Задать вопрос
Статьи

ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К РАННЕЙ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

31.12.2023
Жампеисова М.В.
Специальный детский сад №61, г. Усть-Каменогорск

ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К РАННЕЙ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы коррекции и поддержки родителей детей с задержкой психического развития в раннем возрасте. Автор анализирует факторы, определяющие, каким образом родители воспринимают и реагируют на раннее выявление задержки психического развития у своих детей, и как их отношение может повлиять на эффективность коррекционных мероприятий в отношении ребенка. В статье отмечается важность психологической поддержки и информационного обеспечения родителей в процессе сотрудничества с профессионалами. Особое внимание уделяется различным факторам, влияющим на принятие родителями решения об обращении за помощью к специалистам в области медицины и педагогики. Автор статьи подчеркивает, что правильное отношение родителей к особенностям ребенка с ЗПР играет ключевую роль в его успешной ранней коррекции и последующий адаптации и социализации в обществе. Он также обращает внимание на необходимость учета индивидуальных особенностей каждой семьи и создания условий для активного и продуктивного участия родителей в процессе ранней коррекции своего ребенка.
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, ранняя помощь, отношения родителей к ребенку, коррекционно-педагогическая помощь,психолого-медико-педагогическое сопровождение, психологическая поддержка семьи.

В современном обществе задержка психического развития у детей является распространенной проблемой, и раннее ее выявление имеет огромное значение для предоставления детям наиболее эффективной помощи и поддержки. Важными критериями, влияющими на раннее выявление проблем в развитии у ребенка, являются:
– проблемы в моторном развитии: задержка в развитии общей моторики является одним из ранних признаков, которые можно заметить у маленького ребенка. Внимательные родители в первую очередь обращают внимание на уровень развития основных двигательных навыков ребенка в соответствии с его возрастом.
– проблемы в речевом развитии:в раннем периоде развития у ребенка могут возникать трудности: младенец проявляет недостаток активности в плане издавания звуков, отсутствует характерное детское «гуление», его произношение ограничено однотипными редкими звуками. Также наблюдается отсутствие реакции на звуки из окружающей среды и речи окружающих людей[6, с.154].
– проблемы в социально-эмоциональном развитии: трудности в качественном социально-эмоциональном взаимодействии ребенка и родителя, а также в развитии могут быть признаками задержки в психическом развитии. Отсутствие интереса к социальным контактам с близкими значимыми взрослыми, сложности в установлении взаимосвязей с мамой и папой или поведение, несоответствующее возрастным нормам, могут указывать на задержку в развитии.
– проблемы с развитием когнитивных способностей: задержка в развитии когнитивных способностей, таких как способность к обучению элементарным навыкам, понимание простых инструкций и принятие ситуативных решений, также может быть ранним признаком задержки. Например, дети дошкольного возраста, которые значительно отстают в умственном развитии, могут проявлять слабость в понимании логических заданий и аналогий, требующих абстрактного мышления, также у них возникают трудности с усвоением обобщающих понятий в отрыве от конкретного объекта и т.д.
Раннее выявление задержки психического развития у ребенка играет решающую роль в предоставлении поддержки и интервенции, которые могут помочь детям лучше развиваться[1, с.80]. Поэтому важно обращать внимание на разнообразные аспекты развития ребенка и реагировать на ранние сигналы задержки, чтобы обеспечить ребенку наилучшие шансы на успешное будущее. Что же должно насторожить родителей? В первую очередь это отягощенный семейный анамнез (родители, которые в детстве имели задержку в развитии, стресс во время беременности или неблагоприятные домашние условия), недостаточное медицинское обследование (нерегулярные визиты к педиатру, отсутствие наблюдения ребенка в динамике,отсутствие обследований по возрасту, непрохождение стандартизированных тестов и скринингов на ранних стадиях развития ребенка)– всё это может неблагоприятно повлиять на развитие ребенка и не позволит своевременно выявить задержку в развитии и принять необходимые меры[1, с.86].
Важно, чтобы родители, педиатры и другие специалисты работали вместе, чтобы рано обнаруживать потенциальные проблемы и предоставлять детям поддержку и помощь, соответствующую их индивидуальным потребностям.
Раннее выявление задержки психического развития позволяет начать коррекционно-педагогические мероприятия на ранних этапах развития, что может существенно улучшить прогнозы и качество жизни детей. Оно также способствует созданию более инклюзивного общества, где каждый ребенок имеет равные возможности для успешного развития и реализации своего потенциала.
Рассматривая вопрос об отношении родителей к оказанию ранней коррекционно-педагогической помощи ребенку, мы видим, что оно может быть разнообразным и зависеть от множества факторов, включая культурные, социальные и личные особенности каждой семьи[2, с.37]. Важно понимать, что каждая семья – это свой уникальный микромир, и общие тенденции в отношении выявления у ребенка какого-либо диагноза может варьироваться.В моей многолетней практике, самыми распространенными реакциями родителей на проблемную ситуацию, связанную с их ребенком это:
–отрицание наличия проблемы у ребенка: многие родители сначала не хотят признавать проблемы, связанные с развитием своего ребенка. Они надеяться, что ситуация изменится сама собой и не готовы сталкиваться с тем, что у ребенка имеется задержка в развитии.
–стресс и тревога за будущее ребенка: ситуация, связанная с выявлением задержки психического развития у ребенка, может вызвать стресс и последующее отчаяние родителей.Они очень обеспокоены будущим своего ребенка и его возможностью стать полноценной самостоятельной личностью. Эти мысли часто сопровождаются неуверенностью и тревогой. В таких случаях очень важна эмоциональная и социально-психологическая поддержка семьи, которую им оказывают в организациях, специализирующихся на помощи детям с особыми образовательными потребностями.
–принятие проблемы и готовность изменить ситуацию к лучшему: такие родители позитивно настроены, они стремятся найти действенные способы помочь своему ребенку. Их желание продуктивно и они готовы работать со специалистами, следовать их рекомендациям и принимать коррекционно-педагогическую помощь, а также оказывать взаимопомощь другим родителям, которые находятся в подобной ситуации.
Важно помнить, что каждая семья и каждый ребенок уникальны, и реакция родителей, на выявление у ребенка каких-либо проблем в развитии, может быть различной. В любом случае важно предоставлять родителям информацию, поддержку и ресурсы, чтобы они могли принимать правильные решения для обеспечения качественной и своевременной помощи своим детям. Работа в союзе с профессионалами психолого-медико-педагогической поддержки будет полезной для успешной коррекционной работы с ребенком с задержкой психического развития.
Таким образом, роль родителей в ранней коррекционной помощи ребенку с задержкой психического развития является фундаментальной для успешной адаптации и развития особенного ребенка, ведь от родителей зависит очень много, а именно:
– понимание и принятие диагноза;
– своевременное сотрудничество с профессионалами;
– активное участие в реабилитационных мероприятиях;
– создание развивающей среды для ребенка;
– развитие и совершенствование навыков, имеющихся у ребенка;
– защита интересов ребенка;
– эмоциональная и психологическая поддержка ребенка.
В заключении можно сказать о том, что родители играют ключевую роль в обеспечении благоприятного прогноза в будущем для своих детей. Ранняя психолого-педагогическая интервенция позволяет в значительной степени сократить негативное воздействие первоначального дефицита[3, с.141]. Их активное участие в жизни ребенка, понимание его состояния, забота о нём и стремление обеспечить разностороннюю поддержку имеют огромное значение для достижения положительных результатов и улучшения качества жизни ребенка с ЗПР. Отношение родителей к ранней коррекционно-педагогической помощи является важным фактором, так как оказывает существенное воздействие на процесс реабилитации и абилитации ребенка с ЗПР[4, с.128]. Более раннее обращение за коррекционной помощью может значительно улучшить прогноз для детей с ЗПР и сделать процесс коррекции более эффективным[7, с. 182]. Для этого необходима комплексная и скоординированная работа образовательных, медицинских и социальных служб, а также активное включение родителей в коррекционный процесс.

