Задать вопрос
Статьи

ОТРАЖЕНИЕ ФЕМИНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В РОМАНЕ А. ВЕРБИЦКОЙ «КЛЮЧИ СЧАСТЬЯ»

28.12.2024
УДК 821.161.1
Дворжецкий Р. В.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

ОТРАЖЕНИЕ ФЕМИНИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
В РОМАНЕ А. ВЕРБИЦКОЙ «КЛЮЧИ СЧАСТЬЯ»

Аннотация. Статья посвящена анализу романа автора, представляющего русскую литературу начала ХХ века. В фокусе внимания роман «Ключи счастья» А. А. Вербицкой, представляющий собой одно из важнейших произведений феминистической литературы XX века, отражающий социальные изменения, вызвавшие необходимость самоидентификации женщин. Вербицкая поднимает «женский» вопрос, демонстрируя значимость гендерных проблем в обществе. В работе проанализировано разрытие важнейшей темы, рассмотренной в произведении русской писательницы, это феминистическая тема – стремление женщины к социальной и личной свободе. Предложена характеристика главной героини, Мани Ельцовой (Марион), показано, что с ней соотнесен в романе внутренний конфликт русской женщины рубежа веков: мечты о независимости вступают в противостояние с любовью. Показано, что Вербицкая анализирует феминистические идеалы посредством борьбы героини с патриархальными ожиданиями общества, раскрывая их с помощью многогранных персонажей произведения. Доказывается, что этот роман А. А. Вербицкой представляет собой важное произведение, посвященное вопросам женской эмансипации.
Ключевые слова: А. А. Вербицкая, «Ключи счастья», феминистическая литература, гендерные проблемы, женская эмансипация.
THE REFLECTION OF FEMINIST IDEOLOGY
IN A. VERBITSKAYA'S NOVEL «KEYS TO HAPPINESS»
Abstract: The article is dedicated to the analysis of a novel by an author representing early 20th-century Russian literature. The focus is on A. A. Verbitskaya's ‘Keys to Happiness’, one of the most significant works of feminist literature of the 20th century, reflecting social changes that prompted women’s search for self-identity. Verbitskaya addresses the "woman question," highlighting the importance of gender issues in society. The paper examines the exploration of a central theme in the Russian writer's work – the feminist theme of women's pursuit of social and personal freedom. The characterization of the protagonist, Mania Eltsova (Marion), is provided, illustrating how she embodies the inner conflict of a Russian woman at the turn of the century: her dreams of independence clash with love. It is shown that Verbitskaya analyzes feminist ideals through the heroine's struggle with society’s patriarchal expectations, revealing them through multifaceted characters. The article argues that this novel is an important work addressing the issue of women's emancipation.
Keywords: A. A. Verbitskaya, «Keys to Happiness», feminist literature, gender issues, women's emancipation.

