Задать вопрос
Статьи

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

28.12.2024
УДК 373.1
Демина Ю. К.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос эффективных методов улучшения отношений между родителями и детьми в современной психологической науке. Од-ним из основных способов сглаживания этих отношений является осуществления психолого-педагогической поддержки и коррекции. Статья обращает внимание на один из наиболее распространенных методов коррекции деструктивных детско-родительских отношений – арт-терапию, которая еще не раскрыта в полной мере своих возможностей. Статья также описывает различные программы, используемые для улучшения детско-родительских отношений, такие как тренинги, психотерапевтические программы и игровая терапия. В этих программах широко применяются методы, такие как лекции, беседы, сюжетно-ролевое моделирование, тренинги и другие подходы. Кроме того, некоторые из них включают элементы арт-терапии, гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии, когнитивно-поведенческой терапии и психодрамы. В заключение, подчеркивается важность пси-холого-педагогической поддержки и коррекции детско-родительских отношений.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, психолого-педагогическая поддержка, коррекция детско-родительских отношений детей, арт-терапия психотерапия, игровая терапия, стратегии взаимодействия.
IMPLEMENTATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT
AND CORRECTION OF CHILD-PARENT RELATIONS
Abstract. This article examines the issue of effective methods for improving the relationship between parents and children in modern psychological science. One of the main ways to smooth out these relations is the implementation of psychological and pedagogical support and correction. The article draws attention to one of the most common methods of correcting destructive child-parent relationships – art therapy, which has not yet fully revealed its capabilities. The article also describes various programs used to improve child-parent relationships, such as trainings, psychotherapy programs and play therapy. These programs widely use methods such as lectures, conversations, story-role modeling, trainings and other approaches. In addition, some of them include elements of art therapy, gestalt therapy, body-oriented therapy, cognitive behavioral therapy and psychodrama. In conclusion, the importance of psychological and pedagogical
Keywords: child-parent relations, psychological and pedagogical support, correction of child-parent relations of children, art therapy, psychotherapy, play therapy, interaction strategies.

Семейные отношения имеют связи между членами семьи, определяемые родством, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью и общностью быта. Семья является благоприятной средой для полноценного развития ребенка. Однако определенные аспекты, такие как состав семьи, состояние взаимоотношений внутри семьи или неравные роли родителей в воспитании, могут вызывать проблемы в поведении детей и негативные последствия для их психического здоровья.
Исследователи разделяют мнение о том, что современные российские семьи испытывают кризисные явления: кризис семейных традиций, распад браков, увеличение числа неполных семей и семей с неродными родителями, а также неисполнение определенных функций семьей, что приводит к проблемам в выполнении других функций, деформации смысла семейной жизни и тому подобное. Несмотря на эти негативные тенденции, семья остается первичной средой, где происходит развитие ребенка.
Таким образом, под родительскими отношениями понимается система эмоционального отношения к ребенку, восприятия родителем ребенка и способов взаимодействия с ним. Все эти аспекты подчеркивают важность и актуальность исследования, направлен-ного на осуществление психолого-педагогической поддержки и коррекции детско-родительских отношений в детском дошкольном возрасте.
Как отмечают, М. Х. Изотова, Г. И. Галиева, в современной психологической науке большое значение и популярность имеет вопрос об эффективных методах улучшения отношений между родителями и детьми. Одним из основных способов сглаживания этих отношений является применение психо-коррекционных программ [0, с. 94].
На данный момент существует множество средств для коррекции деструктивных детско-родительских отношений, и одним из наиболее распространенных является арт-терапия, которая, тем не менее, еще не раскрыта в полной мере своих возможностей. Существует множество вариантов таких программ, таких как «Тренинг эффективного родителя» Т. Гордона, психотренинг «Грамматика общения» В. А. Рахматшаевой, «Уро-ки общения» Ю. Б. Гиппенрейтер, тренинг детско-родительского взаимодействия Ш. Айберг, игровой детско-родительский тренинг разработанный группой психологов В. И. Долговой, Г. Ю. Гольевой, Н. В. Крыжановской, Е. В. Поповой [0], «Программа тренинга родительской компетентности» Е. В. Нищаковой [0] и другие. В этих коррекционных программах широко используются такие методы, как лекции, беседы, дискуссии, сюжетно-ролевое моделирование и анализ конкретных ситуаций, тренинговые занятия, тестирование, анкетирование и другие подходы. Кроме того, могут применяться элементы арт-терапии [0], гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии, когнитивно-поведенческой терапии [0] и психодрамы.
