Ответственность СМИ при освещении религиозных вопросов: церковный взгляд
Протоиерей Владимир Волков
Ответственность СМИ при освещении религиозных вопросов: церковный взгляд
Как часто мы тратим драгоценный ресурс, данный нам от Бога, наше время на разного рода пустые вещи? Как больно нам часто бывает, когда мы узнаем, что потратили впустую час-два и потеряли какие-то деньги или просто блага? А узнать, что ты, человек, потратил жизнь на пустые или, еще хуже, на разрушительные слова и дела, это поистине адские муки!
Господь и Бог наш Иисус Христос, говорит нам: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12.35-38).
Приведу очень интересные слова человека, который для меня не является авторитетом, но слова правильные, можно сказать православные. Авраам Линкольн сказал однажды: «Мы должны говорить лишь то, в чем готовы дать ответ в вечности».
Не секрет, что средства массовой информации – это реальная сила, которая управляет народами. Не случайно все телевышки объявлены объектами стратегического назначения. Многие наши современники находятся в «наркотической» зависимости от СМИ. Когда был пожар в Останкино и телевизор молчал, для многих это были часы мучительного ожидания.
Значимость средств массовой информации в современном мире неуклонно возрастает. Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных снабжать широкие слои общества своевременной информацией о происходящем в мире, ориентируя людей в нынешней сложной реальности. При этом важно помнить, что информирование зрителя, слушателя и читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока.
Нет человека, который бы жил и не согрешил, везде можно найти недостатки, но вопрос в другом: зачем мы стремимся найти грехи человека и показать их? Приведу простой пример: когда мы находимся в одной комнате с человеком, который начинает зевать, все начинают зевать непроизвольно. Этот эффект называется «эффектом зеркальности»: мы всегда непроизвольно стремимся впитывать то, что видим или слышим. И если мы будем показывать и рассказывать о грехах и пороках людей, оправдывая это тем, что мы сообщаем правду, то эта правда превратится в ложь, потому что она будет разрушать и убивать невинных и слабых, стремящихся подражать непроизвольно тем, о ком говорят. Вернее сказать, подражать тем порокам, о которых говорят, а иногда и оправдывать их. Поэтому недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды и ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях.
СМИ, обладающие огромным влиянием на аудиторию, несут величайшую ответственность за воспитание людей, особенно подрастающего поколения. Журналисты и руководители средств массовой информации обязаны помнить об этой ответственности.
Просветительная, учительная и общественно-миротворческая миссия Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации, способными нести ее послание в различные слои общества. Святой апостол Петр призывает христиан: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3.15).
Любой священнослужитель или мирянин призван с должным вниманием относиться к контактам со светскими СМИ в целях осуществления пастырского и просветительского делания, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры. Журналисты, публикующие материалы, ведущие к растлению человеческих душ, должны подвергаться каноническим прещениям в случае их принадлежности к Православной Церкви.
Взаимодействие Православной Церкви и светских средств массовой информации предполагает взаимную ответственность. Информация, предоставляемая журналисту и передаваемая им аудитории, должна быть достоверной. Мнения священнослужителей или иных представителей Церкви, распространяемые через СМИ, должны соответствовать ее учению и позиции по общественным вопросам. В случае выражения сугубо частного мнения, об этом должно быть заявлено недвусмысленно – как самим лицом, выступающим в СМИ, так и лицами, ответственными за донесение такого мнения до аудитории.
Взаимодействие священнослужителей и церковных учреждений со светскими СМИ должно происходить под водительством церковного Священноначалия – при освещении общецерковной деятельности — и епархиальных властей – при взаимодействии со СМИ на региональном уровне, что, прежде всего, связано с освещением жизни епархии.
В процессе взаимоотношений Церкви и светских средств массовой информации могут возникать осложнения и даже серьезные конфликты. Проблемы, в частности, бывают порождены неточной или искаженной информацией о церковной жизни, помещением ее в ненадлежащий контекст, смешением личной позиции автора или цитируемого лица с общецерковной позицией.
В то же время возникают и более глубокие, принципиальные конфликты между Церковью и светскими СМИ. Это происходит в случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей. В случае возникновения таких конфликтов высшая церковная власть (по отношению к центральным СМИ) или епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) может, по соответствующем предупреждении и после как минимум одной попытки вступить в переговоры, предпринять следующие действия:
прекратить взаимоотношения с соответствующим СМИ или журналистом;
призвать верующих бойкотировать данное СМИ;
обратиться к органам государственной власти для разрешения конфликта;
предать каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами.
Вышеперечисленные действия должны быть документально зафиксированы, о них следует извещать паству и общество в целом.
К сожалению, существуют и такие светские издания, которые открыто противостоят Церкви, стремятся исказить ее образ в глазах неискушенных читателей. Иногда можно слышать о якобы "православных" изданиях, называющих себя "независимыми" и выступающих от имени "православной общественности". Подобная деятельность несовместима с иерархическим устроением Церкви.
В Церкви есть догматический стержень, святоотеческий опыт и множество людей, стремящихся познать догматы и воплотить в жизнь опыт святых. Слабых и беспомощных можно легко оттолкнуть от пути, ведущего в жизнь вечную. Начинающий очень часто смотрит поверхностно, не замечая глубины и красоты Святой Церкви.
Представляется важным, чтобы в число учредителей религиозных СМИ входили официальные структуры Церкви, которые имели бы возможность не только формально благословлять, но и реально направлять проводимую тем или иным изданием линию в церковное русло.
Христианская религия накладывает определенные ограничения на применение PR– технологий: еще в 1-ом веке ученик святого апостола Павла св. Дионисий Ареопагит утверждал, что чистым целям должны соответствовать чистые средства. Так что ни о каком сознательном искажении правды и «черном PR» оппонентов не может быть и речи.
Необходимо отметить важность всестороннего и достоверного освещения в СМИ деятельности сект. Эта проблема представляется особенно актуальной в связи с беспрецедентным давлением, оказываемым на СМИ целым рядом тоталитарных сект и их защитниками, с целью воспрепятствовать появлению объективных материалов о них.
Такое давление выражается, в частности, в возбуждении сектами многочисленных судебных исков к СМИ и отдельным журналистам в разных регионах нашей страны. Отмечалось, что происходящее является серьезной угрозой конституционному праву на свободу слова.
Надо помнить, что каждый человек это образ и подобие Божье и наша задача совместно со СМИ помочь каждому желающему обрести единство с Источником Жизни, т.е. с Богом.