ПОИСК И ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ВЕДЕНИЯ ПРИХОДСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ
02.01.2023
Кочкина Д.Д.
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации РПЦ,
г. Москва.
ПОИСК И ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ
ВЕДЕНИЯ ПРИХОДСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ
Аннотация. В статье автор предлагает исследование современных методов ведения приходских занятий с детьми с точки зрения эффективности преодоления ими типичных проблем попечения о детях в православном приходе. Среди проблем названы: преобладание знаниевого подхода к ведению занятий над смысловым, сходство занятий в воскресной школе с уроками в общеобразовательной, недружественная позиция педагога по отношению к детям, изолирование детей от общей приходской жизни, отсутствие поддержки родителей и других членов семей детей, отсутствие учета возрастных особенностей детей. Далее описаны характеристики новых методов ведения приходских занятий, преодолевающих указанную проблематику. В качестве примера воплощения описанных свойств эффективных приходских занятий приводится новый Единый учебно-методический комплекс, разработанный под руководством и при участии специалистов Синодального отдела религиозного образования и катехизации (2021).
Ключевые слова: религиозное воспитание, религиозная социализация, приходское попечение о детях, воскресная школа, приход (церковная община).
Современная система попечения о детях, сложившаяся на базе приходов Русской Православной Церкви, переживает этап поиска новых методов взаимодействия с детьми в приходе, в том числе в рамках вероучительных занятий и встреч.
Под системой приходского попечения о детях мы понимаем систему мер (последовательных организационных, педагогических, пастырских действий), направленных на поддержку детей в области религиозного воспитания и социализации внутри приходской общины. Если прибегнуть к языку Церкви, то можно сказать, что эти меры призваны осуществить главную цель приходской заботы о детях – содействовать им в развитии их духовной жизни через общение с Богом (эти цели сформулированы в новейших документах Церкви – общецерковном документе «Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви», 2018 год [1]; и ведомственном документе Синодального отдела религиозного образования и катехизации «Основы педагогического сопровождения детей и взрослых в системе приходского просвещения», 2021 год [3]).
Новые методы и формы взаимодействия с детьми разных возрастов должны эффективно решать типичные проблемы религиозного образования в приходе либо создавать здоровый фон для их профилактики. К области проблем приходского попечения о детях можно отнести следующие:
1) Преобладание знаниевого подхода к передаче вероучения, когда педагогические усилия ориентированы на информирование воспитанников об основах православной веры и систематизацию полученных знаний (в разделах догматики, Священной истории, христианской нравственности, чинопоследования богослужения, истории жизни святых и т.д.). Роль воспитанника достаточно пассивна в таком педагогическом процессе, а сам педагог становится в позицию информатора, советчика, проповедника, законоучителя или морализатора.
2) Сходство приходских занятий с уроками в общеобразовательных учреждениях (сам формат урока, перемены, учителя и ученики, контрольные работы и экзамены, контроль посещения, домашние задания и т.д.). По имеющимся у рабочей группы СОРОиК аналитическим данным 25% респондентов, отвечающих в 2018 году на вопрос о причинах неодобрения детьми занятий в воскресных школах, отметили «сходство с общеобразовательной школой», 27% ‒ «скучное преподавание», 12% ‒ «сложную и перенасыщенную учебную программу, изобилие теоретического материала».
3) Недружественная позиция приходского педагога по отношению к воспитаннику. В рамках того же опроса 2018 года известно, что 31% респондентов отметили в качестве причин неприязни у детей занятий в воскресных школах «отношение педагогов – равнодушное или авторитарное», 22% ‒ «насилие в воцерковлении, давление, агрессивное навязывание».
4) Осознание священнослужителями, педагогами и прихожанами детей не в границах собственной приходской общины (прихода во всей полноте церковной жизни), но лишь в границах отдельного приходского учреждения – «воскресной школы». Следствием этой проблемы становится ограничение детей в развитии их церковной жизни, которая определяется лишь пределами получения знания на уроках воскресной школы, а не целостной христианской жизнью (включающей молитву, участие в богослужении и таинствах, милосердие, чтение Евангелия и стремление к воплощению евангельских истин в своей жизни).
5) Отсутствие поддержки семей в религиозном воспитании детей, что связано, с одной стороны, с непониманием родителями специфики приходской педагогической деятельности, которая не заменяет, но дополняет семейное воспитание, а с другой, с невысоким уровнем личной церковной жизни самих членов семей детей.
