ПОНИМАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
11.01.2024
Оплеснин И.И., Похилюк Е.В.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
ПОНИМАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья рассматривает теоретические аспекты понимания духовного и нравственного воспитания с опорой на практическую систему воспитания в среднем профессиональном образовании. Подлежит вниманию вопрос реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в воспитании, а также пропаганда нового развивающегося движения: Российского движения детей и молодёжи «Движения первых». Подчеркивается необходимость акцентуации на духовно-нравственное воспитание в современном конкурентном мире. Приводятся сопоставительные таблицы по вовлечённости обучающихся в деятельность общественных объединений, их участия в гражданско-патриотических и духовно-нравственных мероприятиях и проектах. В статье показан оригинальный подход к решению сложных вопросов воспитания.
Ключевые слова: духовность, нравственность, гражданственность, совесть, воспитание, Российское движение детей и молодёжи, вовлечённость молодёжи.
«Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей» – Лев Николаевич Толстой.
«Духовную культуру можно сравнить с пшеницей. Пшеница кормит человека. Но и человек, в свою очередь, заботится о пшенице, ссыпая в амбары зерно. И запасы зерна сберегаются, как наследие, от одного урожая к другому» – Антуан де Сент-Экзюпери.
Основной целью работы по воспитанию обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ и инвалидов, в магнитогорском педагогическом колледже является создание условий для эффективной самореализации, самосовершенствования, самоактуализации личности будущего специалиста: формирование общих и профессиональных компетенций, направленных на развитие конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Таким образом, первой задачей в соответствии с Программой развития является задача совершенствования качества воспитательной деятельности, обеспечивающей создание условий для социализации и самореализации обучающихся колледжа.
Воспитательная задача колледжа, вытекающая из гуманистического характера образования, приоритета человеческих ценностей, реализуется в совместной учебной, научно-методической, творческой, производственной и общественной деятельности обучающихся и преподавателей, всех сотрудников учреждения.
Задачей воспитания является непосредственно учебная и внеурочная деятельность по предмету, внеклассная воспитательная деятельность, организация взаимодействия в социуме города, области, страны.
Целостность воспитания как системы базируется на основных принципах воспитания и социальной защиты детей и молодёжи, стратегических целях и вариативности задач конкретного учебного отделения и каждой специальности.
Основополагающим элементом планирования работы по управлению всеми субъектами воспитательной системы являлись индикативные показатели Программы развития, результаты социологических исследований, социально-психологического сопровождения, мониторинга обучения и воспитания, учитывался социальный заказ, формируемый всеми компонентами воспитательной системы: родителями, обучающимися, работодателями, преподавателями.
Основной проблемой, решавшейся в последнее время, стала модернизация образовательного пространства ГБПОУ «МПК» посредством применения проектных технологий в воспитании и социализации обучающихся, привлечение обучающихся в Российское движение детей и молодёжи, деятельность по развитию активностей в рамках Движения Первых.
Основными направлениями в работе по воспитанию обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ и инвалидов, являются:
формирование духовно-нравственного гражданского, патриотического сознания, ответственности за судьбу Отечества, готовности к выполнению конституционных обязанностей;
создание условий для осуждения и неприятия идеологии экстремизма и терроризма среди обучающихся ГБПОУ «МПК», для толерантного межнационального общения, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ и Урала;
привитие культуры ЗОЖ, ценностного отношения к сохранению здоровья;
развитие социальной активности и инициативы через готовность к добровольчеству (волонтёрству), творческой активности через вовлечённость в культурно-творческую деятельность;
формирование предпринимательских компетенций обучающихся.
В современном мире, где быстрый темп жизни и повышенные требования к успеху создают сильное давление на молодое поколение, духовно-нравственное воспитание становится особенно важным. Оно способствует формированию сильных характеров, этического сознания и глубокой духовности, позволяя молодым людям справляться с жизненными трудностями и принимать ответственные решения.
Традиционно считается, что воспитание личности невозможно без воспитания духовности и формирования нравственных качеств.
Образовательные стандарты нового поколения, само зарождение и развитие Российского движения детей и молодёжи «Движение первых» опираются на истинные духовные качества, такие как
жизнь, семья, любовь, дружба, смелость, труд, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красота, милосердие, творчество, свобода, мир, справедливость, здоровье, знания. Именно эти ценности могут сделать человека счастливым и помогут реализоваться в профессии.
