ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
29.12.2024
УДК 371
Никишина А. Д.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье рассматривается особенность подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В нем рассмотрено понятие общее недоразвитие речи и предложен комплекс диагностиче-ских методик, а также упражнения для развития компонентов готовности детей к обучению грамоте. В настоящее время логопедическая помощь оказывается, но она не достаточна, так как количество детей с общим недоразвитием речи продолжает неуклонно расти, что приводит к необходимости реализации диагностических и коррекционных программ, направленных на преодоление детьми трудностей фонематического восприятия, передачи звуковой стороны речи. Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами. Однако, как показывает практика, знание ребенком букв еще не позволяет ему овладеть навыками слитного чтения. Один ребенок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой ребенок читает слово, но не может объяснить, что оно обозначает. Часть детей не владеют навыками анализа и синтеза слов. Дети не умеют различать понятия, как гласные и согласные звуки, определять их количество и местоположение в слове.
Ключевые слова: недоразвитие речи, обучение грамоте, фонематический слух, пространственное представление, коррекционная работа, психофизический процесс, вербальные и невербальные психические процессы, моторика, пространственные представления.
PREPARATION FOR LITERACY TEACHING OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT
Abstract. The article considers the peculiarity of preparation for teaching literacy to older preschool children with general speech underdevelopment. It considers the concept of general speech underdevelopment and proposes a set of diagnostic methods, as well as exercises for developing the components of children's readiness for learning literacy. Currently, speech therapy is provided, but it is not sufficient, since the number of children with general speech underdevelopment continues to grow steadily, which leads to the need to implement diagnostic and correction programs aimed at overcoming the difficulties of phonemic perception by children, conveying the sound side of speech. Mastering literacy is an extremely important stage in the mental and speech development of a child. Learning to read and write, a child masters completely new forms of mental and linguistic activity. Until this moment, children are aware of only the semantic side of speech: objects and phenomena denoted by certain words, and the content conveyed by word combinations and phrases. However, as practice shows, a child's knowledge of letters does not yet allow him to master the skills of continuous reading. One child names letters in sequence, but cannot read a word, another child reads a word, but cannot explain what it means. Some children do not have the skills to analyze and synthesize words. Children do not know how to distinguish between concepts such as vowels and consonants, determine their number and location in a word.
Keywords: speech underdevelopment, literacy training, phonemic hearing, spatial representation, correctional work, psychophysical process, verbal and non-verbal mental processes, motor skills, spatial representations.
Актуальность исследования определяется тем, что в последнее время учителя на-чальных классов отмечают увеличение обучающихся, испытывающих трудности в про-цессе овладения грамотой. Большую часть этих детей составляют старшие дошкольники с общим недоразвитием речи. Это обстоятельство указывает на необходимость формирования готовности к обучению грамоте детей с нарушениями речи уже в младшем дошкольном возрасте.
Согласно ФГОС дошкольного образования, статье 2.6. –«Содержание образовательной программы» Программа дошкольного образования должна обеспечивать физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности, в том числе, в области речевого развития – формирование предпосылок к обучению грамоте.
Актуальность исследования подчеркивается также интересом со стороны ученых. Проблема подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи – одно из ключевых направлений дошкольного образования. Учеными установлено, что именно старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению основ письма и чтения. Успех подготовки к формированию готовности к обучению грамоте определяется уровнем развития базовых компонентов речи, к которым относятся фонематический слух, пространственные представления, зрительно-пространственная координация, чувство ритма, графические навыки. У детей с общим недоразвитием речи эти компоненты развиваются с определенными затруднениями, поэтому они нуждаются в специально организованной коррекционной работе в данном направлении.
Формирование готовности к обучению грамоте представляет собой непростой мно-гофункциональный психофизиологический процесс, который во многом определяется сформированными у детей речевыми и неречевыми предпосылками к усвоению грамоты. Ценность этой проблемы трудно переоценить. Процессы чтения и письма, по уточнению О. Б. Иншаковой, являются весьма сложными видами психической деятельности. Для их реализации необходим целый комплекс вербальных и невербальных психических функ-ций, которые и составляют их функциональный базис. «Функциональный базис письма и чтения – это многоуровневая система, включающая функции и навыки высокой сложно-сти» [3, с.75-82].
Для успешного овладения навыками письма и чтения необходим достаточный уро-вень сформированности у детей фонетической, фонематической и лексико-грамматической систем; а также определенные уровни интеллектуальной, волевой, эмо-циональной и нравственной готовности к обучению в школе, то есть школьная зрелость. М. М. Кольцова считает, что сформированность фонетико-фонематической системы яв-ляется основой устной и письменной речи. В системе языка каждая единица обладает оп-ределенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке такими признаками являются твердость – мягкость, звонкость – глухость, способ образования, участие небной занавески [4, с. 119].