6) Пренебрежение возрастными психофизическими особенностями детей каждого возраста в проведении приходских занятий, когда малышей 7 лет усаживают за парты, чтобы поговорить о Боге, а подростков заставляют посещать еще одну школу (после общеобразовательной) в нередко единственный выходной день перегруженной учебными событиями недели.
Неудивительным и логичным следствием развития этих проблем становится факт сокращения (в среднем в 2-2,5 раза по отношению к предыдущим возрастным группам) или полное исчезновения подростков от 11-12 лет из православных храмов и воскресных школ. Соответственно, новые методы ведения приходских занятий должны преодолевать описанные проблемы и иметь следующие характеристики:
1) Абсолютное доминирование смыслового, в противовес к знаниевому, подхода к проведению вероучительных занятий. Это значит, что в центре приходской встречи должны быть христианские смыслы и ценности, опыт жизни с которыми и в которых стремится передать детям педагог. В этом случае педагог как свидетель (ср., мученик – μάρτῠρος «свидетель») транслируемого им образа мыслей и жизни становится источник не информирующего, а трансформирующего знания для ребенка (в том числе, подросткового возраста). На такое знание можно опереться, чтобы суметь ответить на вызовы в критических ситуациях нравственного выбора.
2) Смена школьных форматов приходских уроков на формат приходских встреч друзей. Такие встречи не связаны жестким форматом, свободны в выборе используемых методов (в том числе игровых, досуговых, активных, интерактивных), не ограничены какой-то предметной областью знаний, интегрируя в себе темы различных дисциплин (например, приходская встреча на тему «Молитвы» может включать в себя блоки из Догматического и Нравственного богословия, Истории Нового Завета, Литургики, Христианской антропологии, Жития святых и т.д.). Каждая из подобных встреч должна быть направлена на поддержку духовного развития детей и сопровождения их на пути жизни в Церкви. Более того, современные церковные документы [3] позволяют замену воскресной школы, ранее единственно возможную форму приходского взаимодействия с детьми, на другие – на форму семейного или детского клуба, приходского или просветительского центра, молодежного или подросткового клуба, библейского кружка и т.д.
3) Особенность позиции приходского педагога связана с пониманием его места в Церкви. Педагог призван на просветительское и педагогическое служение своей Церкви, его задача – быть «детоводителем», сопровождающим ребенка к Богу, истинному Педагогу (так Иисуса Христа называет святитель Климент Александрийский в своей книге «Педагог» [2]), Который встречает человека, просвещает его Светом Свой Истины («Свет Христов просвещает всех» – из чинопоследования великопостного богослужения Литургии Преждеосвященных Даров) и Сам ведет к личному спасению. В этом смысле педагог берет на себя роль со-работника и сотрудника Богу.
4) Включение детей в разнообразные дела приходской общины, что будет способствовать усвоению детьми ценностей, норм и традиций православного сообщества и самоидентификации себя как христианина и члена данной церковной общины, или религиозной социализации. По определению Т.В. Скляровой, под последним понятием можно понимать «процесс вхождения человека или группы людей в религиозный уклад жизни, усвоение ими религиозных ценностей и норм поведения и, как следствие этого, изменение взаимоотношений с обществом, обусловленных исповедуемыми религиозными законами» [4, с. 16]. В соответствии с этой характеристикой плодотворным будет развитие приходского пространства для пребывания детей и членов их семей в Церкви (с учетом ресурсных возможностей прихода): открытие комнаты матери и ребенка (пеленальной комнаты), игровой комнаты для детей 2-5 лет, удобного и современного пространства, соответствующего возрастным потребностям детей 8-10, 11-13 и 14-18 лет, чайной или читального клуба для родителей, кинозала, игровой или спортивной площадки и т.д.
5) Создание системы приходской поддержки членов семей детей: в области их религиозного обучения и катехизации, семейного религиозного воспитания, возрастной психологии, психологии общения, личных духовных практик, пастырского душепопечения (общения со священнослужителем), приходского сплочения. В рамках этого направления может быть создана разноуровневая система вероучительных и психолого-педагогических бесед, встреч с профессионалами в области богословия, педагогики, психологии, психотерапии, родительских тренингов, евангельских групп, приходских праздников и пикников, обучающих семинаров и семейных выездов и т.д.
6) Учет возрастных особенностей детей, определяющий выбор методик проведения конкретных занятий, в центре которых должна быть природосообразная, личностно-ориентированная беседа с воспитанником.
