ПОДРОСТКИ ДЕТСКОГО ДОМА: СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
16.10.2021
Деменина Людмила Вениаминовна,
педагог дополнительного образования МОУ «С(К)ШИ № 5»,
г. Магнитогорск,
Деменин Константин Георгиевич,
студент ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»,
г. Магнитогорск,
mahaon-5@yandex.ru
В российском сообществе педагогов и общественности происходит переосмысление понятий подростковой свободы и ответственности.
Проблема свободы в воспитании поднималась ещё во времена Платона, провозглашалась Иисусом Христом, была актуальна в эпоху Возрождения и Просвещения, решалась педагогикой свободного воспитания, реального образования, развивающего обучения. Не потеряв своей актуальности, эта проблема и в настоящее время требует поиска новых подходов к организации работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в российских образовательных учреждениях независимо от их вида и типа. Особое внимание при этом следует уделять воспитанию детей подросткового возраста, который является переходным этапом между детством и взрослостью, этапом ценностного самоопределения и самореализации растущего человека.
Исследованию этого периода жизни человека посвятили свои труд многие педагоги, психологи. Среди них Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин. Некоторые учёные считают подростничество (12-15 лет; 11-17 лет) стабильным периодом, некоторые – критическим [7]. Мы придерживаемся второй точки зрения. Даже в самых благополучных семьях могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях с подростком: он может начать проявлять негативизм и упрямство в отношении требований, предъявляемых ему родителями; прогуливать уроки в школе, так как подросток вдруг решил, что все самое интересное происходит вне школы и вне дома – в неформальных сообществах (дворовых компаниях, в сети Интернет) и т. п. В сложных жизненных ситуациях о своих поисках, переживаниях и поступках подростки рассказывают не родителям, а дневникам, тайным тетрадям, страничке в сети. О неблагополучии в жизни ребенка родители часто узнают последними. В этом случае излишняя свобода, предоставленная подросткам (их права), недостаточная требовательность (попустительство) со стороны родителей, педагогов, общественности чреваты значительным проблемами как в настоящем, так и в будущем. Взрослым необходимо уметь взвешенно и решительно говорить «нет», терпеливо и спокойно беседовать, поддерживать подростка в сложных жизненных ситуациях и душевных переживаниях, разъяснять уровень его ответственности за совершённые действия.
Как отмечают А. С. Белкин [2] и Л. Ф. Обухова [7], для подросткового возраста характерны:
- доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей;
- возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды (в этом возрасте возникает юридическая ответственность за правонарушения);
- зависимость от влияния взрослых (учителей, родителей) в развитии самопознания, личного самоопределения.
- к концу периода появляется возможность самостоятельно удовлетворять часть материальных потребностей.
Возникновение чувства взрослости у подростка – одно из центральных психологических новообразований возраста. Оно обусловлено особенностями психофизического развитии подростков, определяется изменением социальных функций, расширением прав и обязанностей в семье. Подростки, как утверждает А. С. Белкин [2], очень чувствительны к внешним формам обращения к ним как к «взрослой личности»: требуют уважительного тона обращения со стороны взрослых, стремятся к внешнему проявлению взрослости (манера ходить, одеваться, разговаривать). В тоже время, как отмечают А. С. Белкин [2], Л. С. Выготский [3], Л. Ф. Обухова [7], подражание взрослым может принять отрицательные формы (курение, выпивка, развязный, грубый тон и т. п.); появляются ориентация на проявление качеств «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», тенденция к подражанию избранным образцам – родителям, героям кинофильмов, эстрадным исполнителям, а также сверстникам, выделяющимся из окружения какими-то особыми качествами, заметными достижениями.
Общение со сверстниками в подростковом возрасте, по мнению А. С. Белкина [2] и Л. Ф. Обуховой [7], для них приоритетнее общения с родителями. В общении со сверстниками подростки ищут взаимопонимания и взаимодействия, друга-идеала, нацелены на исправление недостатков не только другого, но и своих. Идеал подростковых отношений – «всегда вместе, все пополам». Отсюда требование взаимной откровенности, умения сопереживать, хранить тайну. В откровенных разговорах подростков происходит обмен информацией, согласование оценок, выработка общих позиций по важным для них вопросам. Все это имеет огромное психологическое значение в самопознании необъятного мира человеческих отношений.
Для детей подросткового возраста, согласно исследованиям Г. А. Цукерман [10], характерна высокая самостоятельность и инициативность, стремление немедленно применить полученные знания и умения на практике. Они уже готовы освоить что-то новое, но еще не могут разобраться в этом новом самостоятельно [1]. К тому же недостаточная подростковая критичность и недальновидность может нанести вред здоровью детей, а также репутации не только их собственной, но и родных и близких. Именно поэтому детям этого возраста, по мнению Л. Я. Олиференко [8], необходима помощь взрослых. Однако излишняя тревожность и опека ограничивает их самостоятельность и снижает уровень ответственности за свои действия. Следовательно, для нормального развития подростков необходимы определенные условия, представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Характеристика условий развития подростков (по Л. Я. Олиференко)
Учёные, педагоги и психологи отмечают разницу в развитии подростков, воспитывающихся в семье, и подростков, вышедших из учреждений интернатного типа. Воспитание подростков, оставшихся без попечения родителей, в детских домах, школах-интернатах, приютах, центрах – трудоемкая и ответственная задача, так как в детских домах и школах-интернатах сосредоточен весьма специфический контингент воспитанников, которые отличаются, с одной стороны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой стороны, ярко выраженным депривационным синдромом; нередко имеют отклоняющиеся показатели в психическом, физическом и поведенческом развитии в виде задержки психического развития, нарушений в эмоциональной сфере, в самосознании.