Рубеж веков в сознании русской женщины стал переломным моментом, ведь поли-тическая, культурная, общественная и духовная жизнь претерпевала глобальные мета-морфозы, связанные с изменением взглядов на окружающую действительность, о чем в своей работе размышляли А. В. Петров и Н. В. Ярина [3]. Женщина оказывалась вовлеченной в водоворот исторических событий, кардинально меняющих восприятие действительности, что подталкивало её на поиск своего нового предназначения в столь быстротечно изменяющемся мире.
Женское начало и женское предназначение, как отмечает Т. Б. Рябова [5], в дореволюционную эпоху зачастую сводилось к таким функциям, как «хранительница очага», «мать», «кухарка» и пр., что негласно дискредитировало женщину в таких характеристиках, как «карьеристка», «независимая личность», «профессионал» и пр.
Анастасия Алексеевна Вербицкая (1861–1928) является одной из популярнейших писательниц, представлявшей интересы российских женщин в своих литературных про-изведениях на рубеже ХIХ-ХХ веков. Её повести и романы имели достаточно большой спрос, как у женщин, так и у представителей мужской половины человечества не только в России, но и за её пределами. Роман А. А. Вербицкой «Ключи счастья» (1913) является одним из самых известных романов феминистической направленности XX века, так как отвечал всем критериям читательского запроса того времени, на что обратили внимание С. В. Рудакова и Р. В Дворжецкий [2]. Несмотря на то, что герои и сюжеты данного ро-мана во многом стереотипизированы, автор выходит далеко за рамки текстов, целиком и полностью принадлежащих литературе массового характера, так как время, которое А. Вербицкая, как отмечает Н. Л. Пушкарёва, отражает в своем романе в концентрированной форме, являет собой период резкого изменения социальной организации в обще-стве, что приводит женщину к необходимости адаптироваться к новым жизненным реалиям и к поиску своей культурной, социальной, бытовой и политической самоидентификации [4, с. 116]. Благодаря раскрытию «женского» вопроса на протяжении всей сюжет-ной линии, данный роман можно отнести к гендерно-ориентированной литературе, утверждающей значение и место женщины в современных реалиях, «апеллирующей к культурно-специфическим убеждениям конкретного пола». «Появление в России гендер-но ориентированных жанров, во времена активизации интереса к «проблеме пола» и «женскому» вопросу, а также притока в литературу женщин-писательниц, выглядит как закономерный факт», – подчеркивает в своем исследовании Р. Стайтс [6, с. 318].
В романе «Ключи счастья» А. А. Вербицкая не преследовала целей радикального феминизма, так как не видела необходимости в отказе девушек от института семьи и брака, а хотела лишь показать, что данный институт уже не занимает в жизни женщины тех лидирующих позиций, как это было раньше. Автор ставит перед собой цель показать женской половине человечества, что наличие социальных зависимостей (например, зависимость женщины от мужчины, от общественного мнения и пр.) больше не является априорным условием в жизни женщины, что только эмансипированная женщина, которая может работать на себя, совершенствовать себя как личность в интеллектуальном, про-фессиональном и духовном планах, может достигнуть социальной самореализации и занимать посты, которые раньше принадлежали исключительно мужчинам. Данные взгляды казались достаточно радикальными даже для человека рубежного сознания.
В предисловии к своему роману А. Вербицкая пишет: «Пусть эта книга минует того, кто равнодушен к истории личных переживаний, к исканиям мятежной мысли, к эволюции женской души!» [1, с. 4], что еще раз доказывает её причастность и приверженность феминистической идеологии, к революционным взглядам на эмансипированность рус-ской женщины.
Образ главной героини романа Мани Ельцовой (она же Марион) олицетворяет со-бой мятежную душу русской женщины рубежа веков, которую душит и тяготит система ценностей окружающего её социума – это и преподаватели, хулящие и поносящие её взгляды на жизнь, и подруги, которые также не разделяют её мечтаний. На протяжении всего романа Марион бежит от всего, что доставляет ей малейший дискомфорт, понимая, в конечном итоге, что бежит она от себя, от любви к Нелидову, скитаясь по Франции, Италии, о которых она некогда не могла и мечтать.