Одним из современных примеров практического воплощения описанных свойств эффективных с точки зрения достижения поставленных целей религиозного воспитания и социализации может быть Единый учебно-методический комплекс (ЕУМК) для приходских занятий с детьми различных возрастов, разработанный авторским коллективом при участии специалистов Синодального отдела религиозного образования и катехизации (под общей редакцией иеромонаха Геннадия (Войтишко)). ЕУМК представляет собой полную систему всех необходимых педагогу методических материалов для проведения приходских встреч с детьми. В его состав входит книга для приходского педагога «Бог и человек движение навстречу» (2019), а также 4 возрастных курса для детей 5-7, 8-10, 11-13, 14-17 лет (2021).
ЕУМК прошел в 2021 – 2022 году апробацию в 12 епархиях России (Владивостокская, Екатеринбургская, Калининградская, Рыбинская Московская (городская), Норильская, Самарская, Смоленская, Сочинская, Ставропольская, Челябинская, Черняховская) в 46 приходах (около 100 педагогов и детских групп). Общим показателем результатов апробации является желание педагогов продолжать работать по ЕУМК: планируют взять курсы в качестве основной программы 84% педагогов (курс 5-7 лет), 86% (курс 8-10 лет), 91% (курс 11-13 лет), 92% (курс 14-17 лет). В ближайшее время ожидается публикация материалов ЕУМК в свободном доступе на сайте pravobraz.ru.
Библиографический список
1. Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви. 2018 // Официальный сайт СОРОиК. URL: https://pravobraz.ru/dorozhnaya-karta-pervoocherednyx-mer-kompleksnyx-predlozhenij-po-formirovaniyu-i-razvitiyu-blagopriyatnyx-uslovij-dlya-duxovnogo-prosveshheniya-detej-v-prixodskix-obshhinax-russkoj-pravoslavnoj-cerk/
2. Климент Александрийский. Педагог // Библиотека портала «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/ pedagog/
3. Основы педагогического сопровождения детей и взрослых в системе приходского просвещения. 2021 // Официальный сайт СОРОиК. URL: https://pravobraz.ru/osnovy-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detej-i-vzroslyx-v-sisteme-prixodskogo-prosveshheniya/
4. Склярова Т.В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика, психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 7-17.
Синодальный отдел религиозного образования и катехизации РПЦ,
г. Москва.
ПОИСК И ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ
ВЕДЕНИЯ ПРИХОДСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ
Аннотация. В статье автор предлагает исследование современных методов ведения приходских занятий с детьми с точки зрения эффективности преодоления ими типичных проблем попечения о детях в православном приходе. Среди проблем названы: преобладание знаниевого подхода к ведению занятий над смысловым, сходство занятий в воскресной школе с уроками в общеобразовательной, недружественная позиция педагога по отношению к детям, изолирование детей от общей приходской жизни, отсутствие поддержки родителей и других членов семей детей, отсутствие учета возрастных особенностей детей. Далее описаны характеристики новых методов ведения приходских занятий, преодолевающих указанную проблематику. В качестве примера воплощения описанных свойств эффективных приходских занятий приводится новый Единый учебно-методический комплекс, разработанный под руководством и при участии специалистов Синодального отдела религиозного образования и катехизации (2021).
Ключевые слова: религиозное воспитание, религиозная социализация, приходское попечение о детях, воскресная школа, приход (церковная община).
Современная система попечения о детях, сложившаяся на базе приходов Русской Православной Церкви, переживает этап поиска новых методов взаимодействия с детьми в приходе, в том числе в рамках вероучительных занятий и встреч.
Под системой приходского попечения о детях мы понимаем систему мер (последовательных организационных, педагогических, пастырских действий), направленных на поддержку детей в области религиозного воспитания и социализации внутри приходской общины. Если прибегнуть к языку Церкви, то можно сказать, что эти меры призваны осуществить главную цель приходской заботы о детях – содействовать им в развитии их духовной жизни через общение с Богом (эти цели сформулированы в новейших документах Церкви – общецерковном документе «Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви», 2018 год [1]; и ведомственном документе Синодального отдела религиозного образования и катехизации «Основы педагогического сопровождения детей и взрослых в системе приходского просвещения», 2021 год [3]).