Важной предпосылкой формирования речи (как устной, так и письменной) является развитие моторики, как общей, так и мелкой моторики рук, а также речевой моторики. Т. А. Алтухова пишет, что работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, П. Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на развитие высшей нервной деятель-ности, особенно на развитие речи [1, с. 164]. Аналогичный вывод делает М. М. Кольцова, которая установила, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование ре-чевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук» [4].
Высокий уровень развития мелкой моторики говорит о функциональной зрелости коры головного мозга и психологической готовности ребенка к обучению. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, являются средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. В процессе таких игр, по мнению Г. А. Волковой, у детей улучшается внимание, слухо-зрительно-моторная память [2].
Для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста необходимым также является формирование пространственных представлений. Пространственные представ-ления, по мнению М. М. Кольцовой, включают в себя не только определение формы, ве-личины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и соб-ственного тела, но и последовательность букв и звуков в слове в процессе письма и чте-ния [4].
Для развития моторной сферы дошкольников с речевой патологией могут быть ис-пользованы игры и упражнения А. Л. Сиротюк, предложенные Р. Е. Левиной. Автор предлагает реализовывать эту работу с опорой на нейропсихологические методики. Для формирования координации движений пальцев рук и развития мелкой моторики предла-гаются задания, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. К таковым относятся упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Игра на рояле», «Ухо-нос» и др. Исследователь подчеркивает, что использование в работе с дошкольниками систематических упражнений для обеих рук, позволит пробудить ещё «дремлющие» клетки головного мозга, что в дальнейшем, безусловно, облегчит ребенку усвоение программных требований. По мнению автора, именно синхронизация деятельности полушарий головного мозга позволяет оптимизировать деятельность работы всего мозга и повысить эффективность обучения [5, с. 72].
Таким образом, анализ подходов к формированию и развитию различных компо-нентов готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволяет сделать вывод о необходимости планомерной работы, включающей сис-тематические упражнения для комплексного развития каждого и них. Достаточно боль-шое количество методических разработок, посвящённых рассматриваемому вопросу, подтверждает актуальность данной проблемы.
Список литературы
1. Алтухова Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении. Белгород : Алса, 2018. 164 с.
2. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями ре-чи. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0091/6_0091-1.shtml (дата обращения: 08.10.2024).
3. Иншакова О. Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма. Принципы и методы коррекции нарушений речи. Санкт-Петербург : Литера, 2014. С. 75–82.
4. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Москва : Просвещение, 2017. 119 с.
5. Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей. (Алексия и аграфия). Москва : Учпедгиз, 2022. 72 с.
Никишина А. Д.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье рассматривается особенность подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В нем рассмотрено понятие общее недоразвитие речи и предложен комплекс диагностиче-ских методик, а также упражнения для развития компонентов готовности детей к обучению грамоте. В настоящее время логопедическая помощь оказывается, но она не достаточна, так как количество детей с общим недоразвитием речи продолжает неуклонно расти, что приводит к необходимости реализации диагностических и коррекционных программ, направленных на преодоление детьми трудностей фонематического восприятия, передачи звуковой стороны речи. Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами. Однако, как показывает практика, знание ребенком букв еще не позволяет ему овладеть навыками слитного чтения. Один ребенок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой ребенок читает слово, но не может объяснить, что оно обозначает. Часть детей не владеют навыками анализа и синтеза слов. Дети не умеют различать понятия, как гласные и согласные звуки, определять их количество и местоположение в слове.
Ключевые слова: недоразвитие речи, обучение грамоте, фонематический слух, пространственное представление, коррекционная работа, психофизический процесс, вербальные и невербальные психические процессы, моторика, пространственные представления.
PREPARATION FOR LITERACY TEACHING OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT
Abstract. The article considers the peculiarity of preparation for teaching literacy to older preschool children with general speech underdevelopment. It considers the concept of general speech underdevelopment and proposes a set of diagnostic methods, as well as exercises for developing the components of children's readiness for learning literacy. Currently, speech therapy is provided, but it is not sufficient, since the number of children with general speech underdevelopment continues to grow steadily, which leads to the need to implement diagnostic and correction programs aimed at overcoming the difficulties of phonemic perception by children, conveying the sound side of speech. Mastering literacy is an extremely important stage in the mental and speech development of a child. Learning to read and write, a child masters completely new forms of mental and linguistic activity. Until this moment, children are aware of only the semantic side of speech: objects and phenomena denoted by certain words, and the content conveyed by word combinations and phrases. However, as practice shows, a child's knowledge of letters does not yet allow him to master the skills of continuous reading. One child names letters in sequence, but cannot read a word, another child reads a word, but cannot explain what it means. Some children do not have the skills to analyze and synthesize words. Children do not know how to distinguish between concepts such as vowels and consonants, determine their number and location in a word.
Keywords: speech underdevelopment, literacy training, phonemic hearing, spatial representation, correctional work, psychophysical process, verbal and non-verbal mental processes, motor skills, spatial representations.