Поэтому главной задачей воспитания педагогический коллектив, в том числе советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, ставит реализацию духовно–нравственного направления в воспитательной деятельности и пропаганду Движения первых.
Что же такое духовно-нравственное воспитание?
Это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей общества.
Администрация, педагогический коллектив, студенческое самоуправление совместно создают оптимальные условия для воспитания личности в своих обучающихся, которые понимают что такое «совесть» и стараются жить в согласии с ней. Главная цель духовно- нравственного воспитания – формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
К базовым элементам духовной сферы относятся образование, мораль, политическое сознание,наука, искусство.
Поэтому все воспитательные мероприятия, акции и проекты нацелены на развитие понимания этих сфер и социально полезной деятельности в них.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям также относятся патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
Поэтому Рабочая программа воспитания Магнитогорского педагогического колледжа, включающая календарные планы и гражданско-патриотический график празднования государственных праздников, ставит своей целью воспитывать нравственные качества личности, способствовать освоению основных социальных ролей, моральных и этических норм; приобщение к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Программа духовно-нравственного воспитания и также направлена на воспитание в каждом студенте гражданина и патриота, на раскрытие его способностей и талантов, подготовку к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.
Как же педагог, куратор, наставник, классный руководитель в своей повседневной работе может просчитать показатель духовности и нравственности? В чем проявляется духовность?
Духовность в личности проявляется в потребности и способности познавать мир и созидать новые формы общественной жизни. Подтвердить качественную воспитательную работу педагогического коллектива может системный рост вовлечённости обучающихся в организацию и участие в гражданско-патриотических мероприятиях, волонтёрском движении, организации и работе Центра гуманитарной помощи жителям Луганской и Донецкой республик, российским воинам, участникам СВО.
Приобщение молодежи к культурным ценностям, развитие творческого и спортивного потенциала реализуется в колледже в рамках дополнительного образования.
Результатами проводимых занятий в творческих объединениях является увеличение активности обучающихся во всех проводимых мероприятиях гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности.
Таким образом, в рамках материалистически-светского понимания образованным, духовно-нравственным, воспитанным считается человек, который получил необходимые в жизни систематизированные знания, умения и навыки (то есть, получил образование), усвоил основные положительные принципы и ценностные ориентации.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (публикация 10.06.2013) , автором которой является Александр Ярославович Данилюк, духовность и нравственность неразрывно связаны между собой, но в то же время они имеют разные направленности. Если духовность характеризует «вертикальные» устремления человека (к высшим идеалам), то нравственность – «горизонтальные» (к отношениям с другими людьми и обществом).
Конечным результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которую традиционно принято трактовать как некую устойчивую совокупность нравственных привычек и норм поведения, задающих высокий уровень культуры взаимоотношений и общения в условиях студенческого коллектива.Поэтому само воспитание мы разграничиваем на
– Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
–Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
– Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Таблица 3 – Участие в гражданско-патриотических и духовно-нравственных мероприятиях
Доля обучающихся, участвующих в мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию,
в общем количестве обучающихся (%)
Учебный год 2020-2021
учебный год 2021-2022
учебный год 2022-2023
учебный год
Доля в % 73% 85% 100 %
Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание играет ключевую роль в формировании личности каждого человека. Этот процесс обусловлен не только внешними факторами, но и внутренними установками, ценностями и верованиями. Он включает в себя различные аспекты, связанные с моралью, этикой, религией и личностным развитием.
Одним из основных элементов духовно-нравственного воспитания является развитие эмоционального интеллекта. Это позволяет распознавать и управлять своими эмоциями, а также эмпатично относиться к чувствам и потребностям других людей. Навыки эмоциональной компетентности помогают строить гармоничные отношения с окружающими и справляться с конфликтами в конструктивный способ.
Несмотря на то, что образование в нашем колледже считается светским, педагоги понимают, что религия также играет важную роль в духовно-нравственном воспитании. Она предлагает руководство по морали и этике, а также предлагает ценности, которые помогают человеку ориентироваться в сложных жизненных ситуациях. Религиозные обряды и практики также способствуют духовному росту и привносят стабильность и гармонию в жизнь человека.
В контексте межличностных отношений, духовно-нравственное воспитание помогает формировать навыки социализации и коммуникации. Это позволяет развить умение слушать и выражать свои мысли, умение эффективно сотрудничать с другими людьми и разрешать конфликты с использованием конструктивных методов.