Для воспитанников интернатного учреждения, как утверждают А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых, характерно ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных с их повседневной жизнью, учением, выполнением режимных моментов, правил поведения («подготовиться к контрольной работе», «убрать класс», «дочитать книгу», «пойти на секцию» и т. п.). Значительно реже они обнаруживают мотивы, связанные с отдаленной перспективой. Их мотивы более однообразны и бедны, чем у обычных подростков. Они испытывают трудности в общении со взрослыми. Общение с раннего возраста с большим количеством людей препятствует формированию устойчивых эмоциональных связей, способствует развитию эгоцентризма и незаинтересованности в социальных отношениях [9].
Подростки острее переживают семейное неблагополучие в отличие от младших по возрасту детей. Они иначе относятся к действительности – не реалистически; любят представлять эту действительность в разных вариантах, преобразовывать ее, воображая маловероятные ситуации как реально возможные (например, быстрое перевоспитание матери, находящейся в настоящее время за сотни километров где-нибудь в колонии). С другой стороны, подростки особенно чувствительны к сравнению себя, своей жизни, быта с тем, как живут другие. Видимо, все это и приводит к тому, что подростки из интернатных учреждений начинают болезненно воспринимать свое отличие от «семейных» детей.
Для воспитанников детского дома любых возрастов характерна низкая самооценка. Характеризуя себя, они описывают свою внешность, поведение, свое отношение к другим людям, оценивают умение общаться, ладить с другими людьми (включая свое отношение к сверстникам противоположного пола и их отношение к нему). «Домашние» подростки описывают свои качества, ставя себя в позицию друга, характеризуют как свои умения, так и неумения, трудности в общении, свои привязанности (то, что они и любят) и свои достоинства (то, что умеют).
Подростничество характеризуется борьбой за автономию, самостоятельность, за отвержение контроля и т. п. И если подростки, воспитывающиеся в семьях, открыто выражают свое стремление к самостоятельности, протест против контроля и опеки, то подростки из интернатов и детских домов при неидеальном поведении считают необходимыми контроль и опеку над собой. В становлении своего Я, самосознания и самооценки они более ориентированы на оценку окружающих, причем считают, что она изначально негативна. Отсюда, похвала в их адрес воспринимается ими негативно. Такое явление в психологии принято называть дискомфортом успеха – когда важнее сохранить привычное отношение к себе, пусть даже отрицательное, чем иметь неопределенное, спутанное представление о себе. Следует заметить, что некоторые воспитатели и учителя культивируют эмоциональную зависимость подростков, рассматривая ее как проявление любви, и максимально используют это их качество в процессе обучения и воспитания.
Контакты со сверстниками у подростков интернатных учреждений, выражены слабо; они, как правило, однообразны, малоэмоциональны и сводятся к простым обращениям и указаниям. В основе отставания развития лежит отсутствие эмпатии (сочувствия, сопереживания, умения и потребности разделить свои переживания с другим человеком).
Воспитанникам детских домов и интернатов, согласно выводам Л. Я. Олиференко [8] и А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых [9], присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова, что проявляется в следующими признаками:
- отсутствие ценностей, принятых в обществе (норм морали и нравственности), бездуховность, отсутствие интереса к труду;
- убеждённость в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия честным путём;
- проекция на себя неудачной жизни собственных родителей; эмоциональное отвержение со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия; чувства к окружающим поверхностны;
- убеждение в недоступности социально одобряемых ценностей – счастливой семейной жизни, материального благополучия, здоровья;
- «подкрепление» потери ценности образования («плохо учился (не учился), а в жизни преуспел» (имеет машину, гараж и т. д.); о реальных путях достижения таких «ценностей» подростки не задумываются;
- неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, неумение продуктивно общаться, что приводит к доминированию защитных форм поведения (неадекватной лояльности, агрессивности (стремлению обвинить окружающих, неумению и нежеланию признать вину и т. п.);
- стремление к «красивой», легкой жизни; иждивенчество;
- искажение направленности интересов – свободное времяпрепровождение в подъезде, на улице – только подальше от детского дома, ощущение полной независимости (самовольные уходы, побеги, ситуации переживания риска и т. д.);
- нежелание соблюдать навыки гигиены;
- дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т. д.), грубое нарушение дисциплины (бродяжничество, воровство, различные формы антиобщественного противоправного поведения);
- состояние беспомощности, в котором они обвиняют окружающих или внешние обстоятельства (невозможность изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками или принимать самостоятельные решения, делать выбор; переживание неудач, травм, горя, реакция на ограничения поведения, деятельности (например, наказание по закону) приводит к апатии, депрессии, агрессии и пр.).
- Низкое осознание ценности собственной жизни и деятельности порождает у «детдомовских» подростков потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, эмоциональная подчиняемость, сентиментальность и некритичный альтруизм в сочетании с переоценкой собственных возможностей, самоуничижением, компромиссным поведением делают их порой неуспешными, толкают в группы социального риска. В связи с этим воспитанники детских домов нередко имеют серьезные проблемы во взрослой самостоятельной жизни.
На основании вышеизложенного представим сравнительную характеристику показателей социализации подростков, воспитывающихся в семье и вне неё (в интернатных учреждениях, детских домах) (см. таблицу 2). Сравнение проводилось по основным критериям, определяющим способность или неспособность подростка «быть свободным».