Новые методы и формы взаимодействия с детьми разных возрастов должны эффективно решать типичные проблемы религиозного образования в приходе либо создавать здоровый фон для их профилактики. К области проблем приходского попечения о детях можно отнести следующие:
1) Преобладание знаниевого подхода к передаче вероучения, когда педагогические усилия ориентированы на информирование воспитанников об основах православной веры и систематизацию полученных знаний (в разделах догматики, Священной истории, христианской нравственности, чинопоследования богослужения, истории жизни святых и т.д.). Роль воспитанника достаточно пассивна в таком педагогическом процессе, а сам педагог становится в позицию информатора, советчика, проповедника, законоучителя или морализатора.
2) Сходство приходских занятий с уроками в общеобразовательных учреждениях (сам формат урока, перемены, учителя и ученики, контрольные работы и экзамены, контроль посещения, домашние задания и т.д.). По имеющимся у рабочей группы СОРОиК аналитическим данным 25% респондентов, отвечающих в 2018 году на вопрос о причинах неодобрения детьми занятий в воскресных школах, отметили «сходство с общеобразовательной школой», 27% ‒ «скучное преподавание», 12% ‒ «сложную и перенасыщенную учебную программу, изобилие теоретического материала».
3) Недружественная позиция приходского педагога по отношению к воспитаннику. В рамках того же опроса 2018 года известно, что 31% респондентов отметили в качестве причин неприязни у детей занятий в воскресных школах «отношение педагогов – равнодушное или авторитарное», 22% ‒ «насилие в воцерковлении, давление, агрессивное навязывание».
4) Осознание священнослужителями, педагогами и прихожанами детей не в границах собственной приходской общины (прихода во всей полноте церковной жизни), но лишь в границах отдельного приходского учреждения – «воскресной школы». Следствием этой проблемы становится ограничение детей в развитии их церковной жизни, которая определяется лишь пределами получения знания на уроках воскресной школы, а не целостной христианской жизнью (включающей молитву, участие в богослужении и таинствах, милосердие, чтение Евангелия и стремление к воплощению евангельских истин в своей жизни).
5) Отсутствие поддержки семей в религиозном воспитании детей, что связано, с одной стороны, с непониманием родителями специфики приходской педагогической деятельности, которая не заменяет, но дополняет семейное воспитание, а с другой, с невысоким уровнем личной церковной жизни самих членов семей детей.
6) Пренебрежение возрастными психофизическими особенностями детей каждого возраста в проведении приходских занятий, когда малышей 7 лет усаживают за парты, чтобы поговорить о Боге, а подростков заставляют посещать еще одну школу (после общеобразовательной) в нередко единственный выходной день перегруженной учебными событиями недели.
Неудивительным и логичным следствием развития этих проблем становится факт сокращения (в среднем в 2-2,5 раза по отношению к предыдущим возрастным группам) или полное исчезновения подростков от 11-12 лет из православных храмов и воскресных школ. Соответственно, новые методы ведения приходских занятий должны преодолевать описанные проблемы и иметь следующие характеристики:
1) Абсолютное доминирование смыслового, в противовес к знаниевому, подхода к проведению вероучительных занятий. Это значит, что в центре приходской встречи должны быть христианские смыслы и ценности, опыт жизни с которыми и в которых стремится передать детям педагог. В этом случае педагог как свидетель (ср., мученик – μάρτῠρος «свидетель») транслируемого им образа мыслей и жизни становится источник не информирующего, а трансформирующего знания для ребенка (в том числе, подросткового возраста). На такое знание можно опереться, чтобы суметь ответить на вызовы в критических ситуациях нравственного выбора.
2) Смена школьных форматов приходских уроков на формат приходских встреч друзей. Такие встречи не связаны жестким форматом, свободны в выборе используемых методов (в том числе игровых, досуговых, активных, интерактивных), не ограничены какой-то предметной областью знаний, интегрируя в себе темы различных дисциплин (например, приходская встреча на тему «Молитвы» может включать в себя блоки из Догматического и Нравственного богословия, Истории Нового Завета, Литургики, Христианской антропологии, Жития святых и т.д.). Каждая из подобных встреч должна быть направлена на поддержку духовного развития детей и сопровождения их на пути жизни в Церкви. Более того, современные церковные документы [3] позволяют замену воскресной школы, ранее единственно возможную форму приходского взаимодействия с детьми, на другие – на форму семейного или детского клуба, приходского или просветительского центра, молодежного или подросткового клуба, библейского кружка и т.д.