Общими для содержания коррекционных программ для родителей, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений, являются: ознакомление родителей с положительным терапевтическим подходом в процессе воспитания ребенка; овладение в процессе групповых занятий методикой чувственной коммуникации, позволяющей роди-телям глубже понять свой эмоциональный мир и ощущать тонкую эмоциональную сферу своих детей; демонстрация родителям конструктивного опыта общения с ребенком поведенческая терапия; игровая терапия.
Метод поведенческой терапии направлен на обучение родителей адекватным фор-мам поведения в проблемных ситуациях общения с ребенком [0, с. 152]. Основную роль здесь играет аспект социального научения. В таком случае участникам группы предлагаются образцы обращения родителей с детьми, затем родители анализируют данные моде-ли поведения и отрабатывают их в упражнениях на занятиях или при выполнении до-машнего задания. При этом главным условием эффективности данного метода есть само-наблюдение и наблюдение участников группы за эффектом их поведения. Здесь важна обратная связь, позволяющая участникам группы рефлексировать свое поведение. Необходимо отметить, что этот метод будет неэффективен при условии, если родители на-строены только на временный успех, заинтересованы в решении проблемы и не видят будущую перспективу воспитания ребенка на основе конструктивного общения.
Метод игры в коррекционной программе применяется для помощи саморазвитию личности родителей как воспитателей. Е. Н. Иванова в своей статье справедливо отмечает, что «Игра обладает мощным психотерапевтическим и развивающим эффектом, по-зволяющим человеку менять самого себя. Когда речь идет о замещающих семьях, то краеугольным камнем для нас выступает формирование привязанностей внутри заме-щающей семьи» [0, с. 75].
Для детей важно, что они входят в положение других, значимых для них взрослых (роль отца, матери): родители и дети учатся лучше понимать состояние друг друга, при-обретают умений сотрудничества. Это ярко проявляется в современных детско-родительских ролевых играх и социально-психологических особенностях иден-тификации и эмпатии: и родители, и дети с помощью психологических механизмов игровой деятельности пытаются решить старую проблему по-новому, осознавая ошибки изнутри. И здесь самое важное то, что родители не усваивают насильственно внедряемые стандарты, а развивают сами себя. О. А. Мещерякова отмечает в этом контексте: «Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий» [0, с. 131-132].
Игровые тренинги представляют собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игровых тренингов значительно расширилась. Психолого-педагогические игры, применяемые в групповой работе с родителями, дают им не только возможность погрузиться в мир детства и испытать прилив положительных эмоций, а самое главное, позволяющие в послеигровой рефлексии осмыслить значимость игры и себя в ней.
Программу «…коррекции деструктивных детско-родительских отношений с приме-нением полимодальной арт-терапии» предлагают Л. Н. Антилогова и Е. И. Ждакаева [0, с. 101]. Полимодальную арт-терапию авторы рассматривают как психологический метод коррекции, который объединяет визуальную модальность (изотерапию), аудиальную модальность (сказкотерапию) и тактильную модальность (игротерапию) в контексте психотерапевтических отношений и обратной связи между клиентом и специалистом. Давайте рассмотрим каждую из этих модальностей. [0, с. 101-102].
Следующая продуктивная форма работы с родителями – проведение индивидуального консультирования. Целью индивидуальной работы с матерями является прояснение ядра конфликтных отношений между матерью и ребенком, отграничение взаимодействия от негативных воздействий со стороны патологических проекций матери, что неизбежно требует обращения к собственному опыту. Основные симптомы изменения поведения детей рассматривались как реакции на вторжение со стороны матери. Ю. Ю. Древко подчеркивает, что «…консультирование семьи может осуществляться на следующих концептуальных подходах: деятельность социального педагога можно обозначить как помощь для самопомощи», а деятельность родителей как процесс самоактуализации потенциальных возможностей семьи, каждого ее члена» [0, с. 43.]