Необходимо отметить, что в таблица, приведенная ниже, ни в коей мере не является универсальной, так как много примеров отклонений разного рода и у подростков, воспитывающихся в семье, и в той же степени имеет место быть благополучное развитие и профессиональное становление у подростков, воспитывающихся вне семьи. Она лишь отражает средние показатели ситуации в настоящее время.
Таблица 2 – Сравнительная характеристика показателей социализации подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в условиях интернатных учреждений формируется скорее стереотипная социальная «единица» – выраженный конформист, ориентирующийся более на групповые ценности, чем на уникальную личность. Родителям, педагогам и общественности необходимо направлять взросление подростков в рамках границ дозволенности (свободы) через обучение самоограничению, самоконтролю, преодолению своих негативных качеств и воспитание ответственности. В этой ситуации учреждения социальной защиты (детские дома, школы-интернаты) призваны выполнять не только образовательную, но и воспитательную функцию: способствовать нормальной социализации личности, её полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивать правовую и психологическую защищенность воспитанников.
В муниципальном общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» города Магнитогорска наряду с вопросами образования, коррекции, реабилитации успешно решаются задачи духовно-нравственного воспитания личности и подготовки воспитанников к самостоятельной жизни по специально разработанным программам.
Одна из них – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы живём на Урале» (далее Программа), разработанная для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте 11-15 лет. На протяжении нескольких лет Программа была апробирована в Свердловской и Челябинской области, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, направлена на выполнение социального заказа государства, Министерства образования и науки, Министерства труда и социального развития.
Актуальность Программы обусловлена ответом на внедрение Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и необходимостью активизации общенациональных ценностей и приоритетов через систему коррекционного образования. [5]
В Программе органично соединены все возможные для детей с ограниченными возможностями здоровья виды художественно-творческой деятельности с содержанием патриотической и духовно-нравственной направленности.
Цель Программы – формирование и развитие у детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья основ духовно-нравственной культуры и эстетического вкуса посредством ознакомления с народным и современным декоративно-прикладным и изобразительным искусством, техническим творчеством.
Задачи Программы:
– познакомить обучающихся с народным и современным декоративно-прикладным и изобразительным искусством, имеющим свою специфику, образную выразительность, социальную значимость;
– формировать представление о нравственности, об эстетических идеалах и ценностях на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
– воспитывать ценностное отношение к родной культуре, эстетический вкус;
– воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
Ведущей идеей Программы является комплексность – разносторонняя подготовка обучающихся к художественно-творческой деятельности, с целью удовлетворения нравственно-эстетических потребностей детей 11-15 лет, коррекция индивидуальных путей морального становления, стимулирования самопознания, самовоспитания и саморазвития.
Программа разработана с опорой на культурно-историческую концепцию Л. С. Выготского и реализуется на основе следующих подходов и принципов:
– учета возрастных и индивидуальных психофизических особенностей обучающихся 11-15 лет, с ограниченными возможностями здоровья;
– дифференцированного, личностно-ориентированного, системно-деятельностного подхода.
Подбор содержания Программы осуществляется на основе принципа дополнительности, который дает возможность максимально дополнить и расширить знания и умения обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, расширить их возможности в практическом применении полученных знаний в своей жизни.
На занятиях обучающиеся в доступной форме знакомятся с народными традиционными и современными промыслами, с устным народным творчеством, с историческими событиями, овладевают основами художественной творческой деятельности, осваивают различные техники, материалы и инструменты, участвуют в календарных и народных праздниках, в выставках, фестивалях. На занятиях формируются элементарные знания о правах и обязанностях ребенка, подростка, пользы его творческого труда для общества.
В соответствии с содержанием той или иной темы Программы определяются ключевые этические понятия (милосердие, уважение, раскаяние, сострадание, совесть, Родина, Отечество, справедливость, законность и др.), которые на занятии изучаются не отвлеченно, а на основе решения этических ситуаций (взятых из рассказов, притч, примеров из жизни обучающихся), что обогащает словарный запас детей нравственными понятиями, учит этически мыслить.
Показателем изменения нравственного сознания обучающихся является формирование нравственных отношений между ними, что особенно важно для воспитательной системы школы-интерната, создание обучающимися работ декоративно-прикладного и изобразительного искусства, технического творчества.
Основные виды деятельности обучающихся на занятиях студии: беседы; игры; рисование; декоративная и конструктивная работа; лепка; аппликация; объемно-пространственное моделирование; фотографирование и видеосъемка; художественная обработка ткани и кожи; художественное выпиливание и выжигание; пение; художественное чтение; решение этических ситуаций; просмотр и обсуждение документальных фильмов, слайд-фильмов, праздники; экскурсии, целевые прогулки (по городу, в храмы, музей, к памятникам культуры); детские благотворительные акции (поделки своими руками); тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия); выставки; встречи с интересными людьми (волонтерами, представителями разных профессий; общественных организаций); трудовые акции и т.п.
Основные ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; доверие к людям);
- воспитание нравственных чувств и этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность);
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие);
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) (ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
(ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве).
Программа включает занятия следующих циклов: «Это – я, а это вся моя семья!», «Изба-читальня», «Малахитовая шкатулка», «Наш старый Урал», «Род. Семья», «Мастера на все руки», «Родина и род», «Образ жизни уральцев», «Как потрудился, так и повеселился», «Наша Родина – Урал», «Город уральских мастеров», «Чудеса и тайны Урала».
Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса направлены на выявление уровня образованности и воспитанности обучающихся, развития творческих способностей каждого, сформированности личных качеств (прежде всего духовно-нравственных: любви и уважения к Родине, готовности к бережному сохранению и продолжению традиций народов Урала, умение общаться со сверстниками и взрослыми, устремленность на развитие в дальнейшем профессиональных умений и навыков и т. д.; а также художественно-эстетических). Уровень обучающихся определяется посредством использования соответствующих диагностических тестов.