Духовно-нравственное воспитание помогает молодым людям развить мудрость, характер и этическое сознание, что является фундаментом для достижения успеха как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни.
Библиографический список
1. Аболин, Л. М. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности / Л. М. Аболин, Х. Х. Валиахметов; Казан. соц.-юрид. ин-т, Фак. педагогики и психологии. Казань : Карпол, 2002. 228 с.
2. Белогурова, В. А. Воспитание нравственно и физически здорового человека : учебное пособие по педагогике и психологии / В. А. Белогурова. Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. 471 с.
3. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях новых стандартов : сборник научных статей : [по материалам международной научно-практической конференции / ред.-изд. совет: А. А. Симонова, С. Л. Фоменко, д-ра пед. наук, проф.]. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2015. 329 с.
4. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося во взаимодействии формального и неформального образования : [сборник материалов из опыта работы педагогов исследователей Немского муниципального района Кировской области в режиме Федеральной экспериментальной площадки] / ФГБНУ "Ин-т стратегии развития образования Рос.акад. образования" [и др.; под науч. ред. Е.А. Белорыбкиной и др.]. Москва ; Киров : Радуга-Пресс, 2016. 173 с.
5. Духовно-нравственное развитие личности как целевой ориентир современного образования : материалы международной конференции / отв. ред. Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин (Н.И. Лихоманов). Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет, 2012. 174 с.
6. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения как научно-теоретическая и прикладная проблема : материалы международной научно-практической конференции, (4-5 декабря 2014 г.) : [в 2 т / отв. ред.: Прыгин Г.С., д.психол.н., проф., Колпакова Л.М., д.психол.н.]. Казань ; Набережные Челны : Данис, 2014.
7. Современное образование : смыслы и стратегии духовного развития человека : [сборник научных работ] / Рос.акад. образования, ФГНУ "Ин-т науч. и пед. информации" РАО; [под. ред. Б. П. Мартиросяна и др.]. Москва : URSS, cop. 2013. 615 с.
8. Романова, Е. Г. Правовые и социально-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания и просвещения школьников / Е. Г. Романова // Воспитание школьников. 2010. № 6. С. 21-28.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
ПОНИМАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья рассматривает теоретические аспекты понимания духовного и нравственного воспитания с опорой на практическую систему воспитания в среднем профессиональном образовании. Подлежит вниманию вопрос реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в воспитании, а также пропаганда нового развивающегося движения: Российского движения детей и молодёжи «Движения первых». Подчеркивается необходимость акцентуации на духовно-нравственное воспитание в современном конкурентном мире. Приводятся сопоставительные таблицы по вовлечённости обучающихся в деятельность общественных объединений, их участия в гражданско-патриотических и духовно-нравственных мероприятиях и проектах. В статье показан оригинальный подход к решению сложных вопросов воспитания.
Ключевые слова: духовность, нравственность, гражданственность, совесть, воспитание, Российское движение детей и молодёжи, вовлечённость молодёжи.
«Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей» – Лев Николаевич Толстой.
«Духовную культуру можно сравнить с пшеницей. Пшеница кормит человека. Но и человек, в свою очередь, заботится о пшенице, ссыпая в амбары зерно. И запасы зерна сберегаются, как наследие, от одного урожая к другому» – Антуан де Сент-Экзюпери.
Основной целью работы по воспитанию обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ и инвалидов, в магнитогорском педагогическом колледже является создание условий для эффективной самореализации, самосовершенствования, самоактуализации личности будущего специалиста: формирование общих и профессиональных компетенций, направленных на развитие конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Таким образом, первой задачей в соответствии с Программой развития является задача совершенствования качества воспитательной деятельности, обеспечивающей создание условий для социализации и самореализации обучающихся колледжа.
Воспитательная задача колледжа, вытекающая из гуманистического характера образования, приоритета человеческих ценностей, реализуется в совместной учебной, научно-методической, творческой, производственной и общественной деятельности обучающихся и преподавателей, всех сотрудников учреждения.
Задачей воспитания является непосредственно учебная и внеурочная деятельность по предмету, внеклассная воспитательная деятельность, организация взаимодействия в социуме города, области, страны.
Целостность воспитания как системы базируется на основных принципах воспитания и социальной защиты детей и молодёжи, стратегических целях и вариативности задач конкретного учебного отделения и каждой специальности.