Актуальность исследования определяется тем, что в последнее время учителя на-чальных классов отмечают увеличение обучающихся, испытывающих трудности в про-цессе овладения грамотой. Большую часть этих детей составляют старшие дошкольники с общим недоразвитием речи. Это обстоятельство указывает на необходимость формирования готовности к обучению грамоте детей с нарушениями речи уже в младшем дошкольном возрасте.
Согласно ФГОС дошкольного образования, статье 2.6. –«Содержание образовательной программы» Программа дошкольного образования должна обеспечивать физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности, в том числе, в области речевого развития – формирование предпосылок к обучению грамоте.
Актуальность исследования подчеркивается также интересом со стороны ученых. Проблема подготовки к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи – одно из ключевых направлений дошкольного образования. Учеными установлено, что именно старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению основ письма и чтения. Успех подготовки к формированию готовности к обучению грамоте определяется уровнем развития базовых компонентов речи, к которым относятся фонематический слух, пространственные представления, зрительно-пространственная координация, чувство ритма, графические навыки. У детей с общим недоразвитием речи эти компоненты развиваются с определенными затруднениями, поэтому они нуждаются в специально организованной коррекционной работе в данном направлении.
Формирование готовности к обучению грамоте представляет собой непростой мно-гофункциональный психофизиологический процесс, который во многом определяется сформированными у детей речевыми и неречевыми предпосылками к усвоению грамоты. Ценность этой проблемы трудно переоценить. Процессы чтения и письма, по уточнению О. Б. Иншаковой, являются весьма сложными видами психической деятельности. Для их реализации необходим целый комплекс вербальных и невербальных психических функ-ций, которые и составляют их функциональный базис. «Функциональный базис письма и чтения – это многоуровневая система, включающая функции и навыки высокой сложно-сти» [3, с.75-82].
Для успешного овладения навыками письма и чтения необходим достаточный уро-вень сформированности у детей фонетической, фонематической и лексико-грамматической систем; а также определенные уровни интеллектуальной, волевой, эмо-циональной и нравственной готовности к обучению в школе, то есть школьная зрелость. М. М. Кольцова считает, что сформированность фонетико-фонематической системы яв-ляется основой устной и письменной речи. В системе языка каждая единица обладает оп-ределенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке такими признаками являются твердость – мягкость, звонкость – глухость, способ образования, участие небной занавески [4, с. 119].
Важной предпосылкой формирования речи (как устной, так и письменной) является развитие моторики, как общей, так и мелкой моторики рук, а также речевой моторики. Т. А. Алтухова пишет, что работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, П. Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на развитие высшей нервной деятель-ности, особенно на развитие речи [1, с. 164]. Аналогичный вывод делает М. М. Кольцова, которая установила, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук и пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование ре-чевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук» [4].
Высокий уровень развития мелкой моторики говорит о функциональной зрелости коры головного мозга и психологической готовности ребенка к обучению. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, являются средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. В процессе таких игр, по мнению Г. А. Волковой, у детей улучшается внимание, слухо-зрительно-моторная память [2].
Для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста необходимым также является формирование пространственных представлений. Пространственные представ-ления, по мнению М. М. Кольцовой, включают в себя не только определение формы, ве-личины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и соб-ственного тела, но и последовательность букв и звуков в слове в процессе письма и чте-ния [4].
Для развития моторной сферы дошкольников с речевой патологией могут быть ис-пользованы игры и упражнения А. Л. Сиротюк, предложенные Р. Е. Левиной. Автор предлагает реализовывать эту работу с опорой на нейропсихологические методики. Для формирования координации движений пальцев рук и развития мелкой моторики предла-гаются задания, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. К таковым относятся упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Игра на рояле», «Ухо-нос» и др. Исследователь подчеркивает, что использование в работе с дошкольниками систематических упражнений для обеих рук, позволит пробудить ещё «дремлющие» клетки головного мозга, что в дальнейшем, безусловно, облегчит ребенку усвоение программных требований. По мнению автора, именно синхронизация деятельности полушарий головного мозга позволяет оптимизировать деятельность работы всего мозга и повысить эффективность обучения [5, с. 72].
Таким образом, анализ подходов к формированию и развитию различных компо-нентов готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволяет сделать вывод о необходимости планомерной работы, включающей сис-тематические упражнения для комплексного развития каждого и них. Достаточно боль-шое количество методических разработок, посвящённых рассматриваемому вопросу, подтверждает актуальность данной проблемы.
Список литературы
1. Алтухова Т. А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении. Белгород : Алса, 2018. 164 с.
2. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями ре-чи. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0091/6_0091-1.shtml (дата обращения: 08.10.2024).
3. Иншакова О. Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма. Принципы и методы коррекции нарушений речи. Санкт-Петербург : Литера, 2014. С. 75–82.
4. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Москва : Просвещение, 2017. 119 с.
5. Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей. (Алексия и аграфия). Москва : Учпедгиз, 2022. 72 с.