В качестве средства мониторинга достижений обучающихся выступает создаваемое обучающимися «Портфолио», ведение карты личностного роста, а также публичное поощрение обучающихся, отличившихся в творческой и интеллектуальной деятельности через организацию торжественной церемонии победителей конкурсов; создание репортажей и публикаций в СМИ о достижениях обучающихся, через поощрение наиболее активных, а также одарённых и талантливых обучающихся на уровне школы-интерната, города, области.
Реализация Программы предполагает обязательное сотрудничество студии с социальными партнерами и общественностью. Изучая человеческие ценности и воплощая их в своих творческих работах и социально-значимых проектах, наши воспитанники осваивают понятия «свобода» и «ответственность», что, несомненно, принесет пользу не только им, их родственникам, но и всему обществу.
В 2018 г. Программа «Мы живем на Урале» (автор Деменина Л. В.) была представлена на XIII Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» и заняла второе место в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи», на региональный этап которого было представлено 52 работы в четырех номинациях от 91 педагога.
В заключение отметим, что воспитывая подростков, истолковывая им значение понятия «свобода», необходимо объяснять им, что «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека...» (М. Бакунин). Важно научить подростка самому себя ограничивать, уметь нести ответственность за результат сделанного, а не делать, что хочется. Это и есть взросление.
Подросткам необходимо внушать, что каждое право сопровождается обязанностью:
- право на образование – обязанностью учиться;
- право на жизнь – обязанностью вести себя так, чтобы не причинять вред другому человеку («Не убий»);
- право на неприкосновенность жилища – обязанностью не красть (христианская заповедь «не укради»);
- право на достоинство личности – обязанностью вести себя уважительно по отношению к другому.
По состоянию на 1 сентября 2018 года в банке данных о детях-сиротах, который ведется в Министерстве просвещения РФ, числятся 47,8 тысяч человек, из которых треть составляют подростки. Они растут, развиваются и то, какими они будут, целиком зависит от окружающих их взрослых людей. Наши воспитательные меры будут эффективными, если мы будем действовать с любовью, терпением, великодушием, не только запрещая дурное, но и позволяя подросткам проявлять себя в добрых делах.
Список цитируемой литературы
1. Архитектоника педагогической среды : образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования / О. Н. Гурина, А. Н. Юшкова, Н. Г. Бабинова, Ю. А. Белова, В. Л. Высоцкий, И. В. Готовая, Л. В. Григорьев и др.; под ред. А. Н. Юшкова, О. Н. Гуриной. – Красноярск, 2002. – 67 с.
2. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия». 2000. – 192 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4: Детская психология ; под ред. Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика, 1984. – 432 с.
4. Деменина Л. В. Счастливы вместе (сценарий родительского собрания) // Программы первичной профилактики наркомании в молодёжной среде» в рамках обучения специалистов в Северном управленческом округе Свердловской области по Модульной программе первичной и вторичной профилактики наркомании в молодёжной среде. – Краснотурьинск, 2011. – 70 с.
5. Деменина Л. В. Организация работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей в интернатных учреждениях // Петровские образовательные чтения : сборник материалов / под. ред. Н. Р. Балынской. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2018. – 326 с.
6. Деменина Л. В. Основные ценностные ориентиры современной молодёжи (доклад). [Электронный ресурс] // Молодежь и образование в XXI веке : матер. Всеросс. очной науч.-практ. конф. аспирантов, студентов и учащихся. – Тобольск, 2011. – URL: http://tgspa.ru/info/science/action/show.php?id_conf= 23&page=1
7. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник. – М. : Изд-во Юрайт; МГППУ, 2011. – 460 с.
8. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. завед. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.
9. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества). – М. : Педагогика, 1990. – 160 с.
10. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – Рига : ПЦ «Эксперимент», 1997.
педагог дополнительного образования МОУ «С(К)ШИ № 5»,
г. Магнитогорск,
Деменин Константин Георгиевич,
студент ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»,
г. Магнитогорск,
mahaon-5@yandex.ru
В российском сообществе педагогов и общественности происходит переосмысление понятий подростковой свободы и ответственности.
Проблема свободы в воспитании поднималась ещё во времена Платона, провозглашалась Иисусом Христом, была актуальна в эпоху Возрождения и Просвещения, решалась педагогикой свободного воспитания, реального образования, развивающего обучения. Не потеряв своей актуальности, эта проблема и в настоящее время требует поиска новых подходов к организации работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в российских образовательных учреждениях независимо от их вида и типа. Особое внимание при этом следует уделять воспитанию детей подросткового возраста, который является переходным этапом между детством и взрослостью, этапом ценностного самоопределения и самореализации растущего человека.
Исследованию этого периода жизни человека посвятили свои труд многие педагоги, психологи. Среди них Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин. Некоторые учёные считают подростничество (12-15 лет; 11-17 лет) стабильным периодом, некоторые – критическим [7]. Мы придерживаемся второй точки зрения. Даже в самых благополучных семьях могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях с подростком: он может начать проявлять негативизм и упрямство в отношении требований, предъявляемых ему родителями; прогуливать уроки в школе, так как подросток вдруг решил, что все самое интересное происходит вне школы и вне дома – в неформальных сообществах (дворовых компаниях, в сети Интернет) и т. п. В сложных жизненных ситуациях о своих поисках, переживаниях и поступках подростки рассказывают не родителям, а дневникам, тайным тетрадям, страничке в сети. О неблагополучии в жизни ребенка родители часто узнают последними. В этом случае излишняя свобода, предоставленная подросткам (их права), недостаточная требовательность (попустительство) со стороны родителей, педагогов, общественности чреваты значительным проблемами как в настоящем, так и в будущем. Взрослым необходимо уметь взвешенно и решительно говорить «нет», терпеливо и спокойно беседовать, поддерживать подростка в сложных жизненных ситуациях и душевных переживаниях, разъяснять уровень его ответственности за совершённые действия.