Основополагающим элементом планирования работы по управлению всеми субъектами воспитательной системы являлись индикативные показатели Программы развития, результаты социологических исследований, социально-психологического сопровождения, мониторинга обучения и воспитания, учитывался социальный заказ, формируемый всеми компонентами воспитательной системы: родителями, обучающимися, работодателями, преподавателями.
Основной проблемой, решавшейся в последнее время, стала модернизация образовательного пространства ГБПОУ «МПК» посредством применения проектных технологий в воспитании и социализации обучающихся, привлечение обучающихся в Российское движение детей и молодёжи, деятельность по развитию активностей в рамках Движения Первых.
Основными направлениями в работе по воспитанию обучающихся, в том числе лиц с ОВЗ и инвалидов, являются:
формирование духовно-нравственного гражданского, патриотического сознания, ответственности за судьбу Отечества, готовности к выполнению конституционных обязанностей;
создание условий для осуждения и неприятия идеологии экстремизма и терроризма среди обучающихся ГБПОУ «МПК», для толерантного межнационального общения, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ и Урала;
привитие культуры ЗОЖ, ценностного отношения к сохранению здоровья;
развитие социальной активности и инициативы через готовность к добровольчеству (волонтёрству), творческой активности через вовлечённость в культурно-творческую деятельность;
формирование предпринимательских компетенций обучающихся.
В современном мире, где быстрый темп жизни и повышенные требования к успеху создают сильное давление на молодое поколение, духовно-нравственное воспитание становится особенно важным. Оно способствует формированию сильных характеров, этического сознания и глубокой духовности, позволяя молодым людям справляться с жизненными трудностями и принимать ответственные решения.
Традиционно считается, что воспитание личности невозможно без воспитания духовности и формирования нравственных качеств.
Образовательные стандарты нового поколения, само зарождение и развитие Российского движения детей и молодёжи «Движение первых» опираются на истинные духовные качества, такие как
жизнь, семья, любовь, дружба, смелость, труд, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красота, милосердие, творчество, свобода, мир, справедливость, здоровье, знания. Именно эти ценности могут сделать человека счастливым и помогут реализоваться в профессии.
Поэтому главной задачей воспитания педагогический коллектив, в том числе советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, ставит реализацию духовно–нравственного направления в воспитательной деятельности и пропаганду Движения первых.
Что же такое духовно-нравственное воспитание?
Это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей общества.
Администрация, педагогический коллектив, студенческое самоуправление совместно создают оптимальные условия для воспитания личности в своих обучающихся, которые понимают что такое «совесть» и стараются жить в согласии с ней. Главная цель духовно- нравственного воспитания – формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
К базовым элементам духовной сферы относятся образование, мораль, политическое сознание,наука, искусство.
Поэтому все воспитательные мероприятия, акции и проекты нацелены на развитие понимания этих сфер и социально полезной деятельности в них.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям также относятся патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.
Поэтому Рабочая программа воспитания Магнитогорского педагогического колледжа, включающая календарные планы и гражданско-патриотический график празднования государственных праздников, ставит своей целью воспитывать нравственные качества личности, способствовать освоению основных социальных ролей, моральных и этических норм; приобщение к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
Программа духовно-нравственного воспитания и также направлена на воспитание в каждом студенте гражданина и патриота, на раскрытие его способностей и талантов, подготовку к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.
Как же педагог, куратор, наставник, классный руководитель в своей повседневной работе может просчитать показатель духовности и нравственности? В чем проявляется духовность?
Духовность в личности проявляется в потребности и способности познавать мир и созидать новые формы общественной жизни. Подтвердить качественную воспитательную работу педагогического коллектива может системный рост вовлечённости обучающихся в организацию и участие в гражданско-патриотических мероприятиях, волонтёрском движении, организации и работе Центра гуманитарной помощи жителям Луганской и Донецкой республик, российским воинам, участникам СВО.
Приобщение молодежи к культурным ценностям, развитие творческого и спортивного потенциала реализуется в колледже в рамках дополнительного образования.
Результатами проводимых занятий в творческих объединениях является увеличение активности обучающихся во всех проводимых мероприятиях гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности.
