ОТРАЖЕНИЕ ОБРАЗА СЕМЕЙНОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
28.12.2023
Буряк К.Д., Сахнова И.Г.,
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
ОТРАЖЕНИЕ ОБРАЗА СЕМЕЙНОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «Семья и предназначение женщины», проводится исследование образа женщины в произведениях русской классической литературы с точки зрения её отношения к семейной жизни. Предпринята попытка выявить этапы изменений и показать причины, вызвавшие их.
Ключевые слова: современная русская женщина, нравственный идеал, связь литературы и истории русского народа, устное народное творчество, западные образцы поведения, глава семьи, православный идеал женщины.
В современном мире женское внимание всё больше направлено на получение образования и обретение финансовой независимости, построение карьеры и достижение прочих целей, не связанных с семейной жизнью и материнством. Большинство современных женщин предпочитают чувствовать себя материально независимыми от мужчин, однако понимают важность дома как надежного тыла. В результате в современном мире возникает риторический вопрос: как создать крепкую семью и кто должен охранять семейный очаг? В своём исследовании мы попытались найти готовые ответы на поставленные вопросы в недрах русской классической литературы. В связи с этим анализ ряда известных произведений дал нам возможность показать, как менялось предназначение женщины в семье на протяжении нескольких веков в России и какие причины вызвали эти изменения.
Так, первый идеал женщины-матери мы находим, конечно же, в устном народном творчестве,в частности, в русской народной сказке.Для примера обратимся к одной из известных – «Царевне-лягушке». Текст её был записан известным собирателем сказок Афанасьевым Александром Николаевичем в 1886 году. Все мы помним известный сюжет о заколдованной невесте Василисе Премудрой и Иване-царевиче. Её главную героиню можно назвать символом идеальной русской женщины – кроткой, мудрой, красивой и хозяйственной. Трудолюбивая жена, настоящая поддержка и советчица для мужа. Она без труда выполняет все царские наказы, не жалуясь на их сложность и трудность, любое задание ей по плечу. Образ Василисы Премудрой раскрывается в полной мере в описаниях её поступков и в отношении к суженому. К нему девушка проявляет искреннюю любовь,понимание и заботу. Она может всё сделать в короткие сроки и качественно. В сказке Василиса печёт хлебный каравай с изображением узорных городов, ткёт великолепный ковёр и многое другое.
Читая сказку, мы понимаем, что ни внешность, ни богатство не могут помочь в поиске настоящего жизненного счастья. Главная способность героини в умении сохранять внутреннее спокойствие и принимать правильное решение в согласии с мужем. Не случайно, Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из самых совершенных образов, рождённых фантазией славянского народа.
Далее языческая Русь, как мы помним, была крещена в IX веке князем Владимиром Красное Солнышко и впоследствии появляется уже новый идеал женщины в нашей стране, православный. Всем известно, что ежегодно 8 июля в России отмечается день семьи, любви и верности. Однако мало кто знает, что приурочен он к православному дню памяти святых: благоверного князя Петра и его жены Февронии. Обычно о жизни святого и его духовном подвиге мы узнаем из его жития, но история Петра и Февронии запечатлена не только в духовной литературе, но также стала достоянием древнерусской литературы светского характера. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана в середине XVI века церковным писателем Ермолаем. Монашеское имя автора – Еразм.
В 2008 году был снят исторический фильм «Петр и Феврония. История вечной любви». Брак издревле считался святою обязанностью между славянами. Мир и целомудрие господствовали в семействах. Поощряя «многочадие», православная церковь формировала идеал женщины – многодетной матери.
Древнерусская литература в своём раннем развитии отражала представления о семейной жизни и любви в тесной связи с учением Православной церкви. Любовь Февронии к одержимому недугом князю – это нравственный подвиг крестьянской девушки, совершенный ради спасения ближнего своего.
Повесть поведала намо том, что героиня стала верной супругой и княгиней. Она помогала мужу в управлении государством. В Православной Руси удивительный образ Февронии является образцом благочестия, мудростью и кротости.
В XVIII веке Российское государство активно вступает в культурный обмен с другими странами.
Петр I открывает «окно в Европу». Русские люди начинают приобщаться к европейскому образу жизни. Впоследствии новые веянья отражаются и на изменении внутреннего уклада русской семьи. Православный идеал женщины сильно искажается. Так одним из следствий восприятия русскими людьми западного образа жизни становится нарушением должностных обязанностей между супругами. Жена становится в положение главы семьи. В произведениях светского характера появляется образ «мужа-мальчика, мужа-слуги из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей». Это цитата из бессмертной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это было грубым нарушением православных идеалов семьи и воспринималось церковью как богоборчество.