Библиографический список
1.Югова, О.В. Ресурсные возможности семьи ребенка с нарушениями развития как предмет изучения в практике психолого-педагогического консультирования / О.В. Югова // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 2 (66). С. 78–85. Текст : электронный. URL: https://doi.org/10.15293/1812-9463.2202.10(дата обращения: 07.10.2023).
2.Мастюкова, Е.М.Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е.М.Мастюкова, А.Г. Московкина; под ред. В.И.Селиверстова. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.Текст : электронный. URL: https://specialviewportal.ru/uploads/21.MASTYUKOVA_Ye.M._Semeynoye_vospitaniye_detey_s_otloneniyami_v_razvitii.pdf(дата обращения: 06.10.2023).
3. Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; подред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2002. – 272 с.Текст : электронный. URL: https://pedlib.ru/Books/1/0269/1_0269-141.shtml#book_page_top(дата обращения: 05.10.2023).
4. Жулина, Е.В. Система ранней помощи детям с задержкой речевого развития: монография/Е.В.Жулина.– Н.Новгород: НГПУ, 2018. – 143 с.Текст : электронный. URL: https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_7312.pdf(дата обращения: 07.10.2023).
5. Кувшинова И.А., Баранова Ю.А. Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве : сборник научных трудов по результатам международной научно-практической конференции. – Магнитогорск : Изд-во Магнитогорск.гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова,2019. С. 85-88.
6. Кувшинова И.А., Баранова Ю.А. Особенности взаимодействия учителя-дефектолога с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : материалы VI Международной научно-практической конференции (Тула, 19 ноября 2020 г.) / науч. ред. Н.А. Степанова. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. – С.152-155. DOI 10.31483/r-96871
7. Тасимова Ю.В., Кувшинова И.А. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка с задержкой психического развития // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : материалы VII Международной научно-практической конференции (Тула, 17 ноября 2021 г.) / науч. ред. Н.А. Степанова. – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. С. 180-184.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.