ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОДУХОТВОРЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
08.01.2023
Неретина Т.Г.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОДУХОТВОРЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Аннотация. Статья посвящена проблеме сохранения значимости индивидуальности и возможности проявления уникальности личности в процессе использования цифровых информационных технологий в образовательном процессе. С проблемой одухотворения, очеловечивания, персонификации образования связаны вопросы развития у подрастающего поколения чувства собственного достоинства, патриотизма, воспитания нравственных качеств, формирование сопричастности к своему народу и др. В статье предложено несколько важных инструментов одухотворения образования, в частности: проявление любви как чувства притяжения между участниками образовательного процесса; поддержка речевой активности, конструктивного диалога, полноценного общения субъектов образования; эмоциональная поддержка образовательного процесса; использование средств искусства в педагогическом процессе как проявление творческой составляющей процесса образования; поддержка и помощь в исполнении задуманных проектов в процессе обучения с целью усовершенствования окружающей действительности, самореализации обучающихся.
Ключевые слова: одухотворение образования, очеловечивание образования, персонификация образования, уникальность личности, инструменты одухотворения образования.
Одной из проблем современного образования является противоречие между масштабной цифровизацией современного образования и необходимым развитием личностных качеств и особенностей каждого обучающегося. Анализ понятия «одухотворение образования» показывает, что к нему обращались мыслители, философы, психологи, педагоги на протяжении многих столетий. Уже давно перед учеными стоит вопрос: «Как сделать образование одухотворенным?». Поиск ответа на этот вопрос продолжается и в наше время.
Одной из актуальных образовательных задач является сохранение значимости индивидуальности и возможности проявления уникальности личности в процессе использования цифровых информационных технологий в образовательном процессе. К проблеме одухотворенности образования обращались многие исследователи, начиная с И. Канта, который в своих работах писал о важной потребности человека в познании мира через личные ощущения, в познании себя и определении своего назначения в окружающем мире [3]. С данной проблемой связаны и вопросы развития у подрастающего поколения ощущение собственного достоинства, чувства патриотизма, воспитания нравственных качеств, формирование сопричастности к своему народу и др.
Много ученых поддерживают концепцию К. Ясперса, что предназначение образования заключается в помощи поиска человеком своего самобытия, своего «Я». Он считал, что движущей силой «очеловечивания образования» является любовь, ощущение причастности и значимости личных чувств [5]. Мы также считаем, что любовь – как проявление силы притяжения между субъектами образовательного процесса – является действенным педагогическим инструментом. На наш взгляд, проявление любви (как способности человека «притягивать» к себе других людей, информацию, необходимые средства и т.п.) является важным условием одухотворения, очеловечивания, персонификации образования.
С другой стороны, образование, безусловно, дает человеку определенный информационный потенциал для повышения своей нравственной составляющей, своей духовности. Однако, «одухотворение» образования, по нашему мнению, всегда напрямую зависит от личности педагога, от его способности проявлять любовь к обучающимся, к их родителям, к коллегам, к администрации, к своей работе в частности и отчизне в целом. А это значит, педагог становится примером для подрастающего поколения, одухотворяя своей личностью весь образовательный, учебно-воспитательный процесс. Отсюда вытекает другая проблема – как стать таким педагогом? Как взрастить такого учителя, который способен профессионально проявлять любовь к окружающим людям?
Другая выявленная нами проблема одухотворения образования связана со снижением использования «живого» языка. Мы согласны с мнением Т.Н. Демко, что уменьшение речевой активности участников образовательного процесса приводит к утрате эмоционального разнообразия данного процесса, снижению активности головного мозга, замедлению психических процессов и деградации когнитивных функций в целом [1]. Отсюда следует, что поддержание речевой активности, использование речи как образовательного инструмента, эмоциональная поддержка процесса образования – все это инструменты одухотворения образования. Особую роль в общении педагога с обучающимися и взрослыми людьми мы отводим организации конструктивного диалога, в процессе которого его участники, во-первых, внимательно, доброжелательно выслушивают друг друга, предоставляя возможность каждому открыто высказать свое мнение; во-вторых, избегают взаимных обвинений, оскорблений и унижения достоинства другого человека; в-третьих, имеют возможность задавать любые вопросы, для уточнения непонятных вопросов.
Еще одним аспектом одухотворения образования является утверждение, что человек – это творец, творец своей жизни, своих идей, своего окружающего пространства и т.д. Любое творчество предполагает активность, активную деятельность человека, проявление его творческих способностей, эстетических вкусов, идеалов, чувство гармонии и самовыражения в деятельности. В настоящее время с этой целью активно используются в учебно-воспитательном процессе артпедагогические технологии, в основе которых положено применение различных средств искусства в практической педагогике (художественное слово, звук, цвет, движение и др.), что позволяет проявиться творческой свободе личности, допускает многовариантность выполнения заданий, раскрывает и поддерживает уникальность каждого участника образовательного процесса [4].
На наш взгляд, с темой творческого самовыражения личности непосредственно связано активное введение в современное образование технологии проектного обучения. Данная технология, по мнению И. С. Казакова и многих других исследователей, нацелена на развитие у человека самостоятельности, способности к творчеству, раскрытие личностных интересов обучающихся, которые в последующем помогут им профессионально определиться [2]. Выполняя задуманный и разработанный проект, обучающиеся создают конкретный продукт совместного труда, и если он приносит им удовлетворение, они переживают ситуацию успеха, в ином случае, они получают личный опыт и условие для ценностного переосмысления ошибок и разработки дальнейших идей.
Таким образом, мы обобщили несколько важных инструментов одухотворения образования.
Во-первых, это проявления любви как чувства притяжения между участниками образовательного процесса, что наполняет особым смыслом отношения человека к самому себе, другому человеку и миру в целом. При этом первичным «источником любви» является педагог, учитель, взрослый, который выполняя свои профессиональные обязанности, является примером доброго отношения к окружающим людям.
Во-вторых, в процессе педагогического взаимодействия особая роль отводится поддержке речевой активности, конструктивному диалогу, в целом полноценному вербальному грамотному общению субъектов образования.
В-третьих, эмоциональная поддержка образовательного процесса, включающая персонифицированные, больше положительные, эмоциональные реакции в процессе педагогического общения.
В-четвертых, творческая составляющая образования, использование средств искусства в педагогическом процессе с целью самовыражения, проявления активности, творческой свободы, генерирования идей и замыслов у обучающихся.
В-пятых, поддержка и помощь в реализации задуманных проектов в процессе обучения с целью усовершенствования окружающей действительности, самореализации обучающихся, поиск своих возможностей, апробирование новых видов деятельности с целью выбора дальнейшей профессиональной направленности своей жизни.
Библиографический список
1. Демко Т.Н., Федосеева Л.Н., Алексеева Т.Е. Речевое поведение преподавателя как фактор одухотворения мышления // Прикладная юридическая психология. 2021. № 2(55). С. 103-112.
2. Казаков И.С. О проблеме исследования феномена персонификации обучения в отечественной науке // Вестник Сочинского государственного университета. 2011. № 3. С. 127-129
3. Канц Г. Иммануил Кант. Перспективы // Вопр. образования. 1994. № 3, № 4.
4. Неретина Т.Г. К вопросу об особенностях реализации инклюзивного образования // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. 2017. Т.2. С. 274-277.
5. Психология общения. Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Бодалева. М., 2011. 600 с.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОДУХОТВОРЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Аннотация. Статья посвящена проблеме сохранения значимости индивидуальности и возможности проявления уникальности личности в процессе использования цифровых информационных технологий в образовательном процессе. С проблемой одухотворения, очеловечивания, персонификации образования связаны вопросы развития у подрастающего поколения чувства собственного достоинства, патриотизма, воспитания нравственных качеств, формирование сопричастности к своему народу и др. В статье предложено несколько важных инструментов одухотворения образования, в частности: проявление любви как чувства притяжения между участниками образовательного процесса; поддержка речевой активности, конструктивного диалога, полноценного общения субъектов образования; эмоциональная поддержка образовательного процесса; использование средств искусства в педагогическом процессе как проявление творческой составляющей процесса образования; поддержка и помощь в исполнении задуманных проектов в процессе обучения с целью усовершенствования окружающей действительности, самореализации обучающихся.
Ключевые слова: одухотворение образования, очеловечивание образования, персонификация образования, уникальность личности, инструменты одухотворения образования.
Одной из проблем современного образования является противоречие между масштабной цифровизацией современного образования и необходимым развитием личностных качеств и особенностей каждого обучающегося. Анализ понятия «одухотворение образования» показывает, что к нему обращались мыслители, философы, психологи, педагоги на протяжении многих столетий. Уже давно перед учеными стоит вопрос: «Как сделать образование одухотворенным?». Поиск ответа на этот вопрос продолжается и в наше время.
Одной из актуальных образовательных задач является сохранение значимости индивидуальности и возможности проявления уникальности личности в процессе использования цифровых информационных технологий в образовательном процессе. К проблеме одухотворенности образования обращались многие исследователи, начиная с И. Канта, который в своих работах писал о важной потребности человека в познании мира через личные ощущения, в познании себя и определении своего назначения в окружающем мире [3]. С данной проблемой связаны и вопросы развития у подрастающего поколения ощущение собственного достоинства, чувства патриотизма, воспитания нравственных качеств, формирование сопричастности к своему народу и др.
Много ученых поддерживают концепцию К. Ясперса, что предназначение образования заключается в помощи поиска человеком своего самобытия, своего «Я». Он считал, что движущей силой «очеловечивания образования» является любовь, ощущение причастности и значимости личных чувств [5]. Мы также считаем, что любовь – как проявление силы притяжения между субъектами образовательного процесса – является действенным педагогическим инструментом. На наш взгляд, проявление любви (как способности человека «притягивать» к себе других людей, информацию, необходимые средства и т.п.) является важным условием одухотворения, очеловечивания, персонификации образования.
С другой стороны, образование, безусловно, дает человеку определенный информационный потенциал для повышения своей нравственной составляющей, своей духовности. Однако, «одухотворение» образования, по нашему мнению, всегда напрямую зависит от личности педагога, от его способности проявлять любовь к обучающимся, к их родителям, к коллегам, к администрации, к своей работе в частности и отчизне в целом. А это значит, педагог становится примером для подрастающего поколения, одухотворяя своей личностью весь образовательный, учебно-воспитательный процесс. Отсюда вытекает другая проблема – как стать таким педагогом? Как взрастить такого учителя, который способен профессионально проявлять любовь к окружающим людям?
Другая выявленная нами проблема одухотворения образования связана со снижением использования «живого» языка. Мы согласны с мнением Т.Н. Демко, что уменьшение речевой активности участников образовательного процесса приводит к утрате эмоционального разнообразия данного процесса, снижению активности головного мозга, замедлению психических процессов и деградации когнитивных функций в целом [1]. Отсюда следует, что поддержание речевой активности, использование речи как образовательного инструмента, эмоциональная поддержка процесса образования – все это инструменты одухотворения образования. Особую роль в общении педагога с обучающимися и взрослыми людьми мы отводим организации конструктивного диалога, в процессе которого его участники, во-первых, внимательно, доброжелательно выслушивают друг друга, предоставляя возможность каждому открыто высказать свое мнение; во-вторых, избегают взаимных обвинений, оскорблений и унижения достоинства другого человека; в-третьих, имеют возможность задавать любые вопросы, для уточнения непонятных вопросов.
Еще одним аспектом одухотворения образования является утверждение, что человек – это творец, творец своей жизни, своих идей, своего окружающего пространства и т.д. Любое творчество предполагает активность, активную деятельность человека, проявление его творческих способностей, эстетических вкусов, идеалов, чувство гармонии и самовыражения в деятельности. В настоящее время с этой целью активно используются в учебно-воспитательном процессе артпедагогические технологии, в основе которых положено применение различных средств искусства в практической педагогике (художественное слово, звук, цвет, движение и др.), что позволяет проявиться творческой свободе личности, допускает многовариантность выполнения заданий, раскрывает и поддерживает уникальность каждого участника образовательного процесса [4].
На наш взгляд, с темой творческого самовыражения личности непосредственно связано активное введение в современное образование технологии проектного обучения. Данная технология, по мнению И. С. Казакова и многих других исследователей, нацелена на развитие у человека самостоятельности, способности к творчеству, раскрытие личностных интересов обучающихся, которые в последующем помогут им профессионально определиться [2]. Выполняя задуманный и разработанный проект, обучающиеся создают конкретный продукт совместного труда, и если он приносит им удовлетворение, они переживают ситуацию успеха, в ином случае, они получают личный опыт и условие для ценностного переосмысления ошибок и разработки дальнейших идей.
Таким образом, мы обобщили несколько важных инструментов одухотворения образования.
Во-первых, это проявления любви как чувства притяжения между участниками образовательного процесса, что наполняет особым смыслом отношения человека к самому себе, другому человеку и миру в целом. При этом первичным «источником любви» является педагог, учитель, взрослый, который выполняя свои профессиональные обязанности, является примером доброго отношения к окружающим людям.
Во-вторых, в процессе педагогического взаимодействия особая роль отводится поддержке речевой активности, конструктивному диалогу, в целом полноценному вербальному грамотному общению субъектов образования.
В-третьих, эмоциональная поддержка образовательного процесса, включающая персонифицированные, больше положительные, эмоциональные реакции в процессе педагогического общения.
В-четвертых, творческая составляющая образования, использование средств искусства в педагогическом процессе с целью самовыражения, проявления активности, творческой свободы, генерирования идей и замыслов у обучающихся.
В-пятых, поддержка и помощь в реализации задуманных проектов в процессе обучения с целью усовершенствования окружающей действительности, самореализации обучающихся, поиск своих возможностей, апробирование новых видов деятельности с целью выбора дальнейшей профессиональной направленности своей жизни.
Библиографический список
1. Демко Т.Н., Федосеева Л.Н., Алексеева Т.Е. Речевое поведение преподавателя как фактор одухотворения мышления // Прикладная юридическая психология. 2021. № 2(55). С. 103-112.
2. Казаков И.С. О проблеме исследования феномена персонификации обучения в отечественной науке // Вестник Сочинского государственного университета. 2011. № 3. С. 127-129
3. Канц Г. Иммануил Кант. Перспективы // Вопр. образования. 1994. № 3, № 4.
4. Неретина Т.Г. К вопросу об особенностях реализации инклюзивного образования // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. 2017. Т.2. С. 274-277.
5. Психология общения. Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Бодалева. М., 2011. 600 с.