Как отмечают А. С. Белкин [2] и Л. Ф. Обухова [7], для подросткового возраста характерны:
- доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей;
- возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды (в этом возрасте возникает юридическая ответственность за правонарушения);
- зависимость от влияния взрослых (учителей, родителей) в развитии самопознания, личного самоопределения.
- к концу периода появляется возможность самостоятельно удовлетворять часть материальных потребностей.
Возникновение чувства взрослости у подростка – одно из центральных психологических новообразований возраста. Оно обусловлено особенностями психофизического развитии подростков, определяется изменением социальных функций, расширением прав и обязанностей в семье. Подростки, как утверждает А. С. Белкин [2], очень чувствительны к внешним формам обращения к ним как к «взрослой личности»: требуют уважительного тона обращения со стороны взрослых, стремятся к внешнему проявлению взрослости (манера ходить, одеваться, разговаривать). В тоже время, как отмечают А. С. Белкин [2], Л. С. Выготский [3], Л. Ф. Обухова [7], подражание взрослым может принять отрицательные формы (курение, выпивка, развязный, грубый тон и т. п.); появляются ориентация на проявление качеств «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», тенденция к подражанию избранным образцам – родителям, героям кинофильмов, эстрадным исполнителям, а также сверстникам, выделяющимся из окружения какими-то особыми качествами, заметными достижениями.
Общение со сверстниками в подростковом возрасте, по мнению А. С. Белкина [2] и Л. Ф. Обуховой [7], для них приоритетнее общения с родителями. В общении со сверстниками подростки ищут взаимопонимания и взаимодействия, друга-идеала, нацелены на исправление недостатков не только другого, но и своих. Идеал подростковых отношений – «всегда вместе, все пополам». Отсюда требование взаимной откровенности, умения сопереживать, хранить тайну. В откровенных разговорах подростков происходит обмен информацией, согласование оценок, выработка общих позиций по важным для них вопросам. Все это имеет огромное психологическое значение в самопознании необъятного мира человеческих отношений.
Для детей подросткового возраста, согласно исследованиям Г. А. Цукерман [10], характерна высокая самостоятельность и инициативность, стремление немедленно применить полученные знания и умения на практике. Они уже готовы освоить что-то новое, но еще не могут разобраться в этом новом самостоятельно [1]. К тому же недостаточная подростковая критичность и недальновидность может нанести вред здоровью детей, а также репутации не только их собственной, но и родных и близких. Именно поэтому детям этого возраста, по мнению Л. Я. Олиференко [8], необходима помощь взрослых. Однако излишняя тревожность и опека ограничивает их самостоятельность и снижает уровень ответственности за свои действия. Следовательно, для нормального развития подростков необходимы определенные условия, представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Характеристика условий развития подростков (по Л. Я. Олиференко)
условия развития | особенности проявления |
Право на получение достоверной информации о современной жизни |
Получение информации по всем волнующим подростков вопросам, проверка и анализ (физиология подросткового возраста, право (административное, уголовное, трудовое), ЗОЖ и вредные привычки, религия, молодежное движение и т. д.). Важно, чтобы информация не дезориентировала, не развращала несформировавшуюся личность |
Сочетание свободы и ответственности в деятельности | Тяга к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в импульсивности, упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т.д. Тяга к романтике. Стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму. Инициативность. Необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе, направление подростковой активности на общественно-полезную или общественно-одобряемую деятельность, самоуправлении. |
Принятие себя | Принятие своего физического Я, характера, особенностей, эмоций и т. д. |
Обучение навыкам достойного общения и поведения | Обучение взаимодействию, отстаиванию своей точки зрения, защите собственного достоинства и т. д. |
Учёные, педагоги и психологи отмечают разницу в развитии подростков, воспитывающихся в семье, и подростков, вышедших из учреждений интернатного типа. Воспитание подростков, оставшихся без попечения родителей, в детских домах, школах-интернатах, приютах, центрах – трудоемкая и ответственная задача, так как в детских домах и школах-интернатах сосредоточен весьма специфический контингент воспитанников, которые отличаются, с одной стороны, отягощенной и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой стороны, ярко выраженным депривационным синдромом; нередко имеют отклоняющиеся показатели в психическом, физическом и поведенческом развитии в виде задержки психического развития, нарушений в эмоциональной сфере, в самосознании.
Для воспитанников интернатного учреждения, как утверждают А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых, характерно ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных с их повседневной жизнью, учением, выполнением режимных моментов, правил поведения («подготовиться к контрольной работе», «убрать класс», «дочитать книгу», «пойти на секцию» и т. п.). Значительно реже они обнаруживают мотивы, связанные с отдаленной перспективой. Их мотивы более однообразны и бедны, чем у обычных подростков. Они испытывают трудности в общении со взрослыми. Общение с раннего возраста с большим количеством людей препятствует формированию устойчивых эмоциональных связей, способствует развитию эгоцентризма и незаинтересованности в социальных отношениях [9].