Еще одна актуальная форма работы с взрослыми и детьми проведение групповых коррекционных занятий. Выделим несколько аспектов такой работы.
Во-первых, организация проведения занятий. Такая форма взаимодействия имеет важное значение, поскольку настраивает родителей и детей на серьезное отношение к за-нятиям. Занятия должны проходить в закрытом помещении без телефона, куда не долж-ны входить посторонние. Комната должна быть оборудована в качестве тренингового зала, так как занятия для взрослых и детей включают элементы социально-психологического тренинга и различные активные игровые методы (могут быть пред-ставлены в форме тренинга). Работа в тренинговом круге позволяет сделать атмосферу родительских семинаров-практикумов более неформальной и доверительной. Стабиль-ность времени проведения группового занятия важна и для детей, и для взрослых, потому что формирует чувство ответственности и является важным психолого-педагогическим условием для эффективной работы группы. Каждое занятие, независимо от этапа осуществления коррекционной программы и конкретного содержания, включает в себя три части: вступительную, основную и заключительную.
Во вводной части, на наш взгляд, важны два аспекта: установление доверительно-эмоционального контакта руководителя с группой и релаксационный блок упражнений, способствующий снятию напряжения, скованности у участников коррекционных занятий. В основной части выбор сценария определяется, прежде всего, проблемой, решаемой в процессе занятий, и психологическими особенностями участников группового занятия (уровень образованности, коммуникативная открытость, активность и др.). Также на первом этапе целесообразно включить упражнения, способствующие сплочению группы, развитию группового мнения относительно проблемы (например, «Волшебный стул», «Айсберг», «Дождь» и др.) [0, с. 41-43].
Важно уделять внимание отбору упражнений, чтобы они не напоминали «калейдоскоп», а заключались в механизме решения проблемы, которая привела участников в данную группу. Работая над программой гармонизации отношений родителей с ребенком, важно предусмотреть этапы пошагового формирования умений конструктивного общения:
– осознание себя как родителя;
– актуализация представлений, связанных с образом детей (конкретный возраст, их специфика);
– актуализация представлений о собственных детях;
– ознакомление родителей с тактикой общения со старшим и младшим ребенком определенного возраста;
– закрепление положительных установок родителей на конструктивное общение с детьми;
– закрепление у родителей умений и навыков конструктивного общения;
– рефлексия своей позиции по отношению к детям после полученного в группе знания [0].
Стимулом для активности родителей, их творческого отношения к занятиям, целе-направленной деятельности участников группы на занятиях и развитии рефлексивных умений служат домашние задачи, предлагаемые родителям. Домашние задания разно-плановые: «Хронометраж времени, которое Вы проводите с детьми», «Оцените Вашу тактику предъявления требований к Вашим детям», «Опишите свое поведение по отношению к детям, когда Вы испытываете удовольствие от общения с ними», «Напишите письмо своим детям и расскажите о своих впечатлениях», «Заполните вместе с детьми общую визитную карточку» [0].
В основу всей структуры занятий в родительской группе целесообразно заложить принцип рефлективности. Он позволяет участникам проанализировать свой прошлый социальный опыт родителя-воспитателя, развивать рефлексивные способности, активизировать познавательные способности родителей в области воспитания и тем самым создать мотивацию на изменение стереотипных установок к воспитанию.
Важный этап в структуре группового занятия заключительная рефлексия. Он вклю-чает в себя выявление отношения участников занятий к их содержанию, методике проведения, организации, манеры общения руководителя с группой. Данный аспект рефлексии позволяет осуществить подведение итогов работы, на основании чего возможно планирование следующего коррекционного занятия. Наряду с этим уместно вводить рефлексивные задачи и упражнения, направленные на развитие саморефлексии, что помогает наблюдать динамику коррекции проблем, характер сложившихся в группе отношений, настроенность участников на последействие внесение в реальную жизнь семьи положительных изменений в результате применения тактики конструктивного общения с детьми [0].