Таким образом, в рамках материалистически-светского понимания образованным, духовно-нравственным, воспитанным считается человек, который получил необходимые в жизни систематизированные знания, умения и навыки (то есть, получил образование), усвоил основные положительные принципы и ценностные ориентации.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (публикация 10.06.2013) , автором которой является Александр Ярославович Данилюк, духовность и нравственность неразрывно связаны между собой, но в то же время они имеют разные направленности. Если духовность характеризует «вертикальные» устремления человека (к высшим идеалам), то нравственность – «горизонтальные» (к отношениям с другими людьми и обществом).
Конечным результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которую традиционно принято трактовать как некую устойчивую совокупность нравственных привычек и норм поведения, задающих высокий уровень культуры взаимоотношений и общения в условиях студенческого коллектива.Поэтому само воспитание мы разграничиваем на
– Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
–Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
– Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Таблица 3 – Участие в гражданско-патриотических и духовно-нравственных мероприятиях
Доля обучающихся, участвующих в мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию,
в общем количестве обучающихся (%)
Учебный год 2020-2021
учебный год 2021-2022
учебный год 2022-2023
учебный год
Доля в % 73% 85% 100 %
Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание играет ключевую роль в формировании личности каждого человека. Этот процесс обусловлен не только внешними факторами, но и внутренними установками, ценностями и верованиями. Он включает в себя различные аспекты, связанные с моралью, этикой, религией и личностным развитием.
Одним из основных элементов духовно-нравственного воспитания является развитие эмоционального интеллекта. Это позволяет распознавать и управлять своими эмоциями, а также эмпатично относиться к чувствам и потребностям других людей. Навыки эмоциональной компетентности помогают строить гармоничные отношения с окружающими и справляться с конфликтами в конструктивный способ.
Несмотря на то, что образование в нашем колледже считается светским, педагоги понимают, что религия также играет важную роль в духовно-нравственном воспитании. Она предлагает руководство по морали и этике, а также предлагает ценности, которые помогают человеку ориентироваться в сложных жизненных ситуациях. Религиозные обряды и практики также способствуют духовному росту и привносят стабильность и гармонию в жизнь человека.
В контексте межличностных отношений, духовно-нравственное воспитание помогает формировать навыки социализации и коммуникации. Это позволяет развить умение слушать и выражать свои мысли, умение эффективно сотрудничать с другими людьми и разрешать конфликты с использованием конструктивных методов.
Духовно-нравственное воспитание помогает молодым людям развить мудрость, характер и этическое сознание, что является фундаментом для достижения успеха как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни.
Библиографический список
1. Аболин, Л. М. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности / Л. М. Аболин, Х. Х. Валиахметов; Казан. соц.-юрид. ин-т, Фак. педагогики и психологии. Казань : Карпол, 2002. 228 с.
2. Белогурова, В. А. Воспитание нравственно и физически здорового человека : учебное пособие по педагогике и психологии / В. А. Белогурова. Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. 471 с.
3. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях новых стандартов : сборник научных статей : [по материалам международной научно-практической конференции / ред.-изд. совет: А. А. Симонова, С. Л. Фоменко, д-ра пед. наук, проф.]. Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2015. 329 с.
4. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося во взаимодействии формального и неформального образования : [сборник материалов из опыта работы педагогов исследователей Немского муниципального района Кировской области в режиме Федеральной экспериментальной площадки] / ФГБНУ "Ин-т стратегии развития образования Рос.акад. образования" [и др.; под науч. ред. Е.А. Белорыбкиной и др.]. Москва ; Киров : Радуга-Пресс, 2016. 173 с.
5. Духовно-нравственное развитие личности как целевой ориентир современного образования : материалы международной конференции / отв. ред. Епископ Рыбинский и Угличский Вениамин (Н.И. Лихоманов). Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет, 2012. 174 с.
6. Духовно-нравственное развитие подрастающего поколения как научно-теоретическая и прикладная проблема : материалы международной научно-практической конференции, (4-5 декабря 2014 г.) : [в 2 т / отв. ред.: Прыгин Г.С., д.психол.н., проф., Колпакова Л.М., д.психол.н.]. Казань ; Набережные Челны : Данис, 2014.
7. Современное образование : смыслы и стратегии духовного развития человека : [сборник научных работ] / Рос.акад. образования, ФГНУ "Ин-т науч. и пед. информации" РАО; [под. ред. Б. П. Мартиросяна и др.]. Москва : URSS, cop. 2013. 615 с.
8. Романова, Е. Г. Правовые и социально-педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания и просвещения школьников / Е. Г. Романова // Воспитание школьников. 2010. № 6. С. 21-28.