Подростки острее переживают семейное неблагополучие в отличие от младших по возрасту детей. Они иначе относятся к действительности – не реалистически; любят представлять эту действительность в разных вариантах, преобразовывать ее, воображая маловероятные ситуации как реально возможные (например, быстрое перевоспитание матери, находящейся в настоящее время за сотни километров где-нибудь в колонии). С другой стороны, подростки особенно чувствительны к сравнению себя, своей жизни, быта с тем, как живут другие. Видимо, все это и приводит к тому, что подростки из интернатных учреждений начинают болезненно воспринимать свое отличие от «семейных» детей.
Для воспитанников детского дома любых возрастов характерна низкая самооценка. Характеризуя себя, они описывают свою внешность, поведение, свое отношение к другим людям, оценивают умение общаться, ладить с другими людьми (включая свое отношение к сверстникам противоположного пола и их отношение к нему). «Домашние» подростки описывают свои качества, ставя себя в позицию друга, характеризуют как свои умения, так и неумения, трудности в общении, свои привязанности (то, что они и любят) и свои достоинства (то, что умеют).
Подростничество характеризуется борьбой за автономию, самостоятельность, за отвержение контроля и т. п. И если подростки, воспитывающиеся в семьях, открыто выражают свое стремление к самостоятельности, протест против контроля и опеки, то подростки из интернатов и детских домов при неидеальном поведении считают необходимыми контроль и опеку над собой. В становлении своего Я, самосознания и самооценки они более ориентированы на оценку окружающих, причем считают, что она изначально негативна. Отсюда, похвала в их адрес воспринимается ими негативно. Такое явление в психологии принято называть дискомфортом успеха – когда важнее сохранить привычное отношение к себе, пусть даже отрицательное, чем иметь неопределенное, спутанное представление о себе. Следует заметить, что некоторые воспитатели и учителя культивируют эмоциональную зависимость подростков, рассматривая ее как проявление любви, и максимально используют это их качество в процессе обучения и воспитания.
Контакты со сверстниками у подростков интернатных учреждений, выражены слабо; они, как правило, однообразны, малоэмоциональны и сводятся к простым обращениям и указаниям. В основе отставания развития лежит отсутствие эмпатии (сочувствия, сопереживания, умения и потребности разделить свои переживания с другим человеком).
Воспитанникам детских домов и интернатов, согласно выводам Л. Я. Олиференко [8] и А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых [9], присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова, что проявляется в следующими признаками:
- отсутствие ценностей, принятых в обществе (норм морали и нравственности), бездуховность, отсутствие интереса к труду;
- убеждённость в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия честным путём;
- проекция на себя неудачной жизни собственных родителей; эмоциональное отвержение со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия; чувства к окружающим поверхностны;
- убеждение в недоступности социально одобряемых ценностей – счастливой семейной жизни, материального благополучия, здоровья;
- «подкрепление» потери ценности образования («плохо учился (не учился), а в жизни преуспел» (имеет машину, гараж и т. д.); о реальных путях достижения таких «ценностей» подростки не задумываются;
- неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, неумение продуктивно общаться, что приводит к доминированию защитных форм поведения (неадекватной лояльности, агрессивности (стремлению обвинить окружающих, неумению и нежеланию признать вину и т. п.);
- стремление к «красивой», легкой жизни; иждивенчество;
- искажение направленности интересов – свободное времяпрепровождение в подъезде, на улице – только подальше от детского дома, ощущение полной независимости (самовольные уходы, побеги, ситуации переживания риска и т. д.);
- нежелание соблюдать навыки гигиены;
- дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т. д.), грубое нарушение дисциплины (бродяжничество, воровство, различные формы антиобщественного противоправного поведения);
- состояние беспомощности, в котором они обвиняют окружающих или внешние обстоятельства (невозможность изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками или принимать самостоятельные решения, делать выбор; переживание неудач, травм, горя, реакция на ограничения поведения, деятельности (например, наказание по закону) приводит к апатии, депрессии, агрессии и пр.).
- Низкое осознание ценности собственной жизни и деятельности порождает у «детдомовских» подростков потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, эмоциональная подчиняемость, сентиментальность и некритичный альтруизм в сочетании с переоценкой собственных возможностей, самоуничижением, компромиссным поведением делают их порой неуспешными, толкают в группы социального риска. В связи с этим воспитанники детских домов нередко имеют серьезные проблемы во взрослой самостоятельной жизни.
На основании вышеизложенного представим сравнительную характеристику показателей социализации подростков, воспитывающихся в семье и вне неё (в интернатных учреждениях, детских домах) (см. таблицу 2). Сравнение проводилось по основным критериям, определяющим способность или неспособность подростка «быть свободным».
Необходимо отметить, что в таблица, приведенная ниже, ни в коей мере не является универсальной, так как много примеров отклонений разного рода и у подростков, воспитывающихся в семье, и в той же степени имеет место быть благополучное развитие и профессиональное становление у подростков, воспитывающихся вне семьи. Она лишь отражает средние показатели ситуации в настоящее время.