Таким образом, психолого-педагогическая поддержка и коррекция детско-родительских отношений представляют собой важную область работы, направленную на помощь семьям в решении проблем, связанных с воспитанием и взаимодействием роди-телей с детьми. Основная цель психолого-педагогической поддержки и коррекции дет-ско-родительских отношений заключается в создании благоприятного психологического климата в семье, установлении эмоциональной связи между родителями и детьми, развитии эффективных стратегий взаимодействия и воспитания.
Для достижения этой цели психологи и педагоги, работающие в данной области, могут проводить различные виды работы:
– индивидуальные консультации. Психолог или педагог встречается с родителями или ребенком по отдельности, чтобы выявить проблемные ситуации, понять их причины и предложить пути их решения. В рамках консультаций родителям могут предоставлять-ся информация, советы и рекомендации по развитию навыков эффективного родительства;
– семейные консультации. Специалист работает с семьей в целом, помогая улаживать конфликты, установить более гармоничные отношения между родителями и детьми, а также помогая семье развивать навыки коммуникации и сотрудничества;
– групповые занятия. Психолог проводит занятия с группой родителей или родите-лей с детьми, где обсуждаются общие темы воспитания, обмен опытом, предлагаются различные практические упражнения и игры для развития навыков родительства.
Общим содержанием родительских программ, направленных на гармонизацию дет-ско-родительских отношений, являются: ознакомление родителей с положительным терапевтическим подходом в процессе воспитания ребенка; овладение в процессе группо-вых занятий методикой чувственной коммуникации, позволяющей родителям глубже понять свой эмоциональный мир и ощущать тонкую эмоциональную сферу своих детей; демонстрация родителям конструктивного опыта общения с ребенком поведенческая те-рапия; игровая терапия.
Список литературы
1. Антилогова Л. Н. Коррекция деструктивных детско-родительских отношений // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные ис-следования. 2018. № 4(21). С. 101-104.
2. Антонова С. И. Организация групповой работы с родителями, практикующими насильственные методы воспитания детей // Формы и методы социальной работы в раз-личных сферах жизнедеятельности : Материалы X Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию социальной работы в России, Улан-Удэ, 23–24 сентября 2021 года. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2021. С. 22–24.
3. Древко Ю. Ю. Коррекция детско-родительских отношений в семьях группы «риска» // Психология в экономике и управлении. 2014. № 1. С. 40–44.
4. Иванова Е. Н. Психологическая игра как эффективная психотехнология в методической и консультативной работе // Прикладная психология на службе развивающейся личности : сб. научн. ст. и матер. XVI науч.-практ. конф. с междунар. участием, Коломна, 14–15 февраля 2019 года. Коломна : ГОУ ВО Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2019. С. 75–79.
5. Изотова М. Х. Мишени психологической коррекции детско-родительских отношений // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. № 1(219). С. 88–95.
6. Косивцева Е. В. Возможности группового психологического тренинга в работе с семьями, воспитывающими ребенка-дошкольника с задержкой психического развития // Учебный год. 2021. № 3(65). С. 36–38.
7. Мещерякова О. А. Игровые тренинги как средство оптимизации детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте // Вестник науки. 2023. Т. 2, № 1(58). С. 130–134.
8. Нищакова Е. В. Тренинговая работа с родителями как метод коррекции детско-родительских отношений и профилактики детского суицида // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. №4-6. С. 71–74.
9. Пешкова Н. А. Сопровождение детско-родительских отношений как условие эмоционального благополучия школьников с умственной отсталостью // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : сб. матер. VII Междунар. науч.-практ. конф., Тула, 17 ноября 2021 года. Чебоксары : ООО «Издательский дом «Среда», 2021. С. 143–146.
10. Преображенская А. О. Когнитивно-бихевиоральный подход в коррекции дет-ско-родительских отношений // Актуальные вопросы современной науки. 2011. №20. С. 152–160.
11. Тихонова Д. В. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских от-ношений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 41–45.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.