3) Особенность позиции приходского педагога связана с пониманием его места в Церкви. Педагог призван на просветительское и педагогическое служение своей Церкви, его задача – быть «детоводителем», сопровождающим ребенка к Богу, истинному Педагогу (так Иисуса Христа называет святитель Климент Александрийский в своей книге «Педагог» [2]), Который встречает человека, просвещает его Светом Свой Истины («Свет Христов просвещает всех» – из чинопоследования великопостного богослужения Литургии Преждеосвященных Даров) и Сам ведет к личному спасению. В этом смысле педагог берет на себя роль со-работника и сотрудника Богу.
4) Включение детей в разнообразные дела приходской общины, что будет способствовать усвоению детьми ценностей, норм и традиций православного сообщества и самоидентификации себя как христианина и члена данной церковной общины, или религиозной социализации. По определению Т.В. Скляровой, под последним понятием можно понимать «процесс вхождения человека или группы людей в религиозный уклад жизни, усвоение ими религиозных ценностей и норм поведения и, как следствие этого, изменение взаимоотношений с обществом, обусловленных исповедуемыми религиозными законами» [4, с. 16]. В соответствии с этой характеристикой плодотворным будет развитие приходского пространства для пребывания детей и членов их семей в Церкви (с учетом ресурсных возможностей прихода): открытие комнаты матери и ребенка (пеленальной комнаты), игровой комнаты для детей 2-5 лет, удобного и современного пространства, соответствующего возрастным потребностям детей 8-10, 11-13 и 14-18 лет, чайной или читального клуба для родителей, кинозала, игровой или спортивной площадки и т.д.
5) Создание системы приходской поддержки членов семей детей: в области их религиозного обучения и катехизации, семейного религиозного воспитания, возрастной психологии, психологии общения, личных духовных практик, пастырского душепопечения (общения со священнослужителем), приходского сплочения. В рамках этого направления может быть создана разноуровневая система вероучительных и психолого-педагогических бесед, встреч с профессионалами в области богословия, педагогики, психологии, психотерапии, родительских тренингов, евангельских групп, приходских праздников и пикников, обучающих семинаров и семейных выездов и т.д.
6) Учет возрастных особенностей детей, определяющий выбор методик проведения конкретных занятий, в центре которых должна быть природосообразная, личностно-ориентированная беседа с воспитанником.
Одним из современных примеров практического воплощения описанных свойств эффективных с точки зрения достижения поставленных целей религиозного воспитания и социализации может быть Единый учебно-методический комплекс (ЕУМК) для приходских занятий с детьми различных возрастов, разработанный авторским коллективом при участии специалистов Синодального отдела религиозного образования и катехизации (под общей редакцией иеромонаха Геннадия (Войтишко)). ЕУМК представляет собой полную систему всех необходимых педагогу методических материалов для проведения приходских встреч с детьми. В его состав входит книга для приходского педагога «Бог и человек движение навстречу» (2019), а также 4 возрастных курса для детей 5-7, 8-10, 11-13, 14-17 лет (2021).
ЕУМК прошел в 2021 – 2022 году апробацию в 12 епархиях России (Владивостокская, Екатеринбургская, Калининградская, Рыбинская Московская (городская), Норильская, Самарская, Смоленская, Сочинская, Ставропольская, Челябинская, Черняховская) в 46 приходах (около 100 педагогов и детских групп). Общим показателем результатов апробации является желание педагогов продолжать работать по ЕУМК: планируют взять курсы в качестве основной программы 84% педагогов (курс 5-7 лет), 86% (курс 8-10 лет), 91% (курс 11-13 лет), 92% (курс 14-17 лет). В ближайшее время ожидается публикация материалов ЕУМК в свободном доступе на сайте pravobraz.ru.
Библиографический список
1. Дорожная карта первоочередных мер (комплексных предложений) по формированию и развитию благоприятных условий для духовного просвещения детей в приходских общинах Русской Православной Церкви. 2018 // Официальный сайт СОРОиК. URL: https://pravobraz.ru/dorozhnaya-karta-pervoocherednyx-mer-kompleksnyx-predlozhenij-po-formirovaniyu-i-razvitiyu-blagopriyatnyx-uslovij-dlya-duxovnogo-prosveshheniya-detej-v-prixodskix-obshhinax-russkoj-pravoslavnoj-cerk/
2. Климент Александрийский. Педагог // Библиотека портала «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/ pedagog/
3. Основы педагогического сопровождения детей и взрослых в системе приходского просвещения. 2021 // Официальный сайт СОРОиК. URL: https://pravobraz.ru/osnovy-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detej-i-vzroslyx-v-sisteme-prixodskogo-prosveshheniya/
4. Склярова Т.В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований // Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика, психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 7-17.