Таблица 2 – Сравнительная характеристика показателей социализации подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи
№ п/п | Показатели успешной социализации | подросток | |
воспитывающийся в семье | воспитывающийся вне семьи | ||
1 | Коммуникативные навыки | С детских лет учится устанавливать социальные контакты (ходит в магазин, на почту, оплачивает услуги (ЖКХ, телефон интернет), забирает младшего брата (сестру) из яслей | Не умеет общаться с людьми вне учреждения (трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них). |
2 | Развитие чувств и эмоций | Учится считаться с чувствами и желаниями членов семьи, понимать их, сопереживать боли и радости своих родных | Развитие чувств с нарушением, не позволяет понимать других, принимать их; опора только на свои желания и чувства |
3 | Развитие социального интеллекта | Общественные правила и нормы прививаются личным примером родителей, и других взрослых имеющих у него авторитет | Низкий уровень социального интеллекта мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им |
4 | Развитие чувства ответственности | Воспитание в семье, способствует развитию ответственности за своих близких (взять по рецепту лекарства для бабушки ˗ иначе бабушке будет плохо; купить смесь для сестренки, чтобы она не была голодная). Таких ситуаций в семье множество, они обыденны | Слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним; Потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу |
5 | Самооценка | Формируется в процессе сопереживания членов семьи успехам и неудачам подростка. Подросток по жизни идет в сопровождении товарищей, с которыми общается с детского сада | Неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны |
6 | Развитие эмоционально- волевой сферы и жизненных планов | Влияние семьи, её традиций, ценностей на развитие целеустремленности и самоопределения подростка, его мотивацию на достижение успеха, умение трудиться (продолжение семейных трудовых династий); поддержка семьи в новых начинаниях подростка, «поиске себя» и своего «места в жизни» (участие в волонтерском движении) | Несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; Несформированность жизненных планов, проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное |
7 | Развитие системы ценностей | Система ценностей подростка зависит от системы ценностей семьи в целом (уважение к старшим, забота о младших; поддерживание родственных связей; взаимовыручка в трудную минуту; милосердие) | Несформированность жизненных ценностей; потребность в удовлетворении только насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения); Считают что «свобода» – это вседозволенность; низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания |
8 | Склонность к саморазрушающему поведению | Семья не панацея от этой беды, но в большинстве случаев дети воспитывающиеся в семье, в меньшей степени этому подвержены | Злоупотребление психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости [4]; может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты |
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в условиях интернатных учреждений формируется скорее стереотипная социальная «единица» – выраженный конформист, ориентирующийся более на групповые ценности, чем на уникальную личность. Родителям, педагогам и общественности необходимо направлять взросление подростков в рамках границ дозволенности (свободы) через обучение самоограничению, самоконтролю, преодолению своих негативных качеств и воспитание ответственности. В этой ситуации учреждения социальной защиты (детские дома, школы-интернаты) призваны выполнять не только образовательную, но и воспитательную функцию: способствовать нормальной социализации личности, её полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивать правовую и психологическую защищенность воспитанников.
В муниципальном общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» города Магнитогорска наряду с вопросами образования, коррекции, реабилитации успешно решаются задачи духовно-нравственного воспитания личности и подготовки воспитанников к самостоятельной жизни по специально разработанным программам.
Одна из них – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы живём на Урале» (далее Программа), разработанная для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, в возрасте 11-15 лет. На протяжении нескольких лет Программа была апробирована в Свердловской и Челябинской области, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, направлена на выполнение социального заказа государства, Министерства образования и науки, Министерства труда и социального развития.
Актуальность Программы обусловлена ответом на внедрение Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и необходимостью активизации общенациональных ценностей и приоритетов через систему коррекционного образования. [5]
В Программе органично соединены все возможные для детей с ограниченными возможностями здоровья виды художественно-творческой деятельности с содержанием патриотической и духовно-нравственной направленности.
Цель Программы – формирование и развитие у детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья основ духовно-нравственной культуры и эстетического вкуса посредством ознакомления с народным и современным декоративно-прикладным и изобразительным искусством, техническим творчеством.
Задачи Программы:
– познакомить обучающихся с народным и современным декоративно-прикладным и изобразительным искусством, имеющим свою специфику, образную выразительность, социальную значимость;
– формировать представление о нравственности, об эстетических идеалах и ценностях на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
– воспитывать ценностное отношение к родной культуре, эстетический вкус;
– воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
Ведущей идеей Программы является комплексность – разносторонняя подготовка обучающихся к художественно-творческой деятельности, с целью удовлетворения нравственно-эстетических потребностей детей 11-15 лет, коррекция индивидуальных путей морального становления, стимулирования самопознания, самовоспитания и саморазвития.
Программа разработана с опорой на культурно-историческую концепцию Л. С. Выготского и реализуется на основе следующих подходов и принципов:
– учета возрастных и индивидуальных психофизических особенностей обучающихся 11-15 лет, с ограниченными возможностями здоровья;
– дифференцированного, личностно-ориентированного, системно-деятельностного подхода.
Подбор содержания Программы осуществляется на основе принципа дополнительности, который дает возможность максимально дополнить и расширить знания и умения обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, расширить их возможности в практическом применении полученных знаний в своей жизни.
На занятиях обучающиеся в доступной форме знакомятся с народными традиционными и современными промыслами, с устным народным творчеством, с историческими событиями, овладевают основами художественной творческой деятельности, осваивают различные техники, материалы и инструменты, участвуют в календарных и народных праздниках, в выставках, фестивалях. На занятиях формируются элементарные знания о правах и обязанностях ребенка, подростка, пользы его творческого труда для общества.
В соответствии с содержанием той или иной темы Программы определяются ключевые этические понятия (милосердие, уважение, раскаяние, сострадание, совесть, Родина, Отечество, справедливость, законность и др.), которые на занятии изучаются не отвлеченно, а на основе решения этических ситуаций (взятых из рассказов, притч, примеров из жизни обучающихся), что обогащает словарный запас детей нравственными понятиями, учит этически мыслить.
