Задать вопрос
Статьи

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО КОНТЕНТА В МЕССЕНДЖЕРЕ TELEGRAM

28.12.2024
УДК 316.776:004.738.5
Зонова И. И., Рудакова С. В.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО
КОНТЕНТА В МЕССЕНДЖЕРЕ TELEGRAM

Аннотация. Telegram – кроссплатформенный мессенджер для мгновенного обмена ау-дио и видеосообщениями, изображениями, GIF, стикерами, документами в разных форматах – за последние несколько лет утвердился как одна из ведущих платформ для рас-пространения контента самого разного типа – от новостей и образовательных мате-риалов до литературы. Важным направлением развития мессенджера Telegram стало активное использование и продвижение литературного контента, который представ-лен как в традиционных формах (книги, рассказы, стихи), так и в адаптированных для платформы видах (короткие рассказы, «литературные каналы», авторские блоги). Данная работа посвящена исследованию особенностей взаимодействия литературного контента в Telegram. Анализируется влияние Telegram на литературные процессы, в том числе рост популярности литературных каналов как площадки для авторов, изменения в моделях монетизации контента. Прогнозируется дальнейшее развитие Telegram как важной платформы для литературного творчества и взаимодействия с читателями.
Ключевые слова: Telegram, литературные каналы, литературный контент, литера-турный контент, форматы.
FEATURES OF LITERARY CONTENT INTERACTION
IN THE TELEGRAM MESSENGER
Abstract. Telegram is a cross-platform messenger for instant exchange of audio and video messages, images, GIFs, stickers, and documents in various formats. Over the past few years, it has established itself as one of the leading platforms for disseminating diverse types of content, ranging from news and educational materials to literature. A key area of development for Telegram has been the active use and promotion of literary content, presented both in traditional forms (books, stories, poems) and in formats adapted for the plat-form (short stories, «literary channels» and author blogs). This study is dedicated to examining the features and dynamics of literary content interaction within Telegram. It analyzes Telegram's influence on literary processes, including the growing popularity of literary channels as a platform for authors and changes in content monetization models. The paper also forecasts the further development of Telegram as a significant platform for literary creativity and engagement with readers.
Keywords: Telegram, literary channels, literary content, literary formats.

С развитием цифровых технологий и глобализацией доступа к информации измени-лась не только природа медиапотребления, но и литературная культура. Социальные сети и мессенджеры стали важным элементом для взаимодействия авторов и читателей. Одним из самых популярных каналов распространения литературного контента стал мессенджер Telegram, обладающий рядом уникальных особенностей, чьи возможности ана-лизируются в работах Н. Л. Аванесян [1], С. С. Андриянова, А. А. Веретено [2], О. В. Бондаренко [3], М. В. Дядченко, А. Ю. Холодил-ина [4], Д. Э. Коноплев [8].
Telegram как кроссплатформенный мессенджер обладает рядом специфических ха-рактеристик, которые способствуют его популярности среди литературных авторов и чи-тателей.
Telegram предоставляет пользователям широкий спектр возможностей для создания и распространения контента, которые отличаются от других социальных сетей и мессенджеров, на что обращают внимание И. И. Зонова [7] и У. А. Морозова [9]. Одной из ключевых особенностей является возможность создания каналов и групп для авторов и издателей, где можно оперативно публиковать произведения, вести интерактивные обсуждения и создавать аудиторию. В отличие от традиционных социальных сетей, особенности представления литературного на этих платформах были системно описаны Т. Б. Зайцевой [5], Е. С. Нуждиной [6], Т. В. Рудаковой и Е. Н. Панкиной [10], Telegram поддерживает приватность и прямую связь между авторами и читателями, что особенно важно для литературного процесса. Пользователи могут вести каналы анонимно, что привлекает как начинающих, так и уже состоявшихся авторов. Telegram позволяет де-литься литературой, в том числе провокационной, без жесткой цензуры, что не всегда возможно в традиционных медиа или социальных сетях.
Telegram поддерживает различные форматы контента – текстовые сообщения, изображения, голосовые и видеосообщения. Telegram предлагает разнообразные форматы подачи литературного контента: текстовые сообщения, изображения, аудиофайлы и даже видеоматериалы. Это позволяет авторам представлять свои произведения в различных формах и даже экспериментировать с мультимедийными элементами, издатели же полу-чают возможности адаптировать произведения к разным типам восприятия. Например, короткие рассказы и поэтические формы идеально подходят для текстовых сообщений, а аудиокниги могут быть распространены в формате аудиофайлов. Telegram также под-держивает боты и расширенные функции автоматизации, что позволяет авторам взаимо-действовать с аудиторией через интерактивные механизмы. Функция каналов и групп в Telegram делают распространение контента быстрым и удобным. Пользователи могут подписаться на авторов, получить уведомления о новых публикациях, а также делиться понравившимся контентом с другими через пересылку сообщений.
Одной из ключевых особенностей литературного контента в Telegram является его тяготение к «микроформатам». Небольшие произведения становятся наиболее популяр-ными формами, поскольку аудитория мессенджера предпочитает контент, который мож-но быстро воспринять. Это связано с общей тенденцией современных пользователей к краткости и оперативности работы с информацией в условиях перегруженности информационного поля.
Ещё одной важной особенностью Telegram является высокий уровень интерактивности. Многие литературные каналы и группы в Telegram активно используют обратную связь, позволяя читателям комментировать произведения, участвовать в голосованиях и опросах, а также делиться своими отзывами. Такая форма взаимодействия способствует вовлечению аудитории в обсуждение литературного материала и создает ощущение со-вместного литературного творчества.
Взаимодействие между авторами и их аудиторией происходит в различных формах. Это может быть комментирование и обсуждения. В группах или комментариях под по-стами читатели могут обсуждать произведения, делиться впечатлениями и напрямую общаться с авторами. Подобная форма взаимодействия создает атмосферу «литературно-го клуба», в котором происходит активный обмен мнениями. Это может быть и обратная связь в режиме реального времени. Авторы получают немедленную реакцию на свои публикации. Читатели могут мгновенно выразить свое мнение через реакции или ответы, что значительно повышает уровень вовлеченности.
Взаимодействие может происходить через массовое распространение контента. Telegram позволяет легко пересылать сообщения и делиться ссылками на каналы, что способствует вирусному распространению контента. Это особенно важно для начинаю-щих авторов, которые могут быстро привлечь внимание к своим произведениям.
Telegram как платформа повлиял на изменение форматов подачи литературных произведений. С точки зрения маркетинга, это означает, что контент должен быть адаптирован под привычки и поведение пользователей мессенджеров. В подаче контента ав-торы и издатели ориентируются на такие его качества, как сжатость и лаконичность. Поскольку пользователи мессенджеров привыкли к быстрому потреблению контента, в Telegram популярны короткие формы: небольшие рассказы, эссе или подборки стихов. Лонгриды также встречаются, но часто разбиваются на серии публикаций, чтобы удержать внимание аудитории.
Популярен метод сериализации контента. Разбивка длинных произведений на эпи-зоды или главы (серии) делает чтение удобным и позволяет удерживать интерес аудито-рии на более длительный срок. Пользователи возвращаются на канал, чтобы продолжить чтение следующей главы.
При формировании контента берут в расчет и его визуализацию. Многие авторы используют иллюстрации, GIF-анимации и даже стикеры для сопровождения текста, что придает литературному контенту дополнительную выразительность. Это помогает при-влечь и удержать внимание читателя.
В последние несколько лет наблюдается заметная динамика, и даже рост популярности литературных каналов. Исследования и статистические данные показывают, что количество литературных каналов и групп в Telegram стабильно растет. Так, согласно исследованию компании Mediascope, в 2021 году количество активных пользователей Telegram в России выросло на 66 %, что привело к расширению тематики каналов и увеличению числа литературных сообществ. В марте же 2023 года, как отмечается на сайте Mediascope, «Telegram вышел на 5 место среди российских интернет-ресурсов по объему дневной аудитории. Более 40 % населения пользуются им ежедневно, более 60 % – хотя бы раз в месяц. <…> Около 70 % пользователей Telegram читают какие-либо каналы, а не только обмениваются сообщениями» [11]. Популярность литературного контента поддерживается трендом на более глубокое восприятие информации, в отличие от поверхностного листания лент в других соцсетях. Пользователи стремятся к контенту, который требует большего вовлечения, и литературные каналы становятся для них островками такого осмысленного потребления.
Telegram не ограничивается только авторскими каналами. Большую роль в распространении и обсуждении литературного контента играют читательские сообщества. В та-ких группах происходит обмен литературой, обсуждение новинок, коллективное чтение произведений и обмен рекомендациями. Эти группы создают среды для более активного взаимодействия с литературой и способствуют формированию новых читательских практик.
На протяжении последних нескольких лет наблюдается рост числа литературных каналов и групп в Telegram. Это объясняется несколькими факторами: простотой использования платформы, высокой степенью приватности и возможностью распространять контент без ограничений цензуры, которая присутствует на других крупных платформах. С увеличением числа авторов и читателей в Telegram появляются новые формы монетизации контента. Это открывает авторам новые возможности для коммерциализации их творчества, сохраняя при этом прямую связь с аудиторией, минуя посредников в виде издательств.
Как следствие, в последние годы можно наблюдать и коммерциализацию литера-турных каналов [1; 2]. Некоторые авторы превращают свои каналы в полноценные бизнес-проекты. Этому способствуют подписки и платные публикации на рассматриваемой платформе: известно, что Telegram позволяет авторам зарабатывать на подписках на экс-клюзивный контент: это может быть ранний доступ к новым произведениям или уни-кальные рассказы, доступные только для платных подписчиков.
Монетизации работы литературных каналов способствуют реклама и партнерства. Некоторые авторы начинают сотрудничество с брендами и другими каналами, что дает возможность монетизировать их литературную деятельность через нативную рекламу.
Успешности реализации бизнес-проектов, связанных с литературными каналами, способствует и продажа книг и мерча. Литературные авторы часто используют свои ка-налы для продвижения и продажи книг, собственных или партнерских. Мессенджер Telegram становится платформой не только для распространения текстов, но и для ком-мерческих предложений.
Telegram продолжает развиваться, и его роль в литературном мире, вероятно, будет расти. В условиях децентрализации СМИ и роста интереса к личному авторскому кон-тенту, как отмечает Д. Э. Коноплев [8], Telegram станет еще более востребованным среди писателей. Можно выделить несколько ключевых перспектив. С развитием возможно-стей Telegram (когда происходит трансформация контента в мультимедийные проекты – видеосообщения, аудиозаписи, интеграция с другими платформами) можно ожидать, что авторы будут всё больше обращаться к мультимедийным форматам, сочетая текст, звук и изображения в одном произведении.
В условиях системного повышение уровня авторского профессионализма многим авторам потребуется адаптировать свои произведения под новые условия платформы, что может стимулировать появление новых жанров и форматов. Telegram изменил не только формы взаимодействия с литературой, но и способы ее создания и распространения. Оперативность публикации, отсутствие необходимости в издательских домах и широкая аудитория стимулируют авторов создавать контент с учетом мгновенной реакции читателей. Это приводит к ускорению процесса написания и редактирования произведений, а также к изменению подходов к формированию литера-турного канона.
Одной из проблем Telegram как литературной платформы является проблема ин-формационной перегрузки. Из-за низкого порога входа и легкости создания каналов количество литературного контента растет, что снижает общее качество представляемого материал. Многие пользователи сталкиваются с проблемой нахождения качественной литературы среди обилия непрофессиональных или любительских произведений. С уче-том тенденций к цифровизации и динамично меняющимся параметрам медиапотребления можно прогнозировать, что Telegram продолжит оставаться важной платформой для литературных авторов и читателей. Однако для того, чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо дальнейшее развитие инструментов монетизации и продвижения контента, а также улучшение алгоритмов для поиска и сортировки информации.
В будущем можно ожидать дальнейшего развития новых форматов, повышенной коммерциализации и интеграции мультимедийных проектов в литературные каналы.
Telegram стал уникальной площадкой для представления литературного контента, позволяющей авторам и читателям взаимодействовать в новом, гибком формате. Особенности этой платформы, такие как интерактивность, микроформат, доступность широкой аудитории и оперативность публикаций, способствуют формированию новых лите-ратурных практик и росту популярности литературных каналов. Однако рост объема контента в Telegram также создает вызовы, связанные с качеством и сложностью навигации в литературной среде. Перспективы развития Telegram как платформы для литературы зависят от её способности адаптироваться к потребностям авторов и читателей в условиях цифрового медиамира.
Список литературы
1. Аванесян Н. Л. Telegram как пример мессенджера: возможности и перспективы развития // Научный потенциал XXI века : сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф., Ас-тана, 08 июня 2017 года. Астана : Академия, 2017. С. 61–65.
2. Андриянова С. С., Веретено А. А. Использование мессенджера Telegram для про-движения бренда // Economics. 2018. № 3(35). С. 54–57.
3. Бондаренко О. В. Telegram-каналы как новый вид коммуникации с общественно-стью // Век информации. 2018. № 2-2. С. 170–172.
4. Дядченко М. В., Холодилина А. Ю. Роль telegram-каналов в российском инфополе // Язык и коммуникация в контексте культуры: материалы международной научно-практической онлайн-конференции. Ростов-на-Дону, 2022. С. 311–316.
5. Зайцева Т. Б. Планирование арт-проекта «Сценарий и видеоролик в жанре видео-поэзии на международный конкурс “Видеостихия”» // Libri Magistri. 2020. № 1(11). С. 109–123.
6. Зайцева Т. Б., Нуждина Е. С. Литературная критика в книжных сообществах со-циальной сети «ВКонтакте» // Libri Magistri. 2020. № 4(14). С. 165-181.
7. Зонова И. И. Методы продвижения литературных каналов в мессенджере Telegram // Мировая литература глазами современной молодежи. Цифровая эпоха : сб. матер. IХ междунар. науч.-практ. молодежной конф., Магнитогорск, 25-26 октября 2023 года. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. тех. ун-т им. Г.И. Носова, 2023. С. 205–208.
8. Коноплев Д. Э. Telegram как новая среда коммуникации в СМИ и соцсетях // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 3(25). С. 198–200.
9. Морозова У. А. К вопросу о методах продвижения блога в Telegram // Реклама, PR и медиа: современное состояние и перспективы развития : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 24-25 марта 2022 года. Санкт-Петербург : Центр научно-производственных технологий «Астерион», 2022. С. 89–93.
10. Рудакова Т. В., Панкина Е. Н. Сетевой проект как инструмент развития чита-тельской грамотности обучающихся // Libri Magistri. 2018. № 5. С. 116–121.
11. Mediascope: Исследование аудитории Telegram в России за 2023 год. [сайт]. URL: https://mediascope.net/upload/iblock/9fb/
3nfdyfloew36u7oqs3fip8loz14yad4g/Telegram_Otchet_Mediascope.pdf (дата обращения: 20.09.2024).
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.