Задать вопрос
Статьи

Патриархальная семья как форма организации духовной жизни личности

28.03.2022
Коростелева Ю. Е.

Актуальность темы исследования обусловлена отмечаемым в современной России кризисом семейных ценностей, который определяется рядом причин.
Во-первых, ростом разводов. Так, статистика браков и разводов показывает, что желающих узаконить отношения становится всё меньше, а разорвать брачный союз – больше. Например, в 2013 г. было зарегистрировано 218 070 браков, в 2014 г 207 825 браков, т.е. на 10 245 меньше. Обратная ситуация с разводами: в 2013 г. – 157 065 разводов, в 2014 – 172 310 разводов, т.е. на 15 245 больше. Приведенные статистические данные имеет смысл сравнить с аналогичными в дореволюционной России: на рубеже XIX-XX веков брачность была всеобщей; согласно всеобщей переписи населения 1879 г. в конце XIX в. к возрасту 50 лет в браке состояли практически все мужчины и женщины. Дореволюционная Россия почти не знала разводов, брачный союз заключался на всю жизнь и практически не мог быть расторгнут. Развод рассматривался как тягчайший грех и разрешался в исключительных случаях (исключение «безвестное отсутствие», «лишение всех прав состояния»). В дореволюционной России в 1913 г. на 98,5 млн. православных был расторгнут всего 3791 брак.
Во-вторых, дети в семье перестают быть основной ценностью, что приводит к падению рождаемости и, как следствие, к депопуляции населения. По данным Росстата, на 2009 г. среднее число рожденных детей на одну женщину составило 1,28. Очевидно, что эта величина не обеспечивает даже элементарного воспроизводства населения. И было бы ошибочно связывать снижение рождаемости в России исключительно с падением жизненного уровня основой массы населения. Наиболее ярко это показывает «парадокс обратной связи»: чем выше доход, тем меньше детей, и наоборот. Сравним с дореволюционными семьями, которые состояли из 10 и более детей («сколько Бог даст»).
В связи с приведенными фактами психологи, социологи и теологи всё чаще задаются вопросом: какая модель семейных отношений стабильна, устойчива, способна держать удар и, как следствие, выходить из кризиса?
В настоящее время в России сосуществуют три типа семьи: патриархальная, детоцентрическая и супружеская. У каждой модели семейных отношений свой пик популярности, этап доминирования. Так, до Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья с безусловным авторитетом мужчины. В послевоенные годы доминировать начинают детоцентрические семьи, в которых ребенок представлял центр интересов семьи, благополучия и сохранения брака. Начиная с 90-х гг. XX века формируются супружеские семьи, в которых доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества жизни супругов.
Остановимся на сущностных признаках патриархальной семьи, которая представляет основной предмет нашего исследования. Патриархальная семья – это большая семья, в которой представители не одного поколения проживают в одном доме и занимаются коллективным трудом (общим делом). Патриархальной семье свойственны следующие признаки. Во-первых, главенствующее положение мужчины в семье. Это мог быть отец, дед, старший сын, которые отвечают за разнообразный круг обязанностей: представление семьи перед внешним миром; управление семейным бюджетом; ответ перед обществом за нравственные поступки, а может быть проступки членов семьи; организация семейных, государственных и религиозных праздников, участие в крестинах, свадьбах, похоронах. Другими словами, в руках «отца семейства» сосредоточены экономические ресурсы и управленческие функции.
Во-вторых, жесткое распределение основных функций жизнедеятельности: женщины выполняют экспрессивные функции (женщина – мать и хранительница, семейного очага), мужчины – инструментальные (мужчина – добытчик, кормилец).
В-третьих, регламентация трудовой деятельности: мелкая работа поручалась детям, старики и больные выполняли лёгкие работы, мужчины – тяжёлые, женщины выполняли работы по дому.
В-четвёртых, формирование семейных, гражданских профессиональных функций: патриархальная семья представляла собой как своего рода домашнюю церковь, так и школу семейного воспитания. Так, в семье передавали профессию, ремесло: по женской линии – ткачество, вязание, вышивка, прядильное дело и т.д.; по мужской линии – плотницкое дело, валяльщики валенок, сапог, слесарное ремесло, пекарное дело и т.д.
Вместе с тем, семья формировала мировоззрение, как правило, православное. Цель и смыл жизни человека определялись как «обожение», «преображение во Христе», т.е. соединение души и тела с Духом Божьим, со Христом. С малолетства в патриархальной семье учили «хождению перед Богом», т.е. учили сверять свои мысли дела и поступки с Евангелием. Кроме того, в патриархальной семье передавались традиции рода, села, города, страны, т.е. воспитывалось уважение к истории народа. И, самое главное, в патриархальной семье дети постигали самую трудную профессию на земле  быть хорошим человеком, отцом и матерью!
Таким образом, сущностные основы патриархальной семьи и функциональные основы личности совпадали, а именно: уважение к родителям и старшим, служение ближнему, почитание памяти своих предков, почитание семейных святынь, выполнение семейных, профессиональных и гражданских ролей. Личность в патриархальной семье воспринимается и на уровне сознания, и на уровне моделей поведения. Более того, личность проявляет себя всегда в зависимости от воли, возрастных особенностей и духовной зрелости. Ещё в первой половине XX века философ Иван Ильин писал о тесной связи личностных и семейных ценностей: «духовный кризис подрывает семью, и если духовность колеблется в семье, она начинает слабеть и вырождаться в человеческих отношениях» [2].

Библиографический список
1. Архимандрит Платон (Игумнов). Нравственное богословие [Текст] / Архим. Платон. СПб., 2008.
2. Ильин, И. А. Путь духовного обновления [Текст] / И. А. Ильин. СПб., 2008.
3. Ковалевский, М. М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности [Текст] / М. М. Ковалевский. М., 1939.
4. Моисеев, Д. (иерей). Нравственные основы семейной жизни: 10-11 кл.: Учебник [Текст] / Д. Моисеев, Н. Крыгина. Екатеринбург, 2010.
5. Пономарёва, В. В. Мир русской женщины: семья, профессия, домашний уклад [Текст] / В. В. Пономарева, А. Б. Хорошилова. М., 2003.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.