Благодаря своим устремлениям к самосовершенствованию, к бесконечной свободе, к духовному росту, Марион становится небезызвестной актрисой, не сходящей с театральных подмостков. Служение Мельпомене являлось пределом мечтаний юной Мани Ельцовой, достигнув которого, она, как, оказалось, упала так больно и низко, как никогда этого не ожидала. Стремление к эгоистичным мечтам о независимой, счастливой и богатой жизни оказалось для героини никчемным, пустым, совершенно безыдейным времяпрепровождением. Любовь к Нелидову, от которой она пыталась убежать, вывернула душу главной героини наизнанку, заставив её признать свое поражение «Я плачу сейчас, вспоминая, сколько лет, с каким самоотвержением ты вел меня на высокую башню, по пути, завещанному Яном. С тобой рядом я падала с усталостью и отвращением; с тобою рядом побеждала и шла вверх, все выше и выше, к заветному пределу. Но он прошел внизу, далеко – тот, кого я не сумела разлюбить. Он позвал меня. Я упала и разбилась. Мне уже не встать» [1, с. 425].
Закольцованность сюжетной линии также позволяет нам говорить о том, что женщина, как бы она ни хотела убежать от себя, в конечном итоге, всё равно будет сведена судьбой со своими страхами – Маня Ельцова, исколесив половину земного шара, в конце концов, возвращается в то место, откуда она так стремительно убегала. Окончание стран-ствий главной героини было ознаменовано в её сне, в котором картина путешествия пре-вращается в картину полнейшего мрака, безысходности и бренности бытия: «И снится ей, что она идет по туннелю, бесконечному, как Сен-Готтардский. Как там, тоска сжимает сердце от сознания своего ничтожества под нависшей громадой горы... Как там, холодный пот выступает на висках от чувства бессилия и безысходности. Нет неба, нет солнца, нет воздуха... Где они? Далеко-далеко. ... Надо бежать, бежать не останавливаясь... бежать, не зная отдыха, чтобы не задохнуться в этой темноте. Где-то там, впереди, есть выход. Есть конец душному мраку...» [1, с. 501].
А. Вербицкая на примере героини Марион раскрывает проблему столкновения двух взглядов в феминистической идеологии – свобода личности, раскрытие творческого по-тенциала, реализация собственных планов против любви, переходящей в настоящую привязанность, гнетущую и изничтожающую женщину изнутри, когда она бежит от нее, не оглядываясь. Помимо философской проблемы о роли и месте женщины в социальной иерархии современного мира, автору обращается к вопросу о противостояние разума над чувствами, а также чувств над разумом в женском мире.
Данная проблема не является новой в мировой литературе, но только в романе А. Вербицкой «Ключи счастья» она была раскрыта с точки зрения простой русской женщины, грезившей ницшеанскими идеями о свободе личности и поплатившейся жизнью за то, что так и не поняла, что есть настоящая свобода.
Таким образом, проблема, которую поднимает А. Вербицкая в своем романе «Ключи счастья», как замечает в своей работе И. И. Юкина, «выводит это произведение далеко за рамки бульварной литературы, к которой его причисляло большинство литературных критиков начала XX столетия» [7, с. 155].
Феминистическая идеология, отражаемая в романе А. Вербицкой «Ключи счастья», не обходит стороной ни одного героя – каждый столкнулся с нравственными проблема-ми, связанными с ролью и местом женщины в столь скоротечно изменяющемся мире, что позволяет читателю принять свою, не навязанную автором, точку зрения по данной про-блеме, услышать полифонию идей, мыслей и дум разнополых и, что немаловажно, разновозрастных персонажей, представителей разных социальных слоев, школ, профессий.
В романе А. Вербицкой «Ключи счастья» нам представлен глубокий анализ феми-нистической идеологии. Автор исследует влияние этой идеологии на жизнь своих героев, отражая её сквозь различные формы и средства выражения. Отражение феминизма в романе позволяет читателю осознать значимость равноправия и освобождения женщин для создания более справедливого и прогрессивного общества
Список литературы
1. Вербицкая А. А. Ключи счастья: роман. Москва: Современник, 1993. 528 с.
2. Дворжицкий Р. В., Рудакова С. В. Роман А. Вербицкой «Ключи счастья» как воплощение «рубежного сознания» в русской литературе рубежа веков // Актуальные про-блемы современной науки, техники и образования : тез. докл. 82-й международ. науч.-тех. конф., Магнитогорск, 22–26 апреля 2024 года. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. тех. ун-т им. Г. И. Носова, 2024. С. 255
3. Петров А. В., Ярина Н. В. Статья Елизаветы Дьяконовой «О женском вопросе» (1902): из истории русского феминизма и толстовства // Libri Magistri. 2022. № 3(21). С. 55–69.
4. Пушкарёва Н. Л. Женщины России и Европы на пороге Нового времени. Москва: ИЭА РАН, 1996. 285 с.
5. Рябова Т. Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. Иваново : Юнона, 1999. 212 с.
6. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм, 1860–1930. Москва : РОССПЭН, 2004. 616 с.
7. Юкина И. И. Русский феминизм как вызов современности. Санкт-Петербург : Алетейя, 2007. 538 с.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.