Задать вопрос
Статьи

Почтовое хозяйство в Магнитогорске в 1940-е годы

24.03.2022
Гаан А.С.


Начало Великой Отечественной войны стало катализатором перестройки работы всего хозяйства Магнитогорского городского отделения связи. Теперь в его задачи входило не только обеспечение внутригородского, междугороднего и международного сообщения, но и непрерывная связь с фронтом. Эта характеристика относится более всего к работе почтовых учреждений, которые занимались рассылкой различного рода отправлений. Это были и частная корреспонденция, и посылки с подарками бойцам действующих частей Красной Армии [1, С. 4]. Последним уже в январе 1940 года было дано указание принимать бесплатно, без ограничения их веса и количества в один адрес. Более того, в послевоенные годы работала международная воздушная почта в направлении Германии, Италии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Турции, Югославии и Швеции. Ежедневно почтово-пассажирские самолеты курсировали по линии Магнитогорск-Свердловск.
Возможно, это покажется удивительным, но аппарат связи в начальный период войны стал работать более четко, слаженно и качественно по сравнению с периодом становления средств связи, пришедшимся на 1930-е годы. Если тогда нарекания в сторону органов связи звучали на страницах городских газет едва ли не еженедельно [2, С. 4], то теперь не только сократилось число жалоб, но и выявилась тенденция появления в газетах хвалебных отзывов о работе связистов [3, С. 3]. Скорее всего, связано это было с одним из сложнейших периодов в российской истории – временем борьбы с фашистскими войсками. Это было своего рода моральное стимулирование для достижения лучших показателей. По словам помощника начальника горотдела связи Е. Ухова, только за сентябрь 1941 года выполнение плана выросло на 24% по сравнению с августом того же года [4, С. 2]. Кроме того, на вокзале было организовано передвижное почтовое отделение. Пассажиры могли купить здесь конверт, марку, отправить письмо, телеграмму и т.д.
К 1941 году в городе было открыто 15 отделений, почту получали с поездов через 11-е отделение связи, располагавшееся в здании станции «Товарная», и развозили на лошадях, зимой – в санях, летом – на телеге, укрывая брезентом от непогоды. Сопровождали почту работник связи и возчик. Перевозить почту на машинах стали только после войны, до этого почтальоны передвигались пешим способом, используя для переноски корреспонденции сумки. В 1949 году для этого использовались три машины.
Действительно, в первые месяцы войны Магнитогорское отделение связи улучшило свою работу: четче стала доставка писем, газет, почтальоны не считались со временем, чтобы исполнить свой служебный долг. Но связистам Магнитогорска не надолго хватило выдержки. Сказывалась усталость, вызванная повсеместным переходом городского отдела связи на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю. Многие связисты работали на износ, и слаженный аппарат связи стал разбалтываться. В отделениях связи не было элементарных удобств для посетителя – ручки, конвертов, почтовой бумаги, царили грязь и холод, корреспонденция неделями и месяцами залеживалась на почте, почтовые ящики не замыкались. Из таких «мелочей» складывался стиль работы всего хозяйства [5, С. 4].
Тем не менее, во многих семьях почтальона ждали, как родного гостя. Это вполне объяснимо – они приносили весточку от самых дорогих и близких людей. У многих на войне находились мужья, сыновья, отцы. В дни войны адресаты были особенно нетерпеливы – чувство тревоги надолго вошло в их повседневную жизнь. Приносили и свежую газету, где были сообщения с фронта, которые вселяли в горожан надежду. Дети узнавали подобные новости первыми и, стремясь опередить почтальона, извещали о них жильцов [6;7].
Ко второй половине 1940-х годов Магнитогорск значительно вырос, а вместе с ним ощутимо расширилось и почтовое хозяйство. Работа почтальонов в первые послевоенные годы по-прежнему, характеризовалась отсутствием трудовой дисциплины, что чаще всего выливалось в нарушение сроков доставки газет и корреспонденции, то и дело терялись важные пакеты и посылки. На ходьбу с тяжелой ношей письмоносцы тратили много времени, выемка писем из ящиков также проводилась нерегулярно. Автор одной из жалоб в газете «Магнитогорский рабочий» Лимаренко горестно замечал: «Если вы хотите, чтобы ваше письмо местному адресату было доставлено вовремя, не сдавайте его на почту» [8, С. 2].
В городской черте появилось много индивидуальных домов. Поселки строились, население увеличивалось, а количество почтальонов не прибавлялось. На такие участки письма и газеты доставлялись не чаще раза в неделю.  В учреждениях почтовой связи на это прозаично отвечали: «Если вам нужна газета, приходите на почту сами» [9, С. 2]. Газета в ту пору оставалась едва ли не единственным источником информации для горожан, радио лишь понемногу начинало отвоевывать позиции в деле распространения свежих новостей, так что обилие возмущения недовольных клиентов был вполне обосновано [10;11].
Ежедневный поток отправлений и поступлений достигал цифр в 33000 писем и 185 посылок, сумма обрабатываемых газет и журналов составляла 22902 экземпляра [12, С. 2], тогда как в 1930-е годы эта сумма едва превышала шесть тысяч отправлений. Следует все же сказать, что обращения в газету не оставались без внимания начальства городской конторы связи: проводились собрания почтальонов с целью решения проблем, на нерадивых работников налагались административные взыскания или объявлялись строгие выговоры. Чтобы хоть как-то поднять работу на должный уровень, устраивались «Недели письма» [13, С. 4], а также социалистические соревнования среди связистов, за победу отделению присуждалось переходящее Красное знамя.
Клиенты отделений связи в периодической печати часто с юмором подходили к сложностям, возникавшим при взаимодействии с ними. Например, фельетон за авторством некоего Легерта рисовал нерадужную картину: «Еще с древних времен известно, что работа связистов требует точности и оперативности. Исполнявший обязанности начальника конторы связи на Олимпе Меркурий (здесь у Легерта неважное знание мифологии – А.Г.) разносил все послания богов очень быстро. Поэтому-то его и изображали с крылышками у лодыжек. Спрашивается, как же изобразить его магнитогорского коллегу? Восседающим на черепахе? И теряющим письма по пути?..» [14, С. 3].
Кроме того, некоторые отделения были открыты «от случая к случаю». В зимний период, как и прежде в 1930-е годы, в помещениях было настолько холодно, что замерзали чернила [15, С. 2]. Даже на центральной почте не были организованы такие элементарные услуги как заполнение бланка, предоставление ящика, шпагата [16, С. 3]. На этом деле активно зарабатывали спекулянты. С целью создания удобств населению контора связи даже заключила договор с горпромкомбинатом на изготовление ящиков для посылок.
Так или иначе, но для многих почтальон продолжал оставаться другом, желанным гостем и хорошим знакомым. Об этом свидетельствует целый ряд публикаций с благодарностями «людям скромной профессии» – письмоносцам [17, С. 2]. Объяснить это можно тем, что к концу 1940-х годов в Магнитогорске уже сформировался небольшой слой связистов-профессионалов, радевших за свой труд и получавших лестные отзывы. Думается, за каждым письмом они видели человека.
В целом, большинство причин подобной работы почтовой связи вполне объективны: в первой половине 1940-х годов – это фаза военного времени, а во второй половине – послевоенное восстановление экономики страны, когда связи уделялось меньшее внимание по сравнению с другими отраслями. Магнитогорский металлургический комбинат оптимизировал свою работу за счет социальной сферы. К этому добавлялось естественное расширение Магнитогорска, рост числа обслуживаемых клиентов, общая плотность выполнения почтальонами должностных обязанностей.  

