Задать вопрос
Статьи

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

28.12.2024
УДК 376
Демиденко И. Ю., Кувшинова И. А.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ РЕБЕНКА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. Данная статья посвящена изучению особенностей взаимоотношений в семье ребенка с задержкой психического развития (далее ЗПР). В работе анализируются характерные проблемы, с которыми сталкиваются родители ребенка с ЗПР, включая повышенную тревожность, неуверенность в собственных силах, сложности в коммуникации и организации режима дня. Особое внимание уделяется необходимости использования специальных методов обучения и важности создания атмосферы любви и поддержки в семье. В статье представлены практические рекомендации по построению эффективных взаимоотношений, включая повышение компетентности родителей, терпение, включение ребенка в семейные дела и сотрудничество со спе-циалистами. Авторы подчеркивают, что успешная интеграция ребенка с ЗПР в семью возможна только при совместных усилиях родителей, специалистов и, конечно, самого ребенка. В статье также рассматриваются различные аспекты поддержки семьи, включая доступ к образовательным программам, ресурсам и психотерапевтической помощи. Цель статьи – помочь родителям понять специфику воспитания ребенка с ЗПР, преодолеть трудности и создать благоприятную атмосферу для развития и социализации ребенка.
Ключевые слова: задержка психического развития, взаимоотношения в семье, родите-ли, специальные методы обучения, компетентность родителей, включение ребенка в семейные дела.
FEATURES OF RELATIONSHIPS IN THE FAMILY
OF A CHILD WITH MENTAL RESTRICTION
Abstract. This article is devoted to the study of the natural regime in the family of a child with mental retardation (MR). The work analyzes the typical problems that parents of a child with MR face, including increased anxiety, lack of self-confidence, difficulties in communication and organizing the day. Particular attention is paid to the need to use special teaching methods and the importance of creating an atmosphere of love and support in the family. The article provides practical recommendations for building compliance with the rules, including increasing parental competence, tolerance, including the child in family affairs and cooperation with service personnel. The authors emphasize that successful integration of a child with MR into the family is possible only if the parents, specialists and, of course, the child themselves comply. The article also discusses various aspects of support, including family access to educational programs, resources and psychotherapeutic assistance. The purpose of the article is to help parents understand the specific upbringing of children with MR, overcome difficulties and create a favorable atmosphere for the development and socialization of the child.
Keywords: mental retardation, restrictions in the family, parents, special teaching methods, parental competence, inclusion of the child in family affairs.

Задержка психического развития (далее ЗПР) – это сложный диагноз, который ста-вится детям с нарушениями в развитии когнитивных функций, речи, двигательной активности, эмоционально-волевой сферы. Ребенок с ЗПР нуждается в особой заботе и внимании, особенно в семье. Взаимоотношения в семье ребенка с ЗПР имеют свои специфические особенности, которые требуют понимания и умения строить эффективное взаимо-действие со всеми членами семьи.
Рассмотрим особенности и критерии взаимоотношений в семье ребенка с ЗПР.
1. Эмоциональная напряженность и тревожность родителей, признаками которой, по словам О. С. Виноградовой, являются чувство вины, страх, неуверенность в своих си-лах. Это может привести к гиперопеке, нежеланию отпускать ребенка от себя, переживанию из-за отсутствия у ребенка достижений в сравнении со сверстниками [1, с.  61].
2. Сложности в коммуникации, которые обусловлены речевыми трудностями ре-бенка с ЗПР, и как следствие, трудностями в понимании и выражении своих мыслей и чувств. Это может привести к недопониманию и конфликтам в семье. Родители могут испытывать разочарование от невозможности построить полноценный диалог с ребенком. Важно помнить, что у ребенка с ЗПР могут быть собственные способы выражения своих мыслей и чувств, которые нужно учитывать, что и описано автором Р. М. Боскис [2, с. 62].