Также одним из актуальных произведений русской классики становится написанная в 1782 г. комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Её центральным персонажем является богатая, невежественная, жадная, жестокая, деспотичная и лицемерная помещица – госпожа Простакова. По сути, в их семье все чужие друг другу люди. Отношения между мужем и женой противоположны не только традиционным представлениям, но основам построения семьи в целом. Простакова помыкает им и унижает даже при посторонних людях. Она может поднять на него руку. Женщина сама решает все вопросы, не считаясь с мнением своего апатичного, мягкотелого и недалёкого супруга. Единственный человек, которого Простакова любит всем сердцем - пятнадцатилетний сын Митрофан. Избалованный и ленивый подросток, не имеющий цели в жизни. Именно он её надежда и отрада. В нём она видит свое будущее, все время повторяя: «Вот сынок - одно моё утешение!». Однако при этом не делает ничего для того, чтобы её сын вырос полноценной личностью, отвечающей в полной мере за свои поступки. Госпожа Простакова не является хранительницей домашнего очага. Эта женщина берёт на себя функцию главы семьи ради обладания властью над ближними.
В литературе первой половины XIX века также есть женские образы, подобные госпоже Простаковой тоже есть. Эта Марфа Игнатьевна Кабанова – богатая купеческая вдова, героиня пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Она чрезвычайно зависима от мнения окружающих, поэтому многое делает напоказ. Женщина диктует в семье свои порядки и командует домочадцами, требуя от них безропотного повиновения. Она уверена, что поступает правильно. Кабанова символизирует собой невежество, жестокость и тиранию.
Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени», написан в 1894 году. В произведении выражается мысль о том, что человеческое счастье заключается не в материальном достатке, не в высоком положении в обществе, а в настоящей и искренней любви. Главными героями рассказа становится семья Алмазовых, состоящая из жены Веры и мужа Николая Евграфовича. Любовь в рассказе «Куст сирени» взаимна. Между супругами нет места эгоизму. Преодолевать все испытания нужно вместе, ведь именно в единстве заключается счастье супругов. Для Веры забота о муже становится не наказанием или обязанностью, а удовольствием. Супруги воспринимают любовь как дар и относятся к ней бережно. Не случайно главную героиню зовут Вера. Именно особая организация её души помогла ей совместно с мужем преодолеть все сложные ситуации, возникшие на жизненном пути.
Особенное развитие тема семьи получает во второй половине XIX века. В это время семья является объектом споров, полемики, источником конфликтов главных героев и средством выражения идей автора.
Так, женская тема занимает важное место в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Для автора абсолютно бесспорно то, что мир семьи – это основа человеческого общества, и хозяйка в нём – женщина.
Большое семейство Ростовых занимает одно из центральных мест в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Среди прочих дворянских семей Ростовы отличаются простотой в общении, гостеприимством, милосердием, богатыми традициями. Графиня Ростова одинаково внимательно относится ко всем членам своей семьи, ведь в её доме, помимо четверых родных детей, воспитывается сын подруги, Борис и племянница Соня. Графиня является достаточно мудрой и сильной женщиной, которая способна принимать серьёзные решения за себя и родных.Лев Толстой в своём произведении хотел показать графиню Ростову, как женщину аристократку, которая может быть одновременно любящей, ласковой матерью и мудрой, сильной женщиной с твёрдым характером.
Полной противоположностью семьи Ростовых в романе «Война и мир» являются Курагины. Они представители столичного аристократического общества. Курагины холодны, эгоистичны и бездушны. Отношение к детям в этой семье не отличается душевностью и теплотой. Глава семьи в разговорах часто упоминает, что они для него –крест и обуза. Князь Василий и Княгиня Алина не любят своих детей, только стараются выгодно пристроить в жизни. В этой семье ценится богатство, высокое положение в обществе, связи с высокопоставленными людьми и светские удовольствия. По мнению Л.Н. Толстого, это объединение индивидуалистов, для которых главное – исполнение их ничтожных желаний. Для него Курагины олицетворяют безнравственность и порочность светского общества.
Начиная с ХIХ века, идет процесс стирания грани между мужским и женским предназначениями. Это даёт возможность следовать женщине тому предназначению, которое выбирает она сама, а не предписывает ей общество. Сегодня женщина стремится занять в семье равную с мужчиной позицию. И это неудивительно, ведь понятие о том, что женщина – это слабый пол, осталось в прошлом.