Показателем изменения нравственного сознания обучающихся является формирование нравственных отношений между ними, что особенно важно для воспитательной системы школы-интерната, создание обучающимися работ декоративно-прикладного и изобразительного искусства, технического творчества.
Основные виды деятельности обучающихся на занятиях студии: беседы; игры; рисование; декоративная и конструктивная работа; лепка; аппликация; объемно-пространственное моделирование; фотографирование и видеосъемка; художественная обработка ткани и кожи; художественное выпиливание и выжигание; пение; художественное чтение; решение этических ситуаций; просмотр и обсуждение документальных фильмов, слайд-фильмов, праздники; экскурсии, целевые прогулки (по городу, в храмы, музей, к памятникам культуры); детские благотворительные акции (поделки своими руками); тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия); выставки; встречи с интересными людьми (волонтерами, представителями разных профессий; общественных организаций); трудовые акции и т.п.
Основные ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; доверие к людям);
- воспитание нравственных чувств и этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность);
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие);
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) (ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
(ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве).
Программа включает занятия следующих циклов: «Это – я, а это вся моя семья!», «Изба-читальня», «Малахитовая шкатулка», «Наш старый Урал», «Род. Семья», «Мастера на все руки», «Родина и род», «Образ жизни уральцев», «Как потрудился, так и повеселился», «Наша Родина – Урал», «Город уральских мастеров», «Чудеса и тайны Урала».
Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса направлены на выявление уровня образованности и воспитанности обучающихся, развития творческих способностей каждого, сформированности личных качеств (прежде всего духовно-нравственных: любви и уважения к Родине, готовности к бережному сохранению и продолжению традиций народов Урала, умение общаться со сверстниками и взрослыми, устремленность на развитие в дальнейшем профессиональных умений и навыков и т. д.; а также художественно-эстетических). Уровень обучающихся определяется посредством использования соответствующих диагностических тестов.
В качестве средства мониторинга достижений обучающихся выступает создаваемое обучающимися «Портфолио», ведение карты личностного роста, а также публичное поощрение обучающихся, отличившихся в творческой и интеллектуальной деятельности через организацию торжественной церемонии победителей конкурсов; создание репортажей и публикаций в СМИ о достижениях обучающихся, через поощрение наиболее активных, а также одарённых и талантливых обучающихся на уровне школы-интерната, города, области.
Реализация Программы предполагает обязательное сотрудничество студии с социальными партнерами и общественностью. Изучая человеческие ценности и воплощая их в своих творческих работах и социально-значимых проектах, наши воспитанники осваивают понятия «свобода» и «ответственность», что, несомненно, принесет пользу не только им, их родственникам, но и всему обществу.
В 2018 г. Программа «Мы живем на Урале» (автор Деменина Л. В.) была представлена на XIII Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» и заняла второе место в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи», на региональный этап которого было представлено 52 работы в четырех номинациях от 91 педагога.
В заключение отметим, что воспитывая подростков, истолковывая им значение понятия «свобода», необходимо объяснять им, что «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека...» (М. Бакунин). Важно научить подростка самому себя ограничивать, уметь нести ответственность за результат сделанного, а не делать, что хочется. Это и есть взросление.
Подросткам необходимо внушать, что каждое право сопровождается обязанностью:
- право на образование – обязанностью учиться;
- право на жизнь – обязанностью вести себя так, чтобы не причинять вред другому человеку («Не убий»);
- право на неприкосновенность жилища – обязанностью не красть (христианская заповедь «не укради»);
- право на достоинство личности – обязанностью вести себя уважительно по отношению к другому.
По состоянию на 1 сентября 2018 года в банке данных о детях-сиротах, который ведется в Министерстве просвещения РФ, числятся 47,8 тысяч человек, из которых треть составляют подростки. Они растут, развиваются и то, какими они будут, целиком зависит от окружающих их взрослых людей. Наши воспитательные меры будут эффективными, если мы будем действовать с любовью, терпением, великодушием, не только запрещая дурное, но и позволяя подросткам проявлять себя в добрых делах.
Список цитируемой литературы
1. Архитектоника педагогической среды : образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования / О. Н. Гурина, А. Н. Юшкова, Н. Г. Бабинова, Ю. А. Белова, В. Л. Высоцкий, И. В. Готовая, Л. В. Григорьев и др.; под ред. А. Н. Юшкова, О. Н. Гуриной. – Красноярск, 2002. – 67 с.
2. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия». 2000. – 192 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4: Детская психология ; под ред. Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика, 1984. – 432 с.
4. Деменина Л. В. Счастливы вместе (сценарий родительского собрания) // Программы первичной профилактики наркомании в молодёжной среде» в рамках обучения специалистов в Северном управленческом округе Свердловской области по Модульной программе первичной и вторичной профилактики наркомании в молодёжной среде. – Краснотурьинск, 2011. – 70 с.
5. Деменина Л. В. Организация работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей в интернатных учреждениях // Петровские образовательные чтения : сборник материалов / под. ред. Н. Р. Балынской. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2018. – 326 с.
6. Деменина Л. В. Основные ценностные ориентиры современной молодёжи (доклад). [Электронный ресурс] // Молодежь и образование в XXI веке : матер. Всеросс. очной науч.-практ. конф. аспирантов, студентов и учащихся. – Тобольск, 2011. – URL: http://tgspa.ru/info/science/action/show.php?id_conf= 23&page=1
7. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник. – М. : Изд-во Юрайт; МГППУ, 2011. – 460 с.
8. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. завед. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.
9. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества). – М. : Педагогика, 1990. – 160 с.
10. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – Рига : ПЦ «Эксперимент», 1997.