3. Повышенная утомляемость ребенка и необходимость в режиме дня. Это фак-торы, из-за которых дети с ЗПР часто бывают более утомляемыми, чем их сверстники. Они могут быть раздражительными, иметь трудности с концентрацией внимания и с управлением своим поведением. Это требует от родителей организации режима дня, который будет учитывать особенности ребенка и способствовать его полноценному развитию, что и описывается в работе Л. С. Волкова [3, с. 53].
4. Необходимость в специальных методах обучения. В процессе развития ребенка с ЗПР необходимо применять специальные методы обучения, которые позволяют учитывать его индивидуальные особенности. Родителям нужно быть готовыми к тому, что обучение ребенка с ЗПР может занимать больше времени и требовать от них больших усилий. Важно обратиться за помощью к специалистам (педагогу-психологу, дефектологу), которые помогут разработать индивидуальную программу развития ребенка, что и описано Л. С. Волковой [3, с. 55].
5. Потребность в поддержке и взаимопонимании. Важно, чтобы все члены семьи поддерживали друг друга и понимали сложности, с которыми они будут сталкиваться при воспитании ребенка с ОВЗ. Необходимо создать атмосферу любви, терпения и взаимопомощи. Родители также нуждаются в поддержке со стороны других членов семьи, друзей, специалистов.
6. Эффективные взаимоотношения в семье ребенка с задержкой психического раз-вития (ЗПР) зависят от использования родителями практических рекомендаций по воспитанию детей с диагнозом – задержка психического развития (ЗПР), которое представляет собой комплексное нарушение развития, влияющее на когнитивные способности, речь, моторику, эмоции и социальное взаимодействие ребенка. Семья играет ключевую роль в поддержке и развитии ребенка с ЗПР, поэтому построение эффективных взаимоотношений в семье является необходимым условием для его успешной социализации и гармоничного развития.
7. Понимание специфических особенностей взаимоотношений в семье, в которой растет ребенок с ЗПР, требует понимания вызовов, связанных с особенным характером взаимоотношений с такими детьми.
Необходимо учитывать следующие аспекты.
1. Повышенная тревожность и неуверенность родителей. Родители ребенка с ЗПР могут испытывать сильную тревогу за его будущее, за его образование и социализацию. Они могут чувствовать вину, страх, неуверенность в своих силах (О. С. Виноградова) [1]. Это может привести к гиперопеке, нежеланию отпускать ребенка от себя, переживанию из-за отсутствия достижений ребенка в сравнении с его сверстниками.
2. Сложности в коммуникации. Ребенок с ЗПР может иметь трудности с речью, пониманием и выражением своих мыслей и чувств. Это может привести к недопониманию и конфликтам в семье. Р. М. Боскис описывает, что родители могут испытывать разочарование от невозможности построить полноценный диалог с ребенком. [3] Важно пом-нить, что у ребенка с ЗПР могут быть собственные способы выражения своих мыслей и чувств, которые нужно учитывать.
3. Повышенная утомляемость ребенка и необходимость в режиме дня. Дети с ЗПР часто бывают более утомляемыми, чем их сверстники. Они могут быть раздражительны-ми, иметь трудности с концентрацией внимания и с управлением своим поведением. Это требует от родителей организации режима дня, который будет учитывать особенности ребенка и способствовать его полноценному развитию.
4. Необходимость в специальных методах обучения. Т. Г. Неретина акцентирует, что для развития ребенка с ЗПР необходимо применять специальные методы обучения, которые учитывают его индивидуальные особенности [4]. Родителям нужно быть гото-выми к тому, что обучение ребенка с ЗПР может занять больше времени и требовать от них больших усилий. Важно обратиться за помощью к специалистам (педагогу-психологу, дефектологу), которые помогут разработать индивидуальную программу раз-вития ребенка.
5. Потребность в поддержке и взаимопонимании. Важно, чтобы все члены семьи поддерживали друг друга и понимали сложности, с которыми они сталкиваются. Необходимо создать атмосферу любви, терпения и взаимопомощи. Родители также нуждаются в поддержке со стороны других членов семьи, друзей, специалистов.
Практические рекомендации для эффективных взаимоотношений родителей и детей с ЗПР включают в себя повышение компетентности родителей, создание атмосферы любви и поддержки, терпение и понимание. Остановимся на них подробнее.
1. Повышение компетентности родителей включает изучение информации о ЗПР: важно понять особенности развития ребенка, его сильные стороны и зоны ближайшего развития. При помощи участия в группах поддержки для родителей детей с ЗПР происходит обмен опытом и поддержка со стороны других родителей. А также важно прохождение специальных курсов или тренингов для родителей детей с ЗПР: они могут научить родителей специальным методам обучения и воспитания.
2. Создание атмосферы любви и поддержки заключается в проявление любви и принятие ребенка таким, какой он есть: важно убедить ребенка в безусловной любви не-зависимо от его особенностей. У ребенка должно быть создана дома атмосфера безопасности и уверенности: это позволит ему чувствовать себя комфортно и расслабленно. Также важно хвалить за успехи: даже маленькие достижения важны для ребенка с ЗПР, они поддерживают его мотивацию к развитию.
3. Терпение и понимание: важно понимание того, что развитие ребенка с ЗПР может занять больше времени: важно быть терпеливыми и не сравнивать своего ребенка с дру-гими (Ю. В. Тасимова и др.) [5, 6]. Важна фокусировка на прогрессе, а не на недостатках: главное видеть положительные изменения в развитии ребенка и поддерживать его уси-лия. Включение ребенка в семейные дела поможет ему чувствовать себя полноправным членом семьи: ребенок с ЗПР может выполнять простые задания по дому или участвовать в семейных развлечениях. Дайте ребенку возможность внести свой вклад в семейную жизнь: это повысит его самооценку и укрепит чувство принадлежности к семье.
4. При использовании специальных методов обучения не бойтесь обращаться за по-мощью к специалистам: педагоги-психологи, дефектологи, логопеды могут дать ценные рекомендации по обучению и развитию ребенка с ЗПР. Так, изучением методов обучения и развития, которые подходят для детей с ЗПР, занимаются Ю. В. Тасимова [5] и др. Существуют разные методики, которые могут помочь ребенку усваивать информацию и развивать свои навыки. Создание домашней среды, которая будет способствовать развитию ребенка: обеспечение ребенку доступа к играм, игрушкам, книгам, которые соответствуют его возрасту и интересам.
5. Избегание сравнений с другими детьми, помня, что каждый ребенок индивидуален и развивается в своем темпе. Фокусируйтесь на успехах ребенка: отмечайте его дос-тижения, независимо от того, какими маленькими они могут казаться.
В заключении отметим, что дети с задержкой психического развития могут успешно развиваться и достигать успехов в жизни с помощью любви, терпения и правильного подхода. Важно помнить, что каждый ребенок с ЗПР – индивидуален, и его развитие мо-жет проходить в разном темпе. Важно установить тесный контакт с педагогами-психологами, дефектологами, логопедами, чтобы получить квалифицированную помощь в обучении и развитии ребенка.
Взаимоотношения в семье с ребенком с ЗПР – это сложный и требующий особого подхода процесс. Однако с помощью любви, терпения и взаимопонимания можно соз-дать атмосферу гармонии и поддержки, которая поможет ребенку с ЗПР расти и развиваться.
Список литературы
1. Виноградова О. С. Психологические особенности родителей детей с ограничен-ными возможностями здоровья // Психологический журнал. 2009. № 2. С. 61-70.
2. Боскис Р. М. Речевое развитие детей с нарушениями слуха : учебное пособие // Дефектология. 1998. № 3. С. 45–52.
3. Волкова Л. С. Развитие речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2005. № 5. С. 52–59.
4. Неретина Т. Г. Коррекционная педагогика : учебное пособие. Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2017. 172 с.
5. Тасимова Ю. В., Кувшинова И. А. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка с задержкой психического развития // Социокультур-ные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : материалы VII Международной научно-практической конференции (Тула, 17 ноября 2021 г.) / науч. Ред. Н. А. Степанова. Чебоксары: ИД «Среда», 2021. 304 с. С. 180-183.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.