Библиографический список
1.    Объявление [Текст] // Магнитогорский рабочий – 1940.– 6 января
2.    Малинин А. О работе почты [Текст] / А. Малинин // Магнитогорский рабочий – 1934.– 5 декабря
3.    Григоренко Р. По следам почтальона [Текст] / Р. Григоренко // Магнитогорский рабочий – 1945.– 5 июня
4.    Ухов Е. Улучшение показателей [Текст] / Е. Ухов // Магнитогорский рабочий – 1941.– 30 сентября
5.    Почтовые отделения работают по-новому [Текст] // Магнитогорский рабочий – 1940.– 24 октября
6.    Заславская Р. Почтальон пришел [Текст] / Р. Заславская // Магнитогорский рабочий. – 1942.– 8 июля
7.    Тюрина А. Дела почтовые [Текст] / А. Тюрина // Магнитогорский рабочий – 1943.– 20 марта
8.    Лимаренко. Беззаботные связисты / Лимаренко // Магнитогорский рабочий – 1946.– 27 апреля
9.    Грозовская Л. Забытые «окраины» / Л. Грозовская // Магнитогорский рабочий – 1946.– 3 августа
10.     Глебов В. Связь и муки / В. Глебов // Магнитогорский рабочий – 1945.– 27 июля
11.     Улучшить работу почты // Магнитогорский рабочий – 1946.– 20 декабря
12.     Газеты, журналы // Магнитогорский рабочий – 1949.– 24 апреля
13.     Гнедых И. «Неделя письма» / И. Гнедых // Магнитогорский рабочий – 1949.– 27 сентября
14.     Легерт Л. Меркурий и черепаха / Л. Легерт // Магнитогорский рабочий – 1944.– 25 марта
15.     Сочнева З. Человек пришел на почту... / З. Сочнева // Магнитогорский рабочий – 1947.– 8 января
16.     Чецкий И. Короткий сигнал / И. Чецкий // Магнитогорский рабочий – 1948.– 3 апреля
17.     Карпов. Речь идет о письмоносце [Текст] / Карпов // Магнитогорский рабочий – 1947.– 4 января
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.