Пилотный проект «Валлаби»
08.10.2021
Здоровецкая Н. А.
Пилотный проект «Валлаби»
В 2015 году сотрудники МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Магнитогорска, участвуя в допросах и следственных экспериментах с несовершеннолетними подозреваемыми в правонарушениях, напрямую столкнулись с проблемой подростковой преступной активности. Как правило, это дети из неблагополучных семей.
Сегодня понятие «неблагополучная семья» расширилось и включает в себя не только семьи, в которых родители выпивают или не в ладах с законом, но и материально и социально благополучные семьи, в которых по отношению к ребенку применяются либо неадекватные методы воспитания, либо отмечается дефицит родительского внимания. В беседе с детьми из таких семей психологи отмечают, что, не получая должного родительского контроля, внимания и заботы, они испытывают чувство одиночества, несчастья и покинутости. Борясь с этими чувствами, они перемещают свои эмоциональные привязанности на коллектив и замещают идентификацию с родителями на идентификацию с более сильным лидером, с похожей историей жизни, полной недетских трудностей, тяжких воспоминаний. Подросток перестает испытывать чувства вины, вызванного неспособностью стойко придерживаться внутренних правил и стандартов из-за несформированности их в семье. Эмоциональные связи и руководство поведением оказывается внутри выбранного ребенком коллектива «семьи», где культивируются антиобщественные деяния в расчете на безнаказанность.
Все мы знаем, что школа – это второй после семьи по значимости институт формирования личности человека. Семейное неблагополучие, которое и является определяющей причиной подростковых правонарушений, первыми замечают учителя. Большинство обращений несовершеннолетних (и их родителей) за психологической помощью по поводу того или иного отклоняющегося поведения инициировано именно учителями школ.
Число обращений за помощью побудило практикующих педагогов-психологов Центра разработать в рамках общеобразовательной школы комплексный подход к оказанию психологической помощи семьям, воспитывающим ребенка с отклоняющимся поведением, и семьям группы риска. До этого такая помощь оказывалась в рамках работы Центра по обращению клиента с обозначенной проблемой и предоставлялась в виде индивидуального консультирования.
Противоправное поведение ребенка появляется далеко не вдруг: ему предшествует серия поступков, которые расцениваются как аморальные и антиобщественные, и которые говорят об уже начавшейся деформации личности ребенка. Подросток еще не совершил преступления, но существуют «индикаторы», по которым можно определить, что при определенном стечении обстоятельств (давление группы сверстников, отсутствие средств к существованию и т.д.) он может совершить противоправный поступок.
Исследуя методическую литературу на тему девиаций детей и подростков, мы пришли к выводу, что в основном разработаны программы профилактики подростковой преступности, ориентированные на старших подростков. В возрастной категории от 5 до 12 лет отмечаются такие формы девиаций, как: насилие по отношению к младшим детям или сверстникам; жестокое обращение с животными; воровство, вымогательство (попрошайничество); мелкое хулиганство; разрушение имущества, поджоги; побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы; агрессивное поведение; злословие; ложь; курение и токсикомания. В целом же, для данной возрастной группы саморазрушение малохарактерно и поддается коррекции. Важность периода 7-9 лет в формировании агрессивности ребёнка подтверждается исследованиями.
Наш проект рассчитан на детей 8-9 лет, т.е. на раннюю профилактику дезадаптивного поведения. Авторитетом и образцом для подражания у младших школьников пока ещё являются родители, поэтому считаем, что работа с родителями в этот период наиболее результативна. Порой сами родители не понимают и не распознают в поведении ребенка отклонений от нормы. В рамках проекта осуществляется и обучение педагогов раннему распознаванию рисков детского неблагополучия и устранению их следствий.
Целью проекта является ранняя профилактика правонарушений подростков через формирование адаптивного (социально-нормированного) поведения младших школьников. Планируется решение следующих задач:
1) Выявить группу детей, имеющих склонность к отклоняющемуся поведению.
2) Развить сотрудничество и координированную работу с администрацией МОУ, социальным педагогом и педагогом-психологом.
3) Способствовать повышению компетенции родителей в области детско-родительских взаимоотношений, через организацию и проведение занятий родительского клуба «Валлаби».
4) Формировать навыки продуктивного копинг-поведения у детей.
Целевая группа выбирается на основании результатов диагностического исследования особенностей личностного развития и анализа учебной деятельности учащихся второго класса, а также учащихся, входящих в группу риска по данным социального педагога и педагога-психолога школы.
В рамках проекта в групповой работе с детьми мы решили апробировать метод интерактивной игры.
Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом; развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо именно «трудные» дети больше всего страдают от одиночества и изоляции.
Работа с родителями на занятиях в клубе «Валлаби» строится с учетом анализа семейной ситуации, где учитываются следующие факторы: возрастной статус каждого из членов семьи, этап самостоятельного развития семьи и специфика проблемы.
Планируются следующие направления работы:
1. Семинар по особенностям, методам и тактикам воспитания в семье, умению разрешать конфликты и кризисы.
2. Совместные занятия для детей и их родителей. Возможность «выговориться» и послушать других, целебна уже сама по себе. Мы планируем следовать древней и мудрой традиции, приглашая родителей сесть в круг для того, чтобы поговорить друг с другом и поделиться переживаниями, почувствовать общность многих проблем и своеобразие каждого человека.
Родители смогут получить помощь практикующего педагога-психолога в форме индивидуальных консультаций непосредственно на месте обучения ребенка.
В результате мы ожидаем позитивные изменения в поведении и самочувствии ребенка, развитие адекватной самооценки и оценки поведения и поступков окружающих его людей. Улучшение детско-родительских отношений, активизацию участия родителей в жизни ребенка, его жизненной позиции. Надеемся на сокращение детского и семейного неблагополучия через формирование социально-нормированного поведения младших школьников и, как следствие, повышение качества жизни детей и семей, обеспечение интеграции детей в позитивное устойчивое социальное окружение, сплочение местного сообщества в решении данной проблемы.
Пилотный проект «Валлаби»
В 2015 году сотрудники МУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Магнитогорска, участвуя в допросах и следственных экспериментах с несовершеннолетними подозреваемыми в правонарушениях, напрямую столкнулись с проблемой подростковой преступной активности. Как правило, это дети из неблагополучных семей.
Сегодня понятие «неблагополучная семья» расширилось и включает в себя не только семьи, в которых родители выпивают или не в ладах с законом, но и материально и социально благополучные семьи, в которых по отношению к ребенку применяются либо неадекватные методы воспитания, либо отмечается дефицит родительского внимания. В беседе с детьми из таких семей психологи отмечают, что, не получая должного родительского контроля, внимания и заботы, они испытывают чувство одиночества, несчастья и покинутости. Борясь с этими чувствами, они перемещают свои эмоциональные привязанности на коллектив и замещают идентификацию с родителями на идентификацию с более сильным лидером, с похожей историей жизни, полной недетских трудностей, тяжких воспоминаний. Подросток перестает испытывать чувства вины, вызванного неспособностью стойко придерживаться внутренних правил и стандартов из-за несформированности их в семье. Эмоциональные связи и руководство поведением оказывается внутри выбранного ребенком коллектива «семьи», где культивируются антиобщественные деяния в расчете на безнаказанность.
Все мы знаем, что школа – это второй после семьи по значимости институт формирования личности человека. Семейное неблагополучие, которое и является определяющей причиной подростковых правонарушений, первыми замечают учителя. Большинство обращений несовершеннолетних (и их родителей) за психологической помощью по поводу того или иного отклоняющегося поведения инициировано именно учителями школ.
Число обращений за помощью побудило практикующих педагогов-психологов Центра разработать в рамках общеобразовательной школы комплексный подход к оказанию психологической помощи семьям, воспитывающим ребенка с отклоняющимся поведением, и семьям группы риска. До этого такая помощь оказывалась в рамках работы Центра по обращению клиента с обозначенной проблемой и предоставлялась в виде индивидуального консультирования.
Противоправное поведение ребенка появляется далеко не вдруг: ему предшествует серия поступков, которые расцениваются как аморальные и антиобщественные, и которые говорят об уже начавшейся деформации личности ребенка. Подросток еще не совершил преступления, но существуют «индикаторы», по которым можно определить, что при определенном стечении обстоятельств (давление группы сверстников, отсутствие средств к существованию и т.д.) он может совершить противоправный поступок.
Исследуя методическую литературу на тему девиаций детей и подростков, мы пришли к выводу, что в основном разработаны программы профилактики подростковой преступности, ориентированные на старших подростков. В возрастной категории от 5 до 12 лет отмечаются такие формы девиаций, как: насилие по отношению к младшим детям или сверстникам; жестокое обращение с животными; воровство, вымогательство (попрошайничество); мелкое хулиганство; разрушение имущества, поджоги; побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы; агрессивное поведение; злословие; ложь; курение и токсикомания. В целом же, для данной возрастной группы саморазрушение малохарактерно и поддается коррекции. Важность периода 7-9 лет в формировании агрессивности ребёнка подтверждается исследованиями.
Наш проект рассчитан на детей 8-9 лет, т.е. на раннюю профилактику дезадаптивного поведения. Авторитетом и образцом для подражания у младших школьников пока ещё являются родители, поэтому считаем, что работа с родителями в этот период наиболее результативна. Порой сами родители не понимают и не распознают в поведении ребенка отклонений от нормы. В рамках проекта осуществляется и обучение педагогов раннему распознаванию рисков детского неблагополучия и устранению их следствий.
Целью проекта является ранняя профилактика правонарушений подростков через формирование адаптивного (социально-нормированного) поведения младших школьников. Планируется решение следующих задач:
1) Выявить группу детей, имеющих склонность к отклоняющемуся поведению.
2) Развить сотрудничество и координированную работу с администрацией МОУ, социальным педагогом и педагогом-психологом.
3) Способствовать повышению компетенции родителей в области детско-родительских взаимоотношений, через организацию и проведение занятий родительского клуба «Валлаби».
4) Формировать навыки продуктивного копинг-поведения у детей.
Целевая группа выбирается на основании результатов диагностического исследования особенностей личностного развития и анализа учебной деятельности учащихся второго класса, а также учащихся, входящих в группу риска по данным социального педагога и педагога-психолога школы.
В рамках проекта в групповой работе с детьми мы решили апробировать метод интерактивной игры.
Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом; развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо именно «трудные» дети больше всего страдают от одиночества и изоляции.
Работа с родителями на занятиях в клубе «Валлаби» строится с учетом анализа семейной ситуации, где учитываются следующие факторы: возрастной статус каждого из членов семьи, этап самостоятельного развития семьи и специфика проблемы.
Планируются следующие направления работы:
1. Семинар по особенностям, методам и тактикам воспитания в семье, умению разрешать конфликты и кризисы.
2. Совместные занятия для детей и их родителей. Возможность «выговориться» и послушать других, целебна уже сама по себе. Мы планируем следовать древней и мудрой традиции, приглашая родителей сесть в круг для того, чтобы поговорить друг с другом и поделиться переживаниями, почувствовать общность многих проблем и своеобразие каждого человека.
Родители смогут получить помощь практикующего педагога-психолога в форме индивидуальных консультаций непосредственно на месте обучения ребенка.
В результате мы ожидаем позитивные изменения в поведении и самочувствии ребенка, развитие адекватной самооценки и оценки поведения и поступков окружающих его людей. Улучшение детско-родительских отношений, активизацию участия родителей в жизни ребенка, его жизненной позиции. Надеемся на сокращение детского и семейного неблагополучия через формирование социально-нормированного поведения младших школьников и, как следствие, повышение качества жизни детей и семей, обеспечение интеграции детей в позитивное устойчивое социальное окружение, сплочение местного сообщества в решении данной проблемы.