковь  Свято-Никольская. По воспоминаниям старожилов, в строительстве церкви активно помогал директор металлургического комбината Г. И. Носов (в городе распространена легенда, что Григорий Иванович в телефонном разговоре со Сталиным доказал необходимость строительства храмов в Магнитогорске).
Первым настоятелем Свято-Никольской церкви был священник Иоанн Щербатов. Иван Сергеевич Щербатов родился в 1886 г. в Симбирской губернии в селе Ананьино. Окончил Симбирскую семинарию и в 1910 г. был рукоположен в сан священника. В 30-е годы И. С. Щербатов был сослан в Сибирь, а затем переведен на спецпоселение в г. Магнитогорск, со временем сюда переехала и вся семья. У Ивана Сергеевича было 8 детей. Во время Великой Отечественной войны сыновья воевали, дочери работали на ММК.
С 1943 г. о. Иоанну разрешили проводить службы, и именно ему принадлежит заслуга открытия Свято-Никольского храма, где он был настоятелем до 1954 г. В 1954 г. в городе случилось ЧП – в Старо-Магнитном посёлке, на месте разрушенной в 30-е годы часовни был открыт «святой ключ»  на дне источника увидели образ Богоматери. К источнику потянулись верующие города, приезжали и из других городов. Осветил источник священник Иоанн Щербатов. По распоряжению властей источник был засыпан. На несколько лет отец Иоанна отправили на пенсию, а позже назначили настоятелем Михайло-Архангельской церкви. Однако оказалось, что несчастья отец Иоанна не закончились все. В октябре 1959 г. отец Иоанн крестил трехмесячного ребенка. Позже ребенок умер. Отца Иоанна обвинили в предумышленном убийстве. 19 ноября состоялся суд, И. С. Щербатова приговорили к тюремному заключению сроком на три года. К сожалению, полностью материалы суда остаются недоступными для изучения. Иван Сергеевич отбывал срок в Кыштыме, где 8 мая 1960 г. умер.
Уже в 1942-1943 г. в г. Магнитогорске с разрешения властей проводил службы и священник Димитрий Герасенко. Дмитрий Иванович Герасенко родился в 1870 году в Курганской области, будучи дьяконом, окончил Тобольскую семинарию. В семье воспитывались трое детей. В страшные годы гонений на священнослужителей, спасаясь, семья переезжала из города в город: Новосибирск, Барнаул, Челябинск, Магнитогорск. Отец Димитрий освоил мирские профессии, работал каменщиком, в Челябинске строил тракторный завод. В 1934 году приехал в Магнитку, где работал в котельно-ремонтном цехе печником. Многие знали, что он священник, поэтому тайно обращались за крещением, отпеванием, венчанием. Его внучка В. И. Бутиховская рассказала, что в 1942 г. отца Димитрия вызвали в горисполком и предложили открыть церковь. Первая служба прошла на Пасху на кладбище. По воспоминаниям очевидцев, батюшка читал проповеди, особенно запомнились верующим молитвы за победу в Сталинградской битве. Сначала отец Димитрий проводил службы в молитвенном доме в поселке Коммунальный, а позже  в поселке Средне-Уральск. Имеется свидетельство, что Дмитрий Иванович в 1945-1946 г. ездил в Москву (в народе говорили «к Сталину») в Совет по делам Церкви за разрешением на строительство церкви в Магнитогорске. В 1947 г. он основатель и первый настоятель Михайло-Архангельской церкви. 5 декабря 1949 года отец Димитрий умер и похоронен на Старосеверном кладбище г. Магнитогорска.
Среди первых священнослужителей г. Магнитогорска почетное место занимает и священник Фёдор Желтов. Фёдор Васильевич Желтов родился 17 сентября 1889 года в селе Китово, Касимовского района Рязанской области в крестьянской семье. В 1905 году окончил церковно-приходскую школу. 8 сентября 1924 года рукоположен в чин диакона Высокопреосвященным Борисом, Архиепископом Рязанским и Зарайским. В 1930 году был выслан из пределов Московской области по закрытию храма. В Магнитогорск приехал 1 апреля 1931 года. 12 ноября 1945 года указом архиепископа Свердловского и Челябинского Товия был назначен в Свято-Никольский храм города Магнитогорска диаконом, где и служил до 1 октября 1958 г. С 1959 по 1960 год служил в должности диакона в Свято-Александровской церкви города Троицка. С 30 января 1961 г. был назначен вторым священником Никольской церкви г. Магнитогорска. Желтов Федор Васильевич был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Эти три священнослужителя сыграли огромную роль в возрождении православия в нашем городе. С этого времени в г. Магнитогорске постоянно был действующий православный храм (Свято-Никольский был закрыт с 1961 по 1991 г., Михайло-Архангельский не закрывался).
«Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру»  говорится в Екклезиасте [3, 8]. Война принесла много горя, но еще она привела к значительным изменениям в отношениях советского государства и православной церкви.
Библиографический список
1. Козлов, Ю.Я. В верховьях Урала [Текст] /Ю. Я. Козлов. Челябинск, 2008. – 198с.
2. Документы из личного архива Гончаровой Г. И.
3. Чугунов, М. Мракобесы действуют «тихой сапой» [Текст] / М. Чугунов // Магнитогорский рабочий. 1933. 16 апреля.
4. Комиссарова, Э. Я. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны [Текст] / Э. Я. Комиссарова //Великая Отечественная война и современный историко-культурный процесс. Магнитогорск, 1995. С. 21-22.
5. Магнитогорское казенное учреждение (МКУ) «Городской архив». Ф. 10. Оп. 1. Д. 357. Л. 116.
6. Магнитогорское казенное учреждение (МКУ) «Городской архив». Ф. 10. Оп. 1. Д. 371. Л. 12.
7. Магнитогорское казенное учреждение (МКУ) «Городской архив». Ф. 10. Оп. 1. Д. 386. Л. 8.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.