Современные женщины работают наравне с мужчинами, многие из них занимают посты на самом высоком уровне: в бизнесе, политике и правительстве. К сожалению, сегодня женщины менее всего озабочены выполнением роли жены и матери и на первый план для многих из них выходит внешняя привлекательность. Они тратят много энергии и сил не на воспитание детей и заботе о муже, а на достижение идеальных форм фигуры и внешности. Такие женщины горды, независимы и самостоятельны, социально активны и востребованы на хороших должностях, но мужчина, находящийся рядом с такими женщиной, как правило, становится слабыми и безвольными. Дети, выросшие в семье с такими матерями, страдают от недостатка материнской любви и внимания.Природа подарила женщине женственность, чтобы она была способна принимать в себя эмоции близких людей, их переживания, чтобы она перерабатывала их и находила пути для восстановления гармонии. Только женщина может умиротворить и восстановить мужчину, когда тот пришел уставший с работы, ободрить ребенка, который получил нервный стресс в школе. Настоящая женщина похожа на волшебницу, которая творит вокруг себя мир и гармонию. Если у женщины хватает сил и энергии добиться всего этого, при этом еще преуспеть в работе и общественной жизни, то ей нет цены. А если же вы не уверены в том, что сможете выполнить одновременно миссию матери и жены, заняв место лидера в работе, то старайтесь сделать переоценку ценностей. Не лучше ли поменять гордость на смирение и занять своё правильное место?
Библиографический список
1. https://samopoznanie.ru/articles/dela_semeynye_zhenskoe_prednaznachenie
2. https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/analiz-proizvedeniya-ostrovskogo.html?ysclid=ldhavmui2w560327203\\
3. https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/semya-rostovyh-harakteristika.html?ysclid=ldhqenwxda662495800
4. https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/semya-kuraginyh-harakteristika.html?ysclid=ldhs5xbz4e741765750
5. https://blmb.ru/xarakteristika-semi-kuraginyx/?ysclid=ldhs5yv7yb315979914
6. https://meduniver.com/Medical/Psixology/rol_genchini_v_garmonii_semeinix_otnoshenii.html?ysclid=ldg3vecrrz473422889 MedUniver
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
ОТРАЖЕНИЕ ОБРАЗА СЕМЕЙНОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «Семья и предназначение женщины», проводится исследование образа женщины в произведениях русской классической литературы с точки зрения её отношения к семейной жизни. Предпринята попытка выявить этапы изменений и показать причины, вызвавшие их.
Ключевые слова: современная русская женщина, нравственный идеал, связь литературы и истории русского народа, устное народное творчество, западные образцы поведения, глава семьи, православный идеал женщины.
В современном мире женское внимание всё больше направлено на получение образования и обретение финансовой независимости, построение карьеры и достижение прочих целей, не связанных с семейной жизнью и материнством. Большинство современных женщин предпочитают чувствовать себя материально независимыми от мужчин, однако понимают важность дома как надежного тыла. В результате в современном мире возникает риторический вопрос: как создать крепкую семью и кто должен охранять семейный очаг? В своём исследовании мы попытались найти готовые ответы на поставленные вопросы в недрах русской классической литературы. В связи с этим анализ ряда известных произведений дал нам возможность показать, как менялось предназначение женщины в семье на протяжении нескольких веков в России и какие причины вызвали эти изменения.
Так, первый идеал женщины-матери мы находим, конечно же, в устном народном творчестве,в частности, в русской народной сказке.Для примера обратимся к одной из известных – «Царевне-лягушке». Текст её был записан известным собирателем сказок Афанасьевым Александром Николаевичем в 1886 году. Все мы помним известный сюжет о заколдованной невесте Василисе Премудрой и Иване-царевиче. Её главную героиню можно назвать символом идеальной русской женщины – кроткой, мудрой, красивой и хозяйственной. Трудолюбивая жена, настоящая поддержка и советчица для мужа. Она без труда выполняет все царские наказы, не жалуясь на их сложность и трудность, любое задание ей по плечу. Образ Василисы Премудрой раскрывается в полной мере в описаниях её поступков и в отношении к суженому. К нему девушка проявляет искреннюю любовь,понимание и заботу. Она может всё сделать в короткие сроки и качественно. В сказке Василиса печёт хлебный каравай с изображением узорных городов, ткёт великолепный ковёр и многое другое.
Читая сказку, мы понимаем, что ни внешность, ни богатство не могут помочь в поиске настоящего жизненного счастья. Главная способность героини в умении сохранять внутреннее спокойствие и принимать правильное решение в согласии с мужем. Не случайно, Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из самых совершенных образов, рождённых фантазией славянского народа.
Далее языческая Русь, как мы помним, была крещена в IX веке князем Владимиром Красное Солнышко и впоследствии появляется уже новый идеал женщины в нашей стране, православный. Всем известно, что ежегодно 8 июля в России отмечается день семьи, любви и верности. Однако мало кто знает, что приурочен он к православному дню памяти святых: благоверного князя Петра и его жены Февронии. Обычно о жизни святого и его духовном подвиге мы узнаем из его жития, но история Петра и Февронии запечатлена не только в духовной литературе, но также стала достоянием древнерусской литературы светского характера. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана в середине XVI века церковным писателем Ермолаем. Монашеское имя автора – Еразм.
В 2008 году был снят исторический фильм «Петр и Феврония. История вечной любви». Брак издревле считался святою обязанностью между славянами. Мир и целомудрие господствовали в семействах. Поощряя «многочадие», православная церковь формировала идеал женщины – многодетной матери.
Древнерусская литература в своём раннем развитии отражала представления о семейной жизни и любви в тесной связи с учением Православной церкви. Любовь Февронии к одержимому недугом князю – это нравственный подвиг крестьянской девушки, совершенный ради спасения ближнего своего.
Повесть поведала намо том, что героиня стала верной супругой и княгиней. Она помогала мужу в управлении государством. В Православной Руси удивительный образ Февронии является образцом благочестия, мудростью и кротости.
В XVIII веке Российское государство активно вступает в культурный обмен с другими странами.
Петр I открывает «окно в Европу». Русские люди начинают приобщаться к европейскому образу жизни. Впоследствии новые веянья отражаются и на изменении внутреннего уклада русской семьи. Православный идеал женщины сильно искажается. Так одним из следствий восприятия русскими людьми западного образа жизни становится нарушением должностных обязанностей между супругами. Жена становится в положение главы семьи. В произведениях светского характера появляется образ «мужа-мальчика, мужа-слуги из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей». Это цитата из бессмертной комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это было грубым нарушением православных идеалов семьи и воспринималось церковью как богоборчество.
Также одним из актуальных произведений русской классики становится написанная в 1782 г. комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». Её центральным персонажем является богатая, невежественная, жадная, жестокая, деспотичная и лицемерная помещица – госпожа Простакова. По сути, в их семье все чужие друг другу люди. Отношения между мужем и женой противоположны не только традиционным представлениям, но основам построения семьи в целом. Простакова помыкает им и унижает даже при посторонних людях. Она может поднять на него руку. Женщина сама решает все вопросы, не считаясь с мнением своего апатичного, мягкотелого и недалёкого супруга. Единственный человек, которого Простакова любит всем сердцем - пятнадцатилетний сын Митрофан. Избалованный и ленивый подросток, не имеющий цели в жизни. Именно он её надежда и отрада. В нём она видит свое будущее, все время повторяя: «Вот сынок - одно моё утешение!». Однако при этом не делает ничего для того, чтобы её сын вырос полноценной личностью, отвечающей в полной мере за свои поступки. Госпожа Простакова не является хранительницей домашнего очага. Эта женщина берёт на себя функцию главы семьи ради обладания властью над ближними.
В литературе первой половины XIX века также есть женские образы, подобные госпоже Простаковой тоже есть. Эта Марфа Игнатьевна Кабанова – богатая купеческая вдова, героиня пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Она чрезвычайно зависима от мнения окружающих, поэтому многое делает напоказ. Женщина диктует в семье свои порядки и командует домочадцами, требуя от них безропотного повиновения. Она уверена, что поступает правильно. Кабанова символизирует собой невежество, жестокость и тиранию.
Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени», написан в 1894 году. В произведении выражается мысль о том, что человеческое счастье заключается не в материальном достатке, не в высоком положении в обществе, а в настоящей и искренней любви. Главными героями рассказа становится семья Алмазовых, состоящая из жены Веры и мужа Николая Евграфовича. Любовь в рассказе «Куст сирени» взаимна. Между супругами нет места эгоизму. Преодолевать все испытания нужно вместе, ведь именно в единстве заключается счастье супругов. Для Веры забота о муже становится не наказанием или обязанностью, а удовольствием. Супруги воспринимают любовь как дар и относятся к ней бережно. Не случайно главную героиню зовут Вера. Именно особая организация её души помогла ей совместно с мужем преодолеть все сложные ситуации, возникшие на жизненном пути.
Особенное развитие тема семьи получает во второй половине XIX века. В это время семья является объектом споров, полемики, источником конфликтов главных героев и средством выражения идей автора.
Так, женская тема занимает важное место в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Для автора абсолютно бесспорно то, что мир семьи – это основа человеческого общества, и хозяйка в нём – женщина.
Большое семейство Ростовых занимает одно из центральных мест в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Среди прочих дворянских семей Ростовы отличаются простотой в общении, гостеприимством, милосердием, богатыми традициями. Графиня Ростова одинаково внимательно относится ко всем членам своей семьи, ведь в её доме, помимо четверых родных детей, воспитывается сын подруги, Борис и племянница Соня. Графиня является достаточно мудрой и сильной женщиной, которая способна принимать серьёзные решения за себя и родных.Лев Толстой в своём произведении хотел показать графиню Ростову, как женщину аристократку, которая может быть одновременно любящей, ласковой матерью и мудрой, сильной женщиной с твёрдым характером.
Полной противоположностью семьи Ростовых в романе «Война и мир» являются Курагины. Они представители столичного аристократического общества. Курагины холодны, эгоистичны и бездушны. Отношение к детям в этой семье не отличается душевностью и теплотой. Глава семьи в разговорах часто упоминает, что они для него –крест и обуза. Князь Василий и Княгиня Алина не любят своих детей, только стараются выгодно пристроить в жизни. В этой семье ценится богатство, высокое положение в обществе, связи с высокопоставленными людьми и светские удовольствия. По мнению Л.Н. Толстого, это объединение индивидуалистов, для которых главное – исполнение их ничтожных желаний. Для него Курагины олицетворяют безнравственность и порочность светского общества.
Начиная с ХIХ века, идет процесс стирания грани между мужским и женским предназначениями. Это даёт возможность следовать женщине тому предназначению, которое выбирает она сама, а не предписывает ей общество. Сегодня женщина стремится занять в семье равную с мужчиной позицию. И это неудивительно, ведь понятие о том, что женщина – это слабый пол, осталось в прошлом.
Современные женщины работают наравне с мужчинами, многие из них занимают посты на самом высоком уровне: в бизнесе, политике и правительстве. К сожалению, сегодня женщины менее всего озабочены выполнением роли жены и матери и на первый план для многих из них выходит внешняя привлекательность. Они тратят много энергии и сил не на воспитание детей и заботе о муже, а на достижение идеальных форм фигуры и внешности. Такие женщины горды, независимы и самостоятельны, социально активны и востребованы на хороших должностях, но мужчина, находящийся рядом с такими женщиной, как правило, становится слабыми и безвольными. Дети, выросшие в семье с такими матерями, страдают от недостатка материнской любви и внимания.Природа подарила женщине женственность, чтобы она была способна принимать в себя эмоции близких людей, их переживания, чтобы она перерабатывала их и находила пути для восстановления гармонии. Только женщина может умиротворить и восстановить мужчину, когда тот пришел уставший с работы, ободрить ребенка, который получил нервный стресс в школе. Настоящая женщина похожа на волшебницу, которая творит вокруг себя мир и гармонию. Если у женщины хватает сил и энергии добиться всего этого, при этом еще преуспеть в работе и общественной жизни, то ей нет цены. А если же вы не уверены в том, что сможете выполнить одновременно миссию матери и жены, заняв место лидера в работе, то старайтесь сделать переоценку ценностей. Не лучше ли поменять гордость на смирение и занять своё правильное место?
Библиографический список
1. https://samopoznanie.ru/articles/dela_semeynye_zhenskoe_prednaznachenie
2. https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/analiz-proizvedeniya-ostrovskogo.html?ysclid=ldhavmui2w560327203\\
3. https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/semya-rostovyh-harakteristika.html?ysclid=ldhqenwxda662495800
4. https://obrazovaka.ru/sochinenie/voyna-i-mir/semya-kuraginyh-harakteristika.html?ysclid=ldhs5xbz4e741765750
5. https://blmb.ru/xarakteristika-semi-kuraginyx/?ysclid=ldhs5yv7yb315979914
6. https://meduniver.com/Medical/Psixology/rol_genchini_v_garmonii_semeinix_otnoshenii.html?ysclid=ldg3vecrrz